Классный час "День Земли"
классный час по окружающему миру (4 класс)

Макаренко Елена Викторовна

Экологическое воспитание школьников является одним из направлений работы каждого учителя. Представленный классный час -это "космическое путешествие" четвероклассников в поисках идеального места для жизни человека. Умение увидеть экологическую проблему, способность найти пути решения этой проблемы- вот что требуется от учеников на этом классном часе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_den_zemli.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «День земли»  

для учащихся начальной школы

 

Тема защиты природы в настоящее время актуальна для всех. Для детей младшего школьного возраста она интересна не только фактическим материалом, но и богатым эмоциональным наполнением.

Цели:  

  1. познакомить учащихся с праздником «День Земли»;  
  2. формировать интерес к окружающему миру и экологическое сознание;
  3. воспитывать стремление бережного отношения к природе, активного участия в деле защиты окружающей среды.

Оборудование:

компьютер и проектор. Аудиозапись напутствий  космическим путешественникам от мам. Приготовленные листы А3, клей, ножницы, фломастеры, ручки.

Оформление: на доске большая иллюстрация к сказке «Маленький Принц».

Подготовительная работа: 

Стихотворения, внесённые в сценарий, необходимо заранее предложить ребятам выучить наизусть. Песни разучиваются заранее. Незадолго до классного часа дети посетили Планетарий. прочитали сказку «Маленький Принц». На уроке русского языка дети написали сочинение «Если бы у меня была своя планета».

Ход мероприятия.

Учитель: Этот классный час мы посвящаем нашей планете, родиться на которой всем нам посчастливилось.

1.До чего рассвет сегодня звонок
В пенисто-вишнёвых облаках.
Он сейчас, как маленький ребёнок,
Улыбнулся радостно спросонок
У природы в ласковых руках.

А внизу туман, то валом катится,
То медведем пляшет у реки,
Ёжится рябинка в тонком платьице,
Спят, сутулясь, клёны-старики.

Яркая зарянка в небо прямо
Золотую ввинчивает трель,
И с болот, как по сигналу, с гамом
Вскинулась гусиная метель.

2. Не страшинки, а сплошная вера
В солнце, в жизнь и доброту лесов.
И нигде ни пули браконьера,
Лишь чистый, без границы и без меры,
Густо-пряный аромат лугов.

И бежит по дачному порядку
Физкультурно-резвый ветерок,
То подпрыгнет, то пойдёт вприсядку,
То швырнёт, как бы играя в прятки,
В занавеску сонную песок.

Дверь веранды пропищала тонко,
И, сощурясь, вышла на крыльцо,
Как букетик, крошечка девчонка,
В солнечных накрапушках лицо.

3. Вдоль перил две синие букашки
Что-то ищут важное, своё.
А у ног — смеющиеся кашки,
Огненные маки да ромашки,
Как на новом платьице её!

И от этой буйной пестроты
Девочка смешливо удивляется:
То ль цветы к ней забрались на платьице,
То ли с платья прыгают цветы?

Стоголосо птахи заливаются,
В ореолах песенных горя,
А заря всё выше подымается,
Чистая и добрая заря.

Бабочке панамкою маша,
Девочка заливисто смеётся.
Аистенком тополь в небо рвётся.
Отчего же словно бы сожмётся
Вдруг на краткий миг моя душа?

4.Что поделать. Память виновата.
Словно штык царапнула она,
Что в такой вот день давно когда-то
(Не избыть из сердца этой даты!)
Черным дымом вскинулась война...

Не хочу, не надо, не согласен!
Этого не смеют повторить!
Вон как купол беспредельно ясен,
Как упруга солнечная нить.

Не вернутся дымные года,
Вырастай и смело к счастью взвейся,
Смейся, моя маленькая, смейся,
Это всё навечно, навсегда!

Песня «Расскажите, птицы»

Выходят ученики и показывают, рассказывают стихотворение:

Вертится, крутится шар голубой -
Это Земля, где живём мы с тобой!

Синее - реки, моря, океаны...
Горы, равнины, густые туманы.

Ну, а зелёный - луга и поля!
Пёстрая наша планета - Земля!

Белые шапки на полюсе - льдины,
В жёлтый окрашены зноя пустыни.

Выглядит хрупкой, маленькой крошкой,
И у тебя поместилась в ладошках!

Учитель: послушаем сообщение об истории Дня Земли.

Ученик:

Я - горячее пламя огня,
И белый холодный снег,
Я - маленькая капля дождя.
И вода всех морей и рек.

Я - извержение вулкана,
И тихий ветер, и пушистые облака,
Я - нераскрытая тайна океана,
Я - живая планета Земля.

Презентация из истории Дня Земли.

День Земли ежегодно отмечается во многих странах мира  22 апреля, в день весеннего равноденствия.

Традиция его празднования лежит в 40-х годах 19 века, когда известный общественный деятель Америки Джон Стерлинг Мортон переехал со своей семьей на постоянное место жительства в пустынные места штата Небраска.

Здесь на строительство домов и дрова активно вырубались одинокие деревья, которых и без того в штате было очень немного. Джон Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению и учредить призы для тех, кто высадит большее количество деревьев.

В 1882 году Небраска объявила 22 апреля официальным праздником – Днем Дерева.

Первый День Земли в США отметили 22 апреля 1970 года, в память о катастрофе 1969 года возле города Санта-Барбары. Тогда из скважины вылились миллионы тонн нефти, в результате чего погибло множество птиц и морских животных.

В этот день 20 миллионов американцев вышли на улицы своих городов, призывая власти к решению экологических проблем. Они устраивали митинги и демонстрации в защиту природы, сажали деревья, убирали на улицах мусор, очищали берега рек, слушали на концертах песни, воспевающие красоту окружающего мира.

С 1994 года этот день объявлен всемирным.  К этому времени ученые смогли подсчитать, что угроза тотального уничтожения человечества возможна через 300 – 1000 лет.

С 1997 года День Земли  начали отмечать и в России. Это самая массовая и масштабная природоохранная акция. В этот день решаются важнейшие задачи по благоустройству и озеленению городов, сельских поселений, расширению площади зеленых насаждений, уменьшению загрязнения земель промышленными выбросами и твердыми бытовыми отходами.

Учитель:

-Да, к сожалению, люди не берегут свою планету. О некоторых творениях рук человеческих расскажут нам ребята.

(один  за другим следуют рассказы ребят об экологических проблемах, по ходу рассказа идёт презентация-иллюстрация)

  1. Загрязнение атмосферы
  2. Загрязнение Мирового океана
  3. Вырубка лесов
  4. Уничтожение животных
  5. Разливы нефти
  6. Мусор
  7. Издержки атомной энергетики
  8. Войны

Учитель:

-Но мы  знаем пример бережного отношения к планете. Из какой он сказки? «Маленький принц». Давайте вспомним главное правило  жизни Маленького принца на астероиде: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету» (написано на доске).

Учитель:

-Вчера мы были в планетарии. Узнали много о космосе. Что интересного узнали? Не правда ли, размеры вселенной впечатляют? А много ли населённых планет?

А помните, когда мы читали сказку «Маленький принц», прозвучало такое желание: Вот бы каждому иметь  свою планету!

Вы так же писали сочинения. Я зачитаю некоторые из них. (сочинения)

-Сегодня я предлагаю вам отправиться с полной проблем Земли в космос и попробовать обжить астероиды.

Астероиды я для вас приготовила.

А ваши мамы приготовили для вас напутственные слова. Послушайте.(видеофрагменты с напутствиями  мам)

А что скажут вам, космическим путешественникам,  наши гости?  (гости дают напутствия)

Пришло время открыть конверты, которые я выдала вам. Собирайтесь в экипажи. (Дети ставят парты по две, садятся по-пятеро.)

(В соответствии с билетами в конвертах дети рассаживаются за партами) – 5 экипажей

- На вашей планете вы найдёте инструкцию. Расселяйтесь.

(Дети приклеивают на астероид свои изображения, заранее вырезанные. Придумывают окружающую среду, условия жизни на своём астероиде.(рисуют)

Предлагают способ решения проблемы, существующей у них на астероиде.

Формулируют главное правило, по которому будут жить.

Выбирают того, кто будет выступать с презентацией)- 10 минут

- Ну  что, космические путешественники, начинаем знакомство с вашими астероидами.

По одному представителю от каждого экипажа по очереди выходят, рассказывают. Дети слушают, задают вопросы, предлагают пути решения.

Астероид прикрепляется на ночное небо-доску.

- Интересно  услышать мнение наших гостей: хотелось бы им побывать на ваших планетах? (гости делятся впечатлениями)

Учитель:

-Чего-то не хватает. Давайте нанижем астероиды на верёвочку, чтобы вы могли друг к другу в гости летать. Хорошо? Довольны вы своей работой?

- Да, хорошо вам в космосе. А как тем временем  живут тут, на растерзанной планете ваши  родители, друзья?

-А ведь они не сидят, сложа руки. Что делают люди, чтобы не утонуть в мусоре?

-А как люди борются с загрязнением атмосферы?

-Решает человек проблемы уничтожения животных?

-Какие меры предпринимаются, чтобы нефть и отходы производства не попадали в мировой океан?

-Как люди охраняют лес?

-А какие шаги предпринимаются, чтобы атом не вредил людям?

- Как вы думаете, что сказал бы Маленький принц, когда узнал бы, что вы бросили родную планету в беде? (Дети отвечают)

Знаете, что? Нам без вас плохо. Вы- наша надежда. Возвращайтесь-ка вы на Землю. Давайте вместе наводить порядок на своей планете. Согласны?

Под песню «Притяженье земли» дети занимают свои прежние места.

Ребята выходят и рассказывают стихотворение:

1.Как лось охрипший, ветер за окошком
Ревёт и дверь бодает не щадя,
А за стеной холодная окрошка
Из рыжих листьев, града и дождя.
А к вечеру
  ведь есть же чудеса 
На час вдруг словно возвратилось лето.
И на посёлок, рощи и леса
Плеснуло ковш расплавленного света.
Закат мальцом по насыпи бежит,
А с двух сторон, в гвоздиках и ромашках,
Рубашка-поле, ворот нараспашку,
Переливаясь, радужно горит.
Промчался скорый, рассыпая гул,
Обдав багрянцем каждого окошка.
И рельсы, словно "молнию"-застёжку,
На вороте со звоном застегнул.

2.Рванувшись к туче с дальнего пригорка,
Шесть воронят затеяли игру.
И тучка, как трефовая шестерка,
Сорвавшись вниз, кружится на ветру.
И падает туда, где, выгнув талию
И пробуя поймать её рукой,
Осина пляшет в разноцветной шали,
То дымчатой, то красно-золотой.


3.А рядом в полинялой рубашонке
Глядит в восторге на весёлый пляс
Дубок-парнишка, радостный и звонкий,
Сбив на затылок пегую кепчонку,
И хлопая в ладоши, и смеясь.
Вдали холмы подстрижены косилкой,
Топорщатся стернёю там и тут,
Как новобранцев круглые затылки,
Что через месяц в армию уйдут.


4. Но тьма всё гуще снизу наползает,
И белка, как колдунья, перед сном
Фонарь луны над лесом зажигает
Своим багрово-пламенным хвостом.
Во мраке птицы словно растворяются.
А им взамен на голубых крылах
К нам тихо звёзды первые слетаются
И, размещаясь, ласково толкаются
На проводах, на крышах и ветвях.


5. И у меня такое ощущенье,
Как будто бы открылись мне сейчас
Душа полей и леса настроенье,
И мысли трав, и ветра дуновенье,
И даже тайна омутовых глаз...
И лишь одно с предельной остротой
Мне кажется почти невероятным:
Ну как случалось, что с родной землёй
Иные люди, разлучась порой,
Вдруг не рвались в отчаянье обратно?!

5.Пусть так бывало в разные века.
Да и теперь бывает и случается.
Однако я скажу наверняка
О том, что настоящая рука
С родной рукой навеки не прощается!
И хоть корил ты свет или людей,
Что не добился денег или власти,
Но кто и где действительное счастье
Сумел найти без Родины своей?!
Всё что угодно можно испытать:
И жить в чести, и в неудачах маяться,
Однако на Отчизну, как на мать,
И в смертный час сыны не обижаются.


6. Ну вот она
  прекраснее прикрас,
Та, с кем другим нелепо и равняться,
Земля, что с детства научила нас
Грустить и петь, бороться и смеяться!
Уснул шиповник в клевере по пояс,
Зарницы сноп зажёгся и пропал,
В тумане где-то одинокий поезд,
Как швейная машинка, простучал...


7.А утром дятла работящий стук,
В нарядном первом инее природа,
Клин журавлей, нацеленный на юг,
А выше, грозно обгоняя звук,
Жар-птица - лайнер в пламени восхода.
Пень на лугу как круглая печать.
Из-под листа
  цыганский глаз смородины.
Да, можно всё понять иль не понять,
Всё пережить и даже потерять.
Всё в мире, кроме совести и Родины!

Учитель:

- А что вы поняли на этом классном часе?

Да, только от нас зависит,

выжмем мы Землю всю без остатка или час за часом будем лепить её как дорогую чашу;

будем ходить в противогазах или дышать полной грудью;

утопим Землю в грязи, сомнём как ненужную бумажку или заставим её светиться радостным светом;

затопчем сапогами или бережно будем беречь как хрустальный шар;

замкнём ли свою планету на ржавый замок или дадим ей развиваться.

Давайте ещё раз повторим твёрдое правило для жителей любой планеты:

Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Земля отцов - моя земля"

разработка классого часа посвящена празднованию 74 летия Краснодарского края....

Разработка классного часа "Земля отцов - моя земля!"

Огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты. Одна из важнейших в их ряду – День образования Краснодарского края. Классный час «Земля отцов – моя земля!» ...

Классный час: "Земля отцов -моя земля"

Краеведение . 2-4 классы Устный журнал. Земля отцов -моя земля. Цель:Помочь увидеть красоту и неповторимость родного края. Расширение кругозора, наблюдательности. Воспитание чувства настоящего ...

Классный час "Земля отцов - моя земля!"

Классный час предназначен для учащихся 1 класса. Данная разработка урока способствует развитию   интереса детей к изучению истории своей малой родины....

Классный час "Земля отцов- моя земля"

Цели: -Познакомить с географическим  положением  Краснодарского  края, показать красоту  родного края  его природных богатств....

Классный час "Земля отцов - моя Земля".

Цель:  Продолжить знакомить учащихся с историей и природой малой родины. Развивать творческое мышление, воображение учащихся через образную подачу материала.Задача: Воспитывать чувство...

Презентация к классному часу "Земля отцов - моя земля"

История улиц Новороссийска, Атамань - этнокомплекс, олимпиада....