Урок окружающего мира в 3 классе Тема : Семейный бюджет
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

 

Тема урока: Семейный бюджет(3 класс)

Цели урока:

- познакомить с понятием «семейный бюджет»; выявить правила сложения многозначных чисел.

- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету, чувство милосердия;

- развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_semeynyy_byudzhet.docx24.4 КБ
Файл kvitanciya.docx36.91 КБ
Файл o_pomoshchi.docx11.88 КБ
Файл tablichki.docx10.33 КБ
Файл ceny.docx10.15 КБ

Предварительный просмотр:

Зебзеева Инна Станиславовна. Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №33» п. Яйва г. Александровска Пермского края.

Урок окружающего мира , УМК «Школа России»

При составлении урока были использованы материалы:

методическое пособие  «Поурочные разработки по курсу окружающий мир» О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина ;

Тема урока: Семейный бюджет (3 класс)

Цели урока:

- познакомить с понятием «семейный бюджет»; выявить правила сложения многозначных чисел.

- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету, чувство милосердия;

- развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.

Оборудование: карточки для работы в группах и парах, картинки с персонажами, слова на доску- «семейный бюджет», «доходы», «расходы».

Ход урока

I. Организационный момент

 Повторение изученного

- Ребята, о чём мы говорили на прошлом уроке окружающего мира? ( о государственном бюджете)

- Что такое бюджет? (Это план расходов и доходов)

- Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.)

- Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? (Расходы.)

- Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.)

- На что расходуется государственный бюджет?( на образование, здравоохранение, на содержание армии и милиции, на науку и культуру, на охрану природы, на выплату пенсий и пособий).

 Введение в тему.

-Как вы думаете, а бюджет может быть только у государства?

 А семья может иметь собственный бюджет?

 Образуйте от слова семья прилагательное, которое согласуется с существительным бюджет. О каком бюджете мы будем сегодня говорить? ( о семейном бюджете)

Определите цели нашего урока, используя слова на доске.

2. Работа над новой темой.

- Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет. А из чего складывается семейный бюджет? (доходов и расходов)

- На уроке мы должны разобраться из чего состоят доходы и расходы в семейном бюджете.

Для этого послушайте, что произошло в одной сказочной семье.

Муха, Муха-Цокотуха.

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

О какой сказочной семье пойдёт речь?

Вечером собралась вся семья. Толкаясь, в окошко ворвались мальчишки-мушата. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним влетел отец, усталый после работы.

Мальчишки-мушата громко спорили о том, что у соседского жучка появился новый самокат.

Так,- сказал отец.- Сейчас разберёмся. Только сидите тихо.Ты наш будущий учёный старший сын студент Жужик, неси калькулятор, посчитаем.

Папа взял кусок высушенного лопуха и написал «Доход».

-Доход- это те денежки, которые мне платят на работе по озеленению и очистке нашего леса. Как называется такой доход?( заработная плата) каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 1500 денежек.

Мальчики с уважением посмотрели на отца. Дедушка с бабушкой в стороне не остались, встряхнули крылышками.

-Мы тоже получаем денежки, по зоо каждый. Раз нас двое, то это 600 денежек.

Как вы думаете, какие денежки могли получать бабушка с дедушкой?( раньше они тоже работали и получали заработную плату, а теперь, когда состарились и стали быстро уставать, стали получать денежки, которые называют пенсией)

Студент Жужик заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи.

О каких деньгах говорил студент Жужик? (О стипендии, которую платит институт, пока студент не выучится)

-Наша малышка тоже получает денежки и называются эти денежки- пособие на ребёнка, 200 денежек - добавила Муха-Цокотуха.

-А теперь подсчитаем, каков доход нашей семьи, - сказал отец.

Семья Мухиных не сможет подсчитать свой доход без нашей помощи. Проблема в том, что и мы не умеем  складывать трёхзначные и четырёхзначные числа!  Как же нам быть?

Вспомните правила сложения двузначных чисел. Как выдумаете. Сможем ли мы им воспользоваться?

(По цепочке решить выражение: 1500+600+200+200= 2500)

-Ура! Целых 2500 денежек. Можно купить несколько самокатов!-воскликнули мушата.

Как вы думаете, так ли это?

Тут Муха-Цокотуха взяла листок и написала «Расход».

Как вы думаете, на что мама-муха тратила денежки?

-У  меня на одни продукты уходит в месяц 1000 денежек. Зима на носу, вам нужно купить тёплые сапожки и варежки. На это я потрачу ещё 600 денежек.

Бабушка вмешалась:

-Надо заплатить 100 денежек за квартиру, свет и воду.

-С понедельника малышка пойдёт в детский сад. Тётя пчела сказала. Что платить за садик нужно 100 денежек,- добавила Муха-Цокотуха.

Папа и студент Жужик потребовали 200 денежек, чтобы оплачивать общественный транспорт. Мама-муха и это записала в листочек.Тут мушата заинтересовались:

-Разве мы не будем ходить в лыжную секцию? А в кино? А ещё бабушка обещала купить книги, альбомы и карандаши. А Малышке на день рождения надо купить куклу. А на следующей неделе бабушка и дедушка собирались сходить в театр. Всего 100 денежек.

Давайте сосчитаем сколько семье потребуется денежек на месяц? (самостоятельно на листочках 1000+600+100+100+200+100=2100)

Сравните доходы и расходы. Сколько денежек останется?

-Ура! Осталось ещё 400 самокатных денежек! –закричали мушата.

-Это совсем не «самокатные» денежки! Это наши накопления,-заявил отец. Накопления- это то, что остаётся от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем денежки на всё необходимое.

Как вы думаете, а могут ли эти деньги принести дополнительный доход?( Да, если они хранятся в банке, то банк выплачивает проценты по вкладу.)

- Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (лотерея, премия)

- А непредвиденные расходы?

- Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? (З/плата,пенсия, стипендия, пособие, доход от сдаваемой в аренду квартиры, проценты от сбережений). 

- Так что такое доход семьи? (Сумма, заработанная членами семьи за месяц)

Физминутка

Утром мушки проснулись,

Улыбнулись, потянулись,

Быстро сделали зарядку:

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднялись,

Лапки ставят на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб окрепли лапки.

3. Практическая работа (в группах)

- У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг.

Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их надо обязательно включить в расходы.

 А теперь посмотрите на карточки, где проставлены цены товаров и услуг в сказочных «денежках». На своих листах проставьте цены выбранных вами товаров и услуг.

Лекарства  3д.

Продукты  40д.

Одежда  20д.

Обувь 10д.

Бытовая химия 2д.

Транспорт 10д.

Велосипед 40д.

Музыкальная (спортивная) школа 5д.

Книги 2д.

Компьютер 70д.

Игрушки 3д.

Платежи и налоги 20д.

Видеокассеты (диски) 3д.

Посещение театра, цирка 5д.

Туристическая поездка 20д.

Сложите все денежки. Какая сумма у вас получилась? (…)

А теперь я вам скажу, что бюджет вашей семьи рассчитан на 100 денежек в месяц.

- У кого сумма больше этой цифры? (…)

Что образовалось в вашем бюджете? (дефицит, нехватка средств, денег)

У кого сумма меньше 100 денежек? (…) Что вы смогли сделать? (отложить сбережения)

Конечно это всё условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить?

- Где можно сэкономить?

-Я хочу посоветовать,- сказала бабушка,- где взять лишние денежки. Посоветовавшись друг с другом, выберите полезные советы на карточках, отметьте галочкой и прочитайте.

  1.  Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.
  2.  Уходя из дома, не забывайте выключать свет.
  3.  Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.
  4. - Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.
  5. - Экономя семейный бюджет – откажись от экскурсии в музей.
  6. - Сходил в магазин, оставь сдачу себе.
  7.  Бережно относись к своим вещам.
  8.  Напоминай родителям о своевременной оплате налогов.
  9. - Чаще пользуйтесь услугами такси.
  10. - Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы.
  11. - Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями.

- Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда».

Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что в первую очередь их потратить, а с чем подождать.

Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: ”Сейчас на это нет денег”. Это не значит, что у родителей нет денег в кошельке – они есть, но не для этого.

Поэтому прежде чем обижаться, расстраиваться и требовать чего-либо, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет.

- Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.

 – На наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помощи»:

 срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;

 талантливому скрипачу на покупку скрипки;

 врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;

 спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования;

- Обсудите в своей «семье», согласны ли вы помочь кому-либо из нуждающихся. В этом случае заполните квитанцию и положите деньги на тот или иной счёт в банке.

(Дети в группах выполняют задание, комментируя свой выбор.)

- Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется в деньгах. Главное…

Больше работаешь – лучше живёшь,

Лучше живёшь – больше людям даёшь,

Старым и малым, и тем, кто в нужде.

А будет нужно – помогут тебе.

Помни, мой друг, – в делах не зевай,

Прибыль свою и страны умножай.

Прибыль – трудам и уменью награда.

Как получить её? Думать тут надо.

Сложно? Не просто! Но ты уж прости,

В жизни у нас нет другого пути.

4. Итог урока.

Труд твой полезен – коль он для людей,

Если для них не жалеешь ты дней:

Сеешь и пашешь, суп варишь иль сталь –

Нужному делу и силы не жаль!

Дополните выражения и расскажите об уроке.

5. Домашнее задание:

Проверьте по таблице, которую я выдала вам на парты, правильно ли составлен семейный бюджет. Аналогично при помощи родителей составьте бюджет своей семьи.

6. Рефлексия: зажмите руку в кулак и…

 кому было интересно – разогните мизинец

 кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный

 кто хорошо работал – средний

 кто помогал работе в группе – указательный

 кому урок понравился – большой

Посмотрите на свою руку- это оценка нашей с вами работы на уроке.



Предварительный просмотр:

 

 

 

 

  



Предварительный просмотр:

 срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;

 талантливому скрипачу на покупку скрипки;

 врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;

 спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования;

__________________________________________________________

 срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;

 талантливому скрипачу на покупку скрипки;

 врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;

 спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования;

__________________________________________________________

 срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;

 талантливому скрипачу на покупку скрипки;

 врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;

 спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования;

__________________________________________________________

 срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;

 талантливому скрипачу на покупку скрипки;

 врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;

 спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования;



Предварительный просмотр:

Лекарства

Продукты

Одежда

Обувь

Бытовая химия

Транспорт

Велосипед

Музыкальная (спортивная) школа

Книги

Компьютер

Игрушки

Платежи и налоги

Видеокассеты (диски)

Посещение театра, цирка

Посещение боулинга

Туристическая поездка



Предварительный просмотр:

Лекарства  3д.

Продукты  40д.

Одежда  20д.

Обувь 10д.

Бытовая химия 2д.

Транспорт 10д.

Велосипед 40д.

Музыкальная (спортивная) школа 5д.

Книги 2д.

Компьютер 70д.

Игрушки 3д.

Платежи и налоги 20д.

Видеокассеты (диски) 3д.

Посещение театра, цирка 5д.

Туристическая поездка 20д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс Тема: «Государственный бюджет»

Конспект урока по окружающему миру 3 класс  Тема: «Государственный бюджет»...

Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: Семейный бюджет. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «семейный бюджет», формирование у учащихся экономного  отношенияк семейному бюджету; усвоение знаний о структуре семейного...

Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: Государственный бюджет. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развитие познавательного интереса, речи...