Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_prirodnyy_mir_23-24_uch.god_.docx | 38.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для 3 класса (вариант 2), разработана на основе:
- Федерального закона Росссийской Федерации от #1075;. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и дополнениями);
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. № 1599 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»
- Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) ГКОУ « Котовская школа-интернат»
-Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год ГКОУ « Котовская школа-интернат»
-Устав образовательной организации ГКОУ « Котовская школа-интернат»
Рабочая программа по математическим представлениям составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2),
Рабочая программа сформирована с учётом рабочей программы воспитания, обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП.
В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане, определены БУД. Тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся 3 класса. В нём распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока.
Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету "Окружающий природный мир" рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в том числе собранного вместе с обучающимися в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у обучающихся доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица.
Содержание учебного предмета
Краткая характеристика содержания учебного предмета.
"Окружающий природный мир" представлено следующими разделами: "Растительный мир", "Животный мир", "Временные представления", "Объекты неживой природы".
Раздел "Растительный мир":
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (береза, дуб, клен, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника.
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберезовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание или различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений со временем года. Знание значения цветочнодекоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула). Знание значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.
Раздел "Животный мир".
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.
Объединение животных в группу "домашние животные". Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу "дикие животные". Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).
Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил).
Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу "домашние птицы". Знание значения домашних птиц в жизни человека.
Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу "перелетные птицы". Объединение зимующих птиц в группу "зимующие птицы". Знание значения птиц в жизни человека, в природе.
Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры).
Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых.
Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание).
Раздел « Объекты природы».
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса - модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например, уголь, гранит, известняк, песок, глина), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Раздел « Временные представления.»
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев со временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. На уроках окружающего природного мира в 3 классе формируются следующие личностные результаты:
∙ основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
∙ социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
∙ формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
∙ формирование уважительного отношения к окружающим;
∙ овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
∙ освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
∙ развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; ∙ формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
∙ развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
∙ развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
∙ формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Основные требования к умениям обучающихся
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
3) Элементарные представления о течении времени .
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов
∙ слушание учителя;
∙ просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ; ∙ выполнение упражнений, дидактических игр; 8
∙ наблюдение;
∙ работа с учебником, раздаточным материалом;
∙ прогулки на свежем воздухе, экскурсии.
Базовые учебные действия:
#1091;мение понимать мимику и пантомимику сверстников направленность взгляда на говорящего взрослого/задание умение оценивать состояние сверстников, взрослых по мимике, пантомимике
2 .Формирование учебного поведения умение выполнять инструкции педагога; умение выполнять действия по образцу и по подражанию. умение использовать по назначению учебный материал
3. Формирование умения выполнять задание: умение выполнять задание в течение определенного периода времени, умение выполнять задание от начала до конца, умение выполнять задание с заданными качественными параметрами
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. умение пошагово выполнять задание умение следовать наглядной развернутой инструкции педагога умение следовать словесной инструкции педагога умение самостоятельно выполнять задание.
Место предмета « Окружающий природный мир» в учебном плане.
Предмет « Окружающий природный мир относится к предметной области « Окружающий мир».На его изучение отведено
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Во время обучения в третьем классе, в течении года, используется только качественная оценка.
На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале: | Оценка |
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи. | 3 |
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом. 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу. | 4 |
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции. 5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию. | 5 |
2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале: | |
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами. | 3 |
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками. 3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками. | 4 |
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок. 5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу. | 5 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание, темы занятий | Кол-во часов | Дата | Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
I четверть 16ч | |||||||
1 | Вводный урок. ТБ и правила поведения на уроках. | 1 | Развитие интереса и бережное отношение к природе Знакомство с характерными признаками времени года. Погодными изменениями, их влияние на человека. Побуждение к самостоятельному высказыванию Формирование адекватного восприятия окружающего мира Активизация речевой и познавательной деятельности | - Электронная энциклопедия "Мир вокруг нас". ;first - Энциклопедия комнатных и садовых растений. | |||
2 | Педагогические наблюдения, тестирование | 1 | |||||
Растительный мир. | |||||||
3 | Сезонные изменения природы в сентябре | 1 | |||||
4 | Комнатные цветы .Строение цветка. | 1 | |||||
5 | Уход за комнатными растениями | 1 | |||||
6 | Значение комнатных растений для человека | 1 |
| ||||
7 | Рисование по шаблону комнатных цветов. | 1 | |||||
8 | Фрукты. Апельсин. Лепка « Апельсиновое дерево» | 1 | |||||
9 | Овощи. Тыква. | 1 |
| ||||
10 | Рисование « Карета из тыквы». | 1 | |||||
11 | Ягоды. Земляника. | 1 | |||||
12 | Кустарники. Крыжовник. | 1 | |||||
13 | Грибы, их виды. | 1 | |||||
14 | Съедобные грибы. Подберезовик. | 1 | |||||
15 | Ядовитые грибы. Мухомор. | 1 | |||||
16 | Рисование « Грибное лукошко» | 1 | |||||
2 четверть | 16ч | ||||||
17 | Загадки, пословицы и поговорки о грибах и ягодах. | 1 | |||||
18 | Сезонные изменения в октябре. | 1 | |||||
19 | Пластилин. Лепка предметов овальной формы «Слива». | 1 | |||||
20 | Природный материал. Вводная беседа. Показ различных видов природного материала. | 1 | |||||
21 | Поделки из листьев. | 1 | |||||
Животный мир | |||||||
22 | Домашние животные . Свинья. | 1 | |||||
23 | Рисунок « Три поросенка» по шаблону. | 1 | |||||
24 | Дикие животные . Волк. | 1 | |||||
25-26 | Професии. | 2 |
| ||||
27 | Сезонные изменения в природе зимой. | 1 | |||||
28 | Небо. Звезды. | 1 | |||||
29 | Ветер. | 1 | |||||
30 | Загадки и пословицы о ветре. | 1 | |||||
Рисование по шаблоны « Признаки зимы». | |||||||
31 | Термометр. | 1 | |||||
3 четверть 20 | |||||||
32 | Рисунок « Зимний сад» | 1 | Формирование представлений о влиянии солнца на сезонные изменения в природе.
Словарь: зима, снегопад, снег, снежинки, воробей, ворона, заяц, берлога, медведь, весна, ручьи, почки, сосульки, жук, бабочки, грач, скворец, гнездо, листья, лето, цветы, насекомые. | - база разработок для учителей начальных классов - сайт для учителей начальных классов - клуб учителей начальной школы Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов Все для учителя начальных классов на «Учительском портале»: уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Отличная подборка для 1-11 классов. | |||
Объекты природы. | |||||||
33 | Полезные ископаемые. Нефть. | 1 | |||||
34 | Полезные ископаемые . Газ | 1 | |||||
35 | Значение полезных ископаемых для человека. | 1 | |||||
36 | Водоемы. Озеро. | 1 | |||||
37 | Пословицы, загадки о воде. | 1 | |||||
38 | Рисунок « Голубое озеро» по шаблону. | 1 | |||||
39 | Изменения в природе. Весной. | 1 | |||||
40 | Дидактическая игра « Назови признаки весны». | 1 | |||||
41 | Рисунок « Весенние изменения» | 1 | |||||
42 | Явления природы « Дождь» | 1 | |||||
43 | Явления природы. Туман. | 1 | |||||
44 | Аппликация « Весенний дождь» | 1 | |||||
45 | Узнавание ( различие) явлений природы( дождь, радуга, солнце). | 1 | |||||
46 | Викторина « Неживая природа» | 1 | |||||
47 | Солнце. Узнавание Солнца в природе и на картинках. | 1 | |||||
48 | Луна. Узнавание Луны. | 1 | |||||
Соотнесение погоды и времен года | 1 | ||||||
47-48 | Соотнесение изменения в природе. Погода. | 1 | |||||
49-50 | Календарь природы. | 1 | |||||
4 четверть | 15 | ||||||
53-54 | Соотнесение месяцев с сезонами года. | 1 | |||||
55 | Календарь. | 1 | |||||
56-57 | Дидактическая игра « Найди месяц» | 1 | |||||
58 | Рисунок « Яблони цветут» | 1 | |||||
59 | Река. Узнавание реки. | 1 | |||||
60 | Река. Узнавание реки .Рисование реки. | 1 | |||||
61-62 | Огонь. Узнавание огня. Знакомство со свойствами огня. Правила обращения с огнём. | 1 | |||||
63 | Обобщение по теме: Объекты неживой природы. | 1 | |||||
Временные представления. | |||||||
64-65 66-67 | Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Различение (узнавание) времён года. Представление о неделе как о последовательности 7 рабочих и выходных дней. Дни недели. Дидактическая игра « Назови день недели» Скоро лето! Загадки и пословицы о лете. | 1 1 2 1 1 1 | |||||
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ, ТЕСТОВЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | ||||
Дата | Дата | Дата | Дата | ||||
|
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература:
Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова и др. «Мир природы и человека» 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы В 2ч.
С.В. Кудрина «Окружающий мир» учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
Демонстрационные карточки "Дикие животные":
Демонстрационные карточки "Птицы России" :
Демонстрационные карточки "Домашние животные":
Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":
Демонстрационные карточки "Овощи":
Демонстрационные карточки "Насекомые":
Демонстрационные карточки "Ягоды" :
Демонстрационные карточки "Цветы":
Демонстрационные карточки "Фрукты":
Демонстрационные карточки "Зима":
Демонстрационные карточки "Весна":
Демонстрационные карточки "Лето":
Демонстрационные карточки "Осень
- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...