Методическая разработка Исследование проблем младших школьников и пути их решения в совместной деятельности педагога с родителями и детьми
методическая разработка (1, 4 класс)
Есть ли признаки того, что ребенку в начальной школе плохо? Конечно. Обычно ребенку сложно в период адаптации, в первые полтора-два месяца, когда он или только пришел в первый класс. Ищем решение проблем обучающихся начальной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Ирбис» городского округа Самара
Методическая разработка
Исследование проблем младших школьников и пути их решения в совместной деятельности педагога с родителями и детьми
Автор: Чернова Наталья Александровна,
методист, педагог дополнительного образования
Самара, 2020
СодержаниеВведение……………………………………………………….………………......3
1. Младший школьный возраст и его трудности…………………………..……7
1.1. Особенности физиологического развития младшего школьника…………7
1.2. Особенности психических процессов в младшем школьном возрасте…...8
1.3. Психологические особенности развития общения в младшем школьном возрасте……………………………………………………………...……………10
1.4. Проблемы младшего школьного возраста. Признаки того, что ребенку в начальной школе плохо……………………………………………………...….11
2. Исследование проблем младших школьников………………………….…..14
2.1. Анкетирование………………………………………………………………14
2.2. Обработка результатов……………………………………….……………..14
2.3. Анализ результатов и выводы…………………………………………..….16
Заключение …………………………………………………….……………...…18
Список литературы и электронных ресурсов……………………….………....19
Приложения..…………………………………………...…………..………...….20
Приложение 1. Раздатка для родителей «Добрые советы Родителям детей младшего школьного возраста» ………………………………………………..20
Приложение 2. «Советы психолога родителям» - методическое пособие для вовлечения родителей на родительском собрании в активную беседу о воспитании детей ……………………………………………………………….21
Приложение 3. Совет психолога «Особое время вместе»…………………….22
Введение
Младший школьный возраст (с 6,5-7 лет до 10-11лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка – поступлением в школу. занимает новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребёнком как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как все дети в его возрасте. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребёнка изменяется эмоциональное состояние, повышается психическая напряжённость, что отражается как на физическом здоровье, так и на поведении.
Есть ли признаки того, что ребенку в начальной школе плохо?
Конечно. Обычно ребенку сложно в период адаптации, в первые полтора-два месяца, когда он или только пришел в первый класс, или пошел в новый класс, в новую школу, сменил коллектив, учителя. По идее, дальше должно становиться легче. При нормальном учебном процессе у ребенка не должно быть невроза, тотальной подавленности, апатии. Есть ряд невротических признаков, которых быть не должно: грызение ногтей, выдирание волос, сгрызание одежды, появление нарушений речи, запинок, заиканий, болей по утрам в животе, головных болей, тошноты, которые бывают только по утрам и проходят, если ребенка оставляют дома, и так далее. После 6-7 недель адаптации не должно быть говорения во сне, не должен меняться характер сна. Мы говорим о младших школьниках, а в подростковом возрасте уже гораздо сложнее определить, где причина – школа, а где – какие-то их личные переживания [7]. С поступлением в школу ребенок включается в новую систему отношений; его эмоциональное благополучие, отношения с родителями уже во многом зависит от педагога: похвалит учитель ребенка – мама радуется и дарит ему любовь и ласку, а чуть провинится в школе или неудачно выполнит задание – и отношение к нему может резко измениться. В этот период учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только в классе, на уроке и в общении со сверстниками, его влияние простирается и на отношения в семье [35].
Актуальность. Всестороннее гармоническое развитие личности – главная задача нашего общества. Она осуществляется в неразрывной связи с дальнейшим продвижением общества по пути социально-экономического и научно-технического прогресса, с развитием общественных отношений. Особое значение в формировании нового человека имеет комплексный подход к воспитанию, в осуществлении которого важная роль отводится созданию условий для всестороннего развития личности, её многогранной творческой деятельности. Важной составной частью сложного и многостороннего процесса воспитания является формирование личности в системе коллективных отношений. И наипервейшими из них являются отношения в семье. Семья и школа формируют личность. Под их воздействием осуществляется процесс общественного, нравственного, умственного, физического, эстетического воспитания. В коллективе ребенок развивается как гражданин, как член общества, как творческая индивидуальность. Но не всегда семья готова справиться с проблемами, возникающими у младших школьников. Проблемами младшего школьного возраста занимались психологи: Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Л.И.Айдарова, Ю.А. Полуянов и др. Этот возраст привлекает к себе пристальное внимание учёных потому, что он еще не до конца исследован. Эта тема актуальна и в настоящее время.
Дети говорят о том, что снова хотели бы стать маленькими, поэтому важно дать школьникам заряд оптимизма в отношении своей будущей жизни и способствовать переходу в подростковый период.
Педагогам важно знать проблемы детей и помогать детям и семьям справляться с этими проблемами грамотно.
Понятийная карта
№ п\п | Новые понятия | Содержание |
1 | Агрессивность | враждебность, свойство или черта личности, подчёркивающая её тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. |
2 | Ведущий вид деятельности | деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребёнка в данный период его жизни и ведущая за собой |
4 | Кризис возрастного развития | задержка в психическом развитии человека, сопровождаемая депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворённостью собой, а также трудноразрешимыми проблемами внутреннего (личностного) и внешнего(межличностного) характера. Возникает обычно при переходе из одного физического или психологического возраста в другой. |
5 | Мотив | устойчивая внутренняя психологическая причина поведения человека, его поступков |
6 | Мотив достижения успеха | потребность человека добиваться успехов в различных видах деятельности, особенно в ситуации соревнования с другими людьми. Устойчивая мотивационная черта личности. |
7 | Мотив избегания неудачи | стремление человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результаты его деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми. Черта личности, противоположная мотиву достижения успеха. |
8 | Самооценка | оценивание человеком своих собственных психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков. |
9 | Психические особенности | это устойчивые свойства отражения действительности и регуляции поведения, присущие данному возрасту. |
Цель работы – разработать методические рекомендации педагогу и родителям по организации совместной деятельности с детьми, направленной на решение проблем обучающихся начальной школы
Задачи:
- изучив литературу, выявить особенности психического развития младших школьников;
- выявить физиологические особенности, с которыми связаны эти психические процессы;
- понять, как сказывается развитие психических процессов на развитие эмоционально-волевой сферы;
- узнать, какие трудности испытывают младшие школьники в процессе учебной деятельности и определить пути преодоления этих трудностей;
- провести анкетирование младших школьников 1 и 4 классов на предмет выявления проблем в школьной и внешкольной жизни;
- проанализировать результаты с целью выявления важнейших проблем обучающихся начальной школы и сделать выводы;
- разработать методические рекомендации педагогу и родителям по организации совместной деятельности с детьми, направленной на решение проблем обучающихся.
1. Младший школьный возраст и его трудности
1.1. Особенности физиологического развития младшего школьника
Каждая стадия психического развития ребёнка тесно связана с созреванием физиологических систем его организма, младший школьный возраст не является исключением. К 7 годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создаёт возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий. К этому времени возрастает подвижность нервных процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость ит.п. Спектр чувствительности органов чувств становится более точным и глубоким. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные – на 80%. Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы, слово приобретает обобщающее значение, сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека. В целом можно сказать, что у детей 7-10 лет основные свойства нервных процессов по своим характеристикам приближаются к свойствам нервных процессов взрослых людей. Вместе с тем эти свойства у отдельных детей ещё очень неустойчивы.
В этом возрасте происходят также существенные изменения в органах и тканях тела, повышающие физическую выносливость ребёнка.
Из особенностей анатомо-физиологического созревания заслуживают также внимания следующие моменты: развитие крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые движения, чем те, которые требуют точности, что необходимо учитывать при обучении письму. Важно также иметь в виду неравномерность анатомо-физиологического созревания детей.
Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остаётся характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 25-30 минут урока и после второго урока. Дети очень утомляются в случае посещения группы продлённого дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. Всё это необходимо специально учитывать, имея в виду повышенную эмоциональную возбудимость.
1.2. Особенности психических процессов в младшем школьном возрасте
Характер адаптации ребёнка к новым условиям жизни и отношение к нему со стороны родных способствуют развитию чувства личности. Таким образом, младший школьный возраст характеризуется тем, что у ребёнка появляется новый статус: он ученик и ответственный человек. И эта новая социальная роль требует развития у ребёнка определённых психических свойств и опирается на уже развитые свойства: мышление, внимание, память, на определённые морально-волевые качества (усидчивость, исполнительность, добросовестность). Поэтому многие отечественные и зарубежные психологи изучают особенности психического развития младших школьников. Психические особенности – это устойчивые свойства отражения действительности и регуляции поведения, присущие данному возрасту.
Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной психологии. Программы по развитию внимания представлены в работах: Ферешильд, Косов, Гельниц, Шульц-Вульф; работы по формированию памяти Л.М. Житниковой, К.П.Мальцевой; рекомендации по формированию отдельных элементов учебной деятельности, развитию самостоятельности в работах А. Л.Венгер, М.Р. Гинзбург.
Ребенок начинает понимать, что значит “я радуюсь”, “я огорчен”, “я сердит”, “я добрый”, т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Переживания приобретают смысл, благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний.
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных», по Л.С. Выготскому [1], эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребёнок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд.
В младшем школьном возрасте игра продолжает иметь хотя и вспомогательное, но всё-таки существенное значение. Она позволяет ребёнку овладеть высокими общественными мотивами поведения.
Потребность в общении определяет развитие речи. Ребёнок прислушивается к звучанию слова и даёт его оценку. В этом возрасте ребёнок достаточно хорошо понимает, какими словами принято пользоваться, а какие настолько плохи, что их стыдно произносить.
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью».
К четвёртому классу восприятие усложняется и углубляется, становится более организованным. Воспринимая изучаемые объекты, учащиеся, используют свои аналитические умения, дифференцируют их [23]
1.3. Психологические особенности развития общения в младшем школьном возрасте
Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка. В школе возникает новая структура отношений. Система “ребенок - взрослый” дифференцируется:
Система «ребенок – учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Впервые отношения “ребенок - учитель” становится отношением “ребенок - общество”. В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки.
Деятельность, первоначально разделенная между участниками, выступает сначала как основа для формирования интеллектуальной активности, а затем становится формой существования новой психической функции. Высшие психические функции, согласно Л.С. Выготского, происходят из совместной деятельности, из формы коллективных взаимоотношений и взаимодействий. «Психическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры» - писал Л.С. Выготский.
В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общения со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ним делает группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат (А.А. Реан). От того, как ребенок общается со сверстниками, будет зависеть направление его развития. Значит, межличностные отношения в группе являются одним из факторов развивающим личность [10].
Г.А. Цукерман считает, что начало учебного процесса должно строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоении отношений: на умении договориться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя. Общение со сверстниками качественно отличается от сотрудничества с взрослыми, является необходимым условием психического развития ребенка. Не обучая общению и сотрудничеству, мы не научим детей учиться. [9]
Воспитательное значение общения заключается не только в том, что оно расширяет общий кругозор человека и способствует развитию, психических образований, которые необходимы ему для успешного выполнения деятельности, носящей предметный характер. Воспитательное значение общения заключается еще и в том, что оно является обязательным условием формирования общего интеллекта человека и прежде всего многих его мнемических и мыслительных характеристик.
Не меньшее значение общение как деятельность имеет и для развития эмоциональной сферы человека, для формирования его чувств.
Столь же значимое влияние оказывает общение и на волевое развитие человека [11].
1.4. Проблемы младшего школьного возраста. Признаки того, что ребенку в начальной школе плохо
С первым приходом в школу начинается трудный период испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным (правильно вести себя в классе, быть внимательным к ходу урока, к умственным операциям, которые надо совершать при исполнении заданий учителя и др.), но и необходимостью организации своего дня дома, в семье.
Не добрая воля «Я сам», как в дошкольном детстве, а необходимость самостоятельно и ответственно из дня в день организовывать свою учебную деятельность вызывает у ребенка чувство покинутости родными и высокую сензитивность к отношению со стороны членов семьи.
Родители стараются организовать его правильное отношение к учебной деятельности – отношение взятой на себя ответственности. Они, как правило, специально берут отпуск в сентябре, чтобы помочь ребенку войти в учебную деятельность и определить его самочувствие и успехи на годы вперед. Организуется рабочее место, ведутся беседы о необходимости правильно спланировать свое время, чтобы хорошо учиться и успевать играть, гулять, заниматься другими приятными или обязательными делами. Некоторые родители реально, практически учат организовывать рабочее время для занятий.
Самое главное, что может дать семья младшему школьнику, - научить его воздерживаться от развлечений в урочное время, почувствовать, что значит «делу – время, потехе – час», брать ответственность на себя, тем самым научиться управлять своей волей.
Разумная и любящая ребенка семья помогает ему освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять эти требования как неизбежное и необходимое. Важно не забывать сопровождать педагогический и психологический процессы сбалансированным питанием, прогулками на свежем воздухе и витаминотерапией.
Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании не только в прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие его чувства личности. В условиях чувствительной к изменению социального статуса ребенка семьи ребенок обретает новое место и внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются, с ним считаются.
Ребенок изо всех сил старается преодолеть все встающие на пути преграды, ведь огромное значение для развития его личности приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе. Именно он может помочь ребенку в его психологическом и социальном становлении. В детях заключено будущее нашей страны и мира в целом, и для учебы, и для долгой дороги жизни им нужно здоровье, а в Уставе ВОЗ сказано: Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
С поступлением в школу ребенок включается в новую систему отношений; его эмоциональное благополучие, отношения с родителями уже во многом зависит от учителя: похвалит учитель ребенка – мама радуется и дарит ему любовь и ласку, а чуть провинится в школе или неудачно выполнит задание – и отношение к нему может резко измениться. В этот период учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только в классе, на уроке и в общении со сверстниками, его влияние простирается и на отношения в семье [8].
В младшем школьном возрасте особенно актуальна проблема общения со сверстниками. Это обусловлено тем, что ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. На плечи ребенка ложатся не только обязанности ежедневно посещать школу, но и подчиняться требованиям учебной деятельности.
Расхождение в возможностях характерно в раннем школьном возрасте. Ультиматум в такой ситуации не просто мешает ребёнку, если он физически не может выполнить задачу. Чрезмерные требования обусловливают постепенное накопление проблем и ошибок, что выливается в стресс для ребёнка и он постепенно переходит в такое состояние, что уже не надеется получить хороший результат, у него опускаются руки [12].
2. Исследование проблем младших школьников
2.1. Анкетирование
С целью выявления проблем в школе и во внешкольной жизни, которые для себя определяют обучающиеся и которые их волнуют, и для дальнейшей методической помощи по решению этих проблем, было проведено анкетирование младших школьников. Им было предложено анонимно ответить на вопросы:
- Как ты считаешь, есть ли у тебя проблемы?
- Какие у тебя есть проблемы в школе?
- Какие у тебя есть проблемы в жизни (не считая школы)?
На вопросы анкеты отвечали обучающиеся первых и четвертых классов. Одинаковые проблемы были просуммированы и рассчитана доля обучающихся, имеющих данную проблему. Причем первый и четвертый класс рассматривались отдельно. Формулировка каждой проблемы записана так, как определили ее дети.
2.2. Обработка результатов
Проблемы детей (по результатам анкетирования)
Проблемы обучающихся 1 класса (после первого полугодия обучения):
Проблемы в школе:
1. Иногда болит голова – 14,3%
2. Иногда болит живот – 14,3%
3. Дети ябедничают, врут и балуются – 14,3%
4. Плохие оценки – 7,1%
5. Не хочу питаться в школе – 7,1%
6. Грязь в туалете – 7,1%
7. В школе проблем нет – 57,1%
Проблемы в жизни (кроме школы):
1. Небольшие травмы на улице – 14,3%
2. Ссоры с друзьями – 14,3%
3. От нас ушел папа – 7,1%
4. Много машин во дворе – 7,1%
5. Нужна помощь в уроках – 7,1%
6. Когда приходят гости (сестренки), мама больше уделяет им внимания – 7,1%
7. Проблем нет – 57,1%
Проблемы обучающихся 4 класса:
Проблемы в школе:
1. Много домашнего задания – 29,2%
2. Тяжело даются предметы – 29,2%
а) тяжело с иностранным языком – 12,5%
б) тяжело с русским языком – 12,5%
в) тяжело с математикой – 4,2%
3. Плохо учусь – 12,5%
4. Надо мной смеются, издеваются, обзываются, обижают –12,5%
5. Со мной не общаются, мне одиноко, мне скучно – 12,5%
6. Не нравится ходить в школу во II смену – 8,3%
7. Много крика в классе – 4,2%
8. У меня плохой почерк и с этим ничего не могу сделать – 4,2%
9. Боюсь отвечать у доски по чтению – 4,2%
10. В школе проблем нет – 12,5%
Проблемы в жизни (кроме школы):
1. Ссоры с друзьями – 12,5%
2. Ссоры с сестрой – 8,3%
3. Долго делаю уроки, (не могу сосредоточиться) поэтому не успеваю заниматься другими делами – 8,3%
4. Мама огорчается и ругает меня – 4,2%
Я малообщительный и стеснительный человек – 4,2%
5. Мой рост – 4,2%
6. Мама с папой разводятся – 4,2%
7. Плохие успехи в спорте – 4,2%
8. Привычка поздно вставать – 4,2%
9. 10. Проблем нет – 54,2%
2.3. Анализ результатов и выводы
Анализируя результаты тестирования, можно сразу сказать, что количество проблем у детей первой ступени обучения возрастают от первого класса к четвертому, но не на много. А вот доля первоклассников, у которых проблем в школе нет, в 4,6 раза больше доли обучающихся четвертого класса, не имеющих проблем в школе.
Четвероклассники не отмечают проблем, связанных со здоровьем, а обучающиеся первого класса отметили их и в школе, и вне школы.
Вне школы больше половины учеников и первых, и четвертых классов никаких проблем не имеют. Это хорошо.
Очень радует и то, что проблем с педагогами у детей нет.
Но есть целая серия проблем с трудными предметами, плохой успеваемостью и необходимостью помощи родителей в выполнении домашних заданий.
Детские проблемы в семье, конечно же не могут не огорчать. Развод родителей ребенок воспринимает как свою проблему, а по силам ли ему ее решить? Как важен для каждого ребенка семейный покой и мир. Уставшие родители нередко кричат на детей, ругают их, добавляя проблем маленькому человеку, с которым можно спокойно поговорить и обсудить дела.
Предлагаем для родителей «Добрые советы родителям» (Приложение 1), которая поможет Мамам и Папам по-другому посмотреть на своего ребенка и на взаимоотношения в семье.
Ссоры со сверстниками, как, оказалось, тоже являются большой проблемой для младших школьников. Учить позитивным взаимоотношениям детей нужно и в школе и дома. И лучше наглядным примером, в совместной деятельности детей и взрослых. Очень способствуют этому различные внеклассные мероприятия, проводимые совместно с родителями: праздники, концерты.
Сплочению детского коллектива помогают также внешкольные мероприятия: экскурсии, походы, посещение театра, поездки в другие города, волонтерские акции по посадке цветов на клумбы или саженцев деревьев. Все эти мероприятия, мы успешно проводили с детьми и их родителями.
Заключение
Наша задача, как педагогов, помочь каждому ребенку справиться с проблемами, которые как тяжелые тучи нависают над маленьким человеком, не давая ему полноценно жить и нормально развиваться. Педагог должен разъяснить сущность проблемы ребенку и родителям, дать возможность увидеть ее под другим углом, показать пути ее преодоления и, по возможности, устранения.
Хотя мне не очень нравится само слово «проблемы», пришедшее в русский язык сравнительно недавно. В нашем языке есть слово «трудности», а мы все знаем, что трудности надо преодолевать. Если не научить ребенка в раннем детстве преодолевать трудности, верить в свои силы, трудиться, дружить и верить в то, что он не одинок в своих переживаниях, то он не сможет вырасти социально успешной и счастливой личностью. По сути, вся жизнь человека – это преодоление трудностей… и самопреодоление.
Отсюда и вытекает необходимость для каждого человека научиться самоанализу, самоконтролю, самоопределению, саморазвитию.
Такие качества надо воспитывать с раннего детства и учить этому нужно непрерывно, а значит – и в школе, и дома. Поэтому, необходимо тесное продуктивное взаимодействие педагогов с семьей. (Раздатка для родителей – «Добрые советы Родителям детей младшего школьного возраста» (Приложение 1).
Родительские собрания в начальной школе можно проводить продуктивно и интересно, продумав заранее и подготовив методический материал для вовлечения родителей в активную беседу (Приложение 2). Методическая помощь – «Советы психолога» (Приложение 2).
Единая цель объединяет семью и школу – родителей и педагогов: формирование социально успешной, физически и психологически здоровой личности, способной жить счастливо в условиях постоянно меняющегося мира.
Список используемой литературы и Интернет-ресурсов
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.В.В. Давыдова. М.: 1999.- 560с
2. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы/Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007. – 272с. – (Педагогика. Психология. Управление).
3. Кравченко Н. В. Проблемы современного учителя: причины и пути их решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 3. – С. 21–25 – URL: http://e-koncept.ru/2015/65255.htm
4. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: в 2 т. – м., 1987. –т.1. (Психология ребёнка и подростка. 163 – 185.)
5. Хилько М.Е., Ткачёва М.С. Возрастная психология. – М.: Высшее образование, 2008. – 191с.
6. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 2001.
https://works.doklad.ru/view/CJEkllN1oT8/all.html
7. https://www.pravmir.ru/6-tipichnyih-problem-detey-v-nachalnoy-shkole/
8. https://works.doklad.ru/view/i1x7kEjVL6M.html
9. https://works.doklad.ru/view/CJEkllN1oT8/all.html
10. https://works.doklad.ru/view/RR1f1y6adOg/all.html
11. https://works.doklad.ru/view/RR1f1y6adOg/all.html
Приложение 1
Добрые советы Родителям
детей младшего школьного возраста
1. Рассказывайте детям о явлениях окружающего мира, об устройстве техники или о том, что вы хорошо знаете.
(Этим Вы подкрепите и разовьете природный интерес, который появляется у детей в начальной школе, к овладению способами деятельности, процессу познания, интерес к раскрытию причинно-следственных зависимостей).
2. Почаще хвалите своих детей, замечайте в них все хорошее, даже самую мелочь.
(Этим Вы поддерживаете в ребенке личное стремление к собственному благополучию, ему необходимо заслужить похвалу взрослых, учителя, получить хорошую оценку).
3. Включайте ребенка в беседы о прошлом и будущем, помогайте анализировать происходящие с ним изменения.
(Этим Вы поможете ему размышлять о своих способностях и возможностях. К четвертому классу детям уже важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности).
4. Будьте снисходительны к подражанию Вашим ребенком различным героическим личностям, о которых ребенок слышал по радио, смотрел в кино, читал в книгах.
(Ведь идеалы младшего школьника неустойчивы, быстро меняются под влиянием новых, ярких впечатлений. Подражая героям, он подражает лишь внешней стороне их поступков. Даже правильно проанализировав содержание поступка, младший школьник не всегда соотносит его со своим поведением).
5. Старайтесь дать школьнику заряд оптимизма в отношении своей будущей жизни, способствуйте его желанию перехода в подростковый период.
(У многих ребят появляется страх взросления, они понимают, что постепенно выходят из детского возраста).
Удачи и радости общения!
Приложение 2
Вовлечение родителей на родительском собрании
в активную беседу о воспитании детей
Педагог разрезает прилагаемый список советов психолога на полоски по одному совету, раскладывает их на столе обратной стороной и предлагает родителям взять по одной полоске. Затем просит прочитать вслух совет и ответить на вопрос: «Как Вы понимаете эти советы психолога родителям?»
Советы психолога родителям
1. Никогда не жалейте своего ребенка из-за того, что он не такой, как все.
2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3. Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.
4. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5. Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятия решений.
6.Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
7. Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
8. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио, ни компьютер не заменят ему Вас.
9. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
10. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
11. Почаще высказывайте свои пожелания учителю, работающему с вашим ребенком.
12. Общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
13. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет, и ему придется жить самостоятельно.
14. Готовьте ребенка к будущей жизни, говорите о ней.
Приложение 3
Особое время вместе
Детям необходимо время, чтобы побыть с каждым из родителей отдельно. Когда они еще малы, очень важно проводить немного времени один на один с вашими детьми. Когда они становятся старше, особое время может стать одним из пунктов распорядка дня.
Если другие дети будут мешать, объясните и попросите выйти. Также спонтанно играйте с детьми. Возитесь на полу, ходите в парк, готовьте вместе пищу или играйте в игры – все что захотите. Важно, чтобы время проходило весело.
Пусть у них останутся воспоминания о приятно проведенном времени вместо одних серьезных мероприятий. Семейное веселье не занимает много времени и не требует большой суммы денег. Все, что нужно, – это желание и игривое настроение. Многие проблемы исчезают, когда дети проводят с вами много особого времени.
http://driganova.74214s016.edusite.ru/p43aa1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность педагогов и родителей.
Взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки и соответствующего руководства....
Совместная деятельность педагогов и родителей.
Семья - первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает "педагогич...
статья Совместная деятельность педагогов и родителей школьников
Взаимодействие школы и семьи является необходимым условием эффективности педагогического процесса, в котором дети, родители и учителя являются членами одного коллектива, объединённого общими заботами ...
Статья "Совместная деятельность педагога и родителей"
Моя главная цель как первого учителя - создание и поддержание доверительных взаимоотношений между школой и семьей. Помочь родителям в воспитании и обучении ребёнка и одновременно поднять и...
Методические рекомендации по организации совместной деятельности педагога с родителями и детьми различных возрастных категорий, направленной на укрепление физического и духовного здоровья семьи, способствующего социальной адаптации ребенка во взрослой жиз
В работе представлены методические материалы по организации совместной деятельности педагога с родителями и детьми различных возрастных категорий, направленной на укрепление физического и духовного зд...
«СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ»
Взаимодействие школы и семьи является необходимым условием эффективности педагогического процесса, в котором дети, родители и учителя являются членами одного коллектива, объединённого общими заботами ...