Урок по окружающему миру по теме "Роль леса в природе и жизни человека" в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Открытый урок по окружающему миру по теме "Роль леса в природе и жизни человека", в 4 классе с применением сингапурских структур по направлению проблемно-ориентированного обучения , проведенного на международном уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_kursu_okruzh._mir_4_klass.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по курсу "Окружающий мир" на тему: "Роль леса в природе и жизни человека", с использованием презентации.
4-й класс
Сунгатуллина Алия Рафисовна , учитель начальных классов
Тема: "Роль леса в природе и жизни человека».
Тип урока: усвоение навыков и умений
Цели: Обучающие: показать значение леса для природы и человека, показать связь растительного мира с животным миром и человеком.
Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация
Ход урока
Слайд 1. |
С помощью структуры СОРУ СLAP привлекаем внимание учеников и достигаем момента тишины в классе. II. Основная часть.
2. Сообщение темы и целей урока - Всё, чем живет лес: и нежное трепетанье листьев, и басовитое гуденье шмеля на лесных полянах, и муравьиные хлопоты, и нехитрая песня зяблика – всё это дает нам покой и отдых, лишь только мы вступаем в лес. - Мы на прошлых уроках изучали тему « Лес». В ходе уроков мы нашли ответы на такие вопросы: - Что такое лес? структура - Какие там растут растения? ТОКИН МЭТ - Какие животные живут в лесу? - Какие бывают леса? - Какие леса преобладают в России?. - Сегодня мы закрепим знания, которые получили на прошлых уроках и изучим новую тему «Роль леса в природе и жизни человека». Прежде чем изучить новую тему , мы сперва выясним, как вы усвоили материал прошлого урока. Чтобы выяснить это, я вам предложу несколько видов работ: - Будете работать в командах. Каждая команда за работу получит общий бал, также будет оцениваться участие всех членов команды. 1 задание. Соедини стрелками деревья и лес , в котором они произрастают, исключи лишнее. (структура РАУНД ТЭЙБЛ) 2 задание. Выполнение тестовых заданий. (структура ФИНК-РАЙТ РАУНД РОБИН). 3 задание. Найди выдумку. ( структура ФАЙНД ЗЕ ФИБ). 4 задание. Задание на определение деревьев. Выполняется каждым учеником отдельно. 3. Изучение нового материала. « Давно пора бы воздать хвалу, какой заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоящий воин и безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев.» Л. Леонов - Сегодня на уроке мы выясним, чем является лес для человека. |
Слайд 3. | Беседа. - Чтобы беречь землю, природу, ее надо полюбить, а чтобы полюбить – надо знать. Вот мы сейчас узнаем, все ли мы знаем о лесе. Весь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. А какое многообразие растений! И все это живет совместно, тесно связано между собой и выполняет огромную работу. С помощью лесов наша планета «дышит». Растения леса великолепно справляются с этой работой. Оки выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ, очищают воздух от пыли, и это еще нс все. |
Слайд 4. | - Кто знает какое значение лес имеет для человека? |
Слайд 5. | - Рассмотрите иллюстрации и сформулируйте значение леса для человека. Это их дом. Лес является домом для птиц, животных, насекомых. |
Слайд 6. | - Рассмотрите иллюстрации и сформулируйте значение леса для человека. Лес - защитник воздуха, потому что лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. Лес - защитник водоемов, так как там, где растет лес, не мелеют реки. Лес - защитник почв. Лес защищает почвы от ветров, а корни растений не дают почве разрушаться. |
Слайд 7. | - Рассмотрите иллюстрации и сформулируйте значение леса для человека. Лес - это место отдыха человека, потому что только в лесу такое многообразие растительного и животного мира. Лес дарит красоту птичьих песен, цветущих растений. |
Слайд 8. | - Рассмотрите иллюстрации и сформулируйте значение леса для человека. В лесу чистая вода и пища: здесь много ягод, орехов, грибов. |
Слайд 9. | - Сформулируйте значение леса для человека. -В лесу много лекарственных растений: подорожник, валерьяна, липа. |
Слайд 10. | - Рассмотрите иллюстрации и сформулируйте значение леса для человека. - Нас окружают вещи, сделанные из древесины: это мебель, пол, двери. Карандаш, линейка, тетради и книги тоже сделаны из дерева. Лес - источник древесины. Человек дровами обогревает дом, а дрова - это деревья, которые росли в лесу. Значит, лес - источник тепла. |
Слайд 11. | 4. Актуализация знаний (СЁКЛ ОФ ВЬЮПОЙНТС) - Так какое же значение имеет лес для человека? |
5. Физкультминутка МИКС ПЭА ШЭА | |
| 6. Работа по новой теме урока. Беседа. - А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? - Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? 1. Послушайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь: Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! Там из-за старой нахмуренной ели Красные гроздья калины глядели. Там поднимался дубок молодой. Птицы царили в вершине лесной, Понизу всякие звери таились. Вдруг мужики с топорами явились. Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал - и вон убежал. (В стихотворении говорится о вырубке леса.) 2. Другая экологическая проблема раскрывается в стихотворении «Береги природу!». Ты видел, в лебедей стреляли? Ты видел, как они упали? Скажи, а если б птицы знали И если б только понимали, Что их полет прощальный будет, Их на заре подстрелят люди, Скажи, они бы не летали? ( Здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве). |
Продолжение работы новой темы. Ученик читает рассказ В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку. - Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит! - Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида. - Чье поведение в лесу вы считаете правильным? (Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать, как Оля, то лес превратится в свалку.) | |
Слайд 18. | Этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь. - Ребята, о какой экологической проблеме мы не упомянули? ( пожар) А кто виновен в этом? Почему вы так считаете? - Чем опасен пожар в лесу? Главной проблемой остаётся неосторожность жителей. Как показывает статистика причиной возгорания является непотушенный костёр, костры в неположенном месте. |
- Ребята, мы сегодня поговорили о значении леса в жизни человека, но в тоже время мы должны помнить, что лес тоже нуждается в помощи человека. Сейчас я вам предложу небольшую презентацию о том, как мы должны вести себя в лесу, чтобы не навредить ему. (показ презентации «Поведение людей в лесу». | |
7. Закрепление. - О чем должны помнить люди, приходя в лес? (Лес наше богатство. Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.- Охрана природы – долг каждого. - Много леса не губи, мало леса – береги. Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас. | |
8. Итог урока. - На уроке вы были активными, старались давать полные ответы, грамотно строили фразы. | |
Домашнее задание. Написать небольшое сочинение на тему «Леса моих окраин» («Безнең урман”) | |
Слайд 24. | - Молодцы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный тест "Леса России". Окружающий мир 4 класс
Тест разработан по теме "Природные зоны России. Леса" в программе Excel. Расчитан на индивидуальную работу с компьютером. Включает в себя 10 вопросов с выбором ответа. Тест проверяется автоматич...
Тест "Леса России" (окружающий мир, 4 класс)
Данный ресурс можно использовать как для повторения, так и для проверки знаний учащихся.Данный материал позволяет проверить всех учащихся по данной теме и организовать самопроверку....
Урок окружающего мира по теме "Жизнь леса. Лес - природное сообщество" 4 класс
Урок по теме "Лес - природное сообщество"...
Технологическая карта урока "Жизнь леса" УМК "Школа России" 4 класс
Технологическая карта урока предназначена для проведения урока окружающего мира УМК "Школа России" в 4 классе. Урок направлен на изучение детьми природного сообщества "лес", как комплекса обитающих со...
Презентация к уроку окружающего мира "Жизнь леса" УМК "Школа России" 4 класс
Презентация предназначена для сопровождения урока окружающего мира "Жизнь леса" УМК "Школа России" 4 класс...
Конспект урока на тему:"С.Я.Маршак.Гроза днем.В лесу над росистой поляной" 3 класс
конспект урока по литературному чтению...