"Знаки безопасности во дворе жилого дома. Безопасность в доме"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Смирнова Юлия Геннадьевна

Предлагаю Вашем вниманию конспект открытого урока по окружающему миру, тема: "Огонь, вода, газ", 3 класс, школа России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_okr.mir_ogon_voda_gaz.docx33.35 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: г

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3

Тема урока: Знаки безопасности во дворе жилого дома, безопасность в доме

Цели урока:

Ø познакомить учащихся с необходимыми действиями при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;

Ø отработать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевых игр

Задачи урока:

Ø формирование осознания младшим школьником ценности человеческой жизни;

Ø формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни;

Ø формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Планируемые результаты:

Предметные:

Ø рассказывать о действиях при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

Ø знать телефоны экстренного вызова, телефоны родителей и соседей.

Метапредметные:

Ø понимать учебную задачу урока и раздела, стремиться её выполнить;

Ø оценивать достижения на уроке, составлять алгоритм действий на основе текста;

Ø анализировать схему эвакуации из школы.

Личностные:

Ø проявлять навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

Ø проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки;

Ø определять мотивы учебной деятельности.

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности

-Здравствуйте. Меня зовут Юлия Геннадьевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь!

В мире много интересного, нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело!

2. Постановка темы и задач урока

- Сегодня на уроке мы начинаем изучать вторую часть учебника окружающий мир. Для того, чтобы узнать название раздела и предположить тему урока посмотрите видеоролик. (слайд 1)

-О чём говорилось в видео? (О безопасности/опасностях)

Опасность – это ситуация, в которой человеку кто-то или что-то угрожает.

-Что такое безопасность?

Безопасность – это состояние человека, при котором ему никто или ничто не угрожает.

-Откройте учебник на стр. 3 и прочитайте название раздела (Наша безопасность)

- Изучая раздел «Наша безопасность» мы будем учиться чему? (Читают)

-Хорошо. Скажите, пожалуйста, о безопасности в каком помещении говорилось в видео? (В доме)

-Какая опасность может подстерегать нас в доме? (Пожар, авария водопровода, утечка газа)

-Предположите тему нашего сегодняшнего урока (Огонь, вода, газ) (слайд 2)

-Какую цель перед собой поставим? (познакомиться с действиями при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. Вспомнить номера ….)

Работа по теме урока

Пожар

С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу. Но огонь бывает смертельно опасным, когда люди забывают об осторожном обращении с ним. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Так случаются пожары.

-Ребята, сейчас мы с вами будем работать по группам (расходятся по группам)

-Вспомним правила работы в группе (читают)

«Правила работы в группе» (слайд 3)

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

1группа.

-Вы будете работать с карточками. Вам необходимо прочитать группы слов, в каждой группе найти лишнее слово, а оставшимся словам дать общее название, которое имеет отношение к пожару.

Карточка. Прочитайте. Найдите в каждой строке лишнее слово. Дайте название группе оставшихся слов, которые имеют какое-либо отношение к пожару. Назовите причины возникновения пожара.

Чайник, утюг, телевизор, книга – электрические приборы - их неисправность, когда их забывают выключить – все это может стать причиной пожара.

Бензин, кофе, краска, лак – легковоспламеняющиеся вещества.

Топор, спички, зажигалка, печка – предметы, неосторожное обращение с которыми может стать причиной пожара.

Сено, бумага, песок, вата - предметы, которые легко загораются.

2 группа.

Карточка. Прочитайте статью в учебнике на стр. 4-5 «Если возник пожар». Составьте инструкцию «Действия во время пожара». (на листе)

Попытаться погасить пламя;

Позвонить пожарным;

Выбежать из дома и звать на помощь;

Защититься от дыма

3 группа.

Карточка. Обсудите, какую информацию надо обязательно назвать, вызывая пожарных. «Как позвонить в службу помощи при пожаре?»

На столе телефон. Вызвать пожарную охрану.

(адрес; свой номер телефона; свою фамилию; как лучше подъехать к дому. Все это нужно сообщить быстро, без запинки).

Проверка: выступление групп.

(Дополнительные вопросы к выступлению групп:

- Какая опасность кроме огня существует во время пожара? (Дым)

- Чем опасен дым? Как от него защищаться? (Дымом можно задохнуться. Чтобы уберечься от дыма нужно дышать через мокрое полотенце)

-Ребята, по какому номеру нужно позвонить в случае пожара? (01 или 112)

-Как вы думаете, почему телефон пожарной службы «01»?

Потому что это очень простой номер. Во время пожара дорога каждая секунда – огонь не ждет. Поэтому номер самый короткий, всего две цифры – можно быстро набрать. Этот номер можно набрать даже в темноте – последняя цифра и первая на диске телефона.)

-Как случаются пожары? Назовите причины.

- Давайте проверим ваши ответы.

неисправность электрических приборов (чайник, утюг, компьютер…)

забывчивость людей (забыл выключить)

искра (печь, камин, бенгальские огни)

перегрузка электросети

спички (игры со спичками)

керосин, бензин, газ.

Авария водопровода

- Ребята, а что сильнее огня? (вода)

-Правильно. Вода является самым простым наиболее доступным средством тушения пожара. Вода является источником жизни. Но и вода может стать источником опасности. Представь, что у вас в квартире произошла авария водопровода, прорвало трубу. Каковы ваши действия? Ответить на этот вопрос Вам помогут условные обозначения на стр. 5 (Предполагают)

-Прочитайте текст в учебнике на стр. 5 (под цифрой 2)

-В тексте Вам встретились новые слова «диспетчер», «вентиль» для Вас новые, запишите эти слова в словарик в конце рабочей тетради.

-Что такое вентиль?

Вентиль – клапан для регулирования выхода воды, газа, пара, перекрывает воду в квартире.

-Что такое диспетчер?

Диспетчер – работник, регулирующий работу предприятия (пожарной части, аварийной службы, службы газа)

— Поднимите руки те, кто знает, где находятся вентили горячей и холодной воды.

Кто не знает, спросите у родителей и попросите научить вас перекрывать их.

Работа в парах: Проверим, внимательно ли вы прочитали текст в учебнике и выполним следующее задание. Работа в парах.

В конвертиках на ваших столах находятся карточки, на которых записаны ваши действия при прорыве водопровода или отопления. Вы должны расставить последовательность этих действий.

1. Позвонить на работу родителям.

2. Позвонить диспетчеру.

3. Позвать на помощь соседей.

4. Завернуть специальный вентиль.

Проверка по слайду. Сравните свои ответы с вариантом на слайде.
(слайд)

- У кого нет ошибок? (Молодцы, внимательно прочитали текст)

- Кто допустил ошибки? Исправьте. Запомните правильную последовательность действий.

Проблемная ситуация

«Папа решил принять ванну. Ему срочно позвонили с работы. Папа уехал на работу и забыл закрыть кран в ванной. Вода проливается, через край ванны. Ваши действия.

Физкультминутка

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И на лево тоже

Поглядим из под ладошек.

И – на право! И ещё

Через левое плечо!

Через правое плечо!

– выше голова

3,4 - руки шире

5,6 – тихо сесть

Утечка газа

- Рассмотрите внимательно иллюстрации на слайде. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы. (Работают на газу)
(слайд)

- Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт - это очень опасно! Как вы думаете почему? (Ответы детей)

Во-первых, им можно отравиться.

Во-вторых, скопившись на кухне, газ может взорваться.

- Как же действовать в случае этой опасности прочитаем на стр. 5- 6 (текст цифра 3)

- Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?

(Нужно открыть окна, проветрить помещение, проверить все ручки плиты, перекрыть вентиль газа и покинуть помещение. Ни в коем случае нельзя зажигать огонь, включать свет, пользоваться электроприборами).

Если ты почувствовал запах газа в квартире,

Помни: газовой службы телефон – 04.

— Расскажите, как надо действовать при утечке газа.

При запахе газа ни в коем случае нельзя зажигать огонь и включать свет (в выключателе может проскочить искра). Нужно немедленно перекрыть газовую трубу (необходимо знать, где перекрывается газовый кран), проветрить квартиру, вызвать работника из газовой службы.

Чтобы избежать опасной ситуации, при малейшем запахе газа проверяйте, нет ли утечки. Специалисты делают это с помощью мыльной пены.

Возможные причины утечки газа: (слайд)

1. Неосторожность: выкипающая вода погасила огонь, слабый огонь был задут сквозняком, не до конца закрыт кран газовой плиты.

2. Неисправность газового оборудования: утечка в соединениях труб, неисправные газовые приборы.

— Кто знает, где в квартире находится вентиль, который перекрывает газ в газовой трубе?

Попросите взрослых показать и научить вас перекрывать газ.

VII. Закрепление изученного

1. Работа в тетради.

Открываем рабочую тетрадь на стр.4 задание 3.

-Прочитайте задание (Укажи стрелками правильное действие для каждого случая).

2. Тест по пройденному материалу

1. Чего нельзя делать, если в доме прорвало трубу?

вызывать водопроводчика
перекрывать вентиль
устранять утечку самому
звонить родителям

2. Что нужно сразу сделать, если в квартире запахло газом?

убежать
зажечь спички
включить свет
открыть окна

3. Как уберечься от дыма?

  • Дышать через мокрое полотенце
  • Открыть окно
  • Дышать через рот

4. Кому нужно звонить при аварии водопровода?

  • Родителям или диспетчеру
  • Друзьям
  • Соседям

5. По какому номеру нужно позвонить, чтобы вызвать сотрудника пожарной службы?

  • 01
  • 02
  • 03

6. По какому номеру нужно позвонить, чтобы вызвать сотрудника газовой службы?

  • 02
  • 04
  • 03

Взаимопроверка. Выставление отметок. (слайд)

VIII. Итог урока.

- Мы знаем, что у человека самое главное и самое ценное – это его жизнь. Жизнь прекрасна и дается человеку только один раз, поэтому нужно знать, как обезопасить себя от различных опасностей, которые нас окружают.

-На уроке мы с вами учились предвидеть опасности, предотвращать их и познакомились с правилами правильного поведения, и я буду очень рада, если знания, полученные на уроке, помогут вам обезопасить себя.

IX. Домашнее задание

Рабочая тетрадь стр.3 задание 1, 2.

Рефлексия

Продолжите фразы:

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • На уроке мне понравилось…
  • Мне показалось трудным…

- В заключении, хотелось бы узнать, как вы оцените нашу работу на сегодняшнем уроке. У Вас на парте лежит светофор, рядом сигналы светофора в виде смайликов. Выберите цвет, который соответствует Вашему настроению и приклейте на светофор. (слайд)

Оценивание работы на уроке

-Я оцениваю Вашу работу на уроке вот таким сигналом светофора. Вы молодцы, с Вами интересно работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Данная программа составлена для учащихся специальной (коррекционной) школы. Включает комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения. Состоит из тематического планирования вос...

Анкета для родителей по безопасности ребёнка по дороге в школу и домой.

Анкеты заполняются с целью привлечения внимания к детскому дорожному травматизму, а также для устранения опасных мест на пути в школу. На обратной стороне Вы найдете советы по повышению безопасности В...

Конспект урока по технологии Тема урока: "Конструирование. Модель дома". Изделие: макет дома по шаблону, 4 класс

Цели деятельности учителя: закреплять умение конструировать из бумаги, соблюдать последовательность технологических операций; развивать мелкую моторику, терпение, усидчивость и аккуратность с помощью ...

Сценарий празднования дня рождения Детского дома «Под крышей дома своего»

Сценарий празднования дня рождения Детского дома «Под крышей дома своего»...