Конспект урока по окружающему миру. 1 класс.Времена года наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира весной.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Кротова Ирина Сергеевна

Урок окружающего мира. 1 класс. Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира весной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе .

Тема урока:  Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира весной.

Цель: познакомить учащихся с изменениями, происходящими в природе весной; научить определять последовательность событий в природе и их связи; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: 

  1. презентация к уроку
  2. научный дневник

Окружающий мир

Этапы урока

Ход урока

I. Актуализация знания

- Здравствуйте, ребята.

-Посмотрите на предметы, которые я принесла сегодня на урок.  Как вы думаете, представителям каких профессий они принадлежат?

( Ответы детей )

- А представителю какой профессии могут принадлежать все эти предметы? (Ответы)

- Эта необычная профессия ФЕНОЛОГ. Предположите, чем может заниматься человек этой профессии.

Фенолог- это ученый, который изучает сезонные природные явления, их влияние на жизнь животных и растений.

Эта профессия появилась сравнительно недавно, но наблюдения людей над явлениями природы восходят к давним временам. Оказывается, благодаря  ученым - фенологам действовала «Дорога жизни» во время Блокады Ленинграда. через Ладожское озеро, которая спасла жизнь нескольких сотен тысяч жителей Ленинграда. При трассировке направления дороги учитывались прогнозы замерзания и вскрытия озера ото льда, проводились измерения толщины ледяного покрова.

Ребята, сегодня на уроке я вам тоже предлагаю вам стать фенологами.

Но сначала давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня в нашей научной работе.

- Что такое природа? (Всё, что нас окружает и не сделано руками   человека)

- Какая бывает природа? (Живая и неживая)

- Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек)

- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают)

- А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва)

- Назовите  времена года  по порядку.

Спасибо за ответы! Вы готовы к работе!

К нам в научную лабораторию поступило задание! Надо расшифровать мнемотаблицу и выястить какой сезон мы будем изучать. (Ответы)

Правильно, этот сезон ВЕСНА. Табличка на доску.

Итак приступим.

Фенологи разделяют весну на несколько стадий – подсезонов. Предположите, на сколько подсезонов фенологи разделяют весну? (Ответы) Вот об этом мы  сегодня узнаем.

- А какую цель мы перед собой поставим? ( Изучить природные явления весны)

Уважаемые фенологи, как должны работать коллеги в   группе?  (Ответы) Давайте потренируемся.

ХЛОПКИ, повторение.

ΙΙ. Совместное открытие знания

Подойдите ко мне .

Посмотрите опыт и догадайтесь, как называется первый подсезон. (Опыт с ватой)

1-й, снеготаяние

-Благодаря чему происходит снеготаяние ? ( Солнце подминается выше и начинает греть сильнее)

 Уважаемые фенологи, у вас на партах находятся научные дневники.

В нах вы будите выполнять научные задания, около каждого задания у вас есть солнышко. Если у вас все получилось, то закрасьте солнышко в жёлтый цвет, если были сложности ,то в красный.

Работа в парах.

В  научном дневнике в задании №1 вы можете увидеть изменения, которые происходят в природе в это время, назовите их. (Появляются проталины, набухают почки на деревьях, прилетают перелетные птицы,) водоёмы начинают очищаться ото льда).

ОЦЕНИТЕ себя.

2-й, оживление весны

Послушайте стихотворение, какова его главная мысль?

Весна оживает, подсохла земля,

Уж слышно вдали жужжанье шмеля.

Лягушки поют и пищат комары

 Им вторят курлыканьем журавли,

Березка свои распустила листочки,

Пестреет подснежник на солнечной кочке.

 (Ответы)

-Правильно ребята, поэтому этот подсезон называется «Оживление весны». Найдите и подчеркните в стихотворении приводные изменения, которые происходят в это время.

(Ответы детей. Подсыхает земля, появляются насекомые прилетают  перелетные птицы, просыпаются земноводные, расцветают первоцветы.)

ОЦЕНИТЕ себя.

3-й, разгар весны

Разгар весны начинается с момента, когда зазеленела берёза. В это время продолжается нарастание тепла. Всё жарче дни и теплее ночи Гуще зеленеют деревья и кустарники, цветёт черёмуха.

-Кто знает, какая примета связана с цветением черемухи?

Зацветают фруктовые сады. (Давайте посмотрим как это происходит.)

 Всё больше становится насекомых, прилетают соловьи .

Послушайте его песню.

- Оказывается люди научились переводить птичий язык на человеческий, выразительно и без ошибок прочитайте , что поет соловей в задании № 3.

ОЦЕНИТЕ выразительность и правильность чтения.

4-й, предлетье

Ребята, а какое время года идет после весны. (ответ)

Поэтому этот период и называется ПРЕДЛЕТЬЕ( табличка)

Предлетье, «весна зелёной травы» — заканчивается цветение фруктовых садов зацветает незабудка, нивяник-поповник (называемый в просторечии ромашкой, «любит-не-любит»).

 Все эти явления совпадают по времени с вылетом насекомых, а каких, вы узнаете открыв конверты. Собирают стрекозу.

ΙΙΙ. Применение нового знания

В конце каждой научной работы принято делать вывод. Все события весной наступают в определённом порядке. (в парах) В задании №4  восстановите правильную последовательность событий весной.(проверка)

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.

ΙV. Итог урока

- Какую цель нашей научной работы мы поставили ? Как вы считаете, мы ее добились?

Посмотрите какая картина весны получилась у нас на доске.

 На сколько подсезонов разделяют весну фенологи?

А в каком подсезоне мы сейчас с вами находимся?

А в конце хотелось бы сказать, что к природе надо относиться бережно, потому, что человек может нарушить законы природы и повлиять на природные явления.

Закончить урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина:

«Всё прекрасное на земле -  от солнца, и всё хорошее от человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 1 класс "Времена года"

Коспект урока составлен по УМК "Школа России"...

конспект урока по окружающему миру "Болото.Растительный и животный мир."

Цели: ознакомить учащихся с обитателями болот, растениями; развивать наблюдательность и любознательность; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.Оборудование: схема-таблица &ldquo...

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна-утро года"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна-утро года"...

Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "КАК ЖИВОТНЫЕ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: " КАК ЖИВОТНЫЕ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока русского языка 3 класс, «Времена глаголов», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Времена глаголов»Цели деятельности учителя: закрепление понятия о глаголах, о роли глаголов  в речи; ознакомление с временами глаголов....

Конспект урока ритмики во 2 классе «Времена года. Осень. Осенние месяцы.» с элементами логоритмики, коррегирующих игр, математики, живого мира.

Конспект урока ритмики во 2 классе «Времена года. Осень. Осенние месяцы.»  с элементами логоритмики, коррегирующих игр, математики, живого мира. Учитель: Ушакова Валентина Николаевна....