Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе "Подробнее о лесных опасностях"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Булыгина Наталья Евгеньевна

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Подробнее о лесных опасностях" к учебнику А. Плешакова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Родомановская средняя школа»

Гагаринского  района, Смоленской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема «Подробнее о лесных опасностях»

Автор: Булыгина Наталья Евгеньевна

   учитель начальных классов


2024 год

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРУ

Дата

06.03.2024

Учитель:

Булыгина Наталья Евгеньевна

Класс:

2

Программа:

«Школа России», преподавание ведется по учебнику «Окружающий мир», автор А. А. Плешаков

Предмет:

Окружающий мир

Тема урока:

Подробнее о лесных опасностях

Тип урока:

Урок открытия нового знания

Цель:

 выяснить, какие опасности могут подстерегать человека в лесу, научить правилам безопасности в природе

 Задачи:

 образовательные: закрепить понятия «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды, ядовитые растения;

развивающие: развивать умения сравнивать предметы, высказывать собственные рассуждения, делать выводы;

воспитательные: воспитывать стремление заботиться о своем здоровье и сохранении своей жизни.

Планируемые результаты(предметные)

воспитывать стремление заботиться о своём здоровье и сохранении своей жизни.

Личностные результаты

развить познавательную активность учащихся и самостоятельность добывания новых знаний.

Основные методы:

 объяснение, беседа; демонстрация презентации.

 Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная,  индивидуальная, парная, групповая,

Оборудование:

УМК «Школа России». Плешаков А. А., Окружающий мир. Учебник и трабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях, презентация, карточки с буквами, карточки с условными знаками

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

-Здравствуйте!
Слово  чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
-Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
Здоровья желаем всем и всему!

Приветствуют учителя.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

2.

Актуализация знаний

-Начнем наш урок с повторения.

На предыдущем уроке мы говорили о том, какие же правила безопасности нужно соблюдать дома, чтобы нам было уютно и удобно жить в своей квартире.

Посмотрите внимательно на эти знаки и скажите, что они означают.

(демонстрация карточек с рисунками)

-К выключателю, розетке, электрическим приборам нельзя прикасаться мокрыми руками: может сильно ударить током.

-Не берите в руки бутылочку с надписью «Уксус». Это очень опасное вещество.

-Горячий чайник нужно брать прихваткой или кухонным полотенцем. Иначе можно сильно обжечься.

-А если пожар всё-таки возник. По какому номеру нужно позвонить, чтобы вызвать пожарных.

 (Пожарных вызывают  по телефону 01 или 112. При этом чётко сказать, по какому адресу пожар.)

Отвечают на вопросы, анализируют.

Л: мотивация к новому учебному материалу.

3.

Постановка учебной цели Задачи и ее решение

-Послушайте стихотворение:

Ёжка суп варить решила

Змей сушеных накрошила

Развела большой костер

И поставила котел.

Между сосен и полянок

Собрала ведро поганок,

Поскакала за бугор –

Отыскала мухомор,

Для приправы бузины,

Для отравы белены,

И отличной свежей тины.

Супчик вышел – то, что надо:

Целых двадцать литров яда! 

-Хотели бы вы попробовать такой супчик?

-Почему нет?

-Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

-А о чём мы будем говорить сегодня, вы узнаете, посмотрев на картинки.

Демонстрируются картинки: лес, ядовитые грибы и ягоды, жалящие насекомые. (Слайд)

-Так о чем же мы будем говорить? 

(Какие опасности подстерегают нас в лесу)

-Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш урок? 

- Тема нашего урока «Поговорим о лесных опасностях».

Слушают стихотворение

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока, определяют цели и пути их достижения.

Отвечают на вопросы.

К: формулирование ответов;

П: построение реч. высказываний;

К: целеполагание;

Л: мотивация

4.

Первичное усвоение нового знания

Физкультминутка

-Опасности нас могут подстерегать не только дома, но и в лесу. -Какие еще опасности могут подстерегать нас там?

Работа в парах. 

-Обсудите в паре, какие опасности вас могут подстерегать в лесу.

-А где лучше всего изучать лесные опасности?

-Я приглашаю вас в волшебный лес, но чтобы туда попасть, нужно вспомнить правила поведения в лесу.

-И сегодня  мы отправимся в путешествие по лесу. Вот наконец–то мы в лесу. Какие опасности могут встретиться в лесу, узнаем, выполнив задание. Вам нужно из букв составить слова.

Разговор о ядовитых растениях.

-Посмотрите на изображения растений.

-Кто знает их названия?

-Чем они отличаются?

-А чем похожи?

-Какое из них опасно для здоровья человека?

(поочередная работа с растениями: вороний глаз и черника; рябина и бузина, волчье лыко и красная смородина)

-Ландыш майский – лекарственное растение, у которого красные ягоды. Они очень ядовиты. Еще опасней борщевик. Кто видел это растение?

Разговор о грибах

-А о чем мы сейчас будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку:

И на горке, и под горкой,                                                                                          Под березой и под елкой                                                                           Хороводами и в ряд                                                                             В шапках молодцы стоят.

-А что вы можете сказать про грибы на этой опушке?                                   -Какие грибы похожи?                                                                                         -Почему важно уметь их различать?                                                     -О грибах послушаем следующих ребят:                                                               Рассказ подготовленного ученика.                                                                     Мухомор очень красив. Он высоко над землёй поднимает свою красную шляпку на белой ножке. В старости шляпка гриба загибается по краям и становится похожей на блюдце, в ней скапливается дождевая вода, которая смешивается с ядовитым соком гриба. Если муха или другое насекомое прикоснётся к этой воде, она погибает. Наверное, поэтому и назвали этот гриб мухомором.

(Продолжает следующий ученик)                                                                                Но и у съедобных грибов есть опасные двойники. Несъедобный двойник есть у белого гриба. Это желчный гриб. Шляпка снизу белая, на ножке рисунок в виде белой сеточки – белый гриб. Шляпка снизу розовая, на ножке рисунок в виде черной сеточки.                                                                                                                             Очень горький! Это желчный гриб.                                                                              Опёнок осенний – ложный опёнок.                                                                       Шампиньон – бледная поганка.                                                     (Демонстрируются слайды)                                                                                    -Есть среди грибов такой, который знают как взрослые, так и дети.

-Что это за гриб?

Он в лесу стоял,                                                                                                      Никто его не брал.                                                                                             В красной шапке модной,                                                                                           Никуда не годный.

-Посмотрите внимательно на слайд и назовите съедобные грибы.

-Но не все грибы - наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. И если человек съест их, у него наступает тяжёлое отравление, иногда и смерть. Поэтому надо запомнить: во-первых, если ты не знаешь, какой гриб перед тобой,- не бери его. Во-вторых, ядовитые грибы надо хорошо знать. И в первую очередь узнавать бледную поганку. Этот гриб зовут лесной смертью. Съешь одну шляпку или кусочек ножки – никакой врач не поможет. От яда этого гриба нет лекарства.

-Проверим как вы запомнили. Поиграем в игру «положи в корзинку». Назовите грибы и скажите, можно ли их положить в корзинку.                                                                                                               Опишите его.                                                                                                                         Оно часто встречается вдоль дорог в нашей области. Может расти на  краю огорода, поля.                                                                                                 -Кто знает, чем оно опасно?                                                                                                    

Мы туристы. Мы в пути.                                                                                            Веселей шагайте ноги.                                                                                                Легче выдох, глубже вдох,                                                                                            Путь неблизок, недалек.                                                                                                  Впереди течет ручей                                                                                           Перепрыгнем поскорей.      

Разговор об опасных насекомых.                                                                                         

-На нашем пути дубрава. Какие животные разлетелись по нашей дубраве?                                                                                                                              -Как одним словом можно назвать этих животных?                                                    -Как вы думаете, почему этих насекомых называют  жалящими?                                                                                                                                        -Как защитить себя от укуса? Чтобы узнать, продолжите высказывания:                                                                                                            

Рядом с ульями не делай…                                                                                               Если встретили осиное гнездо…                                                                                        Если жалящее насекомое залетело в комнату…                                                   Осы частенько забираются в мед, варенье, ползают по фруктам…

-Что делать, если насекомое все-таки ужалило?

Разговор о лесных ягодах.

-А какие ещё опасности подстерегают нас в лесу, вы узнаете, отгадав следующую загадку:                                                                                  Была зеленой, маленькой,                                                                                        Потом я стала аленькой.                                                                                                  На солнце почернела я,                                                                                                                 И вот теперь я спелая. (Слайд)

-В лесу много разных ягод. Встречаются, как съедобные, так и ядовитые.

Сейчас о некоторых ягодах, нам расскажут:

Рассказ подготовленного  ученика.

Волчье лыко. Это красивое, но очень опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд. Если он попадёт на кожу, вызывает сильное раздражение. Особенно опасно, если сок волчьего лыка попадёт в глаза. Может быть, поэтому люди, считая волка олицетворением всего злого, страшного и опасного, назвали это растение волчьим. Опасны и ягоды, они могут вызвать очень сильное отравление.

Рассказ подготовленного ученика.

Вороний глаз. Если раздвинуть траву, можно увидеть четыре широких длинных листочка, а между ними – круглую чёрную ягоду. Она напоминает глаз, а за чёрный цвет назвали вороньим. Ягода эта красивая, но не бери её в рот – она ядовита.

- Вот почему даже в хорошо известных и знакомых лесах надо быть очень осторожными и не пробовать незнакомые ягоды на вкус.

Отвечают на вопросы.

Работают в парах.

Называют правила поведения в лесу.

Составляют из букв слова

Отвечают на вопросы

Работают в карточками с картинками

Слушают рассказ учителя

Отвечают на вопросы

Отгадывают загадку

Воспринимают новую информацию

Отгадывают загадку

Анализируют. Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Заканчивают высказывания

Отгадывают загадку

Воспринимают новую информацию.

П: дополняют и расширяют знания;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

5.

Первичное закрепление.

Работа по учебнику.

Прочитать текст на с. 26-27

-О какой лесной опасности вы узнали?

- О каких жалящих насекомых вы узнали?

-Как защитить себя от укуса жалящего насекомого? Перечислите  правила.

-А теперь поговорим, что же надо делать, если вы заблудились.

1.Немедленно остановитесь и постарайтесь громким криком привлечь к себе внимание.

2.Оставайтесь на одном месте и не бегайте по лесу. Ожидайте помощи. Время от времени кричите и прислушивайтесь.

Читают материал в учебнике

Отвечают на вопросы

Анализируют ситуацию, высказывают предположения

К: уметь работать с текстом учебника, формулировать свою мысль;

П: построение речи. высказываний.

6.

Вторичное закрепление.

-Теперь мы выполним с вами небольшую творческую работу.

Работа в парах.

Вам понадобятся цветные карандаши и распечатки которые лежат у вас на столе.

Ваша задача, нарисовать знаки, что нельзя делать в лесу. И рассказать о том что вы нарисовали.

Выполняют творческую работу.

К: уметь работать в парах, договариваться друг с другом,формулирование ответов;

П: построение речи. высказываний.

7.

Итог урока

-Вот и подошло к концу наше путешествие. Я думаю, что вы узнали для себя что-то новое и интересное.

  • Что полезного узнали на уроке?
  • Какие знания вам пригодятся, когда пойдёте в лес?
  • Скажите, какие опасности нас подстерегают в лесу?

-можно заблудиться

-много грибов: съедобные и несъедобные

-много разных ягод

-в лесу нас могут ужалить и укусить

Отвечают на вопросы, подводить итог.

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

8.

 Информация о домашнем задании

В учебнике перечитать материал на стр. 26 – 27,32-33. В рабочей тетради выполнить задания 6 и 7 на стр. 18

Записывают информацию в дневник

П: умение структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности

 Р: волевая саморегу-ляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

9.

Рефлексия

-Оцените себя по лестнице успеха, которая лежит у вас на столе.

Если вы все поняли, и вам было интересно на уроке, поставьте себя на 3 ступень.

Если урок вызвал у вас затруднение, поставьте себя на 2 ступень.

Если вам было ничего не понятно, поставьте себя на 1 ступень.

-Попрошу передать данные листочки мне.
-На этом урок закончен!

Оценивают свою деятельность.

Л:самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности требованиям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2 классе "Лесные опасности"

Познакомить детей с опасностями, которые могут подстерегать их в лесу....

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Домашние опасности"

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Домашние опасности"...

Технологическая карта урока окружающего мира в 3-м классе по теме «Опасные места».

Воронцова Ирина НиколаевнаМОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа»Волосовский районПедагогический стаж – 2 годаОбразование – высшееКвалификационная категория...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе Тема: Домашние опасности

Цель урока: Формирование правильное поведения при обращении с приборами и предметами в бытуТип урока: Изучение нового материалаФорма организации: ГрупповаяОборудование: учебник, карточки с изображения...

Технологическая карта урока окружающего мира «Природа в опасности!» 3 класс

Тема урока «Природа в опасности!» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.З...

Технологическая карта урока окружающего мира "Опасные места" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формирование представления об опасных местах в квартире, жилых домах, во дворах; о правильном безопасном поведении в таких местах.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить с опасными для че...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе "Лесные опасности"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе "Лесные опасности"Цель: сформировать представления о лесных опасностяхЗадачи: сформировать правилах безопасного поведения в лесу;разв...