Проектно - исследовательские задания.
методическая разработка по окружающему миру (2, 3 класс)

Краснолуцкая Марина Валерьевна

      Методические рекомендации составлены на основе опыта работы учителями начальных классов Краснолуцкой М.В., Дмитриченко О.А. с учётом тематического планирования учебного предмета «Окружающий мир» Плешакова А.А. Данный опыт  может быть использован для  проведения проектно – исследовательских  заданий по некоторым темам учебного предмета «Окружающий мир» (2,3 классы)

           Цель рекомендаций  – помочь учителям начальных классов  провести  проектно – исследовательское задание в рамках учебного предмета «Окружающий мир», согласно программному содержанию учебного предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Методические рекомендации

«Проектно – исследовательские задания на уроках окружающего мира»

Аннотация

      Методические рекомендации составлены на основе опыта работы учителями начальных классов Краснолуцкой М.В., Дмитриченко О.А. с учётом тематического планирования учебного предмета «Окружающий мир» Плешакова А.А. Данный опыт  может быть использован для  проведения проектно – исследовательских  заданий по некоторым темам учебного предмета «Окружающий мир» (2,3 классы)

           Цель рекомендаций  – помочь учителям начальных классов  провести  проектно – исследовательское задание в рамках учебного предмета «Окружающий мир», согласно программному содержанию учебного предмета.

              В работе  представлены проектно – исследовательские задания, которые позволят педагогам:    углубить знания младших школьников, развивая их познавательную активность,  прививать  интерес к изучаемому материалу, развивать  умение наблюдать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.

Пояснительная записка

    В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. На решение данной проблемы направлен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. В основе Стандарта лежит  системно - деятельностный подход, который предполагает: «переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся».

     Значимыми показателями образования, являются виды деятельности, которыми овладели учащиеся в результате обучения. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основных компонентов – исследовательских умений и навыков, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом. «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально - творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения».[А.И. Савенков, c.10]

    Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания и показать публично достигнутый результат. Всем понятно, что в ходе своего исследования дети не сделают новых открытий. Но «открытие для себя» помогает формировать активную жизненную позицию.

Цель  - помочь учителям начальных классов  провести  проектно – исследовательское задание в рамках учебного предмета «Окружающий мир», согласно программному содержанию учебного предмета.

Использование данного материала может стать основой для проведения школьниками проектно - исследовательской работы, а так же прививает интерес к изучаемому материалу, развивает умение наблюдать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.

Результатом проектно – исследовательских  заданий  являются личные продвижения учащихся,  приобретение опыта проектно – исследовательской  деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт.

     Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы, с большим удовольствием присутствуют при выступлении своего ребёнка.  Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Содержание  материала

Тема  урока

Проектно – исследовательское  задание

Оборудование

Характеристика деятельности ученика

Форма проведения работы

2 класс

Мы – жители Вселенной

Сделайте модель Солнечной системы с помощью зёрнышка гречихи, двух горошин, двух лесных орехов, двух мандаринов, апельсина, грейпфрута и большого надутого мяча.

Положите мяч в начале беговой дорожки стадиона – это Солнце. Сделайте один шаг и положите горошину – это Меркурий. Сделайте ещё шаг и положите орех – это Венера. Ещё шаг – и ещё орех – это Земля.  Ещё шаг и полшага – положите горошину. Это Марс. Потом сделайте 9 шагов и положите грейпфрут – Юпитер. Сделайте 12 шагов и положите апельсин – Сатурн. Ещё 24 шага и добавьте мандарин – Уран. Через 27 шагов другой мандарин – Нептун. Наконец, сделайте ещё 24 шага и добавьте гречневое зёрнышко – Плутон. Он находится в 99 шагах от солнца.

Солнечная система велика!

Зерно гречихи, две горошины, два лесных ореха,  два мандарина, апельсин, грейпфрут, большой мяч

Определять взаимосвязь Земли и Вселенной, распознавать небесные тела, определять число планет Солнечной системы; выполнять задания поискового и творческого характера.

Коллективная работа на уроке.

Наш космический корабль – Земля.

Смоделировать запуск ракеты сможет каждый.

1) Надуй воздушный шарик и зажми его отверстие.

2) Направь шарик в потолок и выпусти. Резиновые стенки шарика давят на воздух и заставляют его вылетать струёй. Возникает реактивная сила, которая толкает шарик вверх.

Вместо воздуха космическая ракета использует раскалённые газы. Они образуются в двигателе ракеты из сжигаемого топлива и вылетают мощными струями из сопел ракеты (отверстие в шарике тоже в своём роде сопло). Струи газов толкают ракету в противоположную сторону – как струя воздуха толкает шарик.

Воздушный шарик

Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда, применять полученные знания на практике

Коллективная работа на уроке.

Погода

1.Возьми две дощечки, длинную и короткую, скрепи их под прямым углом с помощью небольших гвоздей и молотка.

2. Из плотной бумаги вырежи прямоугольник, в его левой части нарисуй солнце, а в правой – тучу. Между ними можно сделать шакалу делений. Полученную шкалу приклей к верхней дощечке.

3.Возми сосновую шишку и приклей к одной из нижних чешуек сухую травинку. Шишку приклей к нижней дощечке так, чтобы травинка доставала до шкалы и находилась в левой части.

4. Конструкцию поставь за окно или размести на балконе.

Через некоторое время ты заметишь, что в хорошую погоду стрелка всегда находится слева, а перед дождём начинает двигаться вправо. При низкой влажности чешуйки разжимаются – стрелка движется влево.

Почему? Повышенная влажность влияет на древесину, и она увеличивается в объёме.

Сухая сосновая шишка, две деревянные дощечки, лист бумаги, фломастеры, ножницы, сухая травинка, клей, молоток, небольшие гвозди.

Изготовить простейший барометр, применять полученные знания на практике, наблюдать за погодой; записывать результаты наблюдений;

Индивидуальная (групповая) работа в домашних условиях с последующей презентацией в классе.

Как разные животные готовятся к зиме.

1. Возьми две одинаковые банки с тёплой водой, оберни одну из них шерстяной тряпкой, а вторую оставь как есть.

2. Через полчаса сравни температуру воды.

Результат. Температура воды в банке, обёрнутой тряпкой более высокая, чем в другой банке.

Шерстяной материал, как и мех животных, сохраняет тепло. Линька – важное приспособление в жизни животных.

Две одинаковые  банки  с тёплой водой, шерстяная тряпка.

Устанавливать связи между сезонными  изменениями в природе и жизнью животных; выявлять приспособительное значение линьки в жизни животных.  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Коллективная работа на уроке.

Весеннее пробуждение растений.

1. берём коробку из-под обуви, делаем внутри её несколько перегородок из картона.

2. В один из углов коробки  помещаем картофельный клубень, в противоположной стороне коробки делаем отверстие.

3. Закрываем коробку и ставим в тёплое, но не жаркое место отверстием к источнику света.

4. Примерно через неделю проверяем результат.

Результат. Бледные искривлённые ростки упорно движутся через лабиринт навстречу солнечному свету. Происходит так потому, что растениям жизненно необходим солнечный веет, и росток стремиться к нему, огибая любые преграды.

Картофельный клубень, картонная коробка с крышкой с перегородками внутри.

Понимать , что солнечный свет – необходимое условие для жизни растений

Выполнять задания поискового и творческого характера. обосновывать своё суждение, применять знания на практике

Индивидуальная (групповая) работа в домашних условиях с последующей презентацией в классе.

Лето красное

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. Результат: у вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Трёхлитровая банка, пищевая плёнка.

Изготовить простейшую лупу,

уметь применять полученные знания на практике,

наблюдать за насекомыми,

Стимулировать бережное отношение к природе

Групповая работа на уроке

3 класс

Свет знания

1. Обвяжи яблоко шпагатом и взвесь его на безмене

2. Наполни тазик водой.

3. Не снимая яблока с безмена опусти его в воду и снова взвесь.

Результат: Яблоко, погружённое в воду, имеет меньший вес. Это потому, что яблоко, погружаясь в воду вытесняет некоторое её количество. Вытесненная вода стремится занять своё место и давит на яблоко, стараясь вытолкнуть его вверх. Это гидростатическая сила. Она равна весу вытесненной воды.

Если погружаемый предмет весит 500 г и вытесняет 200 г воды, гидростатическая сила, выталкивающая его вверх, уменьшает вес предмета на 200 г ( т.е. его вес становится 300 г)

Безмен, яблоко, тонкий шпагат, глубокий тазик, вода

Выполнять задания поискового характера обосновывать своё суждение, формировать представление о научном исследовании на основе закона Архимеда

Коллективная работа на уроке

Как изучают окружающий мир

Вода имеет уникальную способность подниматься вверх по тончайшим трубочкам, вопреки законам земного тяготения. Это явление называется капиллярностью

1.Скрути три трубочки жгута из бумажной салфетки, писчей бумаги и тряпки.

2. Налей в стаканы равное количество воды, подкрась воду акварелью (для большей наглядности).

3. Опусти одновременно каждый жгут в свой стакан и понаблюдай, по какому из жгутов вода поднимается быстрее всего.

4. Попробуй перегнуть один из жгутов через край в другой стакан. Посмотри, что будет происходить.

Бумажная салфетка, писчая бумага, тряпка, акварель, вода, три одинаковых стакана.

Доказать, что опыт – один из способов изучения окружающего мира.

Выполнять задания поискового характера обосновывать своё суждение, применять полученные знания на практике

Групповая работа на уроке

Транспорт

1. Приклей крышку от бутылки к диску так, чтобы центр отверстия в крышке совпал с центром отверстия в диске.

2. Надуй шарик. Перекрути хвостик шарика, чтобы воздух не вышел. Пусть помощник крепко зажмёт его пальцами, а ты натяни хвостик на крышку.

3. Теперь перехвати у помощника хвостик, поставь катер на гладкий пол и отпусти.

Результат: воздух вырывается из шарика и чуть поднимает его.

Почему? Воздух под давлением вылетает из шарика и создаёт под диском воздушную прослойку – подушку. Диск лёгкий, поэтому он приподнимается над поверхностью и ползёт.

Старый компакт диск, воздушный шарик, суперклей, крышка от пластиковой бутылки с питьевым носиком

Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда.

Групповая работа на уроке.

Средства информации и связи

1. Возьми два одноразовых стаканчика. Вдень в иголку капроновую нить (она будет служить в качестве провода). Проткни иголкой донышко каждого стаканчика.

2. Кончики ниток закрепи в стаканчике с помощью спичек.

Телефон готов! Разнесите стаканчики в стороны. Возьмите «трубки – стаканчики» и сильно натяните нить (это необходимое условие для хорошей слышимости). Один – говорит в стаканчик, а другой прикладывает стаканчик к уху. А потом – поменяйтесь!

Два одноразовых пластиковых стаканчика, длинная капроновая нитка, иголка, две спички

Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда, применять полученные знания на практике

Индивидуальная (групповая) работа в домашних условиях с последующей презентацией в классе.

Мир небесных тел

Нарвите кусочки алюминиевой фольги – это будут звёзды. Поместите их на тёмный картон. Большую прозрачную миску на три четверти заполните водой. Поставьте миску на звёзды (они хорошо видны сквозь воду). Затемните комнату и посветите в миску фонариком. Постукивайте по краю миски. Результат: вода начнёт колебаться, и тогда звёзды будут видны неясно. Причина: свет, отражённый фольгой, колеблется, когда колеблется вода.

Нечто похожее происходит и со светом звёзд. Он, проходя сквозь атмосферу Земли, пересекает слои движущегося воздуха, которые отклоняют свет то туда, то сюда. Поэтому,  кажется, что звёзды мерцают. Но за пределами атмосферы космонавты видят, что свечение звёзд – ровное. Звёзды видны в космосе и при солнечном свете.

Алюминевая фольга, тёмный картон, большая прозрачная миска, вода, фонарик

Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда,

Индивидуальная (групповая) работа в домашних условиях с последующей презентацией в классе.

Невидимое сокровище

1. Закрепи свечу на дне тарелки с помощью пластилина.

2. Налей в тарелку немного воды и добавь в воду немного чернил, чтобы было наглядней.

3. Зажгите свечу, закройте свечу банкой.

Результат: несколько мгновений спустя пламя погаснет, а вода из тарелки пойдёт в банку, заняв примерно одну пятую часть её высоты.

Это потому, что свеча при горении израсходовала часть воздуха – кислород. Вода под давлением вошла в банку и заняла место сгоревшего кислорода. Но заполнить всю банку вода не может, т.к. оставшаяся часть воздуха, состоявшая в основном из азота, по-прежнему занимает своё место.

Глубока тарелка, свеча, стеклянная банка, высотой больше свечи, вода, чернила, спички, пластилин.

Выполнять задания поискового характера обосновывать своё суждение,

Коллективная работа на уроке

Самое главное вещество

1. Наполни водой все стаканы.

2. Насыпь в каждый стакан указанное вещество.

Результат: некоторые вещества растворяются в воде, а некоторые не растворяются. Пока воду размешивают, они находятся во взвешенном состоянии, а потом оседают на дно, или поднимаются наверх.

Это потому, что одни вещества полностью растворяются в воде. При этом молекулам воды удаётся проникнуть между молекулами вещества и разделить их друг от друга. В этом случае мы получаем раствор. Если молекулы вещества не поддаются разделению, то оно не растворяется в воде и остаётся видимым.

Семь прозрачных стаканчиков, вода, ложка, в небольших количествах соль, сахар, растворимый кофе, молотый кофе, мёд, рис, речной песок

Выполнять задания поискового характера обосновывать своё суждение, применять знания на практике

Групповая работа на уроке

Чудо под ногами

1. Отрежь ножом от пластиковой бутылки верхушку.

2. Насыпь туда почвы и песка слоями.

3.Сверху положи упавшие листья, мох, упавшие веточки, налей немного воды.

4.Отыщи в земле дождевых червяков и положи их в бутылку сверху.

5.Оберни бутылку тёмной тканью, чтобы не попадал свет. Только сверху оставь отверстие для воздуха. Каждый день добавляй столовую ложку воды.

6. Через три недели убери ткань и посмотри что произошло.

Результат. Червяки перемешали землю. Это потому, что червяки перемешивают землю без устали, в основном ночью, в поисках еды: остатков растений ми микроорганизмов. Червяки – подземные тракторы, они рыхлят почву, насыщая кислородом. А это очень нужно растениям. Если в земле нет червяков, то такая почва неплодородна, растениям в ней живётся трудно.

Пластиковая бутылка (2л) песок, почва, червяки, нож, листья, вода, мох, ткань

Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда, применять полученные знания на практике

Индивидуальная (групповая) работа в домашних условиях с последующей презентацией в классе.

Водоём – дом из воды.

1. Налей тёплой воды в банку.

2. Сверху накрой слоем пищевой плёнки. Убедись, что это покрытие плотно прилипает к банке. При необходимости перетяни плёнку резинкой.

3.Осторожно помести 3-4 кубика льда на поверхность этой плёнки и через 15 минут убери.

4. Не двигай плёнку.

Результат: на  поверхности плёнки остаётся вода от растаявшего льда, а на внутренней поверхности плёнки образуются маленькие капельки воды. Некоторые сольются друг с другом и образуют капли большего размера. Спустя какое-то время, они выпадут, как капли дождя проливаются  на землю.

Банка, плёнка, тёплая вода, кубики льда.

Выполнять задания поискового характера обосновывать своё суждение.

Коллективная (групповая) работа на уроке

Строение тела человека

Очисти и вымой варёную куриную косточку, положи её в банку с уксусом (он разрушает кальций). Плотно закрой банку и дай её постоять 2 недели. Когда пройдёт 2 недели, ответь на вопросы:

Как изменился вид куриной косточки?

Что произошло бы с телом при отсутствии кальция?

Варёная куриная косточка, банка, уксус.

Доказать важность наличия кальция в организме человека

Выполнять задания поискового характера обосновывать своё суждение, применять знания на практике.

Индивидуальная (групповая) работа в домашних условиях с последующей презентацией в классе.

Как работает наш организм

Положи в чулок маленький мячик. Представь, что мячик – это кусок только что съёденного  сыра, а чулок – твой пищеварительный тракт.  Крепко ухватившись одной рукой за верхний конец чулка, другой  зажми чулок непосредственно над чулком  - мяч продвинется немного вниз. Толкай мяч до тех пор, пока он не достигнет конца.

Подобным образом стенки пищеварительной системы, сокращаясь волнами, двигают пищу по каналу. Это называется перистальтикой кишечника.

Приготовь 2 ведра и мерный стакан. Одно ведро наполни водой. Переливай воду мерным стаканом из одного ведра в другое со скоростью не менее 1 стакана в секунду. Как чувствует себя ваша рука через 1 минуту. Вот также напряжённо работает всю жизнь сердечная мышца.

За один раз твоё сердце выбрасывает в артерию одну пятую литра крови (примерно 1 стакан), в минуту – 60-70 таких выбросов. Вот какой неутомимый работник!

Чулок, маленький мячик

Ведро  водой, пустое ведро, мерный стаканчик

Формировать представление о работе органов человека,  

Коллективная работа на уроке

Органы чувств

Нечувствительные пальцы.

Положи лёд в миску, залей холодной водой. Опусти руку в миску на 20 – 30  секунд. Вынь руку и быстро вытри. Попробуй взять в руку по одной несколько иголок или застегни пуговицы. Результат: пальцы, онемевшие от холода, с трудом захватывают иглы. Это потому что холод значительно снижает осязание.

Усилим звук.

Вставь в концы резиновой трубки две воронки и закрепи их. К одной из воронок приложи механический будильник. Положи воронку с будильником на стол, а сам с другой воронкой отойди, насколько это позволит трубка. Результат: ты услышишь тиканье будильника. Удали трубку и  отсоедини будильник – ты не слышишь тиканье будильника. Это потому, что слабый звук рассеивается в воздухе ещё до того, как попадает в наше ухо. Воронка на будильнике собирает звук и направляет его к нашему уху по трубке, вторая воронка усиливает звук.

Вкус и обоняние

Налей немного воды в тарелку. Когда поверхность воды успокоится, посыпь её тальком ( опыт получится, если тальк будет очень мелким). Разрежь луковицу поперёк и срезом поднеси к поверхности воды. Результат: тальк начнёт медленно двигаться, разрывая плёнку в нескольких местах. Это потому, что у луковицы очень резкий запах, она выделяет много пахучих молекул. Они – то и сдвигают частицы талька.

Миска, холодная вода

Резиновая трубка, две воронки, будильник

Тарелка, вода, тальк, луковица

Формировать представление о работе органов чувств  человека,  

Коллективная работа на уроке

Список  используемой литературы        

  • Федеральный Государственный образовательный стандарт НОО от от 6.10. 2009 г. № 373 (с изменениями от 26.11.2010 № 1241)
  • Николаева Е.И. «Первая энциклопедия маленького эрудита». М.: АСТ; Астрель, 2010
  • Ромодина М. «Почему ботинки не летают ?» Издательство «Питер», 2015,  62 стр
  • Савеноков А.И. «Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания», Ярославль «Академия развития», 2002
  • Большая энциклопедия для дошкольника. «ОЛМА – ПРЕСС», 1999.
  • Большая книга экспериментов для школьников. М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2009
  • Занимательные эксперименты и опыты. – М.: Айрис – пресс, 2012.
  • Новейшая большая иллюстрированная энциклопедия школьника. М.: Астрель АСТ, 2008

Интернет – источники

  • nsportal.ru›Начальная школа› Окружающий мир›…-deyatelnosti-na (Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в условиях реализации ФГОС)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...