Методическая разработка урока во 2 классе по окружающему миру "Что такое Солнце?"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок во 2 классе по окружающему миру УМК "Гармония" способствует развитию личности учащихся на основе усвоения универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_vo_2_klasse_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 30.08 КБ |
prezentatsiya_o_solntse.ppt | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Булатниковская средняя общеобразовательная школа»
Муромского района Владимирской области
Методическая разработка
урока во 2 классе по окружающему миру УМК «Гармония»
Учитель: Самылина Ольга Юрьевна
Предметная область: окружащий мир.
УМК Гармония.
Класс: 2
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: Что такое солнце?
Цель: формировать представление о значении Солнца для всего живого на земле, знания о звезде – газообразном раскалённом космическом теле; развитие умения соотносить реальный и видимый размер тела, учить сравнивать расстояние по затраченному времени на его преодоления.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания; способность к самооценке своих действий.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
Формирование умений осознания границ собственных знаний о природе; развитие способности к постановке учеником учебно-познавательных задач; оценивать правильность выполнения своих действий, подводить итоги своей деятельности (Регулятивные УУД).
Развитие умений высказывать свои предположения и аргументировать их проводить не сложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов, описывать свои наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя в речевой устной форме; развитие навыков работы с информацией, представленной в разной форме и в разных источниках (Познавательные УУД).
Приобретение опыта учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, опыта совместной познавательной деятельности в парах, опыта культурного общения с одноклассниками (Коммуникативные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формировать понятия: космическое тело, звезда, Солнце – ближайшая к земле звезда.
Оборудование урока:
Учебник 2 класса «Окружающий мир» О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин, 2012 с. 98 - 101; рабочая тетрадь с. 36, задания 13 – 16, проектор, презентация, свеча, настольная лампа, рисовое зёрнышко, мяч.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой) |
1 | Актуализация знаний Цель: обобщить знания о некоторых явлениях природы. | Учитель задаёт вопросы. - Ребята! Часто ли вы смотрите в небо? - Что вас больше всего поражает в нём? - О чём вы думаете, глядя в небо? - Перечислите, какие природные явления можно наблюдать в дневном небе? (Слайд 1,2) | Ученики отвечают на вопросы. Радуга, молния, расвет, закат. | Участвовать в общей беседе, отвечать на вопросы (Коммуникативные УУД). Умение вести себя культурно во время беседы (Личностные УУД) |
2 | Определение темы урока. Цель: учитьучащихся самостоятельно формулировать тему урока | Учитель загадывает загадку. - Отгадав загадку, вы узнаете тему нашего урока (Слайд 3). Кто – то утром, не спеша, Надувает красный шар, А как выпустит из рук – Станет вдруг светло вокруг. Тема нашего урока представляет собой вопросительное предложение (Слайд 4). | Ученики отгадывают загадку и формулируют тему урока. Солнце. Что такое Солнце? | |
3 | Постановка учебной задачи. Цель: учить учащихся ставить учебные задачи в соответсвии с темой урока. | - Какие сведения о солнце вам уже известны? (Выслушивает ответы учащихся.) - Достаточно нам этих знаний? - А что бы вы хотели узнать о Солнце? - Из ваших высказываний я поняла, что у вас имеются определённые знания о Солнце, но вы не всё о нём знаете и хотите получить новые знания. Поставим цели нашего урока. (Слайд 5,6) - Для достижений этих целей нам надо решить следующие задачи: | Учащиеся обобщают свои знания о Солнце, формулируют учебную задачу урока. Систематизировать знания о Солнце. Узнать что – то новое о Солнце. Почему оно светит и греет? Какого размера Солнце? Оно больше или меньше земли? Как далеко до Солнца? | Формирование умений осознания границ собственных знаний о природе, развитие способности к постановке учеником учебных задач, которые определяются перед изучением темы (Регулятивные УУД) Формирование желания приобретать новые знания (Личностные УУД) |
4 | Открытие новых знаний Цель: формирование представлений о значении Солнца для всего живого на Земле | - Давайте выясним, необходимы ли нам знания о Солнце? - Объясните смысл стихотворения. У подсолнуха забота – Ни минуты без работы. Пока солнышко стоит: Как радар за самолётом, Он за солнышком следит. (Слайд 7) - Представьте себе, что Солнце погаснит. Что произойдёт на Земле? - Какой вывод мы можем сделать? | Учащиеся читают стихотворение (с. 98) по цепочке и высказывают свои предположения, почему всё живое радуется Солнцу. Учащиеся делают вывод: головки подсолнуха поворачиваются за солнцем. Другие растения раскрываются с восходом солнца и закрываются перед закатом. Расказы детей. (Станет темно, исчёзнут краски окружающего мира, станет холодно, исчёзнут растения, а затем и животные, и человек.) Солнце - источник жизни на нашей планете. Оно излучает свет и тепло. | Развитие умений высказывать свои предположения и аргументировать их (Познавательные УУД). Формирование положительного отношения к познавательной деятельности (Личностные УУД). Формирование предствавлений о научной картине мира (Предметные УУД). |
Решение первой познавательной задачи Что такое Солнце? Почему оно светит и греет? | ||||
Цель: формировать знания о звезде – газообразном раскалённом космическом теле. | -Предположите, почему солнце излучает свет и тепло? - Поработаем в группах, чтобы доказать наши предположения -Обсудим ваши исследования. - Какой вывод можно сделать? - Убедитесь в правоте своих выводов, прочитав текст в учебнике (с. 100). (Слайд 8, 9, 10) - Солнце – звезда, а почему мы её видим днём? - Солнце - ближайшая к нам звезда. Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. (Демонстрация вращения Земли вокруг Солнца.) Если Земля повёрнута к Солнцу, то в этой части Земли день, а на противоположной стороне - ночь. Земля вращается вокруг Солнца со скоростью 30 км/с. | Учащиеся высказываю своё предположение. Работа в группах.
Вывод: Свет и тепло излучает раскалённое тело. Значит, Солнце тоже раскалённое тело. Учащиеся читают текст по цепочке. Дети высказывают свои предположения. Один ученик (Солнце) стоит в центре. Другой ученик (Земля) поворачиваясь вокруг себя, идёт по кругу, как можно быстрей. | Формирование желания совершенствовать свои знания (Личностные УУД) Оценивать правильность выполнения свои действия, вносить необходимые коррективы, делать выводы(Регулятивные УУД). | |
Физкультминутка | ||||
Мы немножко отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки вверх, проснулось солнце И тихонько поднялось. Наклонилось вправо, влево И в улыбке расплылось. Покрутилось, повертелось, На земную глянув ось, И с хорошим настроением За работу принялось. | ||||
Решение второй познавательной задачи | ||||
Цель: развитие умения соотносить реальный и видимый размер тел | - Какого размера Солнце, оно больше или меньше Земли? - Как вы думаете, что больше Солнце или Земля? - А во сколько раз Солнце больше Земли? Практическая работа. - Если поставить Солнце рядом с Землёй, то это выглядело бы вот так: Солнце – футбольный мяч. Земля – рисовое зёрнышко. - Найдите в тексте на с. 101ответ на вопрос: во сколько раз Солнце больше Земли?(Слайд 11) | Ответы учащихся. Учащиеся убеждают в правильности своих представлений. Вывод: астрономы подсчитали, что Солнце больше Земли в 109 раз. | Прводить несложные наблюдения, описывать их, делая выводы по реультатам (Познавательные УУД). Умение находить в тексте основную информацию (Познавательные УУД). | |
Решение третьей познавательной задачи Как далеко до Солнца, можно ли до него долететь на космическом корабле. | ||||
Цель: учить сравнивать расстояние по затраченному времени на его преодоление. | - Почему мы видим огромное Солнце небольшим светящимся кругом. - Убедитесь в правоте своих выводов просмотрев презентацию.(Слайды 12 – 16) 1. Космическая ракета, запущенная с Земли, приблизилась бы к Солнцу только через полгода. 2. Самолёт летел бы до Солнца около 20 лет. 3. На автомобиле со скоростью 80 км/ч. мы безостановочно ехали до Солнца 200 лет. 4. Пешком мы будем добираться до Солнца 4 000 лет. 5. Расстояние до Солнца 150 млн. км. - А как вы думатете, за какое время преодолеет это расстояние солнечный свет? - Найдите в тексте на с. 101 ответ на вопрос. - Какой вывод сделаем? | Учащиеся сравнивают картинки самолётана взлётной полосе и в небе (с. 101) и делают вывод: Солнце очень далеко от нас. Учащиеся читают по очереди слайды. Ответы учащихся Солнечный свет преодолевает это расстояние всего за 8 минут 20 секунд. Он распространяется с огромной скоростью. Солнце - ближайшая к Земле звезда, но и она находится на расстоянии 150 млн. километров. | Развитие умений извлекать информацию, представленную в разных формах (Познавательные УУД). | |
5. | Закрепление Цель: закрепить полученные знания. | - Эй, ребята, выше нос Солнце грусть не любит И пускай работа в парах Всем на пользу будет. -Какие предметы по форме сходны с Солнцем? - Какие предметы нужны при наблюдении за Солнцем? | Учащиеся выполняют задания 13, 15 в рабочих тетрадях на с. 36. Ответы учащихся. | Приобретение опыта учебного сотрудничества с одноклассниками (Коммуникативные УУД) |
6. | Итог урока Цель: формирование умения подводить итоги. | - Подведём итоги урока. В этом вам поможет Солнце. Я узнал (а), что … Меня поразило …. Хочу сказать «Спасибо» … В жизни пригодится …. Я задумался о … Я постараюсь … | Ответы учащихся. | Уметь подводить итоги своей деятельности (Результативные УУД) |
7 | Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: развитие умений критериального оценивания | Ребята, вы сегодня хорошопотрудились. Поставьте себя на лесенку успеха. Оценочная лесенка У неё три ступеньки: первая ступенька означает, что сегодня на уроке ты мало потрудился, надо приложить усилия, чтобы освоить материал; вторая ступенька означает, что ты потрудился вполсилы, мог бы лучше; третья ступенька (самая высокая) обозначает, что ты потрудился на славу, занял самое высокое и почётное место, честь тебе и хвала! Попробуйте теперь оценить себя с помощью «Лесенки успеха», поставив на одну из её ступенек солнышко. | Учащиеся оценивают свою работу на уроке. | Способность к самооценке своих действий (Личностные УУД). |
8 | Домашнее задание. |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кто – то утром, не спеша, Надувает красный шар, А как выпустит из рук – Станет вдруг светло вокруг. Солнце
Тема урока Что такое Солнце?
Цели Обобщить знания о Солнце. Узнать что – то новое о Солнце.
Задачи Что такое Солнце? Почему оно светит и греет? Какого размера Солнце? Оно больше или меньше Земли? Как далеко до Солнца?
Изображение Солнца, полученное 14 сентября 1997 года с борта беспилотной космической обсерватории SOHO (США).
Солнце – огненный шар
Физкульминутка
Сравнение Солнца и планеты Земля
Космическая ракета, запущенная с Земли, приблизилась бы к Солнцу только через полгода.
Самолёт летел бы до Солнца около 20 лет.
На автомобиле со скоростью 80 км/ч. мы безостановочно ехали до Солнца 200 лет.
Пешком мы будем добираться до Солнца 4 000 лет.
Расстояние до Солнца 150 млн. км
Домашнее задание 1. Стр. 98 – 101, рабочая тетрадь задание 14, 16. 2. Вы можете по желанию подготовить небольшое сообщение о Солнце от имени астронома или врача, или поэта, или художника и представить эту информацию всему классу на следующем уроке.
Спасибо за работу! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проверочных работ по окружающему миру для 2 класса
Разработаны проверочные работы для 2 класса на каждую четверть....
Методическая разработка внеклассного занятия по окружающему миру "Янтарь - подарок Балтийского моря" 2 класс
На занятии учащиеся познакомятся с уникальным происхождением янтаря, распространении его в мире и на территории России, узнают о применении янтаря в жизни и деятельности человека, об инклюзиях в...
Методическая разработка внеклассного занятия по окружающему миру, 4 класс
Тема данного занятия " Охрана пресноводных водоемов на примере озера Байкал". Занятие проходит в необычной формк:в форме Ток-шоу, где участники и зрители ищут пути сохранения пресной воды...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру по теме"В гости к осени" 2 класс.
Сценарий праздника "В гости к осени"....
Методическая разработка урока ознакомление с окружающим миром во втором классе школы глухих детей.Тема: «Дикие животные. Заяц и белка».
Целью данной разработки является обучение детей правильному употреблению общих и частных названий животных. Формировние умения у неслышаших детей давать характеристику особенностям внешнего вида живлт...
Разработка урока в 1 классе по окружающему миру "Кто такие рыбы"
Урок разработан с использованием УУД. Подробно указаны все основные этапы урока. Использованы новые образовательные технологии....
Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру во 2 классе на тему "Наша дружная семья" в рамках проведения районного семинара-практикума
Название УМК : «Школа России»Предмет : окружающий мирТема урока : «Наша дружная семья»Место и роль урока в изучаемой теме : первый урок по данной темеТип урока : комбинированны...