«Мир животных: насекомые (узнавание, называние).
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Барышева Наталия Георгиевна

Технологическая карта урока , предмет "Окружающий мир" ,1 класс, Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx94.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большекабанская средняя общеобразовательная школа имени академика В.И.Андреева»

Лаишевского  муниципального  района  Республики Татарстан

Технологическая карта урока по окружающему миру

на тему: «Мир животных: насекомые (узнавание, называние).

Главная особенность этой группы животных»

Составитель

учитель начальных классов

Барышева Наталия Георгиевна

        Большие Кабаны 2023 г

Аннотация

Урок на тему «Мир животных: насекомые (узнавание, называние). Главная особенность этой группы животных» я считаю целесообразно провести по технологии смешанного обучения

В программе обновленных ФГОС НОО на данную тему отводится 2 урока, в представленном конспекте урока рассматриваются только внешние признаки насекомых и выделяются основные признаки, отличающие «Класс насекомых» от других животных. На втором уроке учащиеся подробно знакомятся с разнообразием и образом жизни представителей данного класса. Для лучшего усвоения учебного материала использую межпредметную связь с предметами изо и технологию

Автор УМК : Школа России, автор А.А. Плешаков

Предмет  : Окружающий мир

Тема: «Мир животных: насекомые (узнавание, называние). Главная особенность этой группы животных».

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель; познакомить учащихся с признаками насекомых и показать их многообразие и красоту; выявить важнейшие признаки насекомых.

Задачи

  1. Образовательная: формировать у учащихся новые понятия отличительных особенностей строения насекомых, учить определять принадлежность животного к данной группе;
  2. Развивающая: развивать внимание, умение анализировать, выделять главное;
  3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, взаимоуважение.

Технология: технологии критического мышления, технология проблемного обучения, технология практического обучения

Методы: проблемного изложения, частично – поисковый, практический метод

Приемы: мини проект, кластер.

Форма урока: индивидуальная, групповая, парная.

Результативность проведения урока: освоение отличительных признаков насекомых.

Межпредметные связи: технология, изо.

Ресурсы:  учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир 1 класс» 1 часть, рабочая тетрадь А.А.Плешакова «Окружающий мир 1 класс» 1 часть, видеоролик «Эти удивительные насекомые», кроссворд, картинки с изображением   животных, изображения  бабочек, пластилин

Ключевые слова: животные, классы животных, зоология, голова, грудь, брюшко, усики, глазки, крылья, ноги, отличительные признаки.

Планируемый результат обучения: Учащиеся научатся объяснять и распознавать отличительные признаки насекомых

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД - умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Таблица №1 – Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Настрой на урок, читает учитель.

Чтоб природе другом быть

Тайны все ее узнать,

Все загадки отгадать.

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность.

А поможет нам узнать наша наблюдательность

Проверяют готовность к уроку.

Слушают учителя.

Личностные:,
сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

2

Проверка домашнего задания

На прошлых уроках мы изучали природные объекты, а именно…?

Вот я сейчас и проверю, насколько Вы были внимательны и наблюдательны.

У Вас на столах лежат кроссворды, работаете в паре, отгадываете кроссворд.

Вспомним правила работы в паре.

Приложение 1

C:\Users\Uchitel\Desktop\img1.gif

Лиственные и хвойные деревья.

  1. Будьте внимательны друг к друга
  2. Активно участвуйте в обсуждении вопросов
  3. Прислушивайтесь к мнению участников.
  4. Не стесняйтесь высказывать свое мнение.
  5. Контролируйте свои  действия.

Регулятивные контроль и оценка

Логические анализ, сравнение, синтез.

3

Мотивация к коррекционной деятельности

Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

- Прослушайте небольшое стихотворение, и Вы узнаете о ком сегодня мы будем говорить на нашем уроке.

Лиса живет в своей норе,

А белке хорошо в норе,

И пчелы дикие себе

Устроили жилье в дупле.

А у кротов ходов не счесть,

И норок очень много есть.

Медведь в берлоге отдыхает,

А мышка в нору заползает.

И волк в норе своей живет,

И песни по ночам поет.

Повсюду птицы гнезда вьют.

А песни по утрам поют.

- О ком говорится в стихотворении?

На доске появляется слово

- Знаете ли вы, какая наука изучает животных?

- Эта наука называется зоология.

На доске появляется слово

- А ученые, которые изучают зоологию – зоологи.

- и вы сегодня на уроке будете зоологами, потому, что сегодня..

Учащиеся слушают стихотворение

- В этом стихотворении говорится о животных.

-

Учащиеся заканчивают фразу Мы будем изучать животных

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

4

Этап актуализации и пробного учебного действия

Целью является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

У Вас на партах лежат картинки раскраски с изображением животных. Приложение 2

_   Ка вы думаете, легко ли зоологам изучать животных по отдельности?    

- Ученые очень давно придумали объединить животных в группы, по общим признакам и изучать уже целую группу.

- Сейчас Вы попробуете объединить животных в группы

Учитель выслушивает суждения учащихся, исправляет и обобщает предложенные варианты ответов и составляет кластер на доске

- Я думаю, что нет это очень долго.

Учащиеся рассматривают изображения и пытаются разделить животных на группы по внешним признакам. Раскрашивают выделенных животных в группу разными цветами6 насекомых – желтым цветом, рыб- голубым цветом, птиц – оранжевым цветом, зверей - коричневым

Прием «Кластер»

« Животные»

Насекомые  Рыбы  Птицы Звери

Познавательные:
- поиск и выделение информации,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- синтез

5

Этап локализации индивидуальных затруднений

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Изучение животных всегда начинается с самой примитивной и группы животных.

- Как вы думаете с какой группы мы начнем знакомство?

- По каким признакам Вы отнесли всех животных в группу насекомых?

- Чтобы проверить Ваши предположения, посмотрим видеоролик о насекомых.

Просмотр видеоролика

https://youtu.be/zkSrrCZH3-8

- Я думаю, знакомство начнем с группы насекомых.

- Они мелкие

- Они с крыльями

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:
- поиск разнообразных способов решения задач
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей

Физминутка

Игра «Летает, не летает»

6

Этап построение проекта коррекции выявленных затруднений

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться)

На данном этапе прослеживается тесная межпредметная связь с предметом технология

- Просмотрев видео, Вы согласны, что все насекомые маленьких размеров и имеют крылья?

- Значит у них есть какой-то другой общий отличительный признак.

Сейчас вы, используя изображение животного и свои знания вылепите из пластилина бабочку, представителя класса насекомых.

Голова

Усики

Глазки

Грудь

Брюшко

Крылья

Ноги

- К какой части прикрепляем крылья?

- К какой части прикрепляем ноги?

Вывод: все эти части прикрепляем к груди

- Нет, не все насекомые мелкие, и не все имеют крылья.

Учащиеся лепят из пластилина бабочку, проговаривая детали лепки.

Ноги лепят, сколько считают нужным.

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- самостоятельное создание способов решения проблемы

7

Этап реализации построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

А вот теперь разберемся с существенными признаками класса насекомых.

- Только ли у насекомых есть голова?

- А по наличию усиков можно утверждать, что это насекомое?

- А глаза?

- Грудь и брюшко?

- Крылья?

- Ноги? Сколько их?

- Нет, у многих животных есть голова.

- Нет, у многих животных есть усики.

- Почти у всех животных есть глаза.

- Это тоже есть у многих.

- Крылья есть у птиц.

- Тоже у других животных есть.

- Четыре,шесть,восемь…..

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности

Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения (позиции),

8

Этап обобщения затруднения во внешней речи

 Цель : закрепление нового материала

Откройте учебник на с.68  и прочитайте, сколько ног у насекомых.

- Проверьте, какое количество у ваших бабочек, если нужно исправьте.

- Прочитайте вывод в учебнике и запомните. Отличительный признак Класса насекомых – наличие шести ног

Если есть необходимость, учащиеся исправляют.

Учащиеся читают вывод

Познавательные:
-структурирование знаний,

9

Этап рефлексии

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Оцените свою работу на уроке.

Мы сейчас соберем коллекцию бабочек

- Желтая бабочка – на уроке было все интересно, у меня все получилось

- Оранжевая бабочка – на уроке было интересно, но мне еще надо поработать над этой темой.

- Красная бабочка- на уроке многое было непонятно.

Учащиеся оценивают свою работу и раскрашивают бабочек, соответствующие действиям на уроке.

C:\Users\Uchitel\Desktop\Лучший урок окружающего мира\изображение бабочки.jpg

Личностные:
- формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения

Регулятивные:
- адекватная самооценка.

10

Домашнее задание

В 1 классе домашнее задание не задают. Но я предлагаю по желанию , найти описание интересной бабочки ( для урока изо)

Список литературы

1. Плешаков,  А.А.  Окружающий  мир.  1  класс.  Учебник  для общеобразовательных организаций с  прил. на электрон. носителе. В  2  ч.  Ч.  1/ А.А.Плешаков.-3-е изд.- М.: Просвещение, 2023.-175 с.

2. Видеоролик. Режим доступа: https://youtu.be/zkSrrCZH3-8

3. Картинки к уроку. Режим доступа: https://vk.com/wall-220859054_5118

4. Васильева, Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс.  М.: ВАКО,2013.-384 с.  (В помощь школьному учителю) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира с ИКТ 1 класс по теме "Животные:насекомые,птицы,рыбы,звери"

Данная разработка представляет урок по теме "Животные:птицы,рыбы,звери",проведенный в 1 классе,с презентацией....

Животные. Насекомые, птицы, рыбы, звери.

Конспект урока окружающего мира, в соответствии с ФГОСами....

Урок окружающего мира "«Группы животных: насекомые, моллюски, паукообразные».

На данном уроке учащееся знакомятся с новыми видами животных. Знакомство происходит путем выявления и сравнения общих и отличительных свойств трех групп животных....

Презентация к уроку по предмету "Человек". 1 класс Коррекционной школы. Тема: «Дифференциация пищи (узнавание, называние)».

С помощью презентации научить узнавать и называть блюда, ввсести в словарь новые слова....

урок окружающего мира во 2 классе «Мир животных: рыбы. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание, называние, описание»

Цель: формирование у учащихся представлений о рыбах как особойгруппе животных.Задачи:создать условия для усвоения отличительных признаков рыб, особенностей их строения в связи с жизнью в воде;научить ...

Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс

Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой прогр...