Разработка урока по окружающему миру
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)

Тема урока; "Мир глазами астронома. Звездное небо."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мир глазами астронома. Звездное небо – Великая книга Природы»

Предмет: окружающий мир (УМК «Школа России»)

Автор урока: учитель начальных классов Макарова Валентина Августовна

Цели
деятельности
учителя

Способствовать формированию первоначальных представлений об астрономии, умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации, развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для ознакомления с учебником: авторами, условными обозначениями, определения границ знания и «незнания»; с созвездиями как участками звездного неба.

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, получат возможность научиться находить созвездия на звездной карте и в ночном небе, организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; групповая (коллективная), фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; карта полушарий; кроссворды для работы в группах, тесты для индивидуальной работы; фотоматериалы; карта звездного неба; рисунки и фотографии с изображением созвездий; проверочные тесты по теме «Планеты Солнечной системы»

Основные
понятия

Астрономия, астроном, созведия


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Читает стихотворение Тима Собакина:Напрасные мечты

Как заманчиво стать астрономом,

Со Вселенною близко знакомым!

Часто слышать, как шепчут кругом:

«Вон Собакин пошёл... астроном!»

Это было бы вовсе не дурно:

Наблюдать за орбитой Сатурна,

Любоваться созвездием Лиры,

Обнаруживать чёрные дыры...

И трактат сочинить непременно –

«ИЗУЧАЙТЕ ГЛУБИНЫ ВСЕЛЕННОЙ».

Мне хотелось бы стать астрономом,

По ночам на работу влекомым.

Но напрасны все эти мечты:

Я ведь с детства боюсь темноты.

– Кто такой астроном? Что такое астрономия?. Сегодня мы совершим путешествие по Вселенной. А куда мы отправимся, вы скажете сами. Тема урока спрятана в отгадке этой загадки:

В чёрном небе до зари

Тускло светят фонари.

Фонари-фонарики,

Меньше, чем комарики. (Звёзды.)

– Сегодня мы узнаем, какие бывают звезды и что называют созвездиями, познакомимся с картой звездного неба.

Слушают
и принимают участие в диалоге с учителем; демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний
для человека; имеют желание учиться;
проявляют интерес
к изучаемому предмету, понимают его
важность; имеют мотивацию к работе на результат

Устные ответы, организация рабочего места

II. Актуализация опорных знаний

Знакомство, рассматривание учебника.

Объясняет и показывает, где в учебнике написаны фамилии авторов (их могут прочитать хорошо читающие ученики или учитель).

Слушают, работают

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Работа
со словарём
С. И. Ожегова

Читает текст-обращение авторов учебника к учащимся, делая при этом необходимые паузы, чтобы учащиеся могли ответить на вопросы, поставленные в учебнике

с толковым словарем

объяснения учителя, высказываний одно-
классников; систематизируют собственные знания; владеют

логическими действиями; овладевают базовыми предметными понятиями.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют задачи учебной деятельности.

III. Изучение нового материала

Работа
над темой «Вселенная».

Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.

Астроном – специалист по астрономии.

– С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Солнце и движущиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему.

Планеты у Солнца танцуют как дети:

Меркурий заводит их хоровод,

Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землёй.

За ними – Юпитер, из всех великан,

И дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние три едва различимы,

Мрачны и холодны, но их отличим мы:

Уран и Нептун и кроха Плутон.

– Это стихотворение поможет вам запомнить названия планет Солнечной системы и их расположение относительно Солнца.

Кроме планет, во Вселенной бесчисленное множество звезд и других небесных тел.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Фронтальная.

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Работа
над темой «Солнце».

Существует несколько гипотез (предположений)
о том, как родилась Солнечная система
*.

Отгадайте загадку:

Колокольчик синенький прозвенел букашке:

– Ты скажи мне, милая, что там за ромашка

Выросла над облаком жёлтая такая,

Яркая, лучистая, очень уж большая?

– Это, кроха, не цветок, – та в ответ смеется, –

Это крупное светило под названьем... (Солнце).

– Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции Солнце называли Гелиос,
в Египте –
Ра, а наши предки славяне – Ярило.
В честь Солнца слагались гимны. Вот один из
гимнов древнегреческого поэта Гомера:

Солнце в движении вечном бледнеть заставляет светила,

Солнце сияньем пурпурным земли заливает пределы.

Солнце – друг земледельца, ко всем морякам благосклонно.

Солнце – дней и ночей божество, венец и начало.

Только его одного из богов, царящих в мире,

Нам дано лицезреть…

– Почему о Земле можно сказать «наш космический корабль»? (Потому что это планета, и она движется
в космосе, как и остальные небесные тела.)

Выступают
с сообщениями.

Отгадывают загадку

Отвечают
на вопросы.

Фронтальная.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможно-
сти в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Работа
над темой «Наша планета – Земля»

– А как Земля движется в космосе? (Она движется вокруг Солнца по западному маршруту.)

Разгадайте кроссворд

Разгадывают кроссворд

Коллективная

проявляют целостный взгляд на мир
в его органичном единстве

Физкультминутка**

Проводит физкультминутку с показом движений

Выполняют физические упражнения

Индивидуальная

Регулятивные – принимают и сохраняют учебные задачи

Упражнения

IV. Практическая деятельность

Выполнение заданий
из учебника, электронного приложения к учебнику, рабочей тетради

Откройте учебник (с. 4–8), прочитайте и выполните задания.

Далее организует работу по заданиям в рабочей тетради и заданиями из электронного приложения к учебнику по своему усмотрению.

В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации по выполнению заданий

Отвечают
на вопросы, находят необходимую информацию
в учебнике,

выполняют
задания, применяя способы решения задач творческого и поискового характера

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют поиск информации; владеют логическими действиями.

Регулятивные: при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.

Коммуникативные: излагают и аргументируют свое мнение

Задания
в тетради.

Устные ответы

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Закончу урок стихотворением Александра Галлицкого . Задумайтесь над вопросами, поднимаемыми поэтом.

– Подведем итоги урока:

– Над какой темой работали?

Отвечают
на вопросы, обосновывают своё мнение, проявляя целостный

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Устные ответы


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

Выставление оценок

– Что нового узнали?

– Что было интересного на уроке?

– Что еще хотелось бы узнать по данной теме?

– Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?

– Как оцениваете свою работу на уроке?

Выставляет оценки

взгляд на мир в его органичном единстве

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний

VI. Домашнее задание

Инструкция
к выполнению домаш-
него задания

Учебник, с. 4–8, записать в словарик новые слова: астрономия, астроном; выполнить задание рубрики «Подумай», с. 7; ответить на вопросы рубрики «Проверь себя», с. 7

Слушают, задают уточняющие вопросы

Индивидуальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач

Задания

Ресурсный материал

Гипотезы (высказывают учащиеся)

– Одни ученые считают, что это произошло в результате космической катастрофы, когда с Солнцем столкнулась комета, и тогда из раскаленного солнечного вещества образовались сгустки, которые постепенно сформировались в шары и стали планетами.

– Другая гипотеза гласит, что Солнце и планеты возникли из одного и того же вращающегося раскаленного облака газа.

– Сторонники третьей гипотезы утверждают, что планеты вообще никогда не были раскаленными шарами и возникли из холодного вещества. Это была окружающая Солнце туманность, состоящая из газа и пыли.

Кроссворд

1. Сторона света и название космического корабля. (Восток.)

2. Куда уходит Солнце вечером? На… (запад).

3. Ближайшая к нам звезда. (Солнце.)

4. Вселенная – это… с точки зрения астронома. (Мир.)

5. Высокообразованный человек, имеющий научную степень. (Учёный.)

6. Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром – нет ничего. (Звёзды.)

Ключевое слово: ВПЕРЁД.


По Млечному Пути***

Скажи, мой брат, откуда мы? –
Взорвавшись Светом во Вселенной,
Звездой погибшей рождены,
Её материей нетленной?!.
Или в Космическом Пути,
Гонимые Его дыханьем,
Проникшим семенем взросли
В Земле, во Чреве планетарном?
Колосьями пробились вверх,
Зерном рассыпались по спектру
И проложили путь для тех,
Кто вслед идёт навстречу ветру!..
Скажи, мой брат, Земля – наш Дом –
Приют для звёздных постояльцев?
Её Очаг горит огнём
Для галактических скитальцев.
Огнём Тепла, огнём Любви,

Или судьбы – огнём пристрастий?!
Мы с головы до ног в пыли
По Звёздным тропам вечных странствий.
В мирах, покрытых синим льдом,
Где нет для скорби утешенья,
Душе там снится отчий Дом,
Из прошлой жизни – след забвенья.
Мой брат, скажи, откуда мы? –
Несёмся Светом из Галактик!
Или ползём из пасти тьмы –
Холодной, чавкающей гати?..
Но тьма не наших душ удел,
Внутри мерцает блик надежды!
Кто Прометеем вмиг сгорел,
Тот был зажжён Огнём Безбрежным.
Пронизывая пустоту
И расщепляя тьму на атом,

Бредём по Млечному мосту –
В иных мирах открыть фарватер.
Скажи, мой брат, мы не одни
В Пространстве этом бесконечном?!
Здесь, на Земле, сочтём все дни
И снова в Путь, в Порядке Млечном!
К Огню, что не испепелил,
А Жизнь зачал, вздохнув ВСЕЛЕННО,
И миллиарды Звёзд – Светил,
Родившись, вспыхнули мгновенно!
И тот Огонь, что в нас горит,
Мы пронесём в Пространстве – Светом!
Как будет Млечный Путь покрыт,
Мы вновь вернёмся за ответом! –
Скажи, мой брат, откуда мы?..

(А. Галлицкий.)

Ссылки на используемые материалы

  1. Окружающий мир. 4 класс. учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х частях. Часть 1. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 224с. : ил. – (Школа России).
  2. Окружающий мир. 4 класс. Электронное приложение к учебнику.
  3. Окружающий мир. 4 класс Рабочая программа. Технологические карты уроков по УМК «Школа России» (компакт - диск) – издательство «Учитель», 2014.
  4. Окружающий мир. 4 класс. Тесты. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. / А.А. Плешаков, Н.Н.Гара, З.Д. Назарова. - – М.: Просвещение, 2014. – 128с. : ил. - – (Школа России).
  5. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Часть 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Окружающему миру "ПОЖАР"

Урок по теме "Пожар" с сопутствующей темой интегрированного курса ОБЖ "Друг огонь нам или враг?" позволяет уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, расширить и уточнить знания детей о п...

методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...

Разработка урока по окружающему миру на тему "Динозавры: назад в прошлое, предсказывая будущее."

Цели урока:Образовательные-         формировать представления детей о далеком прошлом Земли;-         пополнить знания у...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...

разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»

Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...