Познавательно - творческий проект "Золотая осень"
проект по окружающему миру

Игнатенко Ольга Дмитриевна

Материал будет полезен воспитателям детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно - творческий проект

«Золотая осень»

Разработала: социальный педагог отделения

диагностики и социальной реабилитации

Игнатенко Ольга Дмитриевна

Аннотация проекта.

        Актуальность проекта. В современном мире остро стоит проблема экологии. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.

        Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, будут уметь наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.

        В беседах с детьми выяснилось, что, некоторые из них затрудняются называть названия месяцев, признаки осени. Они в недостаточной степени имеют представление об осенних явлениях в живой и неживой природе. Не могут точно определить значение слов «золотая осень». Так же воспитанники мало используют в речи слова (глаголы, прилагательные,  определения), связанные с осенью. В связи с этим была определена тема данного проекта. В ходе проекта решается задача повышения познавательной и речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.

Количество участников проекта: 4 человека в возрасте 3 – 6 лет

Тип проекта: познавательный

Вид проекта: творческий

Продолжительность проекта: среднесрочный (29 дней)

Проблема: как меняется живая и неживая природа с приходом осени

Объект: осенние изменения в живой и неживой природе

Предмет: деревья, кустарники, явления неживой природы (небо, ветер, дождь)

Цель проекта: дать воспитанникам элементарные представления об изменениях в живой и неживой природе осенью. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Задачи проекта:

- Способствовать формированию у детей умение вести наблюдения в живой и неживой природе.

- Развивать у детей интерес к наблюдениям за явлениями природы.

- Организовать изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно правильного взаимодействия с окружающим их большим миром природы.

- Способствовать формированию начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста; развивать познавательную активность; воспитывать любовь к природе.

- Способствовать развитию умения делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

- Пополнять и обогащать знания воспитанников  по лексическим темам:«Осень»«Овощи», «Фрукты».

- Способствовать развитию диалогической формы речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

- Способствовать формированию умения передавать в рисунке и аппликации красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки, составлять композицию изображения на листе бумаги; развивать эстетическое восприятие.

Предполагаемые результаты: 

- расширение знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;

- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (художественно - продуктивной, познавательной, игровой);

- сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.

Этапы и методы реализации проекта

Этапы реализации проекта

Сроки

Цели и задачи

Ожидаемый результат

1. Подготовительный этап

1-2 октября

Цель: создать развивающую среду для реализации проекта

Задача: самообразование педагога

- разработка плана по реализации проекта;

- подбор материалов, иллюстраций, игр, художественной литературы

2. Основной этап

3 – 24 октября

Цель: формирование у воспитанников представления об осени

Задачи:

 -обобщать и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;

-расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;

 -расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;

-развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, при рассматривании иллюстраций и картин художников

- формировать умение передавать с помощью художественных средств явления осенней природы;

-способствовать развитию памяти, восприятия;

-воспитывать у детей бережное отношение к природе.

- закрепление знаний и представлений воспитанников  о признаках осени, осенних изменениях в живой и неживой природе;

- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

- применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;

- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности

 (художественно - продуктивной, познавательной, игровой)

3. Заключительный этап

29 октября

Цель: обобщение результатов проделанной проектной деятельности

Задачи: развивать коммуникативные навыки

- умение делать самостоятельные выводы;

- повышение уровня экологической, эстетической культуры несовершеннолетних

Управление проектом

Управление проектом осуществляется воспитателем отделения диагностики и социальной реабилитации Игнатенко Ольгой Дмитриевной. В проектной группе участвуют 4 несовершеннолетних центра в возрасте 3-7 лет.

Рабочий план реализации проекта

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки

Ответственный

1

Подбор материалов, разработка занятий по реализации проекта

1-2 октября

Воспитатель

 Игнатенко О.Д.

2

Беседы:

-   «Что нам осень принесла?»;

- «Почему деревья меняют свой наряд?»;

- «Труд людей осенью»;

- «Осень. Что ты теперь о ней знаешь?»

4 октября

11 октября

18 октября

19 октября

Воспитатель

 Игнатенко О.Д.

3

Цикл наблюдений на прогулке:

 - за изменениями в неживой природе (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)

- за изменениями в живой природе (за цветником, за деревьями и кустарниками, растущими на территории центра)        

3-29 октября

Воспитатель

 Игнатенко О.Д.

4

Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего центра»,

«Ищем приметы осени»

9 октября

16 октября

Воспитатель

 Игнатенко О.Д.

5

Игровая деятельность.

Дидактические игры: «Что у осени в корзине?», «Времена года», «С чьей ветки детки?», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Чудесный мешочек».

Пальчиковые игры: «Листья», «Вышел дождик на прогулку», «Осенний букет»

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Перелёт птиц»

Физкультминутки:  «Мы – осенние листочки», «За грибами».

3-29 октября

Воспитатель

 Игнатенко О.Д.

6

Чтение художественной литературы:

- пословицы, поговорки, загадки об осени;

- Н. Сладков «Осень на пороге»;

- И. Бунин «Листопад» (отрывок);

- А. Майков «Осенние листья по ветру кружат…»;

- И. Соколов – Микитов «Листопадничек»;

- русская народная сказка «Мужик и медведь»

3-29 октября

Воспитатель

 Игнатенко О.Д.

7

Заучивание наизусть:

И. Токмакова «Опустел скворечник»

3-29 октября

Воспитатель

 Игнатенко О.Д.

8

Рассматривание фотографий с изображением осенней природы. Рассматривание и сравнение  репродукций картин:

И. Левитан «Золотая осень»

В. Поленов «Золотая осень»

3-29 октября

Воспитатель

 Игнатенко О.Д.

9

Индивидуальная творческая деятельность: «Осеннее дерево»;

 «Что у осени в корзине?»;

«Грибная полянка»;

:Осенний карнавал»

9 октября

16 октября

23 октября

28 октября

Воспитатель

 Игнатенко О.Д.

10

Коллективная творческая деятельность: «Осенний букет»;

 «Ходит осень по дорожкам»;

«Портрет осени»

7 октября

14 октября

21 октября

Воспитатель

 Игнатенко О.Д.

11

Выставка творческих работ «Вот какая наша осень»  

28 октября

Воспитатель

 Игнатенко О.Д.

12

Подведение итогов проекта

29 октября

Воспитатель

 Игнатенко О.Д.

Оценка результативности проекта

        Данный проект внёс определённый вклад в развитие у несовершеннолетних различных видов деятельности (художественно - продуктивной, познавательной, игровой).

У них расширились представления об осени, её признаках и дарах. Научившись наблюдать за окружающей красотой, у воспитанников сформировалось чувство восприятия прекрасного. На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики у несовершеннолетних расширился и активизировался  речевой запас.

        В ходе реализации проекта детям приходилось участвовать в различных видах совместной деятельности, что способствовало развитию чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи.

Используемая литература

  1. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. – М., 2002
  2. Майорова Ю.А. Поделки. Мастерим вместе с детьми.- Нижний Новгород, Доброе слово, 2012.
  3. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М., 2016
  4. Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из природных материалов.- Ярославль, Академия холдинг, 2003.
  5. Сержантова Т.Б. 365 модедей оригами. – М.: Айрис – пресс, 2001.

Другие источники

  1. Государственное казённое учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр». Методические рекомендации по разработке социальных проектов. – kmz23.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие познавательно-творческой активности младших школьников с помощью применения ИКТ как фактор повышения качества образования".

На начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жиз...

Познавательно - творческий проект в старшей группе детского сада "Праздник Светлой Пасхи"

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные празд...

Программа индивидуальных занятий эмоционального, познавательного, творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

В данном  учебно-методическом пособии представлены индивидуальные занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, подходящие для работы с детьми как с нормой, так и с отклонением в ра...

Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности.

Статья "Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности" предназначена для учителей начальных классов....

Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности.

Статья "Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности" предназначена для учителей начальных классов....

Познавательно-творческий проект "Времена года"

Дети с нарушениями интеллекта,  начинающие обучение в школе,  путают времена года, не знают основных признаков времён года, названий явлений природы. У ребят, пришедших из дошкольных учрежде...