Открытый урок: Времена года. Жизнь животного и растительного мира зимой.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС
ТЕМА Времена года: наблюдение за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира зимой.
Цель урока: систематизация знаний об особенностях погоды, жизни растений и животных в зимний период.
Планируемые результаты: разработка алгоритма характеристики изменений, происходящих в живой и неживой природе.
Задачи урока: систематизировать полученные учащимися знания о изменениях в живой и неживой природе в зимний период (с учетом наиболее распространенных в родном крае растений и животных); закрепить представление о последовательности месяцев в зимнем цикле; сформировать умения соблюдать правила безопасного поведения на улице и водоемах зимой; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: таблички с названиями месяцев года, желтые карточки с сезонными изменениями природы (4 времени года), домики с обозначением времени года ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, портреты Муравьишки Вопросика и Мудрой черепахи, круг годового цикла, наглядное пособие «Угол падения солнечных лучей на Землю по временам года», картинки с особенностями зимы, таблички с опорными словами, таблички с загадками
Ход урока:
- Организационный момент. ( 2 мин)
Ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их. (Дети здороваются) Молодцы, быть вежливым очень важно для человека. Садитесь.
- Актуализация знаний и постановка проблемы. (5 мин)
Ребята, а какое сегодня число? (Ответы детей) (1 марта)
Чем интересна эта календарная дата? (Ответы детей) (Начало весны)
Найдите ее на круге годового цикла. (Представлено на доске)
А что такое весна? (Ответы детей) (Время года)
Времена года называют СЕЗОНАМИ, а изменения, которые в них происходят СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ. Перечислите мне последовательность сезонов начиная с осени. (Ответы детей) (Осень, зима, весна, лето)
Мы уже с вами подробно рассмотрели осень, а сегодня уже за окном весна. Чтобы узнать время года, которое мы пропустили и тему сегодняшнего урока, давайте поможем Муравьишке отгадать загадку. Она написана на конвертах, которые лежат у вас на партах. Вслух загадку читает… (Ученик)
« С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, -
Значит к нам пришла……. (Ответы детей) (Зима)
Молодцы!
Ребята, предположите о чем же пойдет речь сегодня на уроке? (Ответы детей) (о зиме)
Правильно, но зима к сожалению, закончилась, и я бы хотела, чтобы мы сегодня с помощью ваших знаний вспомнили о зиме и поговорили об этом замечательном времени года, вспомнили какие происходят изменения в природе с приходом зимы и выстроили последовательность наступления этих изменений.
- Работа по теме урока
Путешествуя по осени, мы с вами уже расположили на нашем круге годового цикла по порядку месяцы этого времени года.
Назовите мне в правильной последовательности зимние месяцы (Ответы детей) (ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ) – закрепляем на годовом круге (если неправильно, обращаемся к учебнику (открываем стр. 8 ) и проверяем)
Итак, мы оказались в гостях у очень красивого времени года ЗИМА.
Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете признаки времен года? Сможете ли вы отделить зимние изменения от изменений других времен года? У вас на партах лежат конверты с загадкой, откройте их. Перед вами 10 различных сезонных явлений, поработайте вместе с соседом по парте и найдите всего одно явление, которое имеет отношение к зимнему периоду.
Готовы?
Первые парты, принесите мне выбранные таблички (Вывешиваю, если правильные на доску)
Вторые парты…и т.д.
Таблички с опорными словами вывешены на доску : ХОЛОД, МОРОЗ, (ДНИ СТАНОВЯТСЯ КОРОЧЕ, А НОЧИ ДЛИННЕЕ), СНЕГ, ЛЕД, МЕТЕЛЬ, СНЕГОПАД, СОСУЛЬКИ, ЖИВОТНЫЕ ВПАДАЮТ В СПЯЧКУ, ЛЮДИ ТЕПЛО ОДЕВАЮТСЯ, УЛЕТЕЛИ ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ, ДЕРЕВЬЯ СБРОСИЛИ ЛИСТЬЯ, ЗАМЕРЗАЮТ ВОДОЕМЫ, ПРОМЕРЗАЕТ ПОЧВА, СОЛНЦЕ ГРЕЕТ СЛАБО.
Посмотрите, как много вы знаете изменений в природе, которые происходят зимой! Но сегодня мы должны ответить на вопрос:
В каком же порядке происходят все эти изменения? А для этого надо разделить их на две группы.
В какой природе происходят эти изменения? (в живой и в не живой)
НЕЖИВАЯ | ЖИВАЯ |
ХОЛОД | ЖИВОТНЫЕ ВПАДАЮТ В СПЯЧКУ |
МОРОЗ | ЛЮДИ ТЕПЛО ОДЕВАЮТСЯ |
ДНИ СТАНОВЯТСЯ КОРОЧЕ, А НОЧИ ДЛИННЕЕ | УЛЕТЕЛИ ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ |
СНЕГ | ДЕРЕВЬЯ СБРОСИЛИ ЛИСТЬЯ |
ЛЕД | |
МЕТЕЛЬ | |
СНЕГОПАД | |
СОСУЛЬКИ | |
ЗАМЕРЗАЮТ ВОДОЕМЫ | |
ПРОМЕРЗАЕТ ПОЧВА | |
СОЛНЦЕ ГРЕЕТ СЛАБО |
Молодцы! Теперь мы можем обобщить эти изменения и определить последовательность их наступления. Последовательность или порядок каких-либо действий называют словом – АЛГОРИТМ (ОТКРЫВАЮ НА ДОСКЕ) ЗИМНИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИРОДЕ.
Ребята в какой природе в живой или в не живой мы заметим первые признаки наступления зимы? (в неживой) Правильно!
- Сначала опускается Солнце и его лучи практически скользят вдоль поверхности, почва не нагревается и не дает тепло.
- Дни становятся короче, а ночи длиннее.
- Температура понижается, становится холодно.
4. Выпадает снег.
5. Земля покрывается снежным покровом.
6. Замерзают почвы и водоемы.
Давайте я вам помогу:
1. Сначала и занимает самое низкое положение по отношению ко всем сезонам.
(картинка на доске)
2. Зимой наша планета отдаляется от Солнца и дни становятся короче.
3.
Как вы думаете, когда наступает зима? (Предположения учащихся)
По календарю зима начинается 1 декабря. 22 декабря – самый короткий день и самая длинная ночь. А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки – это еще не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.
Ребята, все изменения, которые мы с вами перечислили, произошли в какой природе в живой или неживой? (Ответы детей) (в неживой).
Значит, при наступлении зимы, сначала происходят изменения в неживой природе.
Какие из этих зимних явлений вы наблюдали в нашем регионе? (Ответы детей) (Все)
Ребята, в связи с изменением погодных условий в зимнее время года, существует целый ряд правил для поведения зимой на улицах и водоемах, которые надо соблюдать!!!
- Нельзя играть и кататься вблизи проезжей части, это очень опасно.
- В гололед надо ходить мелкими шагами, чтобы не поскользнуться и не получить травму.
- Одевайся по погоде. Если промочишь одежду или обувь их надо переодеть, чтобы не заболеть.
- Не выходи на лед водоемов, всегда существует вероятность провалиться под лед.
- Не ходи близко около домов. С крыши могут упасть сосульки или обвалиться снег.
- Не ешь снег и сосульки, не облизывай металлические предметы.
- Не бросай снежками в голову, можно нанести травму.
- Физкультминутка.
Мы немножко устали, давайте проведем физкультминутку:
( Упражнения для улучшения мозгового кровообращения)
Исходное положение - сидя, руки на поясе.
1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
.
- Продолжение работы по теме урока.
Ребята, а деревья к какой природе относятся? (ответы детей) (к живой)
Какие деревья сбросили зимой листочки? (Ответы детей) А какие стоят с листочками? (Все, кроме хвойных)
Правильно, лиственные деревья сбросили свои листочки еще осенью, а хвойные деревья зимуют с зелеными иголочками.
А какие деревья растут у нас в регионе? (рябина, дуб, липа, каштан, клен, сосна, ель) многие из них сохраняют зимой на себе свои плоды – гроздья рябины, желуди, шишки. (Показ картинок или презентации)
Остаются зелеными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые например: брусника, клюква.
Знаете какую роль выполняет снег для этих растений?
(Снег для этих растений – теплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не дает им замерзнуть) Если не будет снега все урожаи погибнут.
Ученые измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20 градусов.
Не только растениям сложно зимовать, но и животным тяжело приходится.
Какие же изменения происходят у животных зимой? Давайте разбираться.
Зимой в жизни насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся наступает затишье. А птицы и звери продолжают вести активный образ жизни. Что мы с вами делаем для того, чтобы помочь птицам зимой? (Ответы детей) (Кормушки)
А все ли птицы остаются зимовать? (Нет) Почему? (Ответы детей)
Как называются птицы, которые улетают осенью в теплые края? (Ответы детей) (Перелетные)
В Калининградской области обитают такие перелетные птицы, как: аисты, журавли, ласточки, грачи, лебеди. (Показ картинок или презентации)
Птицы, которые остаются зимовать называются зимующими, у нас это – голуби, кукушки, куропатки, воробьи, синицы. (Показ картинок или презентации)
Как же зимуют животные?
Зимой белки, мыши, бобры используют запасы или достают корм из-под снега.
Лоси, кабаны, зайцы питаются ветками и корой деревьев. Хищные звери – волки, лисицы охотятся на мышей, зайцев.
Звери, которым трудно найти себе привычный корм ( еж, барсук, медведь) перестают питаться и впадают в спячку.
Люди тоже помогают животным переживать зиму:
- раскладывают зерно, хлеб, сено в лесу?
- Насыпают на пни у дорог соль для лосей, оленей, косуль
- Много в каких дворах небезразличные люди подкармливают городских бездомных собак и кошек.
VII. Рефлексия
Ребята!
- Какое время года к нам приходит после осени? (Ответы детей) (Зима)
- Из каких месяцев состоит зима? (Ответы детей) (Декабрь, январь, февраль)
- Какие осадки выпадают зимой? (Ответы детей) (Снег, град, иней
- Как переживают зиму животные? (ответы детей)
- Как переживают зиму растения?
- Какие правила поведения надо соблюдать зимой?
- Как вы думаете, важно ли бережно относиться к природе? Почему? (Ответы детей)
Оцените свои достижения на уроке
- если вы все поняли – поднимаем зеленый карандаш
- если остались вопросы – синий
- если ничего не поняли - красный
VIII. Подведение итогов урока
Мы с вами рассмотрели все задачи, которые перед нами поставила Мудрая черепаха. Муравьишка проделал очередное путешествие по новому времени года. Теперь мы знаем много всего нового. Ребята а зачем нам знания, которые мы сегодня получили? Где и как мы можем применить их в жизни?
IX. Рекомендации для домашнего задания.
Дома обязательно повторите последовательность зимних месяцев. Вспомните, как нелегко приходится зимой птицам и животным, берегите природу и в меру своих возможностей всегда помогайте тем, кто в этом нуждается.
СПАСИБО ЗА УРОК !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кубановедение Тема урока "Времена года. Климатические особенности Краснодарского края."
- познакомить учащихся с характерными особенностями смены времен года; - расширить знания детей о климатических о...
Открытый урок "Времена года"
Открытый урок...
Открытый урок "Времена года" УМК Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. "Enjoy English" 3 класс
План открытого урок "Времена года", презентация к уроку, раздаточный материал...
Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие растительного мира Краснодарского края»
Закрепить знания учащихся о растительном мире нашего края, расширить представление о растениях-переселенцах, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям, развивать наблюдательность....
Открытое мероприятие "Времена года"
Познакомить учащихся с временами года, изучить приметы, пословицы, стихи, песни, частушки....
Проект "Сохранение животного и растительного мира Курской области"
Цель проекта: привлечь внимание к вопросу сохранения и защиты растений и животных Курской области....
Урок "Времена года. Зима." для 2 класса дифференцированных групп осетинского языка.
Урок предназначен для учащихся 2 класса дифференцированных групп осетинского языка....