Открытый урок: Времена года. Жизнь животного и растительного мира зимой.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Ошарова Виктория Васильевна

Красочный и познавательный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx73.73 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС

ТЕМА Времена года: наблюдение за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира зимой.

Цель урока: систематизация знаний об особенностях погоды, жизни растений и животных в зимний период.

Планируемые результаты: разработка алгоритма характеристики изменений, происходящих в живой и неживой природе.

Задачи урока: систематизировать полученные учащимися знания о изменениях в живой и неживой природе в зимний период (с учетом наиболее распространенных в родном крае растений и животных); закрепить представление о последовательности месяцев в зимнем цикле; сформировать умения соблюдать правила безопасного поведения на улице и водоемах зимой; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: таблички с названиями месяцев года, желтые карточки с сезонными изменениями природы (4 времени года), домики с обозначением времени года ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, портреты Муравьишки Вопросика и Мудрой черепахи, круг годового цикла, наглядное пособие «Угол падения солнечных лучей на Землю по временам года», картинки с особенностями зимы, таблички с опорными словами, таблички с загадками

Ход урока:

  1. Организационный момент. ( 2 мин)

Ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их. (Дети здороваются) Молодцы, быть вежливым очень важно для человека. Садитесь.

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы. (5 мин)

Ребята, а какое сегодня число? (Ответы детей) (1 марта)

Чем интересна эта календарная дата? (Ответы детей)   (Начало весны)

Найдите ее на круге годового цикла. (Представлено на доске)

А что такое весна? (Ответы детей) (Время года)

Времена года называют СЕЗОНАМИ, а изменения, которые в них происходят СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ. Перечислите мне последовательность сезонов начиная с осени. (Ответы детей) (Осень, зима, весна, лето)

Мы уже с вами подробно рассмотрели осень, а сегодня уже за окном весна. Чтобы узнать время года, которое мы пропустили и тему сегодняшнего урока, давайте поможем Муравьишке отгадать загадку. Она написана на конвертах, которые лежат у вас на партах. Вслух загадку читает…  (Ученик)

« С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, -

Значит к нам пришла……. (Ответы детей) (Зима)

Молодцы!        

Ребята, предположите о чем же пойдет речь сегодня на уроке?                   (Ответы детей) (о зиме)

    Правильно, но зима к сожалению, закончилась, и я бы хотела, чтобы мы сегодня с помощью ваших знаний вспомнили о зиме и поговорили об этом замечательном времени года, вспомнили какие происходят изменения в природе с приходом зимы и выстроили последовательность наступления этих изменений.

  1. Работа по теме урока

     Путешествуя по осени, мы с вами уже расположили на нашем круге годового цикла по порядку месяцы этого времени года.

Назовите мне в правильной последовательности зимние месяцы (Ответы детей) (ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ) – закрепляем на годовом круге (если неправильно,  обращаемся к учебнику (открываем стр. 8 ) и проверяем)

Итак, мы оказались в гостях у очень красивого времени года ЗИМА.

Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете признаки времен года? Сможете ли вы отделить зимние изменения от изменений других времен года? У вас на партах лежат конверты с загадкой, откройте их. Перед вами 10 различных сезонных явлений, поработайте вместе с соседом по парте и найдите всего одно явление, которое имеет отношение к зимнему периоду.  

Готовы?

Первые парты, принесите мне выбранные таблички (Вывешиваю, если правильные на доску)

Вторые парты…и т.д.

Таблички с опорными словами вывешены на доску : ХОЛОД, МОРОЗ, (ДНИ СТАНОВЯТСЯ КОРОЧЕ, А НОЧИ ДЛИННЕЕ), СНЕГ, ЛЕД, МЕТЕЛЬ, СНЕГОПАД, СОСУЛЬКИ, ЖИВОТНЫЕ ВПАДАЮТ В СПЯЧКУ, ЛЮДИ ТЕПЛО ОДЕВАЮТСЯ, УЛЕТЕЛИ ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ, ДЕРЕВЬЯ СБРОСИЛИ ЛИСТЬЯ, ЗАМЕРЗАЮТ ВОДОЕМЫ, ПРОМЕРЗАЕТ ПОЧВА, СОЛНЦЕ ГРЕЕТ СЛАБО.

Посмотрите, как много вы знаете изменений в природе, которые происходят зимой! Но сегодня мы должны ответить на вопрос:

В каком же порядке происходят все эти изменения? А для этого надо разделить их на две группы.

В какой природе происходят эти изменения? (в живой и в не живой)

НЕЖИВАЯ

ЖИВАЯ

ХОЛОД

ЖИВОТНЫЕ ВПАДАЮТ В СПЯЧКУ

МОРОЗ

ЛЮДИ ТЕПЛО ОДЕВАЮТСЯ

ДНИ СТАНОВЯТСЯ КОРОЧЕ, А НОЧИ ДЛИННЕЕ

УЛЕТЕЛИ ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

СНЕГ

ДЕРЕВЬЯ СБРОСИЛИ ЛИСТЬЯ

ЛЕД

МЕТЕЛЬ

СНЕГОПАД

СОСУЛЬКИ

ЗАМЕРЗАЮТ ВОДОЕМЫ

ПРОМЕРЗАЕТ ПОЧВА

СОЛНЦЕ ГРЕЕТ СЛАБО

Молодцы! Теперь мы можем обобщить эти изменения и определить последовательность их наступления. Последовательность или порядок каких-либо действий называют словом – АЛГОРИТМ (ОТКРЫВАЮ НА ДОСКЕ) ЗИМНИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИРОДЕ.

Ребята в какой природе в живой или в не живой мы заметим первые признаки наступления зимы? (в неживой) Правильно!

  1. Сначала опускается Солнце и его лучи практически скользят вдоль поверхности, почва не нагревается и не дает тепло.
  2. Дни становятся короче, а ночи длиннее.
  3. Температура понижается, становится холодно.

4.  Выпадает снег.

5.  Земля покрывается снежным покровом.

6.  Замерзают почвы и водоемы.    

Давайте я вам помогу:

1. Сначала и занимает самое низкое положение по отношению ко всем сезонам.

(картинка на доске)

2. Зимой наша планета отдаляется от Солнца и дни становятся короче.

3.

Как вы думаете, когда наступает зима? (Предположения учащихся)

По календарю зима начинается 1 декабря. 22 декабря – самый короткий день и самая длинная ночь. А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки – это еще не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

Ребята, все изменения, которые мы с вами перечислили, произошли в какой природе в живой или неживой? (Ответы детей) (в неживой).

Значит, при наступлении зимы, сначала происходят изменения в неживой природе.

Какие из этих зимних явлений вы наблюдали в нашем регионе? (Ответы детей) (Все)

Ребята, в связи с изменением погодных условий в зимнее время года, существует целый ряд правил для поведения зимой на улицах и водоемах, которые надо соблюдать!!!

  1. Нельзя играть и кататься вблизи проезжей части, это очень опасно.
  2. В гололед надо ходить мелкими шагами, чтобы не поскользнуться и не получить травму.
  3. Одевайся по погоде. Если промочишь одежду или обувь их надо переодеть, чтобы не заболеть.
  4. Не выходи на лед водоемов, всегда существует вероятность провалиться под лед.
  5. Не ходи близко около домов. С крыши могут упасть сосульки или обвалиться снег.
  6. Не ешь снег и сосульки, не облизывай металлические предметы.
  7. Не бросай снежками в голову, можно нанести травму.

  1. Физкультминутка.

Мы немножко устали, давайте проведем физкультминутку:

( Упражнения для улучшения мозгового кровообращения)

 Исходное положение - сидя, руки на поясе.

1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

.

  1. Продолжение работы по теме урока.

Ребята, а деревья к какой природе относятся? (ответы детей) (к живой)

 Какие деревья сбросили зимой листочки? (Ответы детей) А какие стоят с листочками?  (Все, кроме хвойных)

               Правильно, лиственные деревья сбросили свои листочки еще осенью,                                     а хвойные деревья зимуют с зелеными иголочками.  

А какие деревья растут у нас в регионе? (рябина, дуб, липа, каштан, клен, сосна, ель) многие из них сохраняют зимой на себе свои плоды – гроздья рябины, желуди, шишки. (Показ картинок или презентации)

Остаются зелеными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые например: брусника, клюква.

Знаете какую роль выполняет снег для этих растений?

(Снег для этих растений – теплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не дает им замерзнуть) Если не будет снега все урожаи погибнут.

Ученые измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20 градусов.

Не только растениям сложно зимовать, но и животным тяжело приходится.

Какие же изменения происходят у животных зимой? Давайте разбираться.

Зимой в жизни насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся наступает затишье. А птицы и звери продолжают вести активный образ жизни. Что мы с вами делаем для того, чтобы помочь птицам зимой? (Ответы детей) (Кормушки)

А все ли птицы остаются зимовать? (Нет) Почему? (Ответы детей)

Как называются птицы, которые улетают осенью в теплые края? (Ответы детей) (Перелетные)

В Калининградской области обитают такие перелетные птицы, как: аисты, журавли, ласточки, грачи, лебеди. (Показ картинок или презентации)

Птицы, которые остаются зимовать называются зимующими, у нас это – голуби, кукушки, куропатки, воробьи, синицы. (Показ картинок или презентации)

Как же зимуют животные?

Зимой белки, мыши, бобры используют запасы или достают корм из-под снега.

Лоси, кабаны, зайцы питаются ветками и корой деревьев. Хищные звери – волки, лисицы охотятся на мышей, зайцев.

Звери, которым трудно найти себе привычный корм ( еж, барсук, медведь) перестают питаться и впадают в спячку.

Люди тоже помогают животным переживать зиму:

- раскладывают зерно, хлеб, сено в лесу?

- Насыпают на пни у дорог соль для лосей, оленей, косуль

- Много в каких дворах небезразличные люди подкармливают городских бездомных собак и кошек.

VII.  Рефлексия

Ребята!

- Какое время года к нам приходит после осени? (Ответы детей) (Зима)

- Из каких месяцев состоит зима? (Ответы детей) (Декабрь, январь, февраль)

                     -  Какие осадки выпадают зимой? (Ответы детей) (Снег, град, иней

                     - Как переживают зиму животные? (ответы детей)

                     - Как переживают зиму растения?

                     - Какие правила поведения надо соблюдать зимой?

                      - Как вы думаете, важно ли бережно относиться к природе?                       Почему? (Ответы детей)

Оцените свои достижения на уроке

- если вы все поняли – поднимаем зеленый карандаш

- если остались вопросы – синий

- если ничего не поняли - красный

VIII. Подведение итогов урока

Мы с вами рассмотрели все задачи, которые перед нами поставила Мудрая черепаха. Муравьишка проделал очередное путешествие по новому времени года. Теперь мы знаем много всего нового. Ребята а зачем нам знания, которые мы сегодня получили? Где и как мы можем применить их в жизни?

IX. Рекомендации для домашнего задания.

Дома обязательно повторите последовательность зимних месяцев. Вспомните, как нелегко приходится зимой птицам и животным, берегите природу и в меру своих возможностей всегда помогайте тем, кто в этом нуждается.

СПАСИБО ЗА УРОК !

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кубановедение Тема урока "Времена года. Климатические особенности Краснодарского края."

        - познакомить учащихся с характерными особенностями смены времен  года;           - расширить знания детей о климатических о...

Открытый урок "Времена года" УМК Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. "Enjoy English" 3 класс

План открытого урок "Времена года", презентация к уроку, раздаточный материал...

Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие растительного мира Краснодарского края»

Закрепить знания учащихся о растительном мире нашего края, расширить представление о растениях-переселенцах, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям, развивать наблюдательность....

Открытое мероприятие "Времена года"

Познакомить учащихся с временами года, изучить приметы, пословицы, стихи, песни, частушки....

Проект "Сохранение животного и растительного мира Курской области"

Цель проекта: привлечь внимание к вопросу сохранения и защиты растений и животных Курской области....

Урок "Времена года. Зима." для 2 класса дифференцированных групп осетинского языка.

Урок предназначен для учащихся 2 класса дифференцированных групп осетинского языка....