Роль леса в природе и жизни человека
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Тема урока: «Роль леса в природе и жизни человека»
Класс: 4
Цель: создание условий для формирования представления о значении леса  для природы и человека.
Задачи:
Дидактические:
Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;
Показать важность рационального использования и охраны лесов.
Развивающие :
Развивать мышление, память, внимание, умение слушать и слышать друг друга;
Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать;
Развивать коммуникативные навыки: умение работать в парах, группах.
Воспитательные: 
Воспитывать экологическую культуру учащихся;
Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе и осознание своей значимости в решении экологических проблем.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_na_17.docx598.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Роль леса в природе и жизни человека»

Класс: 4

Цель: создание условий для формирования представления о значении леса для природы и человека.

Задачи:

Дидактические:

  • Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;
  • Показать важность рационального использования и охраны лесов.

Развивающие :

  • Развивать мышление, память, внимание, умение слушать и слышать друг друга;
  • Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать;
  • Развивать коммуникативные навыки: умение работать в парах, группах.

Воспитательные:

  • Воспитывать экологическую культуру учащихся;
  • Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе и осознание своей значимости в решении экологических проблем.

Этапы урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обуч-ся

Форма организации уч. деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимо контроля, самоконтроля

Предметные УУД

Мета-предметные УУД

Личностные УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований к учебной деятельности

Словесный(беседа)

Приветствует учащихся, настраивает на учебную деятельность.

- Возьмите конверт и выполните задание в группе: составьте из слов предложение и определите девиз нашего урока.

«Мир освещается солнцем, а голова – знанием»

- Как вы понимаете эти слова? Зачем человеку знания?

- Солнце - символ жизни, оно несет свет, развитие, без него все живое перестало бы существовать. О человеке, который обладает знанием или стремится его получить, говорят «светлая голова». Знания дают человеку возможность жить, развиваться и принимать правильные решения. Я желаю вам сегодня на уроке получить новые знания, которые пригодятся в жизни.

Приветствуют учителя.

Дети составляют из слов предложение.

Обучающиеся высказывают предположения

Фронтальная и групповая

Интерактивная доска, слайд презентации

Устный контроль учителя

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам.

Сформированы мотивы учебной деятельности; осознание личностного смысла учения.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальногозатруднений в пробном учебном действии

Цель – организация актуализации раннее изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Организация осознания обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий.

Словесный(беседа)

Практический метод

- Перед тем как начать новую тему, давайте повторим уже пройденное.

1) Какой лес мы называем тайгой?

2) Назовите дерево: высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.

3) Какое особое отличие есть у лиственницы?

4) Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

5) Какое дерево является символом России?

6) Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

7) Плодами какого дерева являются желуди?

8) У какого животного пять черных полос на спине?

9) Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?

10) Узнайте животное по описанию: любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах.

- Посмотрите на мультимедийную доску и проверьте себя.

-Поднимите руку, те ученики, у которых нет ошибок.

- Подними руки у кого есть ошибки и возникли затруднения при выполнении задания

(Хвойный.) (Сосна.) (Сбрасывает иголки.)

(Кедровка.) (Береза.) (Белка-летяга.) (Дуба.)

(У бурундука.) (Липа.)

(Рысь.)

Фронтальная

В парах

Презентация, карточки с заданием

Фронтальный контроль

Коммуникативные: - умение работать с информацией Познавательные: - структурирование знаний, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии споставленной задачей.

3. Выявление места и причины затруднения.

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Словесный (беседа)

-Ответьте на следующие вопросы:

Как вы думаете, нужен ли лес? Зачем и для кого он важен? Нужно ли охранять лес?

- Сегодня на данные вопросы мы постараемся ответить.

Высказывают предположения

Парная

Карточки

Фронтальный контроль

Коммуникативные: учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные:выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

4. Построение проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности и построения плана.

Словесный метод

- О чем пойдет речь на уроке?

-Кто может сформулировать тему урока?

- Итак, тема нашего урока «Роль леса в природе и жизни человека».

-Как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке?

-Какие цели поставим? (Постановка целей и составление плана)

#1059;знать значение леса в жизни природы.

2. Узнать значение леса в жизни человека.

3. Узнать о опасностях, которые угрожают лесам.

4. Вспомнить экологические правила поведения в лесу

О значении леса

Значение леса для человека и природы

Будем отвечать на вопросы, которые прозвучали ранее

Фронтальная

Презентация

фронтальная

Коммуникативные: - умение работать с информацией

Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности

5. Реализация построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Словесный(беседа)

- Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес» (читает ученик):

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить-

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться-

И видно всё до дна.

Течёт вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану-

Присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зелёной бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

- Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Прочитайте самостоятельно текст на 92 странице и ответьте, так для чего нужен лес человеку, записывая ваши ответы вместе с соседом в «лист исследователя».

Подведём итог:

- Лес - источник энергии для человека. В лесу всегда прохладно и легче дышится.

- В лесу можно отдохнуть, послушать шелест листвы и пение птиц.

- Люди собирают в лесу грибы и ягоды, орехи.

- В лесу много лекарственных растений: подорожник, валерьяна, липа.

- Деревья дают древесину, нужную для строительства зданий, производства мебели и бумаги.

- Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье.

Теперь прочитайте, про значение для природы (92 -94).

Внимательно слушают

Читают и ищут ответы в учебнике, записывают на «лист исследователя».

Читают и ищут ответы в учебнике, записывают на «лист исследователя».

Фронтальная

презентация

Фронтальный контроль

Регулятивные: коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Познавательные:действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Физминутка

Обеспечить активный отдых организму в процессе определенной учебной деятельности

По тропинке в лес шагаем ходьба, высоко поднимая колени

Ножки выше поднимаем.

На пути у нас ручей проходят по бревнышку

Ты его преодолей!

Мы по бревнышку пройдем

И в ручей не упадем!

Впереди у нас болото перепрыгивают по кочкам

Упасть в него нам не охота.

Мы по кочкам, прыг да скок

Вот и попали мы в лесок! разводим руки в стороны

Лес красивый, славный лес,

Запах тайны и чудес! дыхательные упражнения под звуки леса

Фронтальная

Регулятивные: обеспечение активности детей.

5. Реализация построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Словесный (беседа)

Практический метод

Посмотрите видео и дополните ваши записи вместе с соседом в « листе исследователя». #1088;оль%20леса%20в%20жизни%20человека

Подведём итог:

1) Лес называют «лёгкими» планеты. Деревья поглощают из воздуха углекислый газ и образуют при фотосинтезе кислород. Лес задерживает пыль, и воздух становится чище. Многие лесные растения выделяют в окружающую среду фитонциды — вещества, от которых погибают опасные микробы.

2) Лес защищает и водные объекты. Лес накапливает и задерживает в почве талую и дождевую воду. Затем эта вода постепенно

стекает в реку, озеро или другой водоём. Если лес по берегам водоёма вырубают, то такой водоём быстро мелеет.

3) Корни деревьев надёжно защищают почву от вымывания водой и выветривания. Если лес вырубают, то верхний плодородный слой почвы быстро разрушается.

4) Лес является «домом» для животных, растений, грибов.

Внимательно смотрят и делают записи

Фронтальная

презентация

Фронтальный контроль

Познавательные: Выполнение действий по алгоритму. Построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Словесный(беседа)

-Как вы думаете, а всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине чаще всего возникают экологические проблемы леса?

Послушайте отрывок из поэмы Н. Некрасова «Саша»:

Саше случалось знавать и печали:
Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой, нахмуренной ели
Красные грозды калины глядели,

Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились —

Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал — и вон побежал…

Много тут было печальных картин:
Стоном стонали верхушки осин,

Из перерубленной старой березы
Градом лилися прощальные слезы

И пропадали одна за другой
Данью последней на почве родной.

- О какой проблеме здесь говориться?

- Почему это стало экологической проблемой?

- Раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора. А сейчас после работы лесорубов птицы и звери остаются без дома. Гибель растений ведет к разрыву цепей питания. В результате вырубки лесов гибнут насекомые, птицы, звери.

- Другая экологическая проблема раскрывается в стихотворении “Береги природу!”.

Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальный будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?

- Подумайте, о какой экологической проблеме идет речь в этом стихотворении?

- Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. Люди стали убивать еще больше, чем могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В наше время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается законом. Многие виды редких животных взяты под охрану. В Красную книгу занесены:

  • растения – женьшень, венерин башмачок;
  • жуки – жук-красотел, жук-олень, дровосек реликтовый;
  • птицы – филин, утка-мандаринка;
  • звери – зубр, амурский тигр.

Демонстрируются рисунки и фотографии с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу.

- Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Послушайте, какой поступок человека стал грозной бедой для леса.

Читается стихотворение В. Шефнера “Лесной пожар”.

Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер,
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

- Как вы думаете, что нужно было сделать охотнику, чтобы этого не случилось?

Проблемы леса.

1) Вырубка лесов.
2) Незаконная охота (браконьерство).
3) Уничтожение растений и животных.
4) Пожары.

5) Засорение леса

- На какую мысль вас наталкивают эти проблемы?

- Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Жизнь леса, его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определённые правила.

Одно из самых простых и важных правил: не оставляй в лесу мусора! Лес теряет свою красоту, если он захламлён. Об острое стекло или консервную банку может пораниться человек или даже животное. К тому же осколки стекла как бы собирают солнечные лучи, и от этого могут вспыхнуть сухие листья или травинки. Тогда в лесу начнётся пожар

Уходя, многие забывают погасить костёр или делают это кое-как, и огонь вновь разгорается. Всё это приводит к пожару.

Как разводить костёр

#1044;ети не должны разводить костёр одни, без старших.

#1050;остёр нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Нельзя разводить его без надобности.

#1053;ужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться.

#1051;учше разводить костёр на старом кострище. Если же его нет, надо лопатой снять дёрн (слой почвы с растениями) и разводить костёр в образовавшейся ямке.

#1059;ходя, надо обязательно погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а дёрн положить на место.

Не всегда справедлив. Да, очень часто человек губительно влияет на лес.

Внимательно слушают.

В стихотворении говорится о вырубке леса.

Ответы детей

Здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве). Этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь.

Нужно беречь лес.

Ответы детей

Фронтальная

Фронтальный контроль

Познавательные: Выполнение действий по алгоритму. Построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самопроверка и индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха

Практический метод

- А сейчас ребята, мы с вами проверим как вы запомнили материал. Вам нужно подчеркнуть в тексте ошибки, которые допустили ребята.

Тестовая работа

Мы решили всем классом поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон.

Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разложили костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним. Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка”, — закричал Петя и ударил ее палкой. “Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж”. С охапкой луговых и лесных цветов мы пошли к станции.

Проверка по эталону.

Выполняют тестовую работу.

1) поехали одни, без учителя

2)взяли магнитофон – в лесу нельзя шуметь

3) в жару в лес вход запрещён

4) неправильно собирали грибы – выкручивали, вырывали, сбивали палкой

5) костёр надо делать из сухих веток, а не ломать их

6)выбросили мусор, а не забрали с собой

7)не затушили костёр

8) нельзя подходить к гнёздам птиц и трогать яйца

9) нельзя брать диких зверей домой, а они взяли ёжика

10) нельзя разорять муравейник

11) прятаться во время грозы под одиноко стоящим деревом опасно

12)нельзя убивать змей

13) нельзя рвать луговые и лесные цветы

Индивидуальная

Карточки с заданием

Самопроверка по эталону

Регулятивные: Умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения. Волеваясаморегуляция в затруднения

Участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности

8. Этап рефлексии учебной деятельности

Подведение итогов урока

Словесный(беседа)

- Вспомните тему нашего сегодняшнего урока.

- Какие цели мы ставили перед собой?

- Достигли ли мы их?

- Что вы нового узнали на уроке?

-У каждого на парте лежат разноцветные круги. Пожалуйста, поднимите круг соответствующего цвета:

Красный – У меня не получилось, но я буду стараться;

Жёлтый - Я хорошо справился, но были ошибки;

Зеленый - Я старался, у меня все отлично получилось.

(Дети поднимают круг соответствующего цвета)

Домашнее задание

Подводят итог, отвечают на вопросы

Фронтальная

Презентация

Самоконтроль

Коммуникативные- уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные-оценивать успехи своей деятельности

Сформирована способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.

Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании:  «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...

Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.

Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы" в 3 классе по окружающему миру....

проект "Роль воды в природе и жизни человека. "

Свойства воды  и три её состояния...

Урок окружающего мира в 4 классе "Роль леса в природе и жизни людей"

Тема  «Роль леса в природе и жизни человека» Это  6-й урок в разделе «Наш край – часть большой страны». Тип урока: усвоение умений и навыков....

Урок по окружающему миру по теме "Роль леса в природе и жизни человека" в 4 классе

Открытый урок  по  окружающему  миру  по теме "Роль леса  в  природе и  жизни  человека", в  4 классе  с  применением  сингапурски...

Тема Лес и человек. Роль леса в природе и жизни людей.

Цели:1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью челове...