Урок окружающего мира в 3 классе Тема : Семейный бюджет
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Тема урока: Семейный бюджет(3 класс)
Цели урока:
- познакомить с понятием «семейный бюджет»; выявить правила сложения многозначных чисел.
- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету, чувство милосердия;
- развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_semeynyy_byudzhet.docx | 24.4 КБ |
kvitanciya.docx | 36.91 КБ |
o_pomoshchi.docx | 11.88 КБ |
tablichki.docx | 10.33 КБ |
ceny.docx | 10.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Зебзеева Инна Станиславовна. Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №33» п. Яйва г. Александровска Пермского края.
Урок окружающего мира , УМК «Школа России»
При составлении урока были использованы материалы:
методическое пособие «Поурочные разработки по курсу окружающий мир» О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина ;
Тема урока: Семейный бюджет (3 класс)
Цели урока:
- познакомить с понятием «семейный бюджет»; выявить правила сложения многозначных чисел.
- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету, чувство милосердия;
- развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.
Оборудование: карточки для работы в группах и парах, картинки с персонажами, слова на доску- «семейный бюджет», «доходы», «расходы».
Ход урока
I. Организационный момент
Повторение изученного
- Ребята, о чём мы говорили на прошлом уроке окружающего мира? ( о государственном бюджете)
- Что такое бюджет? (Это план расходов и доходов)
- Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.)
- Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? (Расходы.)
- Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.)
- На что расходуется государственный бюджет?( на образование, здравоохранение, на содержание армии и милиции, на науку и культуру, на охрану природы, на выплату пенсий и пособий).
Введение в тему.
-Как вы думаете, а бюджет может быть только у государства?
А семья может иметь собственный бюджет?
Образуйте от слова семья прилагательное, которое согласуется с существительным бюджет. О каком бюджете мы будем сегодня говорить? ( о семейном бюджете)
Определите цели нашего урока, используя слова на доске.
2. Работа над новой темой.
- Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет. А из чего складывается семейный бюджет? (доходов и расходов)
- На уроке мы должны разобраться из чего состоят доходы и расходы в семейном бюджете.
Для этого послушайте, что произошло в одной сказочной семье.
Муха, Муха-Цокотуха.
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
О какой сказочной семье пойдёт речь?
Вечером собралась вся семья. Толкаясь, в окошко ворвались мальчишки-мушата. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним влетел отец, усталый после работы.
Мальчишки-мушата громко спорили о том, что у соседского жучка появился новый самокат.
Так,- сказал отец.- Сейчас разберёмся. Только сидите тихо.Ты наш будущий учёный старший сын студент Жужик, неси калькулятор, посчитаем.
Папа взял кусок высушенного лопуха и написал «Доход».
-Доход- это те денежки, которые мне платят на работе по озеленению и очистке нашего леса. Как называется такой доход?( заработная плата) каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 1500 денежек.
Мальчики с уважением посмотрели на отца. Дедушка с бабушкой в стороне не остались, встряхнули крылышками.
-Мы тоже получаем денежки, по зоо каждый. Раз нас двое, то это 600 денежек.
Как вы думаете, какие денежки могли получать бабушка с дедушкой?( раньше они тоже работали и получали заработную плату, а теперь, когда состарились и стали быстро уставать, стали получать денежки, которые называют пенсией)
Студент Жужик заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи.
О каких деньгах говорил студент Жужик? (О стипендии, которую платит институт, пока студент не выучится)
-Наша малышка тоже получает денежки и называются эти денежки- пособие на ребёнка, 200 денежек - добавила Муха-Цокотуха.
-А теперь подсчитаем, каков доход нашей семьи, - сказал отец.
Семья Мухиных не сможет подсчитать свой доход без нашей помощи. Проблема в том, что и мы не умеем складывать трёхзначные и четырёхзначные числа! Как же нам быть?
Вспомните правила сложения двузначных чисел. Как выдумаете. Сможем ли мы им воспользоваться?
(По цепочке решить выражение: 1500+600+200+200= 2500)
-Ура! Целых 2500 денежек. Можно купить несколько самокатов!-воскликнули мушата.
Как вы думаете, так ли это?
Тут Муха-Цокотуха взяла листок и написала «Расход».
Как вы думаете, на что мама-муха тратила денежки?
-У меня на одни продукты уходит в месяц 1000 денежек. Зима на носу, вам нужно купить тёплые сапожки и варежки. На это я потрачу ещё 600 денежек.
Бабушка вмешалась:
-Надо заплатить 100 денежек за квартиру, свет и воду.
-С понедельника малышка пойдёт в детский сад. Тётя пчела сказала. Что платить за садик нужно 100 денежек,- добавила Муха-Цокотуха.
Папа и студент Жужик потребовали 200 денежек, чтобы оплачивать общественный транспорт. Мама-муха и это записала в листочек.Тут мушата заинтересовались:
-Разве мы не будем ходить в лыжную секцию? А в кино? А ещё бабушка обещала купить книги, альбомы и карандаши. А Малышке на день рождения надо купить куклу. А на следующей неделе бабушка и дедушка собирались сходить в театр. Всего 100 денежек.
Давайте сосчитаем сколько семье потребуется денежек на месяц? (самостоятельно на листочках 1000+600+100+100+200+100=2100)
Сравните доходы и расходы. Сколько денежек останется?
-Ура! Осталось ещё 400 самокатных денежек! –закричали мушата.
-Это совсем не «самокатные» денежки! Это наши накопления,-заявил отец. Накопления- это то, что остаётся от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем денежки на всё необходимое.
Как вы думаете, а могут ли эти деньги принести дополнительный доход?( Да, если они хранятся в банке, то банк выплачивает проценты по вкладу.)
- Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (лотерея, премия)
- А непредвиденные расходы?
- Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? (З/плата,пенсия, стипендия, пособие, доход от сдаваемой в аренду квартиры, проценты от сбережений).
- Так что такое доход семьи? (Сумма, заработанная членами семьи за месяц)
Физминутка
Утром мушки проснулись,
Улыбнулись, потянулись,
Быстро сделали зарядку:
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись,
Лапки ставят на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб окрепли лапки.
3. Практическая работа (в группах)
- У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг.
Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их надо обязательно включить в расходы.
А теперь посмотрите на карточки, где проставлены цены товаров и услуг в сказочных «денежках». На своих листах проставьте цены выбранных вами товаров и услуг.
Лекарства 3д.
Продукты 40д.
Одежда 20д.
Обувь 10д.
Бытовая химия 2д.
Транспорт 10д.
Велосипед 40д.
Музыкальная (спортивная) школа 5д.
Книги 2д.
Компьютер 70д.
Игрушки 3д.
Платежи и налоги 20д.
Видеокассеты (диски) 3д.
Посещение театра, цирка 5д.
Туристическая поездка 20д.
Сложите все денежки. Какая сумма у вас получилась? (…)
А теперь я вам скажу, что бюджет вашей семьи рассчитан на 100 денежек в месяц.
- У кого сумма больше этой цифры? (…)
Что образовалось в вашем бюджете? (дефицит, нехватка средств, денег)
У кого сумма меньше 100 денежек? (…) Что вы смогли сделать? (отложить сбережения)
Конечно это всё условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить?
- Где можно сэкономить?
-Я хочу посоветовать,- сказала бабушка,- где взять лишние денежки. Посоветовавшись друг с другом, выберите полезные советы на карточках, отметьте галочкой и прочитайте.
- Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.
- Уходя из дома, не забывайте выключать свет.
- Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.
- - Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.
- - Экономя семейный бюджет – откажись от экскурсии в музей.
- - Сходил в магазин, оставь сдачу себе.
- Бережно относись к своим вещам.
- Напоминай родителям о своевременной оплате налогов.
- - Чаще пользуйтесь услугами такси.
- - Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы.
- - Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями.
- Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда».
Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что в первую очередь их потратить, а с чем подождать.
Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: ”Сейчас на это нет денег”. Это не значит, что у родителей нет денег в кошельке – они есть, но не для этого.
Поэтому прежде чем обижаться, расстраиваться и требовать чего-либо, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет.
- Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.
– На наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помощи»:
срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;
талантливому скрипачу на покупку скрипки;
врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;
спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования;
- Обсудите в своей «семье», согласны ли вы помочь кому-либо из нуждающихся. В этом случае заполните квитанцию и положите деньги на тот или иной счёт в банке.
(Дети в группах выполняют задание, комментируя свой выбор.)
- Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется в деньгах. Главное…
Больше работаешь – лучше живёшь,
Лучше живёшь – больше людям даёшь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.
Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить её? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути.
4. Итог урока.
Труд твой полезен – коль он для людей,
Если для них не жалеешь ты дней:
Сеешь и пашешь, суп варишь иль сталь –
Нужному делу и силы не жаль!
Дополните выражения и расскажите об уроке.
5. Домашнее задание:
Проверьте по таблице, которую я выдала вам на парты, правильно ли составлен семейный бюджет. Аналогично при помощи родителей составьте бюджет своей семьи.
6. Рефлексия: зажмите руку в кулак и…
кому было интересно – разогните мизинец
кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный
кто хорошо работал – средний
кто помогал работе в группе – указательный
кому урок понравился – большой
Посмотрите на свою руку- это оценка нашей с вами работы на уроке.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;
талантливому скрипачу на покупку скрипки;
врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;
спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования;
__________________________________________________________
срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;
талантливому скрипачу на покупку скрипки;
врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;
спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования;
__________________________________________________________
срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;
талантливому скрипачу на покупку скрипки;
врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;
спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования;
__________________________________________________________
срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;
талантливому скрипачу на покупку скрипки;
врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;
спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования;
Предварительный просмотр:
Лекарства
Продукты
Одежда
Обувь
Бытовая химия
Транспорт
Велосипед
Музыкальная (спортивная) школа
Книги
Компьютер
Игрушки
Платежи и налоги
Видеокассеты (диски)
Посещение театра, цирка
Посещение боулинга
Туристическая поездка
Предварительный просмотр:
Лекарства 3д.
Продукты 40д.
Одежда 20д.
Обувь 10д.
Бытовая химия 2д.
Транспорт 10д.
Велосипед 40д.
Музыкальная (спортивная) школа 5д.
Книги 2д.
Компьютер 70д.
Игрушки 3д.
Платежи и налоги 20д.
Видеокассеты (диски) 3д.
Посещение театра, цирка 5д.
Туристическая поездка 20д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»
Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Тема: Государственный бюджет.
Тема: Государственный бюджет....
Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Тема: Семейный бюджет.
Тема: Семейный бюджет....
Конспект урока по окружающему миру 3 класс Тема: «Государственный бюджет»
Конспект урока по окружающему миру 3 класс Тема: «Государственный бюджет»...
Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: Семейный бюджет. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «семейный бюджет», формирование у учащихся экономного отношенияк семейному бюджету; усвоение знаний о структуре семейного...
Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: Государственный бюджет. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развитие познавательного интереса, речи...