Урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Тимофеева Н.А.
Предмет: окружающий мир
Класс:1
Четверть: 4
Тип урока: Урок закрепления нового материала. Проблемно – диалогический урок.
Тема урока | Весна – пробуждение природы. |
Цель: | Показать пробуждение природы, связь весенних изменений в живой и неживой природе. |
Задачи урока | Познавательные. Показать пробуждение природы, связь весенних изменений в живой и неживой природе. Развивающие: Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы ,развивать умение планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия, развивать связную речь учащихся при устных ответах, логическое мышление, память, внимание. Воспитательные (мировоззренческие): Воспитывать интерес и бережное отношение к природе аккуратность. Обучать работать в группе , воспитывать чувство взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся, уважение к мнению других. |
Планируемый результат обучения | Познавательные УУД: сформировать умение определять связь весенних изменений в живой и неживой природе. Коммуникативные УУД: формировать умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение аргументировать свое предположение. Регулятивные УУД: формировать способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение учиться и способность к организации своей деятельности. Личностные УУД: формировать умение принимать внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира, испытывать интерес к различным видам учебной деятельности. |
Основные понятия | Весенние месяцы, изменения в живой и неживой природе . |
Форма проведения | Урок с применением активных методов обучения. |
Ресурсы: | Основные: Окружающий мир учебник 1 класс часть 2. Дополнительные: компьютер, проектор, маркерная доска; презентация к уроку. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Организационный момент. II. Актуализация знаний. | -У нас сегодня очень необычный урок. Он проходит в необычное для нас время и в необычной обстановке. Тихо сели девочки, а мальчики еще тише. Ребята, возьмите карточки и покажите какое у вас сегодня настроение? У меня тоже прекрасное настроение. В гости к нам пришли наши уважаемые завуч и учителя нашей школы. Я надеюсь, что на этом уроке вы будете мне настоящими помощниками. Пожелайте друг другу хорошего настроения и бережного отношения. А так как мы будем работать в группах, давайте вспомним правила работы в группах. -А начнем урок с того, что отправимся на лесную полянку и посмотрим, что там происходит. Лесная полянка и голоса птиц. Еж. Я спал. Похудел. Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую – будто не было холодной зимы. Лиса. А я голодала – одними мышками питалась, ну да изредка кур подсчитывала в соседней деревне. А что ты, кум, такой худой? Волк. Будешь худ с такой едой. Я не ел четыре дня. Лиса. Миша, расскажи, как у тебя дела? Медведь. Проснулся, слышу – каплет. Вот беда! В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода. Заливает! Не до сна! | Ученики посмотрели друг на друга и пожелали друг другу хорошего настроения. Показывают сигнальные карточки. Ученики вспоминают правила работы в группе Дети разыгрывают сценку. | Познавательные УУД 1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. 2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; 3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация и др.); 4.Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и объекты; 5. делать выводы на основе обобщения умозаключений. |
III. Формулирование проблемы. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | – В какое время года такой разговор мог произойти? | Ответы учеников. | Коммуникативные УУД 1. Развивать умение слушать и понимать других. 2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4.Уметь работать в паре и группе, договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
IV. Постановка цели и задач урока. V.Закрепление изученного материала | – А сейчас за окном какое время года? Какова же тема нашего урока? – Мы сегодня будем говорить о весне, о ее приметах. 1.Беседа о весенних месяцах. – А знаете ли вы весенние месяцы? Послушайте и отгадайте. Дует теплый южный ветер, Стих про март. – Март – это время, когда солнце посылает на землю своих помощников. Поэтому и называют эту пору «весной света». Народные приметы говорят дети из групп (3 группы). -Яростно река ревет Стих Родина слова «апрель» – Древний Рим. Оно означает «теплый», «солнечный». Апрель – снегогон, растопил снега. Апрельские лужи землю будят. Где в апреле вода, там в июле трава. Апрель – пора большой воды. (включить экран) -Зеленеет даль полей, Стих – В честь богини Майи, богини земли и плодородия. Май в народе называют «травень». Зеленеют луга, распускаются почки. 2. Неживая природа весной. -По каким признакам мы узнаем, что наступила весна? Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне. Стало холоднее. Стало теплее Образовались проталины. Земля покрылась снегом. День уменьшается. День увеличивается. Река замерзает. Лёд на реке тает. Листья распускаются. Листья желтеют. Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга. Тает снег. -Какая группа быстрее закончит, поднимает руки. -Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2? -Весной ослепительно светит солнце. Свет от него густой, золотистый. Солнечные лучи греют лицо и руки. Небо весной синее, синее, а по нему раскинулись белые облака. На буграх появились первые проталины. На лесной опушке слышится пение птиц. Картина «Грачи прилетели» – Какое время года? Звуки природы. Капель. Ветер. Написал ее русский художник А. К. Саврасов. 3. Беседа о живой природе – А какие еще птицы прилетают к нам весной? 4. Физминутка. 5. Работа с карточками.!!!!!!!! -Среди табличек с названиями птиц выбрать только перелетных. Стихи. Картинки крепятся на доску. Грач Скворец Ласточка Жаворонок Всех перелетных птиц черней. Чистит пашню от червей, Взад вперед по пашне вскачь. А зовется птица……(грач) Нам в хозяйстве помогает Слайд с пением скворца. Прилетели к нам с теплом, Слайд Еще в низинах снег и лед, -Вспомните, почему многие птицы осенью улетели в теплые края? (Холодно. Исчезают насекомые, нечем питаться.) А какую пользу приносят птицы? (Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тысяч насекомых. Грач-до 8 тысяч вредных червей и гусениц. Ласточка за лето ловит до 1миллиона мошек и комаров. Таким образом, птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку.) -Как люди заботятся о птицах? | Ученики выводят тему и цели урока Ответы учеников. Ученики читают народные приметы о весне и стихи по группам. Работа в группе Работа с карточками. Ответы детей Выполняют гимнастические упражнения Сведения читают дети. Ответы детей. | Регулятивные УУД Развиваем умения: 1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом 2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 4 Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные результаты 1.придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; 2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. 3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
V. Итог урока. | Тест: – От весеннего тепла оттаивает почва, просыпаются травы. Появляются первые цветы. 1.Пробивается росток, 2.Это растение зацветает первым. Мы все с нетерпением ждем маленькие желтые солнышки. Почему у растения такое странное имя? Листья у него снизу мягкие и пушистые. Они согревают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, как у злой мачехи из сказки. (Мать и мачеха) Слайд. 3.Это растение ты заметишь сразу. У него разноцветные цветки: розовые, фиолетовые, синие. Поэтому шмели его быстро находят. Цветок своего сока-нектара не жалеет, угощает всех сладкоежек. За сладкий, медовый вкус его и назвали. (Медуница) – Всю эту красоту мы увидим с вами совсем скоро. С каждым днем весна все смелее будет вступать в свои права. 4.Возьмите карточки и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры возле каждого предложения.) -Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания. Цветок на лугу я сорвал на бегу Сорвал, а зачем - объяснить не могу. В стакане он день простоял и завял, А сколько бы он на лугу простоял? -Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать березовый сок) | 1. Определяют растения по описанию 2. Работают с карточками и расставляют нужные цифры. Ребенок читает стихотворение наизусть Дети подводят итог . | |
VI. Рефлексия. | – Весна – самое красивое время года. Весной начинается новая жизнь в природе. У человека, который смотрит на эту красоту, поднимается настроение, хочется петь, танцевать, пойти на улицу. Желтый – отличное настроение. Вам понравился урок, и вы для себя открыли, что-то новое. Зеленый – много понравилось, но что-то не совсем удалось или не все поняли. Коричневый – вы недовольны собой. – Ну, а я довольна вами. Молодцы! | Размещают на доске цветочки нужного цвета. | |
VII. Домашнее задание. | Составить рассказ по плану. | Детям раздаются карточки с планом рассказа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира
Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...