Разработка урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Разработка урока по окружающему миру по теме: "Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_teper_ne_prosto_deti_my_teper_ucheniki.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Кореновский район
Муниципальное автономное некоммерческое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 им. трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина
Окружающий мир «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!»
1 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
Учитель Макарова Валентина Августовна
2023 – 2024 учебный год
Тема урока – «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!».
Тип урока – урок «открытия новых знаний».
Цели и задачи – знакомство учащихся с правилами поведения в школе.
1) Сформировать представление об учебной деятельности.
2) Организовать выделение и фиксацию личностных качеств, необходимых для успешного пребывания в учебной деятельности.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Концептуальные подходы – УМК «Начальная школа XXI века», автор Н.Ф.Виноградова.
Основное содержание – урок окружающего мира проводится в 1 классе в адаптационный период.
Новое знание для учеников заключается в открытии того, что ученик учится сам и выполняет 2 основных шага учебной деятельности: «что я не знаю» и «сам найду способ».
Информационное обеспечение – компьютер, операционная среда Microsoft Windows XP, , Microsoft PowerPoint, проектор, экран.
Литература.
1. Формирование ИКТ- компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Е. И. Булин -Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е.Н. Хохлова]. – М. : Просвещение, 2023.
2. Электронный образовательный ресурс к УМК «Окружающий мир. 1 класс» (под ред. Н.Ф. Виноградовой) системы учебников «Начальная школа XXI века».
Этап урока ОНЗ | Ход урока | УУД, формирующиеся на данном этапе |
1. Мотивация к учебной деятельности | - К нам в класс пришел гость. Слайд 2. - Знакомьтесь, это Смайлик – житель Маленькой страны (начальной школы) и ваш новый друг. Он, как и каждый из вас, пришел в школу первый раз и тоже в первый класс. Зачем вы пришли в школу? (Учиться.) - Смайлик тоже пришел в школу, чтобы учиться. А что значит «учиться»? (…) - Учиться – это особая работа. Теперь у вас тоже есть такая работа – УЧИТЬСЯ. - Когда-то давным-давно добрая волшебница помогла Смайлику узнать об этой работе один секрет, и вот теперь он решил поделиться им с вами. Слушайте и помогайте Смайлику и мне рассказывать эту необычную сказочную историю. А о чём будет история? (О том, что значит «учиться».) | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. |
#1040;ктуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. | - Смайлик никогда не грустил и всем дарил свою улыбку. Смайлик – от английского слова “smile”, что значит … “улыбка”. Посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки. - Но вот однажды улыбка исчезла с лица Смайлика. Слайд 2 (анимация) - «Чтобы читать самые интересные книги, – рассуждал Смайлик, – нужно уметь читать. Чтобы посчитать, сколько у меня друзей, нужно уметь считать. Значит, чтобы учиться, нужно уметь …» Что делать? (Учиться.) - «А я, – думал Смайлик, – даже не знаю, что значит учиться». Слайд 2 - Прочитаем вместе, о чём думал Смайлик. (Учиться … А что это значит?) - Это мы постараемся узнать на уроке и понять, что значит «быть школьником». Задание на пробное действие: - А сейчас я вам предложу необычное задание: закройте глаза и поднимите руку те, кто точно знает, что значит учиться. - Не опуская руки, откройте глаза и посмотрите, что получилось. Что видите? (Кто-то поднял руку, а кто-то нет.) - Кто поднял руку, расскажите, что значит, на ваш взгляд, «учиться»? (…) После ответа каждого ученика, учитель спрашивает: «У кого другое мнение?» - Вот видите, у каждого из вас свой ответ. А Смайлику надо было найти один общий на всех ответ, ведь мы теперь учимся вместе! Одинаковый ответ на какой вопрос вы не смогли найти? (Мы не смогли найти ответ на вопрос «Что значит учиться?») - Когда возникает трудность, надо подумать. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
3. Выявление места и причины затруднения | - Давайте думать вместе. Что нужно было сделать? (Нужно было поднять руку, если знаешь, что значит учиться.) - Вы знаете точный ответ на вопрос «Что значит учиться?» (Нет, мы не знаем точного ответа на вопрос «Что значит учиться?») | Познавательные: постановка и формулирование проблемы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта | - Какова цель нашего урока? Что вам надо узнать? (Узнать, что значит учиться.) - У кого только не спрашивал Смайлик ответ на вопрос «Что значит учиться?» К сожалению, никто не смог дать ответ один на всех, правильный. И вот однажды добрая волшебница подарила Смайлику две картинки и сказала: «На этих картинках нарисован ответ на твой вопрос. Но увидеть их ты сможешь, только если сам узнаешь, что значит учиться». По ходу рассказа учителя на слайде появляются две закрытые картинки. Слайд 3 - Как вы поняли, что сказала волшебница? (Она сказала, что увидеть картинки будет возможно, если сам узнаешь, что значит учиться.) - Сказала и … исчезла. А на месте доброй волшебницы остались детали головоломки. Учитель показывает детали головоломки. - Как вы думаете, для чего добрая волшебница оставила детали? (Это поможет узнать ответ на вопрос «Что значит учиться?») - Что будете делать с деталями? (Попытаемся собрать головоломку.) - А почему волшебница сказала, что сделать это надо обязательно самому? (…) - Вспомните случай из жизни, когда вы чему-то хотели научиться и научились. (…) - Значит, вы тоже сами учились или кто-то учился за вас? Все-все сами? - Какое же самое главное правило учения – одно для всех? (Учиться надо самому!) - Молодцы! Конечно, учиться можно только самому, что бы вы ни делали – катались на коньках, играли в футбол, … Слайд 4 (анимация) - Как вы думаете, если только начинаешь чему-то учиться, сразу всё получается? (Может не получиться.) Раздать детям пазлы. - Попробуйте собрать сами. Учитель даёт возможность детям попробовать (2–3 минуты). - Получается? - Смайлик тоже пробовал-пробовал собрать головоломку – не получается. Что делать? (Надо подумать.) - Подумайте, почему не получается? Чего вы и Смайлик не знаете? (Не знаем, как собрать головоломку.) - Вы правильно определили, что вы не знаете. Слайд 4 - Молодцы! Итак, «учиться» – это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, надо понять, что не знаешь, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось. Слайд 5 Физкультминутка. Что нужно еще знать, чтобы смогли учиться? (Правила поведения на уроке.) Какие правила вы знаете? (...) Наш друг Смайлик нарисовал самые важные правила поведения на уроке. Давайте назовем эти правила. Слайд 6 Что изображено на первой картинке? (Колокольчик.) Какое правило работы на уроке он обозначает? (Со звонка начинается урок, со звонком урок заканчивается.) Что же нужно помнить? (Нельзя опаздывать на урок, нужно быть готовым к звонку на урок, …) Чем опасно нарушение этого правила? (Мы будем отвлекаться, не будем успевать, …) Верно ребята, этой карточкой мы обозначаем правило «Не опаздывай на урок!». Что изображено на второй картинке? (Парта.) Какое правило изображено? (Нужно соблюдать на парте порядок, располагать предметы на парте так, чтобы было удобно работать, …) Итак, этой карточкой мы обозначаем правило «Соблюдай на парте порядок!». К чему приводит нарушение этого правила? (Будет не удобно работать, работа будет выполнена неаккуратно, все будет падать, …) «Если хочешь спросить, подними руку», «Не выкрикивай с места!», «Будь внимательным», «Слушай учителя», «Соблюдай тишину». Что вы вспомнили, уточнили? (Мы вспомнили основные правила поведения на уроке.) | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
5. Первичное закрепление во внешней речи | - Теперь повторите сначала до конца хором – что значит «я учусь»? Это значит, когда я что-то делаю… (сам и не получается), я, во-первых, должен понять… (что я не знаю), и во-вторых… (сам должен добыть нужные знания) и сделать то… (что раньше не получалось). - Молодцы! А теперь встаньте, объединитесь в пары, повернитесь лицом друг к другу и покажите каким-либо движением, что вы будете делать, если что-то не получилось. Дети стоят парами лицом друг к другу и изображают жестами и мимикой «Что я не знаю». - А теперь изобразите, что вы будете делать после того, как поняли, что вы не знаете. Дети стоят парами лицом друг к другу и изображают жестами и мимикой «Сам найду способ». - А сейчас что вы изобразили? (После того, как мы поймём, что не знаем, сами будем добывать нужные знания, и тогда всё получится.) - Вы поняли, что значит учиться? (Поняли.) - Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
#1057;амостоятельная работа с самопроверкой по эталону | -Вы пришли учиться. А давайте проверим, что вы должны взять с собой. Слайд 7 Одна группа детей работа по составлению картинок в электронном образовательном ресурсе к УМК «Окружающий мир. 1 класс» (под ред. Н.Ф. Виноградовой), другая работает за партой. - У вас на партах лежит еще один набор пазлов. - Расскажите, как вы будете действовать? (Мы будем собирать сами.) Дети собирают. - Молодцы! Значит, вы сегодня вместе со Смайликом узнали, что значит «учиться». Но вы только начинаете учиться. Как это будет получаться, зависит только от вас. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
7. Включение в систему знаний и повторение | - Смайлик очень обрадовался тому, что сам смог найти ответ на вопрос, что значит учиться. Он светился, как солнышко. Что бы вы дорисовали Смайлику, чтобы он стал похож на солнышко? (Лучики.) Слайд 8 - 15 - Давайте вспомним правила поведения на уроке, и Смайлик засияет, как настоящее солнышко. А еще одно правило придумайте. | Регулятивные: прогнозирование (в случае, если учащиеся самостоятельно выявляют типы заданий, где используется новый способ). |
8. Рефлексия учебной деятельности | - Теперь предлагаю вам вспомнить, что же вы узнали на этом уроке? (Мы узнали, что значит учиться.) - Учиться… А что это значит? (Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, что не знаешь, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.) - Нарисуйте свое настроение в конце урока. - А кто понял, что такое «учиться»? Отлично! - Пригодится это вам в дальнейшем? Где? - Поблагодарим за работу на уроке друг друга и Смайлика! | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по Окружающему миру "ПОЖАР"
Урок по теме "Пожар" с сопутствующей темой интегрированного курса ОБЖ "Друг огонь нам или враг?" позволяет уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, расширить и уточнить знания детей о п...
методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...
Разработка урока по окружающему миру на тему "Динозавры: назад в прошлое, предсказывая будущее."
Цели урока:Образовательные- формировать представления детей о далеком прошлом Земли;- пополнить знания у...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс
Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...
разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»
Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....
Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"
Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня нам предс...