Разработка урока по окружающему миру
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)
Тема урока; "Мир глазами астронома. Звездное небо."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Мир глазами астронома. Звездное небо – Великая книга Природы»
Предмет: окружающий мир (УМК «Школа России»)
Автор урока: учитель начальных классов Макарова Валентина Августовна
Цели | Способствовать формированию первоначальных представлений об астрономии, умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации, развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для ознакомления с учебником: авторами, условными обозначениями, определения границ знания и «незнания»; с созвездиями как участками звездного неба. |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; групповая (коллективная), фронтальная, индивидуальная |
Образовательные |
|
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; карта полушарий; кроссворды для работы в группах, тесты для индивидуальной работы; фотоматериалы; карта звездного неба; рисунки и фотографии с изображением созвездий; проверочные тесты по теме «Планеты Солнечной системы» |
Основные | Астрономия, астроном, созведия |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | Читает стихотворение Тима Собакина:Напрасные мечты Как заманчиво стать астрономом, Со Вселенною близко знакомым! Часто слышать, как шепчут кругом: «Вон Собакин пошёл... астроном!» Это было бы вовсе не дурно: Наблюдать за орбитой Сатурна, Любоваться созвездием Лиры, Обнаруживать чёрные дыры... И трактат сочинить непременно – «ИЗУЧАЙТЕ ГЛУБИНЫ ВСЕЛЕННОЙ». Мне хотелось бы стать астрономом, По ночам на работу влекомым. Но напрасны все эти мечты: Я ведь с детства боюсь темноты. – Кто такой астроном? Что такое астрономия?. Сегодня мы совершим путешествие по Вселенной. А куда мы отправимся, вы скажете сами. Тема урока спрятана в отгадке этой загадки: В чёрном небе до зари Тускло светят фонари. Фонари-фонарики, Меньше, чем комарики. (Звёзды.) – Сегодня мы узнаем, какие бывают звезды и что называют созвездиями, познакомимся с картой звездного неба. | Слушают | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Знакомство, рассматривание учебника. | Объясняет и показывает, где в учебнике написаны фамилии авторов (их могут прочитать хорошо читающие ученики или учитель). | Слушают, работают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Работа | Читает текст-обращение авторов учебника к учащимся, делая при этом необходимые паузы, чтобы учащиеся могли ответить на вопросы, поставленные в учебнике | с толковым словарем | объяснения учителя, высказываний одно- логическими действиями; овладевают базовыми предметными понятиями. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля | |||
III. Изучение нового материала | Работа | – Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом. – Астроном – специалист по астрономии. – С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Солнце и движущиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему. Планеты у Солнца танцуют как дети: Меркурий заводит их хоровод, Чуть дальше Венера в пространстве плывёт. Встречаем мы Землю рядом с Луной И огненный Марс, что кружит за Землёй. За ними – Юпитер, из всех великан, И дальше Сатурн в кольцах видится нам. Последние три едва различимы, Мрачны и холодны, но их отличим мы: Уран и Нептун и кроха Плутон. – Это стихотворение поможет вам запомнить названия планет Солнечной системы и их расположение относительно Солнца. Кроме планет, во Вселенной бесчисленное множество звезд и других небесных тел. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Фронтальная. | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Работа | Существует несколько гипотез (предположений) – Отгадайте загадку: Колокольчик синенький прозвенел букашке: – Ты скажи мне, милая, что там за ромашка Выросла над облаком жёлтая такая, Яркая, лучистая, очень уж большая? – Это, кроха, не цветок, – та в ответ смеется, – Это крупное светило под названьем... (Солнце). – Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции Солнце называли Гелиос, Солнце в движении вечном бледнеть заставляет светила, Солнце сияньем пурпурным земли заливает пределы. Солнце – друг земледельца, ко всем морякам благосклонно. Солнце – дней и ночей божество, венец и начало. Только его одного из богов, царящих в мире, Нам дано лицезреть… – Почему о Земле можно сказать «наш космический корабль»? (Потому что это планета, и она движется | Выступают Отгадывают загадку Отвечают | Фронтальная. | Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможно- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Работа | – А как Земля движется в космосе? (Она движется вокруг Солнца по западному маршруту.) – Разгадайте кроссворд | Разгадывают кроссворд | Коллективная | проявляют целостный взгляд на мир | ||
Физкультминутка** | Проводит физкультминутку с показом движений | Выполняют физические упражнения | Индивидуальная | Регулятивные – принимают и сохраняют учебные задачи | Упражнения | |
IV. Практическая деятельность | Выполнение заданий | – Откройте учебник (с. 4–8), прочитайте и выполните задания. Далее организует работу по заданиям в рабочей тетради и заданиями из электронного приложения к учебнику по своему усмотрению. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации по выполнению заданий | Отвечают выполняют | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют поиск информации; владеют логическими действиями. Регулятивные: при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану. Коммуникативные: излагают и аргументируют свое мнение | Задания Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. | – Закончу урок стихотворением Александра Галлицкого . Задумайтесь над вопросами, поднимаемыми поэтом. – Подведем итоги урока: – Над какой темой работали? | Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. | Устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Выставление оценок | – Что нового узнали? – Что было интересного на уроке? – Что еще хотелось бы узнать по данной теме? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? Выставляет оценки | взгляд на мир в его органичном единстве | Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний | |||
VI. Домашнее задание | Инструкция | Учебник, с. 4–8, записать в словарик новые слова: астрономия, астроном; выполнить задание рубрики «Подумай», с. 7; ответить на вопросы рубрики «Проверь себя», с. 7 | Слушают, задают уточняющие вопросы | Индивидуальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач | Задания |
Ресурсный материал
Гипотезы (высказывают учащиеся)
– Одни ученые считают, что это произошло в результате космической катастрофы, когда с Солнцем столкнулась комета, и тогда из раскаленного солнечного вещества образовались сгустки, которые постепенно сформировались в шары и стали планетами.
– Другая гипотеза гласит, что Солнце и планеты возникли из одного и того же вращающегося раскаленного облака газа.
– Сторонники третьей гипотезы утверждают, что планеты вообще никогда не были раскаленными шарами и возникли из холодного вещества. Это была окружающая Солнце туманность, состоящая из газа и пыли.
Кроссворд
1. Сторона света и название космического корабля. (Восток.)
2. Куда уходит Солнце вечером? На… (запад).
3. Ближайшая к нам звезда. (Солнце.)
4. Вселенная – это… с точки зрения астронома. (Мир.)
5. Высокообразованный человек, имеющий научную степень. (Учёный.)
6. Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром – нет ничего. (Звёзды.)
Ключевое слово: ВПЕРЁД.
По Млечному Пути***
Скажи, мой брат, откуда мы? – | Или судьбы – огнём пристрастий?! | Бредём по Млечному мосту – (А. Галлицкий.) |
Ссылки на используемые материалы
- Окружающий мир. 4 класс. учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х частях. Часть 1. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 224с. : ил. – (Школа России).
- Окружающий мир. 4 класс. Электронное приложение к учебнику.
- Окружающий мир. 4 класс Рабочая программа. Технологические карты уроков по УМК «Школа России» (компакт - диск) – издательство «Учитель», 2014.
- Окружающий мир. 4 класс. Тесты. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. / А.А. Плешаков, Н.Н.Гара, З.Д. Назарова. - – М.: Просвещение, 2014. – 128с. : ил. - – (Школа России).
- Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Часть 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по Окружающему миру "ПОЖАР"
Урок по теме "Пожар" с сопутствующей темой интегрированного курса ОБЖ "Друг огонь нам или враг?" позволяет уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, расширить и уточнить знания детей о п...
методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...
Разработка урока по окружающему миру на тему "Динозавры: назад в прошлое, предсказывая будущее."
Цели урока:Образовательные- формировать представления детей о далеком прошлом Земли;- пополнить знания у...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс
Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...
разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»
Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....
Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"
Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня нам предс...