«Полезные ископаемые нашего края»
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)
Предмет: окружающий мир
Класс: 4 «А» класс
Тема: «Полезные ископаемые нашего края»
Тип урока: ОНЗ.
Место и роль урока в изучаемой теме: четвёртый урок по теме « Родной край - часть большой страны».
Основная цель:
формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области окружающий мир по теме: «Полезные ископаемые нашего края».
Учебные задачи :
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать последовательность высказываний по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_arislanova.docx | 34.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. педагога: Арисланова Людмила Михайловна
Предмет: окружающий мир
Класс: 4 «А» класс
Тема: «Полезные ископаемые нашего края»
Тип урока: ОНЗ.
Место и роль урока в изучаемой теме: четвёртый урок по теме « Родной край - часть большой страны».
Основная цель:
формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области окружающий мир по теме: «Полезные ископаемые нашего края».
Учебные задачи :
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать последовательность высказываний по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- сформировать представление учащихся о полезных ископаемых Северной Осетии; познакомить с полезными ископаемыми, расширить знания учащихся о значении полезных ископаемых в жизни человека и необходимости бережного отношения к ним.
Межпредметные связи: осетинский язык, литературное чтение.
Базовая технология: технология деятельностного подхода.
Используемые технологии:
Здоровьесберегающая (физминутка, посадка во время работы, построение урока с учётом принципа психологического комфорта ).
Технология проблемного обучения (при определении темы урока).
Групповая и парная работа (самостоятельный поиск информации, закрепление).
Информационно-коммуникационные технологии (презентация, видео материал).
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Ресурсы:
- Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» с. 145-148, М. «Просвещение», 2017 г
- Рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир» с.68-70, М. «Просвещение», 2014 г.
- Станкевич В.А. «Природа Северной Осетии и забота о ней»
- Атлас рек Северной Осетии, контурная карта, карточки для рефлексии.
- компьютер, проектор, презентация карточки со словами(перечень искусственных и естественных водоёмов), компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Мотива ция к учебной деятель ности учащихся. | Включение учащихся в деятель ность на личностно-значимом уровне. | -Сегодняшний урок мне хочется начать с пословицы. Цæугæдоныл хъуына нæ хæцы. - А почему она записана на осетинском языке? У нас сейчас будет урок осетинского языка? Прочитайте её. Переведите на русский язык. Скажите, как вы понимаете её смысл? - Верно. Без усилий, неустанной работы над собой человек ничего не добьётся в жизни. - Тогда приступим к совершенствованию своих знаний. - | Приветствуют гостей Отвечают на вопрос учителя (Нет. Мы изучаем раздел «Природа родного края – Северной Осетии») Переводят пословицу на русский язык (Река, которая не стоит на месте, не плесневеет.) (Для того, чтобы достичь какого-то результата, требуется всё время трудиться, совершенствовать свои знания, упорно двигаться вперёд, затрачивать много сил.) | Регулятивные УУД через волевую саморегуляцию. Личностные УУД через процесс смыслообразова ния, создавая условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Коммуникативные УУД через планирование учебного процесса с учителем и с одноклассниками. Это происходит во время актуализации требований к ученику со стороны учебной деятельности. |
Актуали зация знаний и фиксация затрудне ния в пробном действии. Самоопределение к деятельности. | Повторение изученного материала, необходи мого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся. | -С чего будем начинать? - Повторим некоторые знания о Северной Осетии используя тестирование Plickers У нашей республики регион под номером 15, и я предлагаю вам 15 вопросов на повторение. 1.Цвета флага Осетии. 2.Животое на гербе нашей республики. 3.Горы в СО. 4.Высшая горная точка СО. 5.Самый большой по площади ледник в СО. 6. Почитаемое осетинами святое место вблизи Куртатинского ущелья, где по преданию, укрылся осетинский князь, отказавшийся принять ислам. 7. Столица республики СО. 8. Предмет на гербе г. Владикавказа. 9. Сколько городов в СО? 10. Предки осетин. 11. Основоположник осетинской литературы. 12.Республики, граничащие с СО. 13.Самая большая река в СО. 14.На какой горе берёт своё начало Терек? 15. Море, в которое впадает Терек. Следующее задание :найди начало и конец . Реки: Ардон, Терек, Фиагдон Перед вами лежат камни , на доске иллюстрации, посмотрите и определите тему сегодняшнего урока Поставьте цели и задачи : | (С повторения) (Белый, красный, жёлтый. Ирбис. Кавказские. Казбек. Караугомский. Роща Хетага. Владикавказ. Ключ. Шесть. Аланы. К.Л.Хетагуров. Ставропольский край, Грузия,Чечня ,Ингушетия, Кабардино-Балкария. Терек. Зилгахох. Каспийское.) Разгадывают кроссворд. (Овраг) (Исток) (Подошва) (Склон) (Чёрное море) (Холм) (Зоны) Подземные богатства нашего края Познакомиться с информацией. Обработать полученные знания. Уметь применять полученные знания в жизни . | Регулятивные УУД через контроль и коррекцию. Это происходит во время актуализации ранее изученного материала. Познавательные общеучебные УУД через умение структурировать знания. Это происходит во время фиксирования актуализирован ных способов действий и во время обобщения ранее изученного.
Познавательные логические УУД через анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Это происходит во время актуализации мыслительных операций анализа и классификации.
|
Выявле ние места и причины затрудне ния. | Организовать фиксацию места, где возникло затруднения и причины затруднения тех конкретных знаний и умений, которых недостаёт. | И сегодня на уроке знакомить с информацией вас будут ваши одноклассники, так же они будут вашими координаторами в ходе работы в группах. Но прежде у меня к вам вопрос. Кто такие геологи? | Это люди, которые изучают недра Земли и отыскивающие полезные ископаемые. | Познавательные общеучебные УУД через умение структурировать знания; через постановку и формулирование проблемы возникшего затруднения; через умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Построе ние проекта выхода из затрудне ния | Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?») | Рассмотрите образцы полезных ископаемых, которые находятся у вас на столах. Вспомните, как они называются? И сейчас я приглашаю ознакомить вас с информацией: Давида, Артура, Сергея, Ярославу, Артура Р,Анастасию, Илью | Знакомят класс с полезными ископаемыми | Регулятивные УУД через целеполагание, когда обучающиеся ставят учебную задачу. Познавательные УУД через знаково-символическое моделирование. Регулятивные УУД через планирование и прогнозирование. Это происходит во время формирования шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. |
Реализа ция построен ного проекта. | Организовать коммуника тивное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, сформировать умение использовать открытые знания на практике; организовать уточнение общего характера нового знания. | У меня на столе и на доске иллюстрации, я предлагаю подойти группам и выбрать всё то, что относиться к вашей группе с названием подземного богатства. | Ребята подбирают материал согласно своему названию полезного ископаемого. | Коммуникативные УУД через планирование учебного сотрудничества с одноклассниками во время реализации плана выхода из затруднения; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли. Познавательные общеучебные УУД через поиск и выделение необходимой информации, применение методов информацион ного поиска; смысловое чтение; умение осознанно строить речевое высказывание при формулировании вывода; моделирование. Познавательные логические УУД через построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование. |
Первичное закрепление во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Зафиксиро вать новые знания во внешней речи и тренироваться в их применении при выполнении задания в группах. Организо вать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новые знания; организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок). | Создание мини- проекта по плану. План:
| Работают в группах. Выполняют самостоятельную работу. | Коммуникативные УУД через умение выражать свои мысли. Это происходит во время нахождения рек и проговаривание их названий во внешней речи. Регулятивные УУД через контроль и коррекцию при самопроверке по эталону и через оценивание качества и уровня усвоения. Это происходит во время организации самостоятельной деятельности. Познавательные УУД через умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Это происходит во время вербального сопоставления работы с эталоном. |
Включе ние в систему знаний и повто рение. | Тренировать способность к формулированию роли полезных ископаемых | Защита проектов. | Каждая группа представляет свою работу согласно плану. | Регулятивные УУД через прогнозирование во время выявления типов заданий, где используется новый знаниия. Познавательные общеучебные УУД через умение осознанно и произвольно включать новое знание в систему ранее изученных знаний. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Зафиксировать новое содержание знаний, изученное на уроке; организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; оценить собственную деятельность на уроке; зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности | - Назовите тему сегодняшнего урока. - А какова была основная цель? - Удалось ли достичь поставленной цели урока? - На все ли поставленные вопросы мы ответили? - Так какие полезные ископаемые есть в Северной Осетии? – Какие трудности возникли в работе? _ Где могут пригодиться в жизни полученные знания? - Кому из товарищей вы хотели бы сказать спасибо за помощь в ходе создания мини- проекта? Почему? Кубик «Блума»
| («Подземные богатства нашего края») (Познакомиться с подземными богатствами Северной Осетии) Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Проводят самооценку своей деятельности | Познавательные УУД общенаучные через умение структурировать знания; давать оценку процессу и результатам деятельности. Это происходит через фиксацию нового содержания и рефлексивный анализ учебной деятельности. Коммуникативные УУД через умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД через волевую саморегуляцию. Это происходит во время оценивания учащимися своей собственной деятельности и через оценку-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. |
Домашнее задание | Обсудить и записать домашнее задание. | Сообщения о полезных ископаемых Северной Осетии. | Записывают д/з и объясняют, почему важно его выполнять. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок " Водоёмы нашего края"
На уроке рассматривался краеведческий материал, который можно использовать на уроках географии. Проведеда большая исследовательская работа, применена компьютерная технология....
Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"
занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...
урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"
Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...
Урок по курсу "Наш край" по теме «Природа нашего края в произведениях художников Владимирской земли»
Данная разработка содержит краткий конспект занятия в 3 классе по региональному курсу "Наш край"...
Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края. 4 класс
Выкладываю презентацию к уроку "Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края" в 4 классе. План-конспект урока размещу позднее...
Конспект урока "Наш край - Бурятия. Поверхность нашего края"
Конспект урока " Поверхность нашего края".Использование различных форм работы позволило активизировать учебный процесс, он имел не только познавательный, но и развивающий, воспитывающий хара...
СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ГОРДОСТЬ НАШЕГО КРАЯ – ГОРДОСТЬ НАШЕЙ СТРАНЫ» (НА ПРИМЕРЕ КРАЕВЕДЧЕСКО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ)
Тема проекта была сформулирована самими обучающимися в процессе работы и сохранена без изменения на протяжении всей деятельности. Выполненный проект полность...