Урок на тему “Что такое погода”
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

juliagolova

Урок, цель которого закрепить знания детей о погодных явлениях, научить детей объяснять причины их происхождения; уметь определять температуру с помощью термометра; развивать наблюдательность; обогащать словарный запас, описывая погоду в разное время года; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx955.05 КБ

Предварительный просмотр:

“Что такое погода”

1. Содержательно-целевой компонент урока

1. Разработанный урок направлен на достижение следующих групп целей: создать условия для реализации целей:

#1084;отивационные – развитие на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности, самоопределение к учебной деятельности.

II. когнитивные – развитие умения работать с гипотезой (предположением, через практический подход), развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы, устанавливать соответствие, умения логически грамотно строить свой ответ.

#1087;оведенческие – развитие произвольного внимания, умения сотрудничать в рамках учебного занятия.

2. Урок нацелен на достижения комплекса целей:

I. Предметные: формирование представления о погодных явлениях; научиться работать с термометром.

II. Метапредметные: развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы, устанавливать соответствие.

III. Личностные: развитие произвольного внимания, умения логически грамотно строить свой ответ.

3. Цели урока определялись через содержание (предметные, метапредметные), через внутренние психические процессы (личностные, когнитивные), деятельность учащихся (мотивационные).

4. У обучающихся развивается и совершенствуется умение самостоятельно ставить цели в соответствии с темой и учебной задачей урока.Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности и посилен для учеников. Учебная информация привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала повышается возможность уче-ников в достижении поставленных целей на уроке.

5. Педагогическая цель дает возможность в рамках урока предвидеть педагогом и учащимися результаты их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, с которыми впоследствии соотносятся все остальные компоненты педпроцесса.

6. Чтобы урок получился результативным, цели нужно согласовать. Поэтому для обучения желательно включения самих учеников в процесс самоопределения на деятельность, на поиск ими личных смыслов по поводу изучаемого учебного материала, на постановку целей собственной деятельности. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. С учетом этого тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приемы активизации учеников.

7. Содержание урока близко к нормативному, отражает требования Стандарта, программы.

8. В рамках урока будут формироваться и развиваться умения выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения во время познавательной деятельности (открытие нового знания).

9. Отбор содержания урока был подчинен дифференцированному подходу, а также первоначальным мониторингом представлений (что отражено на этапе актуализации имеющихся знаний).

10. Запланирована работа по формированию включения в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками при повторении и включении в систему знаний, а также на этапе рефлексии учебной деятельности.

2. Организационно-практический компонент урока

1. По внешней форме урок близок к уроку-исследованию, по внутренней форме организации обучения направлен на усвоение материала и личную динамику обучающихся.

2. На уроке в приоритете предметные знания обучающихся, хотя личностным также уделяется внимание, так как развивается умение фиксировать в конце урока удовлетворенность или неудовлетворенность своей работы на уроке во время рефлексии учебной деятельности с помощью методов: беседа, самооценка.

3. Тип урока – открытие новых знаний.

4. На уроке происходит формирование и развитие умения выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения во время познавательной деятельности (открытие нового знания) с помощью методов: рассказ, работа с наглядностью, работа в парах, работа со схемой. Общая организация работы на уроке позволяет создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.

5. Следовательно, урок становиться пространством для самореализации, применении ранее полученных знаний и открытии новых на основе имеющихся.

6. Мотивация, проведенная в начале урока, сформировала у учащихся потребность изучения нового материала. Учебный материал не давался в готовом виде. На данном уроке используются задания развивающего характера. Была выявлена содержательная область урока, чтобы ученики смогли самостоятельно определить тему занятия. Учебную деятельность на уроке формируют фронтальная, групповая и индивидуальные формы работы. На уроке используются различные формы и мето-ды с целью удержания внимания и интереса к изучаемой теме.

При разработке конспекта учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока будут определять сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.На данном уроке будет применяться деятельностный метод обучения, который был реализован в следу-ющих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

На всех этапах урока ученики вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям необходимо не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются виды деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работает на организацию по-сильного поиска и исследования, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитываются индивидуальные особенности учеников, предполагается только положительная характеристика результатов их деятельности, что будет стимулировать детей и повышать их активность на уроке.

В процессе обучения школьники получат возможность овладеть элементами знаково-символического моделирования: заполнение карточки на основе полученной информации об изучаемом явлении.

Учебное время на уроке запланировано рационально, эффективно. Интенсивность урока оптимальна с учётом физических и психологических особенностей.

3. Контрольно-оценочный компонент урока

1. Система контроля и оценки на уроке позволяет установить результат деятельности и опре-деляется по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.

2. Для контроля и оценки знаний и умений в рамках урока используется фронтальная устная проверка, письменная работа, которая не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельная практическая работы с картами, приборами, моделями.

3. Достижения урока могут быть подтверждены успешным выполнением практических заданий, само- и взаимопроверки, во время рефлексии.

4. результаты урока напрямую связаны с поставленными целями.

5. Таким образом, можно сделать вывод, что логика урока «цель – средство – результат».

6. В дальнейшем можно включить разработать технологические карты для работы в группе по самостоятельному изучению свойств льда, а не использовать демонстрацию педагогом, чтобы обучающиеся непосредственно в самостоятельной деятельности открывали знания.

Урок : “Что такое погода”

Задачи урока:

Закрепить знания детей о погодных явлениях, научить детей объяснять причины их происхождения; уметь определять температуру с помощью термометра; развивать наблюдательность; обогащать словарный запас, описывая погоду в разное время года; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Планируемые результаты: запомнить погодные явления; научиться работать с термометром.

Оборудование: иллюстрация госпожи Погоды, конверт с вопросами, самодельный термометр, глобус, картинки «времена года».

Предварительная работа: подготовить иллюстрации, конверт с вопросами, термометр, глобус.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Закрепление пройденного материала. Проверка дом. задания.

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Новый материал.

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление.

VII. Итог урока.

VIII. Дом. задание.

Ход урока

I. Организовать внимание детей. Приветствие. Прочитать стихотворение.

Дождик землю поливает

И деревья умывает.

Что- то он сказать хотел,

К нам в окошко залетел.

Он решил нам подсказать,

Что урок пора начать.

II. Закрепить знания прошлого материала, проверить домашнее задание.

III. Постановка темы урока. Дорогие ребята, сегодня к нам в гости пришла гостья - госпожа Погода (на доске висит изображение госпожи Погоды). Она хочет проверить, насколько хорошо вы её знаете. У меня есть вопросы которые она мне передала (вопросы в конверте), давайте попробуем ответить на них, а самые активные получат от неё призы.

IV. Изучение нового материала. Учитель задаёт вопросы от госпожи Погоды:

1. Что означает моё имя?

(Состояние атмосферы в данный момент)

Правильно, планету Земля окружает воздушная оболочка – атмосфера.

Все мы знаем, что Земля вращается вокруг своей оси, а также вокруг Солнца. Соответственно и прогревается планета не везде одинаково (показать на примере глобуса). Именно от солнечных лучей зависит температурный показатель воздуха, который измеряется термометром.

Давайте вспомним обозначения температуры (учитель показывает самодельный термометр с двигающейся шкалой, выставляя температуру дети учатся её читать)

2. Какой я могу быть?

(Ясной, солнечной, теплой, холодной, дождливой, сырой, сухой, осенней, ветряной, радостной, изменчивой, переменчивой, облачной, пасмурной, морозной)

3. Какие атмосферные явления вы знаете?

(Мороз, жара, облака, гроза, ветер, туман, дождь, снег)

4. Где можно получить сведения обо мне на ближайшие несколько дней?

5. Будет ли зависеть мое состояние от температуры?

(Будет)

На земле очень много воды. Под воздействием солнца происходит испарение. В атмосфере собирается очень много влаги, которая при охлаждении собирается сначала в маленькие капли, а затем в тучки. А когда туча наберёт большое количество влаги и станет тяжелее воздуха, она опускается и на земле идут осадки. В зависимости от времени года и внешней температуры выпадают разные осадки.

6. Какие осадки вы наблюдали в тёплое время года? Какие в холодное?

Загадка

Неизвестно, где живёт,

Налетит - деревья гнёт,

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймёшь. Что это?

7. Что такое ветер?

(Движение воздуха)

8. Какими словами можно выразить силу ветра?

(Безветрие, слабый, умеренный, сильный, ураган)

Далее учитель говорит, что гостья передала четыре иллюстрации. На них изображены времена года.

Необходимо определить где какая пора и объяснить почему вы так считаете (к доске вызываются 4 учащихся, они выбирают картинку и внизу пишут правильный ответ, затем устно описывают и приводят примеры признаков своего времени года, описывают погоду, добавляют какие осадки ещё могут быть в этот период) Оценить учащихся.. Физкультминутка «Тучки»

У тучек сегодня

Плохие прически, (Круговое движение руками перед собой.)

Тучки рыдают,

Капают слезки: (Наклоны головы вправо-влево, руки на голову.)

А-а-а! А-а-а! (Встряхивание кистей.)

Ивушки плачут,

Плачут березки, (Руки поднять вверх, плавные движения руками вправо-влево.)

С листиков капают,

Капают слезки: (Опускание рук со встряхиванием кистей.)

А-а-а! А-а-а!

(Поворот туловища направо, правую руку в сторону.)

Грустно на свете,

Печально на свете, (Поворот туловища налево, левую руку в сторону.)

Плачут деревья,

Тучки и ветер:

(Наклоны туловища вправо-влево, руки положить на голову.) А-а-а-а а-а-а!

(Руки поднять вверх и расслабленно опустить вниз со встряхивающими движениями кистей.)

VI. закрепление пройденного материала на уроке. Сегодня вы узнали от нашей гостьи много нового и теперь она хочет вас проверить. Она предлагает разгадать кроссворд.

  • Как зовут нашу гостью?

(Погода)

  • С помощью чего измеряется температура воздуха?

(Термометр)

  • Движение воздуха – это..?

(Ветер)

  • Как можно по другому назвать сильный ветер?

(Ураган)

н давно по окнам лупит,

Видно капли из-за штор.

Если мама зонтик купит –

Я смогу пойти во двор.

(Дождь)

Он с утра уже метет,

Бьется в окна спаленки.

Ваня погулять идет –

Надевает валенки.

(Снег)

Он спустился утром рано,

Белый-белый и густой.

Воздух вымазал сметаной.

Отгадай, кто он такой.

(Туман)

Страшно выйти на крылечко –

Он сегодня просто лют.

Льдом сковал и нашу речку,

И большой соседний пруд.

А теперь задам вопрос –

Кто зимой нам щиплет нос?

(Мороз)

рад она крупой бросает,

И грохочет, и гремит,

Снопы молний выпускает,

Словно в небе динамит.

(Гроза)

VII. Подвести итог. Молодцы, ребята! Вы справились с заданием и за это госпожа Природа хочет подарить вам подарки (дарятся небольшие сувениры). Она говорит вам большое спасибо и обещает вам и дальше дарить солнечные дни летом, урожайные осенью, морозные зимой и цветущие весной. Давайте попрощаемся с ней.

VIII. Домашнее задание. Нарисовать госпожу Погоду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме «Что такое погода. Термометр.»

Урок по теме «Что такое погода. Термометр» проведен во 2 классе учителем начальных классов и учителем физики.В результате приобретенных навыков на этом уроке появилась возможность проведения уро...

Урок окружающего мира "Что такое погода? влияние погоды на жизнь людей и животных"

Урок окружающего мира в 3-ем классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова.Урок составлен учителем высшей категории МБОУ СОШ №6 г. Белая Калитва Ростовской области  Аксюк Галиной Михайлов...

Презентация на тему "Что такое погода?" по окружающему миру 2 класс

Эта презентация помогает педагогу провести урок по окружающему миру более интересным, красочный материал позволяет ученикам легче запомнить материал урока....

Технологическая карта урока окружающего мира на тему: "Что такое погода?"

Тема: «Что такое погода?» Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о погоде и погодных условиях, закрепить знания  названий погодных явлений в природе.Пла...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: "Что такое погода?". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представления о понятиях «Погода», «Явление природы», «Условные знаки погоды»...

Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства Тема: «Что такое погода? Художник изображает настроение»

Цель урока: ознакомление обучающихся с компонентами, из которых складывается погода (температура, облачность, осадки, ветер), и с художественными средствами, с помощью которых можно передать настроени...