Разработка урока по окружающему миру
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)
Тема урока; "Мир глазами астронома. Звездное небо."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Мир глазами астронома. Звездное небо – Великая книга Природы»
Предмет: окружающий мир (УМК «Школа России»)
Автор урока: учитель начальных классов Макарова Валентина Августовна
Цели | Способствовать формированию первоначальных представлений об астрономии, умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации, развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для ознакомления с учебником: авторами, условными обозначениями, определения границ знания и «незнания»; с созвездиями как участками звездного неба. |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; групповая (коллективная), фронтальная, индивидуальная |
Образовательные |
|
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; карта полушарий; кроссворды для работы в группах, тесты для индивидуальной работы; фотоматериалы; карта звездного неба; рисунки и фотографии с изображением созвездий; проверочные тесты по теме «Планеты Солнечной системы» |
Основные | Астрономия, астроном, созведия |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | Читает стихотворение Тима Собакина:Напрасные мечты Как заманчиво стать астрономом, Со Вселенною близко знакомым! Часто слышать, как шепчут кругом: «Вон Собакин пошёл... астроном!» Это было бы вовсе не дурно: Наблюдать за орбитой Сатурна, Любоваться созвездием Лиры, Обнаруживать чёрные дыры... И трактат сочинить непременно – «ИЗУЧАЙТЕ ГЛУБИНЫ ВСЕЛЕННОЙ». Мне хотелось бы стать астрономом, По ночам на работу влекомым. Но напрасны все эти мечты: Я ведь с детства боюсь темноты. – Кто такой астроном? Что такое астрономия?. Сегодня мы совершим путешествие по Вселенной. А куда мы отправимся, вы скажете сами. Тема урока спрятана в отгадке этой загадки: В чёрном небе до зари Тускло светят фонари. Фонари-фонарики, Меньше, чем комарики. (Звёзды.) – Сегодня мы узнаем, какие бывают звезды и что называют созвездиями, познакомимся с картой звездного неба. | Слушают | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Знакомство, рассматривание учебника. | Объясняет и показывает, где в учебнике написаны фамилии авторов (их могут прочитать хорошо читающие ученики или учитель). | Слушают, работают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Работа | Читает текст-обращение авторов учебника к учащимся, делая при этом необходимые паузы, чтобы учащиеся могли ответить на вопросы, поставленные в учебнике | с толковым словарем | объяснения учителя, высказываний одно- логическими действиями; овладевают базовыми предметными понятиями. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля | |||
III. Изучение нового материала | Работа | – Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом. – Астроном – специалист по астрономии. – С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Солнце и движущиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему. Планеты у Солнца танцуют как дети: Меркурий заводит их хоровод, Чуть дальше Венера в пространстве плывёт. Встречаем мы Землю рядом с Луной И огненный Марс, что кружит за Землёй. За ними – Юпитер, из всех великан, И дальше Сатурн в кольцах видится нам. Последние три едва различимы, Мрачны и холодны, но их отличим мы: Уран и Нептун и кроха Плутон. – Это стихотворение поможет вам запомнить названия планет Солнечной системы и их расположение относительно Солнца. Кроме планет, во Вселенной бесчисленное множество звезд и других небесных тел. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Фронтальная. | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Работа | Существует несколько гипотез (предположений) – Отгадайте загадку: Колокольчик синенький прозвенел букашке: – Ты скажи мне, милая, что там за ромашка Выросла над облаком жёлтая такая, Яркая, лучистая, очень уж большая? – Это, кроха, не цветок, – та в ответ смеется, – Это крупное светило под названьем... (Солнце). – Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции Солнце называли Гелиос, Солнце в движении вечном бледнеть заставляет светила, Солнце сияньем пурпурным земли заливает пределы. Солнце – друг земледельца, ко всем морякам благосклонно. Солнце – дней и ночей божество, венец и начало. Только его одного из богов, царящих в мире, Нам дано лицезреть… – Почему о Земле можно сказать «наш космический корабль»? (Потому что это планета, и она движется | Выступают Отгадывают загадку Отвечают | Фронтальная. | Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможно- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Работа | – А как Земля движется в космосе? (Она движется вокруг Солнца по западному маршруту.) – Разгадайте кроссворд | Разгадывают кроссворд | Коллективная | проявляют целостный взгляд на мир | ||
Физкультминутка** | Проводит физкультминутку с показом движений | Выполняют физические упражнения | Индивидуальная | Регулятивные – принимают и сохраняют учебные задачи | Упражнения | |
IV. Практическая деятельность | Выполнение заданий | – Откройте учебник (с. 4–8), прочитайте и выполните задания. Далее организует работу по заданиям в рабочей тетради и заданиями из электронного приложения к учебнику по своему усмотрению. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации по выполнению заданий | Отвечают выполняют | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют поиск информации; владеют логическими действиями. Регулятивные: при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану. Коммуникативные: излагают и аргументируют свое мнение | Задания Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. | – Закончу урок стихотворением Александра Галлицкого . Задумайтесь над вопросами, поднимаемыми поэтом. – Подведем итоги урока: – Над какой темой работали? | Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. | Устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Выставление оценок | – Что нового узнали? – Что было интересного на уроке? – Что еще хотелось бы узнать по данной теме? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? Выставляет оценки | взгляд на мир в его органичном единстве | Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний | |||
VI. Домашнее задание | Инструкция | Учебник, с. 4–8, записать в словарик новые слова: астрономия, астроном; выполнить задание рубрики «Подумай», с. 7; ответить на вопросы рубрики «Проверь себя», с. 7 | Слушают, задают уточняющие вопросы | Индивидуальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач | Задания |
Ресурсный материал
Гипотезы (высказывают учащиеся)
– Одни ученые считают, что это произошло в результате космической катастрофы, когда с Солнцем столкнулась комета, и тогда из раскаленного солнечного вещества образовались сгустки, которые постепенно сформировались в шары и стали планетами.
– Другая гипотеза гласит, что Солнце и планеты возникли из одного и того же вращающегося раскаленного облака газа.
– Сторонники третьей гипотезы утверждают, что планеты вообще никогда не были раскаленными шарами и возникли из холодного вещества. Это была окружающая Солнце туманность, состоящая из газа и пыли.
Кроссворд
1. Сторона света и название космического корабля. (Восток.)
2. Куда уходит Солнце вечером? На… (запад).
3. Ближайшая к нам звезда. (Солнце.)
4. Вселенная – это… с точки зрения астронома. (Мир.)
5. Высокообразованный человек, имеющий научную степень. (Учёный.)
6. Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром – нет ничего. (Звёзды.)
Ключевое слово: ВПЕРЁД.
По Млечному Пути***
Скажи, мой брат, откуда мы? – | Или судьбы – огнём пристрастий?! | Бредём по Млечному мосту – (А. Галлицкий.) |
Ссылки на используемые материалы
- Окружающий мир. 4 класс. учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х частях. Часть 1. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 224с. : ил. – (Школа России).
- Окружающий мир. 4 класс. Электронное приложение к учебнику.
- Окружающий мир. 4 класс Рабочая программа. Технологические карты уроков по УМК «Школа России» (компакт - диск) – издательство «Учитель», 2014.
- Окружающий мир. 4 класс. Тесты. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. / А.А. Плешаков, Н.Н.Гара, З.Д. Назарова. - – М.: Просвещение, 2014. – 128с. : ил. - – (Школа России).
- Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Часть 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по Окружающему миру "ПОЖАР"
Урок по теме "Пожар" с сопутствующей темой интегрированного курса ОБЖ "Друг огонь нам или враг?" позволяет уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, расширить и уточнить знания детей о п...
методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс
Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...
разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»
Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....
Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"
Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня нам предс...
Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"
Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...