Фамилия, имя, отчество педагога, должность | Шисловская Галина Викторовна |
Наименование учреждения, город | ГБОУ школа №439 |
Класс: |
|
Дата: |
|
Тема урока: | «Явления природы весной» |
Продолжительность по времени | 40 минут |
Тип занятия | урок первичного обобщения и закрепления ЗУН |
Форма проведения урока: | классический урок. |
Цель урока: | Формирование представлений об изменениях, происходящих в природе весной.
|
Задачи урока:
| Образовательные: - Продолжать знакомить обучающихся с весенними природными явлениями через речевые, наглядные и звуковые образы.
- Расширять пассивный словарь детей за счет слов: проталины, капель, ручьи, ледоход, цветение.
- Учить различать изменения в природе весной.
Коррекционно-развивающие: - Развивать высшие психические функции: мышление, память, внимание.
- Развивать зрительное, тактильное и слуховое восприятия.
- Развивать мелкую моторику.
Воспитательные: - Воспитывать интерес к окружающему природному миру.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
|
Методы обучения | Словесный: беседа, вопросы. Наглядный: показ видео, иллюстраций, картинок. Практический: использование упражнений: «Разрезные картинки»; «Собери солнце»; «Веселый ручеек». |
Методическое и техническое обеспечение занятия | Средства технические: проектор, коммуникатор, аудиозапись «Звуки весеннего леса». Наглядный материал: изображение солнца с лучами на теплой грелке; иллюстрации с изображением явлений природы. Раздаточный материал: разрезные картинки, раздаточные карточки. |
Предварительная работа | Экскурсии и наблюдения в природе. Чтение художественной литературы о весне, Рассматривание картин о весне, иллюстраций. Беседа о Весне, весенних признаках. |
Использованная литература | Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // alekscdt.narod.ru. – Загл. С экрана. |
Название упражнений, частные задачи |
Деятельность педагога | Деятельность детей |
- Вводная част.
|
- Организационный этап
|
Ритуал – приветствие.
| -Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь. - Посмотрите на меня. - Звенит звонок(колокольчик), начинаем урок (пиктограмма). - Я пришел сюда учиться(жест). - Не лениться, а трудиться(жест). - Учимся старательно(жест). - Слушаем внимательно(жест). Молодцы.
- Я, Г.В. (карточка с именем доску) пришла на урок. - Кто сегодня пришел на урок? (дети вывешивают карточку с именем к фото). - Дима(жест) «Я пришел учиться». - Саша (жест) «Я пришел учиться». - Илья(жест) «Я пришел учиться». - Молодцы. Садитесь за столы. | Обращают внимание на гостей,здороваются жестом.
Слова соотносят с жестом. На доску вывешивают карточку с именем. |
Сообщение темы и цели урока. | Урок: «Окружающий природный мир» (вывешивается карточка с названием урока на доску). - Ребята, что мы делаем на уроке? - На уроке «Окружающий природный мир», мы говорим о природе. - Все изменения, которые происходят в природе, называют явлениями природы. - Явления природы зависят от времени года. - Какое сейчас время года? Весна. - Сегодня, на уроке, мы будем говорить об изменениях природы, которые происходят весной. -Тема урока: «Явления природы весной». (вывешивается карточка с названием темы). | Отвечают на вопрос жестами: учиться, слушать, смотреть, думать говорить.
|
- Мотивация учебной деятельности
|
|
Сюрпризный момент. Пришла весна. | - Солнце ярче светит, дует теплый ветер, снег растаял. - Эта новость не проста. Это значит, к нам пришла – Весна. (открывается плакат с изображением Весны). - Весна - замечательное время года. | Смотрят на плакат. |
II. Основная часть |
|
- Актуализация знаний и умений
|
|
Упр. «Разрезные картинки». - составлять целое из частей. | (на столе у каждого обучающегося картинка). - Посмотрите, на картинку. - На картинке время года – Весна. - Соберите такую же картинку из отдельных частей. - Молодцы, вывешиваем работы на доску. | Собирают разрезнуюкартинку пообразцу. |
Повторение месяцев весны: март, апрель, май. Глобальное чтение. | - Посмотрите, на каждой картинке время года – Весна, но картинки разные. - Потому, что весна разная. - На этой картинке еще лежит снег. - Это начало весны –первый месяц. - Дима, назови 1-й месяц весны – март (читаем вместе). - На этой картинке бегут ручьи. - Это середина весны – второй месяц. - Саша, назови 2-й месяц весны – апрель (читаем вместе). - Посмотрите, здесь зеленая трава. - Это конец весны –третий месяц. - Илья, назови 3-й месяц весны – май (читаем вместе).
- У весны три месяца: март, апрель, май. - За три месяца природа меняется. - Какой сейчас весенний месяц? - Сейчас март, начало весны. | Смотрят на картинки. Соотносят картинку с названием месяца, отвечают на вопросы с помощью коммуникатора
|
|
|
Просмотр видео Явления природы весной. (5 мин) | - Весна приглашает нас на экскурсию. - Мы увидим, как меняется природа весной. - Смотрим (видео). - Ребята, вам понравилась экскурсия? - Какие явления природы, мы увидели, давайте об этом поговорим. | Смотрятвидео. |
«Явления природы». - формирование представлений о явлениях; - активизация словаря.
Греет солнце. Д/игра «Собери солнце»
| - Посмотрите, что это (картинка) - солнце. - Весной солнце яркое, теплое. - Солнце греет, становится тепло.
- Сегодня, к нам в класс, заглянуло солнце. - Потрогайте солнце ладонями – тепло. (дети дотрагиваются до солнца с теплой грелкой).
- Мы видим солнце (картинка) в виде яркого круга и лучей, похожих на треугольники. (у каждого на столе ковролин и геометрические фигуры) - Покажите круг. Покажите треугольник. - Соберите солнце из геометрических фигур. - Молодцы, у каждого получилось, вывешиваем работы. - Солнце – это явление природы. - Читаем слово «солнце» - карточку ставим в словарь. «Явления природы». | Отвечают жестом, с помощью коммуникатора Показывают геом.фигуры. Выполняют задание по словесной инструкции с опорой на образец. |
Появились проталины.
| - На улице еще много снега. - Солнце греет и снег тает. - Места, где снег растаял, и открылась земля называют ПРОТАЛИНЫ (картинка) - снег протаял. - Читаем слово «проталины», карточку ставим в словарь.
- Посмотрите на картинку, лежит снег. - Открывайте, кусочки снега, мы увидели – проталины. - На проталинах появляется первая зеленая трава, первые весенние цветы. | Рассматривают снег, проталины на подносе. Отвечают с помощью коммуникатора |
Звенит капель | - А на крышах домов тают сосульки, стекают капельками воды. - Послушайте (аудио) – это растаявший снег капает с крыш. - Это явление называют – КАПЕЛЬ (картинка). - Читаем слово: КАПЕЛЬ - карточку ставим в словарь. - Постучите каждым пальчиком по ладони – кап – кап – кап. - Так звенит капель весной. Молодцы. | Стучат по ладони каждым пальцем обеих рук. |
Бегут ручьи. К/ упр. «Бежит ручеек» -развитие мелкой моторики
| - А на земле появляются лужи и весенние ручейки (картинка). - РУЧЬИ – это явление природы. Читаем слово: «ручьи» карточку ставим в словарь.
- Сделайте свой весенний ручеек. - Возьмите шнурок, вденьте его в желобки. - Молодцы. Весенний ручеек вывешиваем на доску. | Вдевание синего шнурка в желобки.
|
Ледоход на реке
| - Ребята, на прогулке вы ходили по льду? - По льду ходили медленно, аккуратно. Лед скользкий. - На реке тоже лежит лед. - Весной лед ломается на куски. - Посмотрите, это кусочки льда, потрогайте.
- Весной лед трещит, ломается на куски и плывет по реке. - Это явление называют – ЛЕДОХОД (картинка). - Слово «ледоход» запоминаем, карточку ставим в словарь. | Рассматривание кусочков льда на подносе в воде. |
Начинается цветение. | - Ребята, весной меняются растения - появляются первые цветы, деревья начинают цвести, распускаются листочки. - Посмотрите, и у нас на веточках - листочки. - Этот период называют – ЦВЕТЕНИЕ. - Читаем слово: «цветение», ставим карточку в словарь. |
|
работа со стендом «словарь» | - Ребята, посмотрите, на наш словарь. - Мы выделили слова, давайте их прочитаем: солнце, проталины, капель, ручьи, ледоход, цветение. - Это явления природы. |
|
Физкультминутка |
|
Физминутка. предупреждение утомляемости. | - А сейчас давайте встанем на разминку. (выполняют движения под музыку) - Молодцы, садитесь. Продолжаем урок. | Дети повторяют движения |
Систематизация и обобщение |
|
Д/игра «Четвертый лишний» - упр. в отборе явлений природы. | (на столе картинки различных сезонных явлений). - Ребята, перед вами лежит картинка. - Посмотрите, на картинке - время года Весна. - Выберете карточки с явлениями природы весной. - Саша, назови, какие карточки ты выбрал. - Дима, назови, карточку, которую ты оставил. - Молодцы, вывешиваем работы. | Прикладывают карточки с весенними явлениями природы |
III.Заключительная часть |
|
Закрепление материала |
|
Работа с мнемосхемой; с коммуникатором - обобщать представления о явлениях природы.
| - А сейчас расскажем о «Явлениях природы весной». - Составим рассказ. - Илья, иди к доске. - Слушайте внимательно. - Я называю слова, а вы находите картинку, ставите ее в таблицу.
Илья делает у доски. - Илья, смотри на картинку, назови. Молодец, садись. - Дима, иди к доске. Греет солнце. | Появились проталины. | Звенит капель. |
- Дима, смотри на картинки, назови их. Молодец, садись.
- Саша, иди к доске, продолжаем рассказ. Бегут ручьи. | На реке ледоход. | Началось цветение. |
- Саша, смотри на картинки, назови их. Молодец, садись.
- Мы составили рассказ: «Явления природы весной». Пришла весна. |
|
| Греет солнце. | Появились проталины. | Звенит капель. | Бегут ручьи. | На реке ледоход. | Началось цветение. |
- Дима, иди к доске. - Дима, смотри на картинки, расскажи нам о явлениях природы весной. Молодец, садись.
| Составляют мнемотаблицу. Озвучивают фразу с помощью коммуникатора
|
Подведение итогов |
|
Итог урока. | - Ребята, сегодня мы говорили о весне. - Вспомнили три месяца весны, вы собрали картинки.
- Мы отметили важные явления природы весной: солнце, проталины, капель, ручьи, ледоход, цветение.
- Посмотрите на наши солнышки, весенние ручейки. - Молодцы. Сегодня вы хорошо занимались.
|
|
Организованное окончание урока | - Вставайте в круг. - Скажем: «Я молодец», «Я хороший». - Звенит звонок. - Урок окончен (жест) (убираем карточку с названием урока, ставим карточку перемена. - Скажите, до свидания гостям.
| Используют жесты. |