Живые существа нашей планеты
план-конспект урока по окружающему миру

Терпигорева Ольга Васильевна

Тема урока «Живые существа нашей планеты»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний;

 

   Цель урока: формирование у обучающихся понятий  «живые существа» и «классификация  живых существ»;

 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить обучающихся живыми существами нашей планеты;
  2. Научить различать группы живых существ;

Предметные:

1) Группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;

2)

Развивающие:

  1. Развивать память, мышление, грамотную устную речь;
  2. Развивать навыки самостоятельной индивидуальной и парной работы;

Личностные:

1) Осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, непринятие действий, приносящих ей вред.

 

Воспитательные:

  1. Воспитывать   адекватное   понимание       причины          успеха/ неуспеха в учебной деятельности, используя самооценивание;
  2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника к результатам совместной учебной деятельности при выполнении

парной работы;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivye_sushchestva_nashey_planety_1.docx41.44 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА  

Дата: 10.03.23

Школа: МАОУ ,,Многопрофильный лицей № 148 г. Челябинска,,

Класс: 3 «Б»

Урок: 2

Время:8.55-9.35  Кабинет: 222

Студент:

Группа: 35

Учитель: Трашкова Елена Викторовна

Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока «Живые существа нашей планеты»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний;

   Цель урока: формирование у обучающихся понятий  «живые существа» и «классификация  живых существ»;

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить обучающихся живыми существами нашей планеты;
  2. Научить различать группы живых существ;

Предметные:

1) Группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;

2)

Развивающие:

  1. Развивать память, мышление, грамотную устную речь;
  2. Развивать навыки самостоятельной индивидуальной и парной работы;

Личностные:

1) Осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, непринятие действий, приносящих ей вред.

Воспитательные:

  1. Воспитывать        адекватное        понимание        причины        успеха/ неуспеха в учебной деятельности, используя самооценивание;
  2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника к результатам совместной учебной деятельности при выполнении

парной работы;

УМК:

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова- тельная цель этапа урока

Формы организации учеб.

деятельност и, методы и приемы, формы

контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося, ответы

Планируемые метапредметные

результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопре деление к деятельно сти

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Форма работы: И, Ф

Словесный:

беседа

Приветствует учеников

  • Доброе утро, меня зовут Нина Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Проверяет готовность к уроку

  • Проверьте готовность к уроку, у всех ли есть учебник, тетрадь и пенал на парте? Кто готов к уроку, садитесь на свои места.

Создает эмоциональный настрой

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

Настраиваются на урок

УУПД: осознание

речевого высказывания в устной форме; УУКД:

планирование

учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

УУРД: умение

оперативного включения в урок;

Учебная

презентация

Актуализ ация знаний и мотиваци я (3-4

мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма работы: Ф, П

Словесный: Беседа, опрос Практическ ий: Выполнение задания

Организует актуализацию знаний

  • Ребята, давайте вспомним тему прошлого урока. Кто мне скажет, что такое Биосфера?
  • Отгадайте загадку

Снег, дожди, жара и ветер,

Лист, травинка, время года,

Все животные на свете

Это матушка — ...

  • Ребята, кто даст мне определение понятия «природа»?
  • А какая бывает природа?
  • Отлично, вы большие молодцы!
  • Классифицируйте представленные слова на два столбика. Как будут называться эти столбики?
  • Давайте проверим. Что относится к живым существам? А что к неживым?
  • Отлично! Вы большие молодцы!
  • Поднимите руку те, кто знает на какие царства делятся живые существа.

Актуализируют знания

  • Оболочка Земли, заселенная живыми организмами.

Природа

  • Природа — всё то, что нас окружает и не сделано руками человека.
  • Живая и неживая

-Живые существа и неживые существа

-К живым относятся: утка, бабочка, таракан, роза, сирень, корова, карась

К неживым: сосулька, солнце, снег, лужа, камень, кровать, ключ

УУПД: работать

по предложенному плану;

УУКД:

планирование учебного сотрудничества;

УУРД:

выработать учебную мотивацию;

Учебная

презентация, учебник

Постанов ка учебной задачи (3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Форма работы: И, Ф

Словесный:

Беседа

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока

  • Тогда как может звучать тема нашего урока?
  • Верно, а теперь поставим перед собой цель при помощи опорного слова:

Узнать…

-Давайте составим план нашего урока с помощью опорных слов

 Узнать …

Выполнить

Подвести итоги о …

  • Отлично, я желаю вам успехов в их достижении

Выдвигают варианты

формулировки темы, цели

- Живые существа нашей планеты

- Узнать о живых существах и их отличительных признаках

План:

1) Узнать виды живых существ и их признаки

2) Выполнить самостоятельную работу

3) Подвести итоги о живых существах

УУПД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока;

УУКД: выражение своих мыслей;

УУРД: постановка

учебной задачи;

Учебная

презентация

"Открыти е" детьми нового знания (15 мин)

Построение детьми нового способа действий и формировани е способности к его выполнению

Форма работы: Ф, И

Словесный:

Беседа, опрос

Наглядный: Презентация, доска

Практическ ий: Практическа я работа с кругами

Формы контроля: внутренний

Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания

  • Ребята, кто из вас знает, что такое живая оболочка Земли?
  • Живая оболочка Земли – это миллиарды мельчайших и огромных, малоподвижных и стремительных, невзрачных и ярких живых существ. А кто они такие мы с вами сегодня узнаем.
  • Какие признаки присущи живым существам?
  • Рассмотрите схему, представленную на слайде. Какие виды живых существ вы знаете? Охарактеризуйте их, если сможете.
  • Отлично, теперь давайте разберем каждый вид и выделим у него отличительные признаки
  • Что вы знаете о бактериях?
  • Бактерии – мельчайшие,  наиболее просто устроенные микроорганизмы, которые видны только в микроскоп. Приведите примеры грибов.
  • А кто знает что такое грибы?
  • Грибы – живые существа, тело которых состоит из белых нитей – мицелия. Размножаются с помощью плодовых тел, которые люди издавна называли грибами. Грибы не способны к передвижению. Какие существуют грибы? Приведите примеры съедобные и несъедобных.
  • Следующее царство– это растения.
  • Это живые существа, которые умеют сами создавать пищу из воздуха, почвы, воды и солнечного света.  Обычно растения зеленого цвета. Ребята кто знает, как дышат растения? А как питаются? Приведите примеры.
  • Большое царство живых существ – это животные. Животные обычно умеют передвигаться или хотя бы активно двигать частями тела. Питаются бактериями, грибами, растениями или другими животными.
  • Ребята, приведите примеры животных.
  • А их можно разделить на группы? А на какие?
  • Да, животные делятся на 4 группы.
  • Насекомые – мелкие животные с твердым панцирем и насечками на теле. Имеют 6 членистых ножек. Попробуйте привести примеры этих животных.
  • -Рыбы – активно плавающие в водоёмах животные. У них нет лап, но есть плавники. Их тело покрыто скользкой чешуёй. Кто знает названия рыб?
  • Птицы – теплокровные животные, тело которых покрыто перьями. Они обычно летают. Приведите примеры.
  • Звери – теплокровные животные, выкармливающие своих детенышей молоком. Тело зверей обычно покрыто шерстью. Кто знает таких животных? Назовите их
  • -Отлично, вы большие молодцы!

Ответы детей

-дышат, питаются, размножаются, растут, умирают

-бацилла, кокки

-съедобные и несъедобные

Лисички, белый гриб, шампиньон

Мухомор, поганка

Ромашка, береза, шиповник

Муравей, муха, стрекоза

Окунь, щука, лещ

Курица, сорока, дятел

Кошка, медведь, кенгуру

УУПД: работать

по предложенному плану, проводить анализ и структурировать полученные знания;

сравнение, осознанное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждений, доказательств;

УУКД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

согласование общего решения;

УУРД: умение удерживать внимание при

восприятии

информации;

осознание качества усвоения;

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

Учебник,

алгоритм, опорные карточки, круги

Первично е закреплен ие

(4 мин)

Усвоение нового способа действий

Форма работы: И, Ф

Словесный: Беседа, опрос Наглядный: Учебник

Форма контроля: внутренний

Организует выполнение задания на закрепление

  • Давайте закрепим полученные знания и выполним задание.
  • На слайде представлены живые существа, вам нужно распределить их по нужным столбикам. Пару минут на выполнение, потом проверяем.

Выполняют задание для закрепления знания

УУПД: проводить

анализ и структурировать полученные знания;

УУКД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

УУРД: осознание качества усвоения;

Учебник

ФИЗМИНУТКА

Самостоя тельная работа с самопров еркой

(5 мин)

Интериориза ция нового способа действий, индивидуаль ная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Форма работы: И, П

Словесный Беседа Практическ ий:

Задание

Форма контроля: Внутренний, взаимоконтр оль

Организует самостоятельную работу

  • А теперь вы поработаете самостоятельно. У вас партах лежат карточки с заданиями. Вам нужно решить тест, в каждом вопросе только 1 вариант ответа. Можете приступать к выполнению.

 Организует взаимопроверку

  • А теперь обменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте, верно ли он выполнил задания. Если все верно, то поставьте +, если были ошибки, то -. На слайде представлены критерии оценивания, поставьте отметку своему однокласснику.
  • Кто получил 5? У кого 4? А у кого 3? Какие были ошибки?

Выполняют задание самостоятельно

Взаимопроверка

УУПД:

структурировать полученные знания; выполнение действий по алгоритму;

УУКД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

УУРД: осознание качества усвоения; контроль,

коррекция, оценка;

Учебник

Включен ие в систему знаний, повторен ие

(8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Форма работы: Ф, И, Г

Словесный: Беседа Практическ ий: задание

Форма контроля: внутренний

Организует закрепление материала

- Теперь я предлагаю вам выполнить задания в 4(6). У вас на парте лежит большой листочек с 3-мя заданиями. В первом задании нужно будет вычеркнуть НЕЖИВЫЕ СУЩЕСТВА,чтобы остались только живые. Во втором задании нужно будет соотнести представителя с его царством. И в третьем задании нужно будет прочитать небольшой отрывок и исправить ошибки. На выполнение 5 минут, можете приступать.

-Откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник 98-105 читать, с 102 номер 1,2

Закрепление материала

УУПД: работать

по алгоритму, проводить анализ и структурировать полученные

знания;

УУКД: в парах строить действия по достижению общей цели;

УУРД: осознание качества усвоения знаний;

Учебник,

карточка

Рефлекси я деятельно сти

(5 мин)

Самооценка результатов деятельности

, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма работы: И, Ф

Группа словесных методов: Беседа

Форма контроля: внутренний

Подводит итоги урока

  • Теперь можем подвести итоги нашего урока. Какая была тема урока?
  • Какую цель мы поставили перед собой? Достигли ли мы ее?
  • Что вызвало у вас трудности?

- Оцените свою деятельность на уроке. На слайде представлены смайлики определенного и цвета и подписи, которые соответствуют работе на уроке. По поднятой руке отвечаете как вы работали сегодня. Первый смайлик- я активно работал, у меня все получилось; второй- не все получилось, но я буду стараться; третий – у меня ничего не получилось.

 - Продолжайте в том же духе!

Подводят итоги уроков

- Живые существа нашей планеты

- Узнать о живых существах и их отличительных признаках

УУПД: контроль и

оценка процесса и результатов деятельности;

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;

УУРД: оценка результатов работы;

Учебная

презентация, круги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы "Животное- живое существо.Животные по типу питания"

Приложение к уроку окружающего мира по теме "Питание животных"(схемы)...

Презентация к уроку по теме: "Животные - живые существа"

Данная презентация была использована на уроке окружающего мира  по программе "Начальная школа ХХI века"...

Животные - живые существа

Презентация по окружающему миру для раздела "Животные"...

Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Живая природа. Жизнь - особенность нашей планеты. Растения."

Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Живая природа. Жизнь - особенность нашей планеты. Растения."...

Технологическая карта урока окружающий мир. Живые существа нашей планеты. 3 класс. УМК "Развивающая система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова"

Тема урока: "Живые существа нашей планеты"Тип урока: урок "открытия" нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся понятий  «живые существа» и «кл...