Роль леса в природе и жизни человека
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_na_17.docx | 598.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Роль леса в природе и жизни человека»
Класс: 4
Цель: создание условий для формирования представления о значении леса для природы и человека.
Задачи:
Дидактические:
- Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;
- Показать важность рационального использования и охраны лесов.
Развивающие :
- Развивать мышление, память, внимание, умение слушать и слышать друг друга;
- Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать;
- Развивать коммуникативные навыки: умение работать в парах, группах.
Воспитательные:
- Воспитывать экологическую культуру учащихся;
- Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе и осознание своей значимости в решении экологических проблем.
Этапы урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обуч-ся | Форма организации уч. деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимо контроля, самоконтроля | Предметные УУД | Мета-предметные УУД | Личностные УУД |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Цель – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований к учебной деятельности | Словесный(беседа) | Приветствует учащихся, настраивает на учебную деятельность. - Возьмите конверт и выполните задание в группе: составьте из слов предложение и определите девиз нашего урока. «Мир освещается солнцем, а голова – знанием» - Как вы понимаете эти слова? Зачем человеку знания? - Солнце - символ жизни, оно несет свет, развитие, без него все живое перестало бы существовать. О человеке, который обладает знанием или стремится его получить, говорят «светлая голова». Знания дают человеку возможность жить, развиваться и принимать правильные решения. Я желаю вам сегодня на уроке получить новые знания, которые пригодятся в жизни. | Приветствуют учителя. Дети составляют из слов предложение. Обучающиеся высказывают предположения | Фронтальная и групповая | Интерактивная доска, слайд презентации | Устный контроль учителя | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам. | Сформированы мотивы учебной деятельности; осознание личностного смысла учения. | |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальногозатруднений в пробном учебном действии | Цель – организация актуализации раннее изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Организация осознания обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий. | Словесный(беседа) Практический метод | - Перед тем как начать новую тему, давайте повторим уже пройденное. 1) Какой лес мы называем тайгой? 2) Назовите дерево: высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые. 3) Какое особое отличие есть у лиственницы? 4) Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? 5) Какое дерево является символом России? 6) Это животное умеет не только прыгать, но и летать. 7) Плодами какого дерева являются желуди? 8) У какого животного пять черных полос на спине? 9) Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? 10) Узнайте животное по описанию: любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. - Посмотрите на мультимедийную доску и проверьте себя. -Поднимите руку, те ученики, у которых нет ошибок. - Подними руки у кого есть ошибки и возникли затруднения при выполнении задания | (Хвойный.) (Сосна.) (Сбрасывает иголки.) (Кедровка.) (Береза.) (Белка-летяга.) (Дуба.) (У бурундука.) (Липа.) (Рысь.) | Фронтальная В парах | Презентация, карточки с заданием | Фронтальный контроль | Коммуникативные: - умение работать с информацией Познавательные: - структурирование знаний, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии споставленной задачей. | ||
3. Выявление места и причины затруднения. | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Словесный (беседа) | -Ответьте на следующие вопросы: Как вы думаете, нужен ли лес? Зачем и для кого он важен? Нужно ли охранять лес? - Сегодня на данные вопросы мы постараемся ответить. | Высказывают предположения | Парная | Карточки | Фронтальный контроль | Коммуникативные: учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные:выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | ||
4. Построение проекта выхода из затруднения | Постановка целей учебной деятельности и построения плана. | Словесный метод | - О чем пойдет речь на уроке? -Кто может сформулировать тему урока? - Итак, тема нашего урока «Роль леса в природе и жизни человека». -Как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке? -Какие цели поставим? (Постановка целей и составление плана) #1059;знать значение леса в жизни природы. 2. Узнать значение леса в жизни человека. 3. Узнать о опасностях, которые угрожают лесам. 4. Вспомнить экологические правила поведения в лесу | О значении леса Значение леса для человека и природы Будем отвечать на вопросы, которые прозвучали ранее | Фронтальная | Презентация | фронтальная | Коммуникативные: - умение работать с информацией | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности | |
5. Реализация построенного проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Словесный(беседа) | - Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес» (читает ученик): Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. А будет жажда мучить- То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. Нагнусь к нему напиться- И видно всё до дна. Течёт вода-водица, Вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если и устану- Присяду на пенёк. Лес очень любит пеших, Для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший С зелёной бородой. Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит. - Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Прочитайте самостоятельно текст на 92 странице и ответьте, так для чего нужен лес человеку, записывая ваши ответы вместе с соседом в «лист исследователя». Подведём итог: - Лес - источник энергии для человека. В лесу всегда прохладно и легче дышится. - В лесу можно отдохнуть, послушать шелест листвы и пение птиц. - Люди собирают в лесу грибы и ягоды, орехи. - В лесу много лекарственных растений: подорожник, валерьяна, липа. - Деревья дают древесину, нужную для строительства зданий, производства мебели и бумаги. - Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье. Теперь прочитайте, про значение для природы (92 -94). | Внимательно слушают Читают и ищут ответы в учебнике, записывают на «лист исследователя». Читают и ищут ответы в учебнике, записывают на «лист исследователя». | Фронтальная | презентация | Фронтальный контроль | Регулятивные: коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные:действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
Физминутка | Обеспечить активный отдых организму в процессе определенной учебной деятельности | По тропинке в лес шагаем ходьба, высоко поднимая колени Ножки выше поднимаем. На пути у нас ручей проходят по бревнышку Ты его преодолей! Мы по бревнышку пройдем И в ручей не упадем! Впереди у нас болото перепрыгивают по кочкам Упасть в него нам не охота. Мы по кочкам, прыг да скок Вот и попали мы в лесок! разводим руки в стороны Лес красивый, славный лес, Запах тайны и чудес! дыхательные упражнения под звуки леса | Фронтальная | Регулятивные: обеспечение активности детей. | ||||||
5. Реализация построенного проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Словесный (беседа) Практический метод | Посмотрите видео и дополните ваши записи вместе с соседом в « листе исследователя». #1088;оль%20леса%20в%20жизни%20человека Подведём итог: 1) Лес называют «лёгкими» планеты. Деревья поглощают из воздуха углекислый газ и образуют при фотосинтезе кислород. Лес задерживает пыль, и воздух становится чище. Многие лесные растения выделяют в окружающую среду фитонциды — вещества, от которых погибают опасные микробы. 2) Лес защищает и водные объекты. Лес накапливает и задерживает в почве талую и дождевую воду. Затем эта вода постепенно стекает в реку, озеро или другой водоём. Если лес по берегам водоёма вырубают, то такой водоём быстро мелеет. 3) Корни деревьев надёжно защищают почву от вымывания водой и выветривания. Если лес вырубают, то верхний плодородный слой почвы быстро разрушается. 4) Лес является «домом» для животных, растений, грибов. | Внимательно смотрят и делают записи | Фронтальная | презентация | Фронтальный контроль | Познавательные: Выполнение действий по алгоритму. Построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Словесный(беседа) | -Как вы думаете, а всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине чаще всего возникают экологические проблемы леса? Послушайте отрывок из поэмы Н. Некрасова «Саша»: Саше случалось знавать и печали: Ей и теперь его жалко до слез. Там из-за старой, нахмуренной ели Там поднимался дубок молодой. Понизу всякие звери таились. Лес зазвенел, застонал, затрещал. Много тут было печальных картин: Из перерубленной старой березы И пропадали одна за другой - О какой проблеме здесь говориться? - Почему это стало экологической проблемой? - Раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора. А сейчас после работы лесорубов птицы и звери остаются без дома. Гибель растений ведет к разрыву цепей питания. В результате вырубки лесов гибнут насекомые, птицы, звери. - Другая экологическая проблема раскрывается в стихотворении “Береги природу!”. Ты видел, в лебедей стреляли? - Подумайте, о какой экологической проблеме идет речь в этом стихотворении? - Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. Люди стали убивать еще больше, чем могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В наше время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается законом. Многие виды редких животных взяты под охрану. В Красную книгу занесены:
Демонстрируются рисунки и фотографии с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу. - Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Послушайте, какой поступок человека стал грозной бедой для леса. Читается стихотворение В. Шефнера “Лесной пожар”. Забывчивый охотник на привале - Как вы думаете, что нужно было сделать охотнику, чтобы этого не случилось? Проблемы леса. 1) Вырубка лесов. 5) Засорение леса - На какую мысль вас наталкивают эти проблемы? - Какие правила поведения в лесу вы знаете? Жизнь леса, его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определённые правила. Одно из самых простых и важных правил: не оставляй в лесу мусора! Лес теряет свою красоту, если он захламлён. Об острое стекло или консервную банку может пораниться человек или даже животное. К тому же осколки стекла как бы собирают солнечные лучи, и от этого могут вспыхнуть сухие листья или травинки. Тогда в лесу начнётся пожар Уходя, многие забывают погасить костёр или делают это кое-как, и огонь вновь разгорается. Всё это приводит к пожару. Как разводить костёр #1044;ети не должны разводить костёр одни, без старших. #1050;остёр нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Нельзя разводить его без надобности. #1053;ужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться. #1051;учше разводить костёр на старом кострище. Если же его нет, надо лопатой снять дёрн (слой почвы с растениями) и разводить костёр в образовавшейся ямке. #1059;ходя, надо обязательно погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а дёрн положить на место. | Не всегда справедлив. Да, очень часто человек губительно влияет на лес. Внимательно слушают. В стихотворении говорится о вырубке леса. Ответы детей Здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве). Этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь. Нужно беречь лес. Ответы детей | Фронтальная | Фронтальный контроль | Познавательные: Выполнение действий по алгоритму. Построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | |||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Самопроверка и индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха | Практический метод | - А сейчас ребята, мы с вами проверим как вы запомнили материал. Вам нужно подчеркнуть в тексте ошибки, которые допустили ребята. Тестовая работа Мы решили всем классом поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон. Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разложили костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним. Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка”, — закричал Петя и ударил ее палкой. “Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж”. С охапкой луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Проверка по эталону. | Выполняют тестовую работу. 1) поехали одни, без учителя 2)взяли магнитофон – в лесу нельзя шуметь 3) в жару в лес вход запрещён 4) неправильно собирали грибы – выкручивали, вырывали, сбивали палкой 5) костёр надо делать из сухих веток, а не ломать их 6)выбросили мусор, а не забрали с собой 7)не затушили костёр 8) нельзя подходить к гнёздам птиц и трогать яйца 9) нельзя брать диких зверей домой, а они взяли ёжика 10) нельзя разорять муравейник 11) прятаться во время грозы под одиноко стоящим деревом опасно 12)нельзя убивать змей 13) нельзя рвать луговые и лесные цветы | Индивидуальная | Карточки с заданием | Самопроверка по эталону | Регулятивные: Умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения. Волеваясаморегуляция в затруднения | Участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности | |
8. Этап рефлексии учебной деятельности | Подведение итогов урока | Словесный(беседа) | - Вспомните тему нашего сегодняшнего урока. - Какие цели мы ставили перед собой? - Достигли ли мы их? - Что вы нового узнали на уроке? -У каждого на парте лежат разноцветные круги. Пожалуйста, поднимите круг соответствующего цвета: Красный – У меня не получилось, но я буду стараться; Жёлтый - Я хорошо справился, но были ошибки; Зеленый - Я старался, у меня все отлично получилось. (Дети поднимают круг соответствующего цвета) Домашнее задание | Подводят итог, отвечают на вопросы | Фронтальная | Презентация | Самоконтроль | Коммуникативные- уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные-оценивать успехи своей деятельности | Сформирована способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.
Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании: «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...
Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.
Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы" в 3 классе по окружающему миру....
проект "Роль воды в природе и жизни человека. "
Свойства воды и три её состояния...
Урок окружающего мира в 4 классе "Роль леса в природе и жизни людей"
Тема «Роль леса в природе и жизни человека» Это 6-й урок в разделе «Наш край – часть большой страны». Тип урока: усвоение умений и навыков....
Урок по окружающему миру по теме "Роль леса в природе и жизни человека" в 4 классе
Открытый урок по окружающему миру по теме "Роль леса в природе и жизни человека", в 4 классе с применением сингапурски...
Тема Лес и человек. Роль леса в природе и жизни людей.
Цели:1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью челове...