Система заданий и игр для развития интеллектуальных способностей младших школьников, необходимых для успешного и эффективного осуществления проектно-исследовательской деятельности
методическая разработка

ГАЛАБУРДА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система заданий и игр для развития интеллектуальных способностей младших школьников, необходимых для успешного и эффективного осуществления проектно-исследовательской деятельности

Организация проектной деятельности учащихся в начальных классах имеет свои особенности и требует создания условий успешности и эффективности проектной деятельности младших школьников. Одним из обязательных условий является организация подготовительной работы, которая прежде всего осуществляется на уроках.

Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

- необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта;

- специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

Основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора.

Формирование этих навыков осуществляю в рамках урочной деятельности. В рамках традиционных учебных занятий использую:

- проблемное введение в тему урока;

- постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

- совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

- групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

- постановку вопроса (поиск гипотезы);

- формулировку предположения (гипотезы);

- обоснованный выбор способа выполнения задания;

- поиск дополнительной литературы;

- подготовку доклада (сообщения);

- самоанализ и самооценку, рефлексию;

- поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приёмов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приёмов и операций логического мышления осуществляется при выполнении учащимися следующих заданий и упражнений:

- оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);

- классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);

- определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);

- доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).

Представлю систему заданий и игр для развития интеллектуальных способностей младших школьников, необходимых для успешного и эффективного осуществления проектно-исследовательской деятельности.

1. Задания для развития умения видеть проблемы

- продолжи неоконченный рассказ;

- составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге);

- опишите один день вашей воображаемой жизни или составьте рассказ, используя данную концовку: «…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски»; « …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли»;

- определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования различных предметов, например, кирпича, газеты, кусочка мела).

2. Задания для развития умения выдвигать гипотезы

- давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры и т. д.;

- как и при каких условиях предмет, например, ветка дерева, дождевая вода и т. д. может оказаться полезным человеку;

- выдвижение гипотез на предметном материале в урочной деятельности.

3. Задания для развития умения задавать вопросы

- игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем»);

- игра «Угадай, о чём спросили» (например, на карточке написан вопрос: «Когда происходит листопад?» Ребёнок отвечает: «Листопад происходит осенью». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос).

4. Задания для развития внимания

- игра "Найди пять отличий".

 - игра "Два дела одновременно".

Эту игру можно использовать для развития внимания сразу к нескольким объектам. Школьники делятся на две команды.

Ведущий подвешивает самодельный маятник и приводит его в движение. В это же время за маятником показывает три репродукции, одну за другой.

Задание: подсчитай число качаний маятника и пересказать содержание репродукций.

У трёх человек из каждой команды ведущий спрашивает, сколько раз качнулся маятник. Затем по одному человеку из каждой команды рассказывают содержание показанных репродукций.

Выигрывает та команда, которая дала более правильные ответы.

5. Задания для развития восприятия

- Сколько здесь треугольников?

- игра "Определи длину отрезка".

Играют две команды. Каждая команда чертит для другой на доске три отрезка любой длины. Получив таким образом задание, каждая команда должна дать ответ, отрезки какой длины изображены на доске.

Ведущий определяет правильность ответов с помощью линейки. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов (максимальное количество – 15). За небольшое отклонение от истинного результата команда получает 2 балла.

6. Задания для развития памяти

- текст «Плохой сторож»

«У одной хозяйки мыши съели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка съела и сало, и мясо, и ещё выпила молоко».

Десять вопросов по содержанию: кто съел сало? Куда заперли кошку? и т.д.

- игра "Кто больше запомнит".

Участники игры сидят в кругу. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое своё. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова (цветок, лес) и произносит своё слово: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов, то есть обладает самой выдающейся памятью. Игру можно начинать несколько раз.

- игра «Запомни все слова»

Учащимся предъявляется 10 слов: дирижабль, лапа, яблоко, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок, карандаш.

Учащиеся называют слова, которые запомнили.

7. Задания для развития логического мышления

Оперирование признаками предметов

Выделение признаков предметов

- Сколько букв имеют слова: снег, морж, кит, метр? Сколько в них слогов?

- Назовите несколько признаков слов: стол, телевизор, ложка, стул, нож, радио

- Назовите признаки времён года: лета, осени, зимы, весны

- Какие цифры использованы в записи числа 27?

- С какой цифры начинаются числа 14, 18, 25, 46, 37, 56?

- Почему данная фигура называется треугольником?

Узнавание предметов по заданным признакам

- Назовите предмет, про который можно сказать:

Белый, сладкий, твёрдый;

Продолговатый, зелёный, твёрдый, съедобный;

Чёрная, четырёхугольная, сделана из дерева.

- Кто или что может быть:

Высоким или низким;

Большим или маленьким;

Холодным или горячим;

Коротким или длинным;

Твёрдым или жидким.

- загадки, в которых описываются признаки предметов (например, сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный и др.)

- О каком времени года идёт речь в следующем описании:

Холодно. Выпал снег. День стал коротким. Очень быстро темнеет. Дети катаются на коньках и лыжах, играют в хоккей.

- Какой предмет обладает одновременно следующими признаками:

Имеет 4 стороны и 4 угла;

Имеет 3 стороны и 3 угла.

- Вставьте пропущенные числа:

5, 15, …, 35, 45, …

6, 12, 18, …, 30, 36, …

2, 6, 10, …, 18, …, …

Выделение существенных признаков

- Выделите два слова, наиболее существенных для слова перед скобками:

Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)

Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)

Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

Сравнение двух или более предметов

- Чем похожи:

Кошка, книга, крыша;

Печь, течь, речь;

Морж, нож, ковш;

7 и 71;

20 и 10;

Ель и сосна;

Берёза и осина;

Голубь и дятел.

- Чем отличается:

Рассказ от стихотворения;

Существительное от глагола;

5 и 50;

17 и 170;

13 и 31;

Осень от весны;

Дерево от кустарника.

Классификация предметов и явлений

 

Словесная характеристика классов в словесной классификации

- Дан перечень слов: ваза, ухо, кот, гриб, ель, перо, стол.

Слова размещены в два столбика:

ухо                                          кот

перо                                        гриб

ваза                                         стол

                                                ель

Задание: выбери подпись к каждому столбику:

        - слова разделены по числу букв;

        - слова разделены по числу слогов;

        - слова разделены по родам.

- Предлагаются слова, которые разбиты на три столбика по родам:

мама                                         окно                                          клён

сосна                                        небо                                          пень

тень                                          солнце                                      дядя

Задание: вставьте пропущенные слова в следующие предложения:

        - в первом столбике слова … рода;

        - во втором столбике слова … рода;

        - в третьем столбике слова … рода.

- Даны кружки: большие и маленькие, чёрные и белые. Они разделены на две группы:

                                                                   

Задание: по какому признаку разделены кружки:

        - по цвету;

        - по величине;

        - по цвету и величине.

- Объекты распределены на две группы:

волк                                         овца

медведь                                   коза

лиса                                         собака

заяц                                          кот

Задание: присвойте каждому столбцу нужное название:

        - домашние животные;

        - дикие животные.

Деление объектов на классы по заданному основанию

- Прочитай слова: лимон, апельсин, груша, малина, яблоко, земляника, слива, смородина.

Задание: назови ягоды, назови фрукты.

- Прочитай слова: пенал, ваза, лампа, карандаш, парта, линейка, тетрадь, стол, мышь, улица, шарф, бумага.

Задание: раздели слова на группы по количеству слогов.

- Назови каждую группу слов:

        - грабли, лопата – это …;

        - стол, диван – это …;

        - зима, осень – это …;

        - а, у – это …;

        - м, с, б – это … .

- Раздели на две группы следующие числа:

2, 13, 3, 43, 6, 55, 18, 7, 9, 31

Однозначные числа - …

Двузначные числа - … .

- Назови группы чисел одним словом:

2, 4, 6, 8 – это …;

1, 3, 5, 7, 9 это … .

- Распредели названия следующих животных на группы, дай название каждой группе:

Голубь, воробей, волк, синица, карп, медведь, щука, рысь, снегирь, судак.

Проверка результатов классификации

- Прочитай буквы: е, ё, ж, з, и, к, л, м, н, о.

Задание: раздели эти буквы на две группы: гласные и согласные. На какой строчке классификация произведена правильно:

е, ё, и, к                                   ж, з, л, м, н, о

е, ё, и, о                                   ж, з, л, к, м, н

е, ё, н, о                                   ж, з, и, к, л, м, н

- Прочитай числа: 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 24, 35, 48.

Задание: распредели эти числа на две группы: однозначные и двузначные. На какой строчке классификация произведена правильно:

1, 2, 3, 5, 12                               8, 16, 24, 35, 48

1, 2, 3, 5, 8, 16                           12, 24, 35, 48

1, 2, 3, 5, 8                                 12, 16, 24, 35, 48

Выбор основания для классификации

- Прочитай слова каждого столбика:

кошка                               окно                                  дом                  

брошь                               яблоко                              папа

мышь                                море                                 медведь

Задание: ответь, что послужило основанием для такого разделения слов:

        - деление по числу букв в слове;

        - деление по родам;

        - деление по числу слогов.

- Числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 – распредели на группы двумя способами.

Определение понятий

Отнесение объектов к роду

- Дана таблица с тремя столбцами:

               Мебель

                Посуда

               Одежда

Задание: из перечня слов выпиши слова в соответствующие столбцы: стол, чашка, куртка, тарелка, диван, тумбочка, шапка, шкаф, кастрюля, пальто, сковорода, платье, стул.

 Родовидовые отношения. Составление определений

- Найди пары подходящих слов по образцу: тополь – дерево; один – число; существительное – часть речи.

- Чего больше: ежей или животных?

 

- Закончи предложение:

Хлебница – эта посуда для … .

Глагол – это часть речи, которая … .

Чётное число – это число, которое … .

- Даны определения понятий:

Участок земли, где растут овощи, называется … .

Участок земли, где растут …, называется садом.

Дом, в котором учатся дети, называется … .

Карандаш – это предмет, которым … .

Ручка – это предмет, которым … .

Задание: вставь вместо точек нужные слова: огород, пишут, школа, плодовые деревья, рисуют.

- Детям предлагается самостоятельно подобрать пропущенные слова в следующие предложения-определения:

… - это человек, который играет на скрипке.

Учитель – это …, который … .

Нечётные числа – это …, которые … .

Существительное – это …, которая … .

- В каждом предложении поменять местами подлежащее и сказуемое. Определить, какое из новых предложений будет верным.

Щенок – это маленькая собака.

Щенок – это детёныш собаки.

Доказательство и рассуждение

- Закончи предложение:

Все берёзы – деревья. Все деревья – растения. Значит, … .

Названия городов – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Следовательно, … .

- игра «Составление предложений»

Детям предлагается три слова, не связанные между собой по смыслу, например, «озеро», «карандаш», «медведь». Задание: составь как можно больше предложений, которые бы включали все три слова.

- игра «Учимся выражать мысли другими словами»

Детям предлагается фраза: «Нынешняя зима будет очень холодной».

Задание: необходимо предложить как можно больше вариантов передачи этой же мысли, но другими словами.

- игра «Сокращение рассказа»

Детям зачитывается короткий рассказ. Задание: передать содержание рассказа максимально сжато, используя два-три предложения.

- игра «Построение сообщения по алгоритму»

Детям предлагается рассказать о каком-либо событии, придерживаясь определённого алгоритма. Например,

Факт (что произошло?)

Причины

Повод

Сопутствующее событие

Сравнения

Последствия

Можно пользоваться алгоритмом, предложенным ещё Цицероном:

Кто

Что

Где

Чем

Зачем

Как

Когда

             

               

- на уроках русского языка, риторики дети учатся составлять тексты различных видов (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение), овладевают основами оратора, навыками подготовки устного и письменного сообщения.

Данные задания и игры могут модифицироваться в соответствии с предметным материалом, уровнем развития детей.

Проводимая в системе работа по подготовке младших школьников к успешному осуществлению проектно-исследовательской деятельности позволила мне достигнуть следующих результатов:

- повышения уровня развития познавательных процессов, прежде всего логического мышления, речи, творческих способностей учащихся;

- подготовку к усвоению алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения учащихся;

- расширение кругозора школьников в предметных областях;

- вооружение учащихся универсальными способами учебной деятельности; даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, целеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

Предложенная система заданий и игр для развития интеллектуальных способностей младших школьников, необходимых им для успешного осуществления проектно-исследовательской деятельности, апробирована, она эффективна и результативна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как средство личностного развития

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как средство личностного развития" -  обобщения опыта...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников   как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)...

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных способностей младших школьников.

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальныхспособностей младших школьников....

Из опыта работы по теме:"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на занятиях внеурочной деятельности ФГОС "

Возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, ...

Доклад «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на занятиях внеурочной деятельности.»

Интеллектуальное  развитие  выступает как важнейший  компонент любой деятельности человека. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен восприн...

Система заданий и игр для развития интеллектуальных способностей младших школьников

Система заданий и игр для развития интеллектуальных способностей младших школьников, необходимых для успешного и эффективного осуществления проектно-исследовательской деятельности....

«Развитие творческих способностей младших школьников – необходимый компонент социализации личности»

Проект направлен на организацию образовательного и воспитательного процесса. Предполагается вовлечение учащихся в творческие занятия, конкурсы. Школьники будут учиться принимать решения, помогать друг...