Технологическая карта урока окружающего мира "Погода" (2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Болгар Екатерина Александровна

Тема урока: «Погода»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний о явлениях погоды, целями и задачами нового раздела; формирование понятий погода, осадки, ветер, температура воздуха, облачность.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) узнать, что такое погода, её виды;

2) формировать навыки определения погоды.

Предметные: обучающиеся научатся:

1) выделять особенности погоды;

2) определять явления погоды.

 

Развивающие:

1) развивать логическое мышление, кругозор, устную речь обучающихся;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Личностные:

1) принятие и освоение социальной роли обучающегося;

2) готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

3) формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

2)  воспитывать умение работать в группе/парах.

УМК: УМК «Перспектива», учебник окружающего мира 2 класс: Учебник в 1ч./ А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая – М.: Просвещение, 2022. - Ч.1; раздаточный материал, презентация, видео.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 26.09.2023г

Школа: МАОУ СОШ  №104

Класс:

Урок: 5

Время: 11:30-12:10          Кабинет: 211

Студент: Болгар Екатерина Александровна

Группа: 41

Учитель: Балдина Вера Александровна

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока: «Погода»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний о явлениях погоды, целями и задачами нового раздела; формирование понятий погода, осадки, ветер, температура воздуха, облачность.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) узнать, что такое погода, её виды;

2) формировать навыки определения погоды.

Предметные: обучающиеся научатся:

1) выделять особенности погоды;

2) определять явления погоды.

Развивающие:

1) развивать логическое мышление, кругозор, устную речь обучающихся;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Личностные:

1) принятие и освоение социальной роли обучающегося;

2) готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

3) формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

2)  воспитывать умение работать в группе/парах.

УМК: УМК «Перспектива», учебник окружающего мира 2 класс: Учебник в 1ч./ А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая – М.: Просвещение, 2022. - Ч.1; раздаточный материал, презентация, видео.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Александровна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

2. Создаёт эмоциональный настрой на урок

- Повернитесь к соседу по парте, пожелайте хорошего дня и присаживайтесь.

- Отлично, давайте начнём наш урок! (слайд 1)

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Презентация

Актуализация знаний и  мотивация

(5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа

словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Организует актуализацию знаний обучающихся через проводящий диалог.

- Сегодня мы продолжим изучать окружающий мир. Давайте вспомним, над какой темой вы работали на прошлом уроке? (слайд 2)

- Скажите, что такое явления природы?  (слайд 3)

- Отлично! Вращение земли, смена дня и ночи, смена времён года, являются примерами природных явлений?

- Ребята, а что называют сезонами?

- Назовите четыре сезона. (слайд 4-5)

- Как называются явления, связанные со сменой времён года? (слайд 6)

- Верно!

1.Отвечают на вопросы учителя.

- «Явления природы».

- Все изменения, происходящие в природе.

- Являются.

- Временя года.

- Весна, лето, осень, зима.

- Сезонными.

УУПД:

использование знаково-символических средств.

УУКД:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и
точностью.

Презентация

Постановка учебной задачи (7-10 мин)

Определение содержательных рамок урока; знакомство с новым разделом.

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог.

Внешний контроль

1.Подведени к формулировке темы и целей урока.

- Отгадайте загадку, чтобы понять, о чём сегодня пойдет речь.

Есть общее название

Природы состояния.

От времени года

Зависит (Погода)

- Предположите, о чём сегодня на уроке мы будем с вами разговаривать?

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (слайд 7)

- Молодцы, какую цель мы с вами поставим для нашего урока?  Для этого на слайде есть слово-помощник: (слайд 8)

1. Узнать…

- Верно! (слайд 9)

Посмотрите на слайд и вставьте пропущенные слова в пункты плана: (слайд 10-11)

  1. Узнать, что такое погода, как её предсказывают;
  2. Выполнить самостоятельную работу;
  3. Сделать вывод об изученной теме.

- Вы правильно вставили слова в план!

Загадки на слайде.

1. Как-то летом между туч
Солнечный пробился луч

И нарядную дорожку

Бросил дождику под ножки. (Радуга)

- Когда бывает радуга?

2. Град она крупой бросает

И грохочет, и гремит,
Снопы молний выпускает,
Словно в небе динамит. (Гроза)

- Когда бывает гроза?

3.С неба облако спустилось

И у речки поселилось.
Как причудливо, красиво
Бело-сказочное диво.
Этот утренний обман

Называется … (Туман)

- Когда бывает туман?

4. Белый, а не сахар,  
Мягкий, а не вата,  
Без ног, а идет. (Снег/снегопад)

- Когда бывает снегопад?

- Отлично, вы все загадки разгадали и правильно определили время года.

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы.

- Погода

Формулируют тему.

- О погоде.

- «Погода»

Ставят цель.

- узнать, что такое погода и как её измеряют.

Вставляют в план пропущенные слова.

1. Узнать, что такое погода, как её предсказывают;

2.Выполнить самостоятельную работу;

3. Сделать вывод об изученной теме.

Отгадывают загадки.

Ответы детей.

  1. Радуга; гроза – время года лето;
  2. Туман – время года осень;
  3. Снегопад  – время года зима.

УУПД:

планирование; структурирование знаний.

УУРД:

выстраивать последовательность выбранных действий

УУКД:

формулирование и аргументация своего мнения и
позиции в коммуникации

Раздаточный материал

Презентация

Учебник

«Открытие детьми нового знания»

(10 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

1. Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

- Ответить на вопрос «что такое погода?» не так просто. Для начала нужно разобраться, из чего складывается погода. (Слайд 12)

Чтобы в этом разобраться, посмотреть небольшое видео.

Просмотр видео.

- Скажите, что такое погода?

- Что такое температура воздуха?

Температура воздуха - холодно, тепло, жарко. (Слайд 13)

Термометр – это прибор для точного измерения температуры воздуха.

- Что такое облачность?

Облачность – это количество облаков на небе. (Слайд 14)

- Что такое осадки?

Осадки - вода, которая из атмосферы выпадает на земную поверхность. (Слайд 15)

- Что такое ветер?

Ветер – это горизонтальное перемещение воздуха. Бывает: слабый и сильный, северный и южный. (слайд 16)

- Назовите явления погоды.

- Верно!

- Посмотрите на доску. Вы знаете, что такое «метеорология»? (Слайд 18)

- Чтобы узнать, предлагаю просмотреть небольшое видео.

Видео о метеорологии, кто предсказывает погоду.

- Что же такое метеорология?

Метеорология – это наука о погоде. (Слайд 19)

- Что такое метеорологические станции?

Метеорологические станции (метеостанции) – места, где учёные ведут наблюдения за погодой. (Слайд 20)

- Для наблюдения ученые используют: воздушные шары-зонды; метеорологические морские судна; самолеты; метеоспутники. (Слайд 21-24)

- Все собранные сведенья учёные обрабатывают и составляют прогнозы погоды.

- Прогнозы – это научные предсказания. Их составляют на завтра, на несколько дней или недель вперед. (Слайд 25)

- Эти приборы используют на метеостанциях.

Осадкомер – служит для измерения количества осадков (дождя, снега). Осадки попадают в сосуд, и по делениям можно узнать, сколько их.

Ветромер – используется для измерения скорости ветра. Чашки прибора вращаются даже от лёгкого ветерка. Чем больше скорость ветра, тем быстрее вращение. На оси прибора установлен счетчик оборотов, который и показывает скорость ветра.

Флюгер – показывает направление ветра. Флажок поворачивается туда, куда дует ветер, значит, дует он с противоположной стороны. Например, если флажок повернут на юг, значит, ветер северный.

Слушают учителя.

Смотрят видео.

- это сочетание температуры воздуха, ветра, осадков и облачности.

- Это когда холодно, тепло или жарко.

- Это количество облаков на небе.

- Это вода, которая из атмосферы выпадает на земную поверхность.

- Это горизонтальное перемещение воздуха. Бывает: слабый и сильный, северный и южный.

- Дождь, метель, гроза, радуга, туман.

- Нет.

Смотрят видео.

- Метеорология – это наука о погоде.

- Метеорологические станции (метеостанции) – места, где учёные ведут наблюдения за погодой.

Слушают учителя.

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения.

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи.

УУПД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Презентация

Учебник

Раздаточный материал

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Практический: выполнение задания.

1.Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

Работа в парах.

- Откройте учебник на странице 35, в парах ответьте на вопросы.

- И на вопросы, которые на доске.

- Для чего служит осадкомер?

- Для чего используется ветромер?

- Что показывает флюгер?

Отвечают на вопросы.

.

- Для измерения количества осадков.

- Для измерения скорости ветра.

- Направление ветра.

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;

УУРД: оценка действий.

Учебник

Динамическая пауза (1 мин)

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Практический:

Выполнение динамической паузы

Физкультминутка

Выполняют динамическую паузу.

Видео

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов: изготовление рисунка

Внешний контроль

1.Организует самостоятельную работу.  

- Сейчас вы будете работать индивидуально по вариантам.

- На листочках подпишите свою фамилию и имя.

- Можете приступать.

1 вариант.

1 задание. Вставьте пропущенные слова/слово.

____– это прибор для точного измерения температуры воздуха.

Осадкомер – _______ для измерения количества _____.

2 задание. Соотнеси картинку и погодное явление.

       

    Гроза         Снегопад             Дождь    

3 задание. Убери лишнее.

Облачность:

А) ясно;

Б) переменная облачность;

В) плохая облачность.

2 вариант.

1 задание. Вставьте пропущенные слова/слово.

____ - это вода, которая из атмосферы выпадает на земную поверхность.

Ветромер – ______ для измерения скорости ______.

2 задание. Соотнеси картинку и погодное явление.

Туман                Радуга                  Град

3 задание. Убери лишнее.

К осадкам относят:

А) снег;

Б) дождь;

В) ветер;

Г) роса.

- Закончили. Обменяйтесь листочками.

- На слайде правильные ответы. Проверьте друг друга. (слайд 26)

- У кого 1 ошибка – поставьте 5, у кого 2 ошибки – поставьте 4, у кого 3 ошибки и более – поставьте 3.

1.Выполняют самостоятельную работу.

1 вариант.

1 задание.

Термометр.

Служит; осадков

2 задание.

Снегопад, дождь, гроза.

3 задание.

Плохая облачность. (в)

2 вариант.

1 задание.

Осадки.

Используется; ветра.

2 задание.

Радуга, град, туман.

3 задание.

Ветер. (в).

Взаимопроверка.

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

1. Организует беседу о погоде.

- Что мы сегодня узнали? С чем познакомились?

- Расскажите в парах, что такое погода.

 Сделаем вывод.

- Прочите вывод на странице 35.

- Давайте запишем домашнее задание, найти три народные приметы, помогающие предсказывать погоду.

Ответы детей.

Отвечают на вопросы.

Работают в парах.

Читают вывод.

- Записывают домашнее задание.

УУКД:    выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Учебник

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на
уроке, осознание метода построения нового знания.

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации.

- 1.Организует анализ работы по критериям.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

- Какую цель на урок мы ставили?

- Теперь оцените свою работу на уроке. Посмотрите на слайд, поднимите руку те, кто себя чувствует, как зелёный смайлик, оранжевый смайлик, красный смайлик. (слайд 27)

- Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать!

Оценивают эффективность своей деятельности на уроке.

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

- «Погода»

- Цель:

1) Узнать, что такое природа и как её предсказывают.

Выполняют самооценку.

УУРД:

оценивать свою работу.

УУПД:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

технологическая карта урока окружающий мир по теме "карта нашего края" 4 класс ПНШ

Третий урок изучение и работы по карте нашего края. Работа по контурной карте....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкий. "Окружающий мир" по теме: В ледяной пустыне»

middot;         Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;·         познакомить...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...