Конспект урока по теме: "Какой бывает вода?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Цель  урока: дать представления о свойствах воды, об изменениях состояния воды, о значении воды для растений, животных, человека.

Задачи:

- обучающие: создать условия для определения учащимися свойств воды; учить выполнять исследования;  сформировать знания учащихся о свойствах и трёх состояниях воды, значении её в природе и жизни человека, познакомить с экологическими проблемами водных ресурсов земли;

-развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать развитию внимания, воображения, наблюдательности, памяти учащихся, устной речи; развивать умение выделять главное в учебном материале;  сравнивать, делать выводы; использовать жизненный опыт учащихся при работе над новым материалом; развивать навыки проведения опытов; способствовать развитию творческой активности;

-воспитательные: воспитывать ответственность за результаты своего труда,  бережное отношение к воде; научить экономить и ценить воду; развивать стремление охранять водоёмы от загрязнения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakoy_byvaet_voda.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира. 1 класс.

Тема. Какой бывает вода?

Цель  урока: дать представления о свойствах воды, об изменениях состояния воды, о значении воды для растений, животных, человека.

Задачи:

- обучающие: создать условия для определения учащимися свойств воды; учить выполнять исследования;  сформировать знания учащихся о свойствах и трёх состояниях воды, значении её в природе и жизни человека, познакомить с экологическими проблемами водных ресурсов земли;

-развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать развитию внимания, воображения, наблюдательности, памяти учащихся, устной речи; развивать умение выделять главное в учебном материале;  сравнивать, делать выводы; использовать жизненный опыт учащихся при работе над новым материалом; развивать навыки проведения опытов; способствовать развитию творческой активности;

-воспитательные: воспитывать ответственность за результаты своего труда,  бережное отношение к воде; научить экономить и ценить воду; развивать стремление охранять водоёмы от загрязнения.

Планируемые результаты

Личностные:

определение  правил поведения при совместной работе; формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные УУД

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

умение анализировать, сопоставлять, наблюдать и делать самостоятельные выводы,  находить ответ на проблемный вопрос;

добывать новые знания через информацию, представленную в разных формах;

развивать познавательный интерес к предмету через исследования.

Регулятивные:

умение принимать учебную задачу;

организация в учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности;

высказывать своё предположение;

оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение;

строить высказывания;

задавать вопросы;

уметь слушать и вступать в диалог;

 уметь работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Оборудование:

презентация с демонстрационными слайдами; оборудование для проведения опытов учениками: стеклянный графин, одноразовые стаканчики с небольшим количеством питьевой воды, 1 стеклянный стакан с водой, 1пустой стакан, молоко, сок, лёд, термос с горячей водой, чайная ложка, соль, гвоздь, пробка, фильтр, глина, песок.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Отгадайте загадку.

Мы говорим, она течет;

Мы говорим, она играет;

Она бежит всегда вперед,

Но никуда не убегает.

В морях и реках обитает,

И часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять.

Вы узнали, что это? (Вода).

Речевая разминка. (Рабочая тетрадь, стр.36)

Лёд-это вода?

Река-это вода?

Если из тучи идёт вода, то это дождь?

Если вода замёрзнет, то это лёд?

Если на деревьях иней-это вода?

- О чём мы с вами говорили во время разминки? (О воде).

2. Формулирование темы урока.

- Вот какая важная гостья сегодня у нас на уроке. Хотите с ней познакомиться поближе?

- Тогда вам предстоит  узнать, что такое вода, какими свойствами она обладает и какой  бывает в природе.

- Как будет называться  тема урока? («Какая бывает вода?»)

- А какие цели поставим? (Познакомиться с таким веществом, как вода; узнать,  какая бывает вода; узнать свойства воды).

3. Изучение нового материала.

- Ребята, кому из вас  приходилось делать опыты?

- Какое значение имеет  слово опыт?

- В Толковом словаре русского языка одно из определений звучит так:

Проверка научных знаний лабораторным путём.

- Как называют людей, которые проводят опыты? (Исследователи).

- Сегодня мы с вами будем исследователями.

- Давайте узнаем,  какими свойствами обладает вода. Проведём опыты.

Опыт 1.

На столе два разных по форме стеклянных сосуда: графин и стакан.  Учащиеся  наливают  в каждый сосуд воду.

- Что вы заметили? (Высказывания детей).

Вывод: вода не имеет постоянной формы и принимает форму того сосуда, в котором она находится.

Опыт 2.

Ученику предлагаю налить в стакан воды и понюхать воду.

- Имеет запах  вода? (Нет).

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 3.

На столе три стакана: с водой, с молоком, с соком.

- Сравните жидкости по цвету.

- Какого цвета молоко? (Белого).

- Какого цвета сок? (Жёлтого).

- Какого цвета вода? (Бесцветная)

Вывод: вода не имеет цвета.

Опыт 4. 

Опустим ложку в стакан с водой и в стакан с молоком.

- Наблюдаете? (Ложку можно увидеть через воду, а через молоко нельзя).

Вывод: вода прозрачная.

Опыт 5. 

В три стакана налили сок, молоко, воду.

- Попробуйте на вкус жидкости.

Вывод: вода не имеет вкуса.

- Кто назовёт все свойства воды? (Высказывания детей).

4. Физкультминутка.

ДОЖДИК

Капля первая упала – кап!

Сверху пальцем показывают траекторию движения
падающей капли.

И вторая прибежала – кап!

То же самое.

Мы на небо посмотрели –

Смотрят вверх.

Капельки «кап-кап» запели.

Намочились лица,

Мы их вытирали,

Вытирают лицо руками.

Туфли – посмотрите! –

Мокрыми все стали.

Показывают руками вниз

и смотрят.

Плечами дружно поведём

Движения плечами.

И все капельки стряхнём.

От дождя убежим,

Под кусточком посидим.

Приседают.

5. Углубление знаний с опорой на жизненный опыт учащихся.

- Вода словно волшебница. Она может превращаться из одного состояния в другое. У меня спрятана вода в одном из состояний.

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло.

Скользко, весело светло. (Лёд).

- Как лёд превратить в воду?

- Я держу на ладони лёд. Что происходит, почему?  (Лёд под действием тепла тает).

-Отгадайте загадки:

На дворе горой,

А в избе – водой. (Снег)

Говорю я брату:        

-Ох, с неба сыплется горох!        

-Вот чудак,- смеётся брат,-

Твой горох-ведь это…(град)

Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок. (Туман)

Не снег и не лёд, 
А серебром деревья уберёт. (
Иней)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём. (Роса)

-Что объединяет все отгадки? (Снег, лёд, град, туман – это вода).

-Значит, какой вывод можно сделать? (Вода в природе существует в трёх состояниях – жидком, твёрдом, газообразном).

-Как же вода переходит из одного состояния в другое? От чего зависит состояние воды? (От температуры).

-Когда мы с вами встречаем воду в твёрдом состоянии? ( С наступлением холодов).

-Верно. При температуре ниже 00С вода из жидкости превращается в твёрдое тело.

- А где мы   можем увидеть воду в газообразном состоянии? (На кухне, когда закипает чайник. Это пар.)

-Вы правы. Когда вода начинает кипеть, появляется пар. Вода превращается в газообразное состояние при температуре 1000С.

 -А сейчас, находясь на уроке, мы можем увидеть превращение воды в пар?

(Мокрой тряпкой протереть  доску. Через некоторое время доска будет сухая. Вода испарилась).

-Приведите примеры воды в трёх состояниях. (Дети перечисляют).

6. Работа по учебнику стр. 88.

- Прочитайте слово, которое  написано в середине. (Вода).

- В каком состоянии бывает вода в природе?  (Высказывания детей).

- Снег, лед, град, иней – это вода в природе в твёрдом состоянии. (Слова вывешиваются на доску).

Роса – это вода в жидком состоянии.

Туман, пар – это вода в газообразном состоянии.

- Как снег превратить в жидкость (воду)? (Высказывания детей).

- В какую погоду бывает град? (Высказывания детей).

- Как воду превратить в лёд? (Высказывания детей).

- Глина пропускает воду? А песок? (Проверка с помощью опыта).

- Какой вывод можно сделать? (Вода текуча. Песок легко пропускает воду, глина – с большим трудом).

- Можно ли растворить в воде соль? Речной песок? (Проверка с помощью опыта).

- Какой вывод можно сделать? (Вода – хороший растворитель других веществ (соли, сахара). Но в ней не растворяются твёрдые тела (камень, песок).

-Утонет ли в воде гвоздь? Пробка? (Проверка с помощью опыта).

- Какой вывод можно сделать? (Некоторые предметы тонут в воде, некоторые плавают на её поверхности).

- Какие явления природы, связанные с водой, можно наблюдать зимой? (Ответы детей).

7. Закрепление.

Стр. 89.

- Рассмотрите рисунки. Расскажите о значении воды. (Ответы детей).

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Вывод: Вода - это жизнь.

-«Капля воды дороже золота»

-Почему так говорят? (Ответы детей).

- Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. Человек без воды не сможет жить.

- Зачем же вода так нужна человеку? (Пить, умываться, купаться, готовить еду.) А ещё?

-Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить её нечем.
Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды.

- А в некоторых растениях её содержится ещё больше. Достаточно сорвать и помять в руках лист растения, чтобы убедиться в этом.

Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!

- Какая вода нужна человеку, растениям, животным? (Пресная).

- К сожалению, пресной воды на Земле очень мало по сравнению с солёной. А чистой пресной воды остаётся всё меньше и меньше. Над водой нависла угроза.

-  Какая опасность нависла над водой? (Её загрязняют.)

- Что может случиться? (Не останется пресной чистой воды.)

- Как можно помочь сберечь чистую воду? (Строить очистные сооружения, не мусорить).

- Какую помощь можете оказать вы? (Не лить воду зря, не мусорить в воде и на берегу рек).

- С каким призывом мы можем обратиться к людям, чтобы сохранить воду «чистой»? (Берегите воду!)

- Почему надо беречь воду? (Ответы детей).

8. Итог урока.

- О чём  мы сегодня говорили на уроке?

- Что нового узнали о воде?

- Какими свойствами обладает вода?

- Какой бывает вода в окружающем нас мире?

9.Рефлексия

Дополни предложения.

Сегодня я узнал …

Меня удивило …

Мне захотелось …

Мне понравилось …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Какие слова пишутся с заглавной буквой?"

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Какие слова пишутся с заглавной буквы?" УМК "Школа России" по учебнику В.П.Канакиной...

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Тема: «Какие бывают ткани»

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИТема: «Какие бывают ткани» Цели деятельности учителя: знакомство с технологией изготовления из ватных дисков аппликацию Планируемые  результаты:Пред...

Конспект урока по теме "Какие бывают животные"

Конспект урока составлен  с использованием приемов интерактивного (диалогового) обучения....

Конспект урока на тему: «Какие бывают нитки. Как они используются? Изготовление изделий, частью которых является помпон» 2 кл

laquo;Какие бывают нитки. Как они используются? Изготовление изделий, частью которых является помпон»...

Конспект урока по теме «Какие бывают ткани?» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с историей происхождения тканей, их видами; изготовление аппликации из ватных дисков.Планируемые результаты Предметные:знать: историю происхождения тканей; виды...

Конспект урока по теме "Какие бывают ткани" 2 класс

Цели деятельности учителя: знакомство с историей происхождения тканей, их видами; изготовление аппликации из ватных дисков.Планируемые результатыПредметные:Знать: какие бывают ткани и о...

Конспект урока по теме "Какие бывают нитки Как они используются" 2 класс

Цели деятельности учителя: знакомство с видами ниток и их происхождением, а так же с технологией изготовления помпона из пряжи.Планируемые результатыПредметные:Знать: виды ниток; историю происхож...