урок окружающего мира, 2 класс , "Птицы зимой", УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Ульянова Елена Борисовна

Современный ритм жизни заставляет учителя менять подходы в организации уроков. Теперь многие учителя используют в своей работе информационные технологии, которые способствуют не только лучшему усвоению материала, но повышению интереса к предмету. Одним из таких уроков является урок  окружающего мира во 2 классе по теме "Птицы зимой", который построен и проведен в хотя и в традиционной форме, но с использованием различных форм работы, с привлечением материала по литературному чтению. Учащиеся, выступая в роли исследователей, увидели отличительные признаки  объектов и научились применять  знания и правила на практике. Этот урок нацеливает детей обобщать и делать выводы по изучаемой теме, способствует повышению познавательной активности учащихся, их творческой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_2_klass_ptitsy_zimoy.docx935.13 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Образовательное учреждение: ГБОУ «Школа № 1270 «Вектор»

Название системы обучения и учебно-методического комплекта: УМК «Школа России»

Фамилия, имя и отчество учителя: Ульянова Елена Борисовна

1.Тема урока: « Птицы зимой»

2.Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни птиц в зимний период

3. Форма урока: традиционная

4. Тип урока обобщающее повторение

5. Задачи урока:

Оздоровительные - создать комфортный микроклимат на уроке через личностный подход к каждому ученику

- провести физ. минутки и соблюдать временные рамки урок

Учебные:

- обучать выразительному чтению

- обучать анализировать и обобщать

Воспитательные:

- прививать любовь к природе

- воспитывать бережное отношение к природе

Развивающие:

- развивать монологическую речь

- развивать внимание и память

6. Планируемые результаты:

Предметные: обобщить знания о группах животного мира и их особенностях, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6.Оборудование урока: проектор для работы с видео- и аудиофрагментами,иллюстрациями; карточки для фронтальной работы и индивидуальной работы в парах; наборы геометрических фигур для работы в парах;

ХОД урока

Этап урока

Описание этапа

Ход работы

Действия учителя

Действия учащихся

1

Вводная часть. Постановка учебных задач

Фронтальная краткая беседа и постановка задач

Актуализация знаний

Работа с видеофрагментом

Начнём мы наш урок с повторения по теме: “Животные зимой”.

- Вспомним, как зимуют некоторые дикие звери.

(беседа по приметам зимы и лесным обитателям зимой)

Основная часть. Фронтальная работа по закреплению изученного

А сегодня мы поговорим только об одном из видов представителей животного мира, которые могут сразу и ходить, и прыгать, и бегать, и летать..

Догадались?

ПТИЦЫ

( дети отвечают на поставленный вопрос и дают доп. информацию о птицах из своего опыта)

Основная часть. Фронтальная работа по новому материалу

беседа

Чем птицы отличаются от зверей?

Чем могут отличаться друг от друга?

Что еще можно сказать о представителях этой группы?

Сегодня мы узнаем только о диких птицах, которые не живут с человеком.

просмотр фрагмента и беседа по увиденному (название птиц, особенности, повадки)

- Найдите в учебнике и прочитайте о том, какие клювы бывают у птиц?

- Найдите в учебнике и прочитайте о том, какие гнёзда бывают у птиц?

-Найдите в учебнике и прочтите о перьях?

- Представим себе, что мы понимаем язык птиц.

- Как вы думаете, о чём они друг другу чирикают, каркают, щебечут, поют?

-Послушаем, о чём говорят наши гости птички - ласточка и скворец

Зимний лес не спит, а дремлет.

Серебром унизан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

Все эти птицы называются - перелётные.

Picture background

Как вы понимаете значение этого слова?

После фронтальной беседы и обобщения ответов детей на доске появляются карточки обобщения

КЛЮВ

ГНЕЗДО

ПЕРЬЯ

просмотр фрагмента и беседа по увиденному (название птиц, особенности, повадки)

работа с учебником «Окр. мир» 2 кл Плешаков

- Найдите в учебнике и прочитайте о том, какие клювы бывают у птиц?

- Найдите в учебнике и прочитайте о том, какие гнёзда бывают у птиц?

-Найдите в учебнике и прочтите о перьях?

Инсценирование стих-ия Г.Ладонщикова «Спор в скворечне»

Почему они утверждают, что зимы не бывает?

- Почему некоторые птицы улетают зимой на юг?

- А чем они питаются?

- А если бы насекомые не прятались?

- Какие птицы улетают в тёплые края?

- А кто помнит, куда?

- А откуда узнают, куда летят птицы? (кольцевание)

Возможна замена на работу с видеофрагментом

перелётные

оседлые

кочующие

( названия птиц) (названия птиц) ( названия птиц)

ласточки воробьи синица

…………… …………… …………….

зимующие

Физминутка для отдыха Picture backgroundPicture background

Первичное закрепление нового материала

Работа с учебником

Практическая работа

Многие птицы живут у нас и летом, и зимой, и никуда не улетают.

-Почему?

- Какие это птицы? Дятел, воробей, тетерев. (Названия птиц на доску).

- Их называют оседлые (в таблицу)

- Что интересного мы узнаем о них (прочтите).

Но есть ещё птицы, которые прилетают к нам на зиму.

- Откуда?

- Какие это птицы? Клест, снегирь, синица, свиристель.

- Их называют кочующие.

-Почему же зимующие птицы остаются здесь?

- Чем они питаются? Узнайте, распределите по группам:

Проверка может быть фронтальной или групповой после взаимообмена конвертами с детьми других пар

Дети делают вывод после беседы и работы с информацией учебника

оседлые И кочующие = зимующие

У детей на столах конверты с раздаточным материалом - карточки с изображением семян и ягод, которые могут быть использованы для корма птиц

Работа в парах (дети раскладывают карточки в соответствующие конверты.

;n=13 ;n=13

После проверки проводится беседа о корме для птиц и его доступности

Вторичное закрепление нового материала. Творческая работа

Воспитательная беседа.

Работа над текстом В.Бианки «Птичья Столовая»

Творческая работа

Прочтём текст учебника и узнаем, какие бывают кормушки?

- Какая из кормушек подойдёт для улицы? Почему?

- Какие не подойдут?

Сейчас мы прочтём о том, как кормили птиц ребята из рассказа «Птичья столовая»

-Почему ребята решили кормить птиц?

Удобная ли у них кормушка?

А вы хотите помогать птицам?

У меня есть 3 кормушки. Одну хотелось бы повесить на окно. Какую?

- А другая для чего подойдёт? (она без крышки- в зимний сад)

Ну а третью вы куда определите?

;n=13

А какая кормушка здесь лишняя?

;n=13

Picture background

Беседа по содержанию рассказа с упором на особенности кормушек для птиц

Детям предлагается из геометрических фигур инд. Наборов составить свои кормушки

(возможные варианты)

Picture background

Picture background

Итог

Диагностика и коррекция знаний

(проверочная работа в рабочих тетрадях на карточках)

Проведение итого-вого обобщения

#1052;узыкальный фрагмент.( воркование голубя) Кто так поёт и зимой?

2. Какие птицы выводят птенцов зимой?

клёст

3. Какая птица и зимой питается насекомы-ми? дятел

4. Какая птица зимой ночует в снегу?

глухарь

5. Какая птица распушает перья в мороз?

воробей

6. Какая птичка встречается в стих-ии А.С.Пушкина? ласточка

Что понравилось на уроке?

-Что нового узнали?

-Что захотелось сделать?

голубь

воробей

сокол

курица

дятел

клест

ласточка

кукушка

сова

ворона

глухарь

снегирь

Дети закрашивают названия птиц-ответов

Взаимопроверка выявление типичных ошибок и их анализ

Итоговый фрагмент

и обсуждение дом. задания

Оценивание деятельности учащихся на уроке

  1. В процессе урока детям выдаются жетоны за правильные ответы
  2. Результат итогового минитеста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Тема: Где зимуют птицы?

Конспект урока Окружающего мира, по УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс. Конспект разработан с учетом требований ФГОС НОО....

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира в 1 классепо теме «Жизнь птиц зимой»(УМК «Перспективная начальная школа»)...

Урок окружающего мира "О птицах зимой" 1 класс

Урок изучения нового материала, на котором детям предлагается обобщить знания  о сезонных изменениях в жизни птиц, разъяснить понятия:зимующие, качующие, перелётные птицы. Развивать у детей умени...

Урок окружающего мира "О птицах зимой" 1 класс

Урок изучения нового материала, на котором детям предлагается обобщить знания  о сезонных изменениях в жизни птиц, разъяснить понятия:зимующие, качующие, перелётные птицы. Развивать у детей умени...

урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Цель деятельности педагога:  создать условия для ознакомления с птицами, обитающим в зимнем лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва; способствовать развитию умений ...

Презентация к уроку окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Презентация к уроку окружающего мира "Жизнь птиц зимой"...

Конспект урока по окружающему миру. Тема "Птицы зимой", 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классеУМК "Перспектива"Тема "Птицы зимой"Учитель: Иванова Галина Викторовна...