ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
статья по окружающему миру
Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников играет практическая, исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов, явлений, проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить свои наблюдения, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. К сожалению, чаще всего учащиеся изучают природу только по книгам, не покидая стен класса, а в природе не узнают изученные объекты, не умеют применить полученные знания. Решить проблему поможет организация исследовательской работы младших школьников. В своем выступлении мне хочется дать методические рекомендации по организации экологических исследований, основанные на анализе методической литературы и на накопленном практическом материале по данной проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_konferentsiyu.docx | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Автор: Большакова Марина Павловна, учитель начальных классов, МОУ «Тверской лицей», г. Тверь
Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников играет практическая, исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов, явлений, проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить свои наблюдения, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. К сожалению, чаще всего учащиеся изучают природу только по книгам, не покидая стен класса, а в природе не узнают изученные объекты, не умеют применить полученные знания. Решить проблему поможет организация исследовательской работы младших школьников. В своем выступлении мне хочется дать методические рекомендации по организации экологических исследований, основанные на анализе методической литературы и на накопленном практическом материале по данной проблеме.
Использование современных педагогических технологий подразумевает проектные и исследовательские методы обучения. Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием продукта и его представления в рамках презентации. Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, подбор методов и т д. Главным результатом деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Таким образом, проектирование и исследование – изначально разные виды деятельности. Исследование – поиск истины, проект – решение определенной задачи. Проектная и исследовательская деятельность могут дополнять друг друга.
Главным смыслом исследования в сфере школьного образования есть то, что оно является учебным. Главной его целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний ( т. е . новых для конкретного ученика).
Каковы ученические компетенции для исследовательской работы?
Это умение работать с литературой, критически осмысливать материал, четко излагать свои мысли.
Что ребенок может приобрести, выполняя исследовательскую работу? Это практически все общеучебные умения и навыки – рефлексивные (умение осмыслить задачу), поисковые (умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей, самостоятельно находить недостающую информацию, находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи), навыки оценочной деятельности, навыки работы в сотрудничестве, коммуникативные, презентационные, менеджерские (умение планировать деятельность, принимать решения).
К личности педагога тоже предъявляются особые требования. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, консультирует, мотивирует, помогает, наблюдает, оценивает. Для этого педагог должен быть сам творческой личностью, должен заниматься самообразованием, занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности, должен уметь прогнозировать как перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащихся; налаживать деловые формы общения с учащимися. Существует ли методика занятий с младшими школьниками по формированию исследовательской деятельности? Такую методику разработал Савенков Александр Ильич, он же является автором курса «Я – исследователь» для младших школьников. Работа в рамках курса помогает включить ребенка в собственный поиск на любых предметных занятиях. Курс не только помогает обучать наблюдению и экспериментировать, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. На основании этого курса составлена программа дополнительного образования «Экологические исследования» для 2-4 классов.
Цель : развитие личностно-значимого отношения к познанию природы, понимания и уважения ее, места человека в окружающем мире и формирование экологически целосообразного поведения личности.
В задачи курса входит:
- Углублять и расширять представления в области экологии
- Формировать умения самостоятельного исследования в области изучения окружающей среды
Программа включает два направления – экологическое и исследовательская деятельность.
Формы работы: тренировочные занятия, экскурсии, опыты, конференции, викторины, квесты, защиты исследовательских работ и творческих проектов.
На тренировочных занятиях дети изучают все основные этапы исследования – выбор темы, составление плана исследования, сбор материала, его анализ и обобщение, подготовка отчета по результатам исследования, доклад. Они учатся работать в группах и парах, задавать вопросы докладчику и «защищать» свою работу.
Самостоятельные учебные исследования проводятся вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеучебная работа.
Структура работы над проектом - пять «П» - отражена в пособии – рабочей тетради для детей «Я – исследователь» : проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. Она отражает основные этапы – подготовительный, экспериментальный, камеральный, аналитический, отчетный.
Младшим школьникам бывает трудно определиться с выбором проблемы исследования. На начальных этапах учитель предлагает темы исследований. Вот что мы предлагали детям в конце 2 класса:
Река Волга.
Реки Тверской области.
Лесные опасности.
Растения нашего класса.
Мой аквариум.
Мой домашний зоопарк.
Бездомные животные.
Мой палисадник (клумба).
Для чего животным хвост.
Наибольшей популярностью у второклассников пользуются темы, связанные с животным миром. Третьеклассники и четвероклассники часто выбирают темы, связанные с экологией («Жизнь без мусора»), пользой для здоровья тех или иных продуктов («Польза и вред шоколада», «Жизнь без глютена»). Нередко появление проблемы исследования связано с интересным явлением природы, удивившим ребенка. Это самые ценные исследования, так как они основываются на жизненном опыте учащихся (знания должны быть личностно значимы); наглядности (можно увидеть, потрогать); ситуации «успеха» (если вы это запомните, то вам это пригодится).
Этап 1 – подготовительный
Учащиеся выдвигают проблему, выдвигают гипотезы, изучают литературу, подбирают методики и необходимое оборудование, заводят «папку исследователя».
Этап 2 – экспериментальный
В процессе практической деятельности занимаются сбором информации
Этап 3 – камеральный
Осуществляется обработка материалов, создание коллекций, гербариев, таблиц, проводится математическая обработка результатов
Этап 4 – аналитический
Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, закономерностей, проблем
Этап 5 – отчетный
Составляется отчет о проведенной работе, составляются рекомендации и предложения, делается публичный доклад (сообщение)
На этом этапе некоторая часть занятий отводится на небольшие конференции, где выступают с отчетом 2-4 человека. Среди участников кружка, не выступающих с сообщением, выбирается жюри, которое согласно критериям дает аргументированную оценку, выраженную в баллах. Жюри и коллеги-исследователи задают вопросы по теме исследования. Оценивается актуальность темы, наличие структуры исследования, владение темой и качество презентации, делаются критические замечания. Учитель выступает последним, корректируя деятельность учеников. Лучшие проекты выдвигаются на конкурсы и реализуются на уровне класса, школы, района, города. Впоследствии выступающий также выступит в роли члена жюри. Такая организация работы заставляет ученика более тщательно прорабатывать выступление, использовать наглядность, оттачивать свои ораторские способности, отвечать на вопросы аудитории.
Этап 6 – информационный
Предполагается ознакомить коллектив школы, население микрорайона с результатами, предложениями и рекомендациями.
Этап 7 – практический
Личное участие школьников в практической работе по охране природы, участие в реализации высказанных в работе предложений и рекомендаций, участие с докладами на научно-практических конференциях, в конкурсах.
Ребенок – исследователь от рождения. Его исследовательское поведение проявляется очень ярко, а исследовательские способности совершенствуются интенсивно. Исследовательская деятельность дает уникальную возможность превратить пассивного созерцателя в активного творца, превратить процесс развития личности в процесс саморазвития.
Научно-исследовательская работа дает возможность одаренным ученикам проявить себя. Наша цель – подготовка выпускника, умеющего мыслить самостоятельно, принимать нестандартные решения, отвечать и защищать свои действия, свои выводы.
Опыт показывает, что проблема развития исследовательских способностей решается результативнее в условиях, когда используются специальные тренировочные занятия по развитию исследовательских умений и навыков.
Экологические знания необходимы каждому человеку. Школа призвана формировать экологическую культуру личности ученика, воспитывать ответственное, бережное отношение к природе. Использование программы внеурочной деятельности «Экологические исследования» способствует становлению исследовательской деятельности младших школьников и формирует экологическую культуру будущих граждан России.
Литература:
http://slidespace.ru/show/33038
http://animashky.ru/index/0-11?311-32
http://festival.1september.ru/articles/511221/
http://stupeni.399sch.ru/?page_id=2
https://obuchonok.ru/temaekolog
Прохорова С. Ю. Тропинка в природу: организация экологических исследований с младшими школьниками. – Ростов н/Д,2008-157 с.
Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- Самара, 2004-80 с.
Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе.-М.-2000 -232 с
Савенков А. И. Я-исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников.-Самара-2004-32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Педагогическая диагностика. Что необходимо знать и учитывать при исследовании мышления младшего школьника»
В педагогической диагностике требуется прежде всего изучение, осуществляемое в несколько этапов: сбор данных, на основе которых делаются все выводы, сравнение наблюдаемого нами поведение с прежним пов...
Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."
Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....
Экологическая игра для младших школьников «Экологическая ромашка».
Игра помогает детям задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь...
Инновационная практика продуктивной организации самостоятельного добывания знаний, направленная на формирование экологической культуры у младших школьников
Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам выстраивать систему образовательных практик на площадке общения учащегося с окружающим миром. Формирование эк...
Проблема исследования обучения младших школьников точности выражать свои мысли в психолого-педагогической литературе.
Связная речь - многоаспектная проблема. Её изучением занимается психология, лингвистика, психолингвистика, социальная психология, общая и специальная методика.При определении сущности данного по...
Методическая разработка Исследование проблем младших школьников и пути их решения в совместной деятельности педагога с родителями и детьми
Есть ли признаки того, что ребенку в начальной школе плохо? Конечно. Обычно ребенку сложно в период адаптации, в первые полтора-два месяца, когда он или только пришел в первый класс. Ищем ре...
Организация краеведческих исследований: от младшего школьника к выпускнику. Из опыта работы.
Польза от пешеходных прогулок давно известна, ее никто не ставит под сомнение – укрепление здоровья, улучшение психологического состояния, своеобразный источник радости....