Технологическая карта к уроку окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Технологическая карта к уроку окружающего мира

Технологическая карта к уроку окружающего мира

Технологическая карта к уроку окружающего мира

Технологическая карта к уроку окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_okruzhayushchiy_mir.docx52.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа№46»г. Рязань

Технологическая карта урока

окружающего мира

Тема

«Как живут животные»

1 класс

                            Подготовил

                                                    учитель начальных классов

    Iквалификационной категории

Шуршалина Нина Михайловна

2019 г.

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Шуршалина Нина Михайловна

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1

Тема урока: Как живут животные

Тема: «Как живут животные.»

Цели

Образовательные:

1.Знакомство с основными жизненными проявлениями животных – питанием и движением;

2. Учить находить признаки живого у животных, назвать условия, необходимые для их жизни.

3. Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных

4.Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

5.Способствовать воспитанию бережного отношения к животным.

  • Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь одноклассников; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками о правилах работы в парах  и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в личной системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

  • Знания: познакомятся с условиями жизни животных.
  • Умения: научатся правильно называть детёнышей животных.
  • Навыки: определять среду обитания животного по его внешнему виду
  • Метапредметные:
  • Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (условия, влияющие на сохранение жизни животного), сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона ("Как называют ребяток -зверяток?")
  • Познавательные: рефлексировать способы и условия действий; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы
  • Личностные: самостоятельность, личная ответственность за свои поступки.

Основные понятия

Животные, пища, движение, воздух, вода, тепло, свет.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Учебник А.А. Плешаков « Окружающий   мир », 1 класс

- Рабочие тетради №1

     - презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа,  работа в парах

Методы:

1. Методы организации и осуществления

учебно – познавательной деятельности учащихся:

- метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа)

- метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации;

- метод передачи информации с помощью практической деятельности.

2. Методы стимулирования и мотивации учащихся:

-эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребёнка);

- познавательные ( выполнение учебных заданий);

- волевые ( предъявление учебных требований);

- социальные (создание ситуации взаимопомощи).

3. Метод контроля и самоконтроля:

- Самоконтроль (сравнение с образцом)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I. Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Видео обращение призера олимпиады по экологии .

Слайд 1

Подготовка класса к работе.

Ответы детей.

-Доброе утро, ребята! Сегодня на уроке окружающего мира у нас присутствуют  гости, давайте их поприветствуем: улыбнемся гостям, учителю, друг другу.

 Чтоб природе другом стать,

Тайны все ее узнать,

все загадки разгадать-

надо много наблюдать.

Только вместе, только дружно

Изучать природу нужно. 

-О чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

-Как будем работать?

 

II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Выявляет уровень знаний.

Определят типичные недостатки

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности, к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Выходит один ученик и выбирает нужные карточки.

Вопрос от мудрой совы:

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках  круглый год? (Сосна, ель)           Слайд 2

К какой природе ( живой или неживой)  относится сосна?

Докажите.(Рождается, прорастает из семечка, питается, растет, дает семена и умирает. ).

Информация от мудрой совы:

Сосна  живет-300-400лет

Дуб-1500лет

Дуб-долгожитель среди деревьев.                Слайд 3

- Давайте вспомним, что необходимо растениям для жизни?

 На доске карточки:

http://festival.1september.ru/articles/611184/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/611184/img2.gif

На экране фото животных: стрекоза,  божья коровка, лось, белка, окунь, щука, снегирь,  свиристель. Слайд 4

-Распределите их на группы.

Докажите свой ответ.

 (Птицы, рыбы, звери, насекомые)

- Как их назвать одним словом? (Животные) Слайд 5

-О ком мы сегодня будем говорить на уроке?

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III Выявление места и причины затруднения.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, формулируют

(уточняют) тему урока.

     Проблема. Вот это сосна, а это лиса.  Я утверждаю, что они похожи.               Слайд 6

-Согласны ли вы со мной? (нет/да)

- Давайте посмотрим, кто из нас прав? 

- Внешне они не похожи, это правда. Но давайте попробуем их сравнить по другим признакам.

- К какой природе относятся растения? А животные? (К живой)      Слайд 7- сходство

- Докажите, что животные - живые существа. (Все животные рождаются, дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются  и умирают. В этом  растения и животные схожи.

- Что им нужно для жизни? Давайте ещё раз вернёмся к таблице (в начале урока). http://festival.1september.ru/articles/611184/img2.gif

Выходит у них много общего

-Значит,  животные и растения похожи.

 -А есть ли у них различия?

Регулятивные УУД Уметь воспринимать, анализировать и понимать  цель и тему урока

Личностные УУД

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Познавательные УУД

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания  в устной и письменной форме

IV Построения проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по

исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

-А какие различия,  хотели  бы узнать?

Ответ на этот вопрос и попробуем найти на уроке

Физкультминутка 1( Видео  )  

-Какие действия выполняли животные? (бегали , прыгали, летали, плавали, издавали звуки)

Какие другие действия совершают животные?(слайд 8-охотятся, строят жилище, ухаживают за потомством).

-Как эти действия можно объединить? Составим план работы

1. Движение животных.

2.Питание животных.

3.Строение жилища

4. Размножение

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД

Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

Познавательные УУД

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД).

Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

V Этап реализации построенного проекта.

Движение животных.(фронтальная работа) Учебник с.72 №2

- Перед вами различные части тел животных(лапы, крылья бабочки и птицы, хвост рыбы)

- Как вы думаете, кому они принадлежат?

-Зачем они нужны животным?  (Чтобы передвигаться.)

- С какой целью им нужно двигаться? (Спасаться от врагов, добывать пущу, следить за детёнышами,)

- Значит, животным для жизни нужно ДВИЖЕНИЕ (добавляю слово на доску в таблицу)

VI Первичное закрепление с с проговариванием во внешней речи.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Решают типовые задания с

проговариванием алгоритма вслух.

Игра «Кто как двигается?»

- Закончи предложение: скажи и покажи .

Орёл -… ( летает)

Рыба - … (плавает)

Кузнечик - …(прыгает)

Змея - …(ползёт)

Рысь по деревьям ,,, (лазает)

Волк- …(бегает) рыщет

Бабочка- летает(порхает)

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД

Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией .

Познавательные УУД

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные УУД

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД).

Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы по картине и  иллюстрации учебника

VII Работа в парах с проверкой по эталону. 

Организует деятельность по

применению новых знаний.

Работа в парах.

Осуществляют проверку, пошагово сравнивая с эталоном.

2 ученика инсценируют рассказ Н.Сладкова «Загадочный зверь»

Питание животных.(Работа в парах) 

Настало время завтрака.. (На столах  карточки с картинками животных и то, чем они питаются) Соедините, кто, чем питается.

- Проверьте, правильно ли вы выполнили работу . Слайд9 

Вывод: - Так, что же необходимо животным для жизни? (Ответ: пища) На доску добавляется слово «ПИЩА»

-Бабочка питается нектаром, карась - личинками водных насекомых, воробей- зерном и различными семенами, ласточка- насекомыми, заяц -травой и корой, волк- зайцами.

-Дополнительно: У бабочек для добывания нектара есть длинный хобот, в спокойном состоянии он скручен в спираль, а во время питания он раскручивается и проникает вглубь цветка, где находится нектаринки. Слайд10

 Воробей добывает пищу благодаря крепкому клюву. Слайд11

Широко раскрывающийся рот ласточки позволяет ей ловить насекомых прямо в воздухе. Слайд12

Волк обнаруживает добычу по запаху и преследует её. Сильные и острые зубы помогают волку схватить добычу. Слайд13

Отгадайте животное…

Физкультминутка

VIII Включение в систему знаний и повторения.

Организует самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями

Выполняют задания учебника,

связывают их с темой урока, дополняют материал таблицы на доске

Ответы детей

Ученики выполняют задание.

1.Рассмотрите картину  Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»

-Чем заняты птицы?

- Зачем птицам гнёзда?

2. Работа по учебнику

-А где живут другие животные? Ответ на этот вопрос мы найдём  учебнике на стр.73

- Как называются домики животных? ( Дупло, гнездо, нора, хатка.)

- Для чего животным нужен дом?  (Чтобы было тепло, чтобы защищаться от хищников, выводить потомство).

- Что добавим в таблицу на доске? (СТРОЯТ ЖИЛИЩА)

3. Все животные приносят потомство, размножаются.

- А теперь я хочу вас проверить, знаете ли вы, как называются детеныши зверей. Для этого поиграем в игру«Как называют ребяток -зверяток?» олень- …  , лиса-…, рысь-…, медведь-…. кабан-…, белка-…

4. У каждого ученика на парте вкладыш в рабочую тетрадь с картинкой «Найди животное».

Раскрасьте животных, которых увидели. На парте 1 комплект цветных карандашей. Договоритесь, как будете работать.(Время работы оговорить заранее-2, 3 минуты в зависимости от того , сколько времени осталось до конца урока).

 IX Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организует рефлексию.      

Осуществляют самооценку собственной учебной

деятельности, соотносят цель

и результаты, степень их соответствия

- Какая тема нашего урока?  (жизнь животных)

-Чем же они отличаются от растений? Посмотрим на таблицу на доске. (Они двигаются, добывают пищу, строят себе жилище, выводят потомство)

- Подумайте и оцените свою работу на уроке, свое эмоциональное состояние.

Довольны ли вы своей работой и уроком? Нарисуйте  веселое солнышко если все хорошо, серьезное -если  было трудно, грустное- если было не интересно.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Приложение 1

Николай Сладков

Загадочный зверь

Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка — мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.

И слышу я голосок:

— Угадай, кто я? Я ем жуков и Муравьёв!

Я подумал и твёрдо сказал:

— Дятел!

— Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей!

— Ага! Ты птица осоед!

— Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.

— Гусениц и личинок любят дрозды.

— А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.

— Тогда ты, наверное, лесная мышь.

— И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!

— Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.

— То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал.

— Покажись! — крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок.

— Покажусь. Только ты признай себя побеждённым.

— Рано! — ответил я.

— Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.

— Может, ты цапля?

— Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

— Похоже, что ты куница.

— Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.

Я рассердился и крикнул:

— Скорей всего, ты — свинья! Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!

— Сдаёшься? — спросил голосок.

Ветки качнулись, раздвинулись, и увидел я... белку!

— Запомни! — сказала она. — Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орешки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые" (3 класс)

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые" (3 класс)...

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Мы - жители Земли" (2 класс)

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Мы - жители Земли" (2 класс)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?» УМК «Школа России»

Технологическая карта урока поможет учителю построить урок по новым стандартам образования. Урок открытия нового знания позволяет применить деятельностный подход в обучении.  На данном уроке учен...

технологическая карта к уроку окружающего мира 2 класс по теме :" В гости к весне" (2-й урок)

материал содержит технологическую карту урока окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне",...

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Разнообразие животного мира"

Урок соответствует требованиям деятельностного подхода: цели урока доведены до понимания обучающихся; проблемное изложение материала способствует  включению обучающихся в самостоятельную деятельн...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира. Тема урока: «Заповедники и национальные парки России».

Технологическая карта открытого урока с использованием технологии смешанного обучения, модель «Ротация станций», тема урока « По заповедникам и национальным паркам»....

технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Россия на карте". Программа "Школа России" 2 класс

Технологическая карта разработана к уроку окружающего мира по теме : "Россия на карте". Программа "Школа России". 2 класс. Технологическая карта разработана по всем требованиям ФГО...