Проблема исследования обучения младших школьников точности выражать свои мысли в психолого-педагогической литературе.
статья по русскому языку

 

Связная речь - многоаспектная проблема. Её изучением занимается психология, лингвистика, психолингвистика, социальная психология, общая и специальная методика.

При определении сущности данного понятия акцент делается на точность высказывания и «связность» речи. В структуре понятия содержится такая единица языка, как предложение. Вместе с тем в психологической и психолингвистической литературе точность речи представлена как сложный, особый вид речемыслительной деятельности, имеющий более сложное строение, нежели предложение или диалогическая речь. Именно этим определяется тот факт, что даже хорошо сформированный навык владения фразой не обеспечивает в полной мере умения создавать  точные высказывания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические основы обучения младших школьников точности выражать свои мысли на уроках русского языка

Проблема исследования обучения младших школьников точности выражать свои мысли в психолого-педагогической литературе.

Связная речь - многоаспектная проблема. Её изучением занимается психология, лингвистика, психолингвистика, социальная психология, общая и специальная методика.

При определении сущности данного понятия акцент делается на точность высказывания и «связность» речи. В структуре понятия содержится такая единица языка, как предложение. Вместе с тем в психологической и психолингвистической литературе точность речи представлена как сложный, особый вид речемыслительной деятельности, имеющий более сложное строение, нежели предложение или диалогическая речь. Именно этим определяется тот факт, что даже хорошо сформированный навык владения фразой не обеспечивает в полной мере умения создавать  точные высказывания.

Существует две основных  формы речи, в которых человек выражает свои мысли: диалогическая и монологическая устная и письменная речь. Л.С. Выготский характеризует монологическую и диалогическую речь как высшую форму речи, исторически развивающуюся позднее, чем диалог. Специфику монолога и диалога (как устной, так и письменной его формы) Л.С. Выготский [рассматривает в их особой структурной организации, композиционной сложности, необходимости максимальной мобилизации слов.

С.Л. Рубинштейн развивая учение о связной речи, в первую очередь отмечает, что речь строится на умении точно выразить, раскрыть мысль в связном речевом построении. Сложность монологической и диалогической речи, он объясняет потребностью «передать в речевом плане более или менее обширное речевое целое, предназначенное для постороннего слушателя и ему

Выделяют два взаимосвязанных аспекта: мыслительный и речевой. Говорение есть выражение своих мыслей в целях решения задач общения, а общение - это всегда взаимодействие с другими людьми. Связная речь, тем самым, выступает  как особый вид речемыслительной деятельности. Рассматривая генезис связной речи, он отмечает, что спонтанно в процессе «живого общения», она не формируется, ребенок постепенно переходит от «господства» ситуативной диалогической речи к контекстной.

Речевое высказывание становится точным в том случае, если в его программе содержатся мысли разного порядка. Предикации 1-го порядка передают основную идею сообщения, то, ради чего текст формируется. Основную мысль передают предикации 2-го порядка. Предикаты 3-го порядка, являясь дополнительными к предикатам 2-го порядка, уточняют, конкретизируют их и способствуют созданию полного, подробного содержания. Такое функциональное отличие

 Предикации третьего порядка оформляются в речи атрибутивными группами. Это могут быть прилагательные, причастные и деепричастные обороты или «семантически не необходимые» предложения.

Основными категориями речи являются предложение и текст. Существуют тексты цепной организации. В них мысль излагается таким образом, когда мысль каждого последующего предложения вытекает из мысли предыдущего предложения. Точность высказывания в таких текстах достигается путем того, что в двух соседних предложениях говорится об одном и том же предмете, а развитие мысли осуществляется или за счет образования новых предметов речи, или за счет предикатов, т.е. того нового, что сообщается о новом предмете. Таким образом, разрозненные предложения превращаются в единое цельное точное  сообщение.

В текстах параллельной структуры все предложения объединены их смысловой направленностью, построены на описании одного предмета сообщения, который характеризуется с разных сторон.

А.А. Леонтьев ввел новое понятие – «текст монологической речи».  Основные характеристики такого текста -  цельность и связность. Автор соотносит категорию точности  с внутренним, смысловым планом текста, а не внешний, языковой план.

Точность передачи мысли рассматривается как психологическая категория, заключающаяся в намерении говорящего реализовать задуманное по последовательному, четкому, продуманному плану. Для этого понадобится владеть двумя видами планирования: планирование всего рассказа как речевого целого, т.е. создание «большой программы» монологического сообщения, и планирование каждого отдельного предложения, входящего в состав текста, т.е. составление так называемых «малых программ».

Показателями точности выражения мысли в текстовом сообщении на внешнем, языковом уровне, являются: семантические указатели начала, продолжения, конца речи, единство видовременных форм глагола, особая система коммуникативных сигналов и даже уровень громкости и т.д.

Для того чтобы точно передать мысль, необходимо сгруппировать предложения между собой и связать их по определенным правилам, существующим в языке. С этой точки зрения любое монологическое сообщение представляет собой совокупность опорных, коммуникативно-сильных исходных предложений, которые обладают признаками самостоятельности и коммуникативно-слабыми внутренними предложениями, несущие в себе признаки подчиненности и зависимости, т.е. содержание такого предложения вне текста непонятно.  Например, текст и его отдельные смысловые части разделены абзацными, или опорными, предложениями, которые  обладают особой ритмомелодикой и составляют основную смысловую и структурную модель текста. В этом «ядре»  наиболее отчетливо выступает тема, развиваемая в последующих, коммуникативно-слабых предложениях.

Известно, что точность выражения мысли обеспечивается такими операциями, как выбор слова (по различным признакам) и грамматическое структурирование. Переход от смысловой программы к языковой первично осуществляется через набор опорных элементов. В качестве таких элементов выступают пары, выражающие простые грамматические отношения: «подлежащее – сказуемое» или «сказуемое – дополнение». Умение точно выражать свои мысли строится на умениях строить такие переходы. Благодаря этому умению возможна дальнейшая развертка и конкретизация как грамматических, так и синтаксических структур речи.

Таким образом, точность высказывания зависит от уровня обученности всех речевых механизмов: мотивационно-побудительного, ориентировочно-исследовательского и исполнительного. И.А. Зимняя выделяет так же общефункциональные и специфически речевые механизмы выражения мысли. В качестве общефункциональных механизмов выступают осмысление, упреждение (т.е. опережающее отражение), оперативная и постоянная память. К таким специфическим речевым механизмам относятся операционные смыслообразующие механизмы и механизмы фонационного оформления. Функция смыслообразующих механизмов заключается в построении предметно-логического плана сообщения или его предметно-наглядной программы. Механизмы фонационного оформления  речевого сообщения отвечают за  внешнее оформление мысли. Все эти механизмы, несмотря на свою автономность, работают как цельная система.

Такая актуализация полной формы механизма присуща самостоятельной, инициативной монологической речи. В  случаях, когда имеется заданность смысловых или лексико-грамматических компонентов, актуализируются только отдельные  звенья такого механизма.

Процесс точности высказывания мысли рассматривается как сложная многоуровневая перцептивно – мыслительно – мнемическая деятельность.  В данной деятельности выделяются те же уровни, что и в деятельности говорения. Это дает основание квалифицировать процесс точной передачи мысли как процедуру, во многом аналогичную процессу порождения речи. Так, например, ориентировочный уровень связан с получением сигнальной информации о характере ситуации, в которой протекает общение. Смыслообразующий уровень, являющийся фактически механизмом точности высказывания, существенно не отличается от механизма планирования в процессе создания сообщения, т.к. включает в себя активное моделирование смысловой структуры текста.

Точность передачи мысли в текстовом сообщении возможна лишь в том случае, если из сообщения можно вычленить два вида информации – лингвистическую и семантическую. Выделение лингвистической информации протекает за счёт операций морфологического и синтаксического анализа и синтеза, а выделение смысловой информации – за счет вычленения предметных (денотатных) пар и установления между ними предикативных отношений .

Диалогическая речь (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Она имеет ярко выраженную социальную направленность и служит потребности непосредственного живого общения. Для такого вида речи так же важна точность передачи мысли участниками диалога, так как она определяет процесс коммуникации. Диалог, как форма речи, состоит из отдельных высказываний или реплик. В диалогической форме речи точность передачи мысли зависит от цепи последовательных речевых реакций и происходит в форме чередующихся обращений, вопросов и ответов или в виде беседы двух или нескольких участников речевого общения .

Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, целью которой является точная передача фактов, явлений реальной действительности. Монолог представляет собой сложную форму речи, которая служит для целенаправленной передачи информации. Для такой речи характерны односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логичность, обусловленность содержания ориентация на слушателя, органичное употребление невербальных средств передачи информации. Содержание монологической речи, как правило, заранее задано и предварительно планируется. Сопоставляя монологическую и диалогическую форму речи, выделяют такие качества монологической речи, как относительная развернутость, большая произвольная развернутость и программированность. Обычно «говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и… весь «монолог как целое».

Монологическая речь обладает определенной спецификой реализации речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо- и словообразующие, синтаксические средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Реализация точной передачи мысли в монологической речи строится на «удержании» в памяти смысловой программы и порядка изложения и контроля за средствами выражения мысли. По сравнению с диалогом, монологическая речь более контекстна , излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразным, в том числе сложных синтаксических конструкций. Для монологической речи характерны последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление.

В младшем школьном возрасте передача мыслей в форме монологической речи осуществляется в форме описания, повествования и элементарных рассуждений.

Описание – это сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности, представляет собой относительно развернутую словесную характеристику предмета или явления, отображение его основных свойств и качеств  «в статическом» состоянии.

Повествование – это сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности. В повествовании рассказывается о каком-либо событии, которое развивается во времени, имеет «динамику». Развернутое монологическое высказывание в своей структуре содержит: видение, основную часть, заключение».

Рассуждение – это особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо фактов или явлений. Монолог-рассуждение по своей структуре подразумевает: исходный тезис (информация, истинность или ложность которой необходимо доказать), аргументы и выводы. Рассуждение складывается из цепи суждений, образующих умозаключения.

Каждый из видов речи имеет свои особенности построения в соответствии с характером коммуникативной функции.

Основным условием точности передачи мысли  является связность. Для овладения этой стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний.

Связное высказывание представляет собой коммуникативную единицу, законченную по содержанию и интонации и характеризующихся определенной грамматической или композиционной структурой. Для точности высказывания необходимо наличие связности, последовательности, логико-смысловой организации сообщения.

Критериями точности и связности высказывания в психолого-педагогической и специальной литературе отмечены: наличие смысловых связей между частями рассказа; логические и грамматические связи между предложениями; связь между частями (членами) предложения; законченность выражения мысли говорящего.

Как уже было сказано, в процессе передачи мыслей используется не только монологическая, но и диалогическая формы речи. В младшем школьном возрасте , прежде всего, ребенок овладевает диалогической речью. Она имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи и  представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, как её ещё называют -  классической. При этом в процессе говорения и слушания собеседники знают о чём идёт речь и нет необходимости в развёрнутой передачи мысли. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, лаконичностью и простотой конструкций. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора.

Прежде всего, дети младшего школьного возраста овладевают разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи.

В работе с детьми младшего школьного возраста учитель уделяет внимание качеству ответов детей. В начальной школе детей  приучают отвечать не только в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса, иными словами точно излагать свою мысль.

Важно, чтобы речь детей младшего школьного возраста была содержательной и понятной для окружающих, и само речевое общение проходило в формах, отвечающих требованиям, предъявляемым к поведению человека в обществе.

Работа над точностью, содержательностью и понятностью детской речи детей младшего школьного возраста предполагает работу по формированию мышления  и расширения кругозора ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников

Актуальность дифференцированного обучения обусловлена тем, что в начальной школе ребенок только начинает усваивать требования и ритм учебной деятельности. В то же время у всех детей разный уровень гот...

Обучение младших школьников контролю за своей речью

Самоконтроль - это обязательное звено в любой деятельности, в том числе и речевой. Наиболее совершенным считается тот контроль, который осуществляется по ходу выполнения запланированных действий. Млад...

Проблема развития представления младших школьников в исследованиях педагогов и психологов

Статья на тему "Проблема развития представления младших школьников в исследованиях педагогов и психологов"...

Выступление Формирование у младших школьников точности связной речи в процессе обучения сжатому изложению.

В современном мире с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Умение уяснить суть, основное в воспринимаемом материале, а также точн...

Статья "ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"

В статье проанализирована и систематизирована современная психолого-педагогическая литература по проблеме социальной компетентности младших школьников с умственной отсталостью. Освещены взгляды извест...

Статья на тему: "Проблема индивидуализации обучения младших школьников в контексте развивающего образования"

Проблема индивидуализации обучения младших школьников в контексте развивающего образования....