I. Организационный момент II. Повторение изученного - Ребята, отгадайте зашифрованное слово? (Бюджет.) - Что такое бюджет? С каким бюджетом познакомились на последнем уроке? - Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.) - Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? (Расходы.) - Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.) II. Введение в тему. - Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут, так, что денег порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? (Не умеют планировать свой семейный бюджет) - Какая же будет сегодня тема урока? /Семейный бюджет/ III. Работа над новой темой. 1. На уроке сегодня 4 группы – 4 семьи (Ивановы, Петровы, Казаковы и Сидоровы). Семейный бюджет пока у вас составляет 0 рублей. - Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет. А из чего складывается семейный бюджет? (доходов и расходов) - На уроке мы должны заполнить эту таблицу и разобраться из чего состоят доходы в семейном бюджете и расходы. - Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? (З/плата, пенсия, стипендия, пособие, рента – доход от сдаваемой в аренду квартиры, проценты от сбережений). - Так что такое доход семьи? (Сумма, заработанная членами семьи за месяц) - Мы рассмотрели, из чего состоит доход семьи, но нам предстоит выяснить: куда тратится семейный бюджет. 2. Один из важных ресурсов экономики – это умственный труд, благодаря чему предлагаю вам пополнить ваш семейный бюджет, при этом уберём из разговора слово «рубли». Вместо них у нас будет валюта школы №4 – «школярики». Ребята старшеклассники приготовили вам вопросы. (Вопросы звучат по ВИДЕО) * Кто на ваш взгляд более богат? Человек, которого морские волны выбросили на необитаемый остров с полным сундуком денег, или пенсионер, живущий в городе и получающий свою скромную пенсию? (Когда на деньги ничего нельзя приобрести, то они теряют свою ценность) * Тот, кто имеет достаточно денег, но ничего не может купить, так как на прилавках магазина пусто, или тот, у кого в карманах пусто, а прилавки магазинов ломятся от товаров? (Оба персонажа одинаково бедны). - За правильные ответы в ваш семейный бюджет поступили первые доходы, но если вы будете активно работать, то в ваш семейный бюджет сегодня увеличится. 3. Практическая работа (в группах) - У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберете то, на что потратите свой месячный семейный бюджет. Лекарства Продукты Одежда Обувь Бытовая химия Транспорт Велосипед Музыкальная (спортивная) школа Книги Компьютер Игрушки Платежи и налоги Видеокассеты (диски) Посещение театра, цирка Посещение боулинга Туристическая поездка - Давайте послушаем семью Ивановых. - Так, на что расходуется семейный бюджет? Внесём это в таблицу. Семейный бюджет | Доходы | Расходы | Зарплата, пенсия, стипендия, пособие, проценты, рента, прибыль | Коммунальные платежи, налоги, питание, транспорт, одежда, обувь, культурный досуг, лечение, путешествия, мебель, предметы личной гигиены, бытовая химия и т.д. |
- А что из всего перечня должно стоять на первом месте? (Добропорядочные граждане в первую очередь должны оплатить все налоги, платежи) - А сейчас переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась. Лекарства – 2 ш. Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) – 50 ш. Одежда – 10 ш. Обувь – 5 ш. Бытовая химия – 1 ш. Транспорт – 10 ш. Велосипед – 20 ш. Музыкальная (спортивная) школа – 10 ш. Книги – 1 ш. Компьютер – 40 ш. Игрушки – 3 ш. Платежи и налоги – 20 ш. Видеокассеты (диски) – 3 ш. Посещение театра, цирка – 6 ш. Посещение боулинга- 6 ш. Туристическая поездка – 80 ш. /Учащиеся с помощью калькулятора считают сумму, и учитель фиксирует её на доске/ - Но я вас забыла предупредить, что бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 ш. 4. Какая ситуация может складываться в семейном бюджете? Доходы = расходы Доходы > расходы Доходы < расходы - Какая формула будет наилучшей? - В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Что в этом случае нам делать? /Если экономия – отложим сбережения, если дефицит – нужно на чём-то сэкономить/ - На чём же мы можем сэкономить? * на транспорте – если пользоваться проездным * на коммунальных услугах – экономия электричества * на продуктах - на сладостях, если есть приусадебный участок * на одежде и обуви – если беречь, то продлится срок службы * на посещениях театра? – не стоит обеднять свою жизнь из-за этого - Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства. IV. Итог урока. 1. - У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы заполнили таблицу основных доходов и расходов семейного бюджета. - - Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (лотерея, премия) - А непредвиденные расходы? 2. - Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили? (Работая в группах, дети выбирают из предложенных вариантов верные утверждения) - Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.
- Уходя из дома, не забывайте выключать свет.
- Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.
- Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику. - Экономя семейный бюджет – откажись от экскурсии в музей. - Сходил в магазин, оставь сдачу себе. - Бережно относись к своим вещам.
- Напоминай родителям о своевременной оплате налогов.
- Чаще пользуйтесь услугами такси. - Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы. - Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями. - Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда». Труд твой полезен – коль он для людей, Если для них не жалеешь ты дней: Смотришь и пашешь, суп варишь иль сталь – Нужному делу и силы не жаль! 3. – На наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помощи»: - срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;
- талантливому скрипачу на покупку скрипки;
- врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;
- спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования;
- Обсудите в своей «семье», согласны ли вы помочь кому-либо из нуждающихся. В этом случае заполните квитанцию и положите деньги на тот или иной счёт в банке. (Дети в группах выполняют задание, комментируя свой выбор.) - Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется в деньгах. Главное…
Больше работаешь – лучше живёшь, Лучше живёшь – больше людям даёшь, Старым и малым, и тем, кто в нужде. А будет нужно – помогут тебе.
Помни, мой друг, – в делах не зевай, Прибыль свою и страны умножай. Прибыль – трудам и уменью награда. Как получить её? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости, В жизни у нас нет другого пути.
V Домашнее задание: Представь, что ты на день рождения получил большую сумму денег. Составьте план своих расходов.
VI Рефлексия: зажмите руку в кулак и… - кому было интересно – разогните мизинец
- кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный
- кто хорошо работал – средний
- кто помогал работе в группе – указательный
- кому урок понравился - большой
|