Безопасность во дворе жилого дома ( внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Кеваева Анна Юрьевна

Цель урока: познакомить учащихся с необходимыми действиями при пожаре, аварии водопровода и утечке газа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира 3 класс

Безопасность во дворе жилого дома ( внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности)

Цели урока:

  • познакомить учащихся с необходимыми действиями при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;
  • отработать  действия при этих ситуациях в виде схем и ролевых игр

Задачи урока: 

  • формирование осознания младшим школьником ценности человеческой жизни;
  • формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни;
  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

   Планируемые результаты:

Предметные:

  • рассказывать о действиях при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • знать телефоны экстренного вызова, телефоны родителей и соседей.

Метапредметные:

  • понимать учебную задачу урока и раздела, стремиться её выполнить;
  • оценивать достижения на уроке, составлять алгоритм действий на основе текста;
  • анализировать схему эвакуации из школы.

Личностные:

  • проявлять навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
  • проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки;
  • определять мотивы учебной деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, карточки с проблемными  ситуациями, карточки с номерами телефонов аварийных служб, учебник «Окружающий мир», А.А. Плешаков-2 часть (УМК «Школа России» ФГОС), рабочая тетрадь к учебнику

Ход урока

I.Оргмомент

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Учебник , ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

- Ребята, начиная урок, хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли. Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению и покажите его.

II.  Самоопределение к  деятельности.

-Мы начинаем новый раздел: «Наша безопасность». Как понимаете слово «безопасность»?  (спокойная жизнь, когда тебе ничто не угрожает, нет опасностей)

- Значительную часть своей жизни вы проводим в своём доме или квартире, в школе. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.

Чувствуя себя в своём доме в безопасности, мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности.

- Какие же опасности нас могут подстерегать дома и в школе? Отгадайте загадки и узнаете тему нашего урока.

Шипит и злится, воды боится

С языком – а не лает, без зубов – а кусает? (огонь)

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода)

На железной клумбе

Цветы голубые

Помогают стряпать

Кушанья любые. (газ)

- Назовите тему сегодняшнего урока

III.Работа по теме урока

  1. Актуализация знаний.

Работа в парах (рабочая тетрадь с.3 задание 1.)

  1. Если возник пожар.

- Что же опасного таит в себе огонь? (Ответы детей)

- С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу. Но огонь бывает смертельно опасным, когда люди забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Так случаются пожары.

-Как случаются пожары? Назовите причины.

- Давайте проверим ваши ответы.

  • неисправность электрических приборов (чайник, утюг, компьютер…)
  • забывчивость людей (забыл выключить)
  • искра (печь, камин, бенгальские огни)
  • перегрузка электросети
  • спички (игры со спичками)
  • керосин, бензин, газ.

-Кто же является главными виновниками пожаров? (сами люди)

- А если пожар все - таки возник? Как нужно вести себя, если вы дома одни?

- Про это можем послушать стихотворение:

Если где-то задымится,

Если что-то загорится,

По тревоге как один,

Позвоним по …(хором «01»)

И ближайшему району

Позвоним по телефону.

Где горит и что горит,

Кто об этом говорит.

- Всё ли правильно рассказал нам автор, проверим чтением текста. (с. 4 – 5 учебник)

  1.  Работа в малых группах  (проблемная ситуация)

1 группа – На столе телефон. Вызвать пожарную  охрану.

 2 группа – Играл в компьютер. Вдруг компьютер загорелся. Ваши действия.

3 группа – Пожар. Сильное задымление. Что делать?

IV. Физкультминутка.

  1. (музыкальная)
  2. Игра «Запрещается-разрешается»

      - Ребята, я называю основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы встаёте, если разрешается – сидите.

  • Бросать горящие спички в помещениях.
  • Защищать дом от пожара.
  • Небрежно, беспечно обращаться с огнём.
  • Кричать и звать на помощь взрослых.
  • Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.
  • Дышать через мокрое полотенце.  

- Давайте, ребята, прочитаем,  повторим и запомним слова:

Запомнить твёрдо нужно нам –

Пожар не возникает сам.

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер – 01.

V. Работа по теме урока (продолжение)

  1. Вода в доме.

- Ребята, а что сильнее огня? (вода)

-Правильно. Вода является самым простым наиболее доступным средством тушения пожара. Вода является источником жизни. Но и вода может стать источником опасности. Представь, что у вас в квартире произошла авария водопровода, прорвало трубу. Каковы ваши  действия? Ответьте, используя рисунки учебника. Для ответа используйте  слова «вентиль», «диспетчер» . Но может вы и не знаете, что же означают слова вентиль и диспетчер?

Вентиль – клапан для регулирования выхода воды, газа, пара, перекрывает воду в квартире.

Диспетчер – работник, регулирующий работу предприятия (пожарной части, аварийной службы, службы газа)

- Всё ли правильно мы сказали?  Проверьте себя по тексту учебника  (с. 5 – 6)

- А ещё, ребята, запомните: Если не знаете телефон диспетчера можно набрать номер «01» при любых авариях (это теперь общий номер для всех служб). Если нет домашнего телефона, можно набрать по сотовому телефону номер «112» - это общий номер службы спасения, куда можно дозвониться даже при «0» балансе.

  1. Работа в малых  группах (проблемная ситуация)

1- группа « Папа решил принять ванну. Ему срочно позвонили с работы. Папа уехал на работу и забыл закрыть кран в ванной. Вода проливается, через край ванны. Ваши действия.

2 – группа « Прорвало трубу. Ваши действия»

3 – группа « Прорвало трубу отопления или батарею. Ваши действия»

  1. «Если чувствуешь запах газа»

- Отгадайте  загадку

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны.

(Газовая плита)

 - Рассмотрите внимательно иллюстрации на слайде. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы.  (Работают на газу)

 - Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт  - это очень опасно!  Как вы думаете почему?  (Ответы детей)

         Во-первых, им можно отравиться.

         Во-вторых, скопившись на кухне, газ может взорваться.

- Как же действовать в случае этой опасности прочитаем на стр. 6  

 - Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?  

 Если ты почувствовал запах газа в квартире,

Помни:  газовой службы телефон – 04.

 VI. Игра «Огонь, вода, газ» (на внимание)

По команде учителя выполняем упражнения:

  • «Огонь» - поднимаем руки, изображаем свечку
  • «Вода» - приседаем
  • «Газ» - хлопок

VII. Закрепление изученного

  1. Работа в тетради ( З. 3 – 4)
  2. Брейн – ринг.
  • Возник пожар. Что делать? (звонить 01)
  • Комната сильно задымлена. Как дышать? (через мокрое полотенце)
  • По задымленному помещению нужно двигаться ползком. Почему? (внизу меньше дыма)
  • Сорван кран горячей воды. Вентиль какого цвета закрыть? (красного)
  • В квартире запах газа. Твои действия (открою окно и позвоню родителям)
  • Загорелась ёлочка. У вас только сотовый телефон. Какой номер набрать? (112)
  • Вы оказались в закрытой квартире один. У соседей пожар. Ваши действия. (Позвоню «01», заткну все щели дверей мокрой тряпкой , выйду на балкон, буду махать полотенцем)

VIII. Итог урока.

- Мы знаем, что у человека самое главное и самое ценное – это его жизнь. Жизнь прекрасна и дается человеку только один раз, поэтому нужно знать, как обезопасить себя от различных опасностей, которые нас окружают.

-На уроке мы с вами учились предвидеть опасности, предотвращать их и познакомились с правилами правильного поведения, и я буду очень рада, если знания, полученные на уроке, помогут вам обезопасить себя.

- В заключении, хотелось бы узнать, как вы  оцените нашу работу на сегодняшнем уроке. Выберите соответствующий смайлик и покажите его.

IX. Домашнее задание

  1. Ответить на вопросы «Проверь себя!» и выполнить задания для домашней работы  на с.7 учебника
  2. В «Рабочей тетради» с.5  №  4, 5,  6

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Безопасность на улице и дома"

Презентация может быть использована для повторения и закрепления правил безопасного поведения у детей....

Конспект занятия по безопасности «Если ты один дома!»

Конспект занятия, с использованием игровой технологии, позволяет детям быстро освоить материал по ОБЖ...

Технологическая карта урока окружающего мира «Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Знаки безопасности» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Знаки безопасности.»Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель ур...

"Знаки безопасности во дворе жилого дома. Безопасность в доме"

Предлагаю Вашем вниманию конспект открытого урока по окружающему миру, тема: "Огонь, вода, газ", 3 класс, школа России....