Отечественная война 1812 года
план-конспект урока по окружающему миру

Терпигорева Ольга Васильевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления у учащихся о войне 1812 года, о Бородинском сражении; знакомство учащихся с известными историческими деятелями – М. В. Кутузовым и Наполеоном Бонапартом.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать понятие о Отечественной войне 1812 года.

2.Познакомить учащихся с известными историческими деятелями – М. В. Кутузовым и Наполеоном Бонапартом.

Предметные:

1. Учиться понимать значимость победы российского народа в войне 1812 года.

2. Учиться называть участников, героев войны.

Развивающие:

1. Развивать речь, мышление, познавательную деятельность детей;

2. Развивать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.

Личностные:

1. Проявлять интерес к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир».

2. Осваивать навыки сотрудничества со сверстниками при работе в группах.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к родине и патриотизм.

2. Содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_14.04.docx51.49 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Дата: 14.04.2023 г.

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 4 «К»

Урок: 1

Время: 08:00 – 08:40

Кабинет: 105

Студент:

Группа: 35

Учитель: Долгих Антон Александрович

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока «Отечественная война 1812 года»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления у учащихся о войне 1812 года, о Бородинском сражении; знакомство учащихся с известными историческими деятелями – М. В. Кутузовым и Наполеоном Бонапартом.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать понятие о Отечественной войне 1812 года.

2.Познакомить учащихся с известными историческими деятелями – М. В. Кутузовым и Наполеоном Бонапартом.

Предметные:

1. Учиться понимать значимость победы российского народа в войне 1812 года.

2. Учиться называть участников, героев войны.

Развивающие:

1. Развивать речь, мышление, познавательную деятельность детей;

2. Развивать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.

Личностные:

1. Проявлять интерес к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир».

2. Осваивать навыки сотрудничества со сверстниками при работе в группах.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к родине и патриотизм.

2. Содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.

УМК: «Школа России» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 4 класс 2 часть; рабочая тетрадь Плешаков А.А., 4 класс 2 часть).

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностном уровне

Ф

Словесный метод:

слово учителя

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, товарищи кадеты!

- Меня зовут Анна Яковлевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь.

- Вспомним правила успешного урока

Показывают свою готовность к уроку. Ответное приветствие учителя.

-Слушать учителя, отвечать по поднятой руке, не перебивать

Р: планировать свои действия.

Л: устойчивый интерес к новым способам познания.

Проектор с презентацией

Актуализация знаний и мотивация (5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод:

слово учителя

П: самостоятельная работа

К

взаимопроверка

Ребята, сейчас мы вспомним, о чём же мы говорили на прошлых уроках окружающего мира.  

- Сейчас вам предстоит ответить на вопросы, отвечаем по поднятой руке

1.Какой город был столицей России при Екатерине Великой?

2.Что по распоряжению Екатерины было воздвигнуто на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в честь Петра I?

3. Сколько лет продолжалось правление Екатерины II?

4.Какой полководец прославился победой над крепостью Измаил?

5.Почему Екатерина считалась продолжательницей дел Петра Великого?

6.Кто возглавил восстание крестьян, произошедшее при Ека­терине II?

8. Что сделала Екатерина II на благо Отечества?

- Отлично!

Выполняют тест с самопроверкой по образцу.

Осуществляют самооценку.

- Санкт-Петербург

- Зимний дворец        

- 34 года        

- А.В. Суворов  

 

-она много сделала для образования в России

-  Емельян Пугачёв

-  при ней Россия утвердилась на берегах Чёрного и Азовского морей

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

К: формулировать собственное мнение и позицию;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проектор с презентацией

Постановка учебной задачи (2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный метод:

слово учителя, учебный диалог

- Прочитайте, пожалуйста, отрывок стихотворения

Скажи-ка, дядя, ведь недаром,

Москва, спалённая пожаром

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина.

- Скажите, о чём говорится в стихотворении?

- Между какими странами происходили боевые сражения?

- Как вы думаете, почему мы начали урок с отрывка из этого стихотворения?

- Да, сегодня мы поговорим ещё об одной войне, в которой принимало участие наше государство. Эта война получила название

«Отечественной». Ни одна из предыдущих войн не имела такого названия.

- Чтобы узнать год нашего путешествия, надо решить математическую задачу.

«Это число записывается цифрами двух

двузначных чисел; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе меньше первого на 6».

-Правильно, это 1812 год. Отметим его на

«ленте времени».

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой?

- План работы перепутался, вам нужно составить его в правильной последовательности

1. Проведем исследование

2.  Узнаем новое

3. Закрепим материал

4. Проверим знания

5. Подведем итог

- О Бородинском сражении

- Россией и Францией

- Речь пойдёт о военных событиях

- Решают задачу

- 1812 год

 

-Один из учеников отмечает на ленте времени  

-Формулируют тему урока

«Отечественная война 1812 года».

-«Узнать, что за война была в 1812 году и за какое отличие от других  войн она получила название

«Отечественной».

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проектор с презентацией

Учебник

«Открытие»  детьми нового знания (3 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, Г

Словесный: учебный диалог

- Прежде чем мы начнем говорить об этой войне, давайте уточним для себя значение слова «отечество».

- Где можно узнать значение слова?

- Какая же война называется «отечественной»?

Отечественная война- справедливая, освободительная, за свою родину и отечество

- Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками - исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой войне. А в конце урока ответим на наш главный вопрос:

«Почему войну 1812 года называют отечественной?»

- Для этого мы посмотрим видеоролик по ходу которого будем отвечать на вопросы.

Чтобы нам все хорошо запомнить мы проведем исследование вы будете работать в группах. Каждая группа получит своё задание и подготовит выступающих.

Повторим правила работы в группе.

Задание для первой группы.

Проблема: исследовать причины начала войны, раскрыть термин «отечественная война».

- Прочитайте текст на с. 112-113 учебника. Ответить на вопросы:

1. В каком году началась война?

2. Между какими странами шла война?

3. Кто первым начал войну и почему?

4. Кто возглавил французскую армию?

5. Кто возглавил русскую армию?

Задание для второй группы.

Проблема: исследовать главное сражение Отечественной войны 1812года.

- Прочитайте текст на с. 113 учебника, рассмотрите иллюстрацию на с. 114-115. Ответьте на вопросы:

1. Назовите главное сражение Отечественной войны 1812года.

2. Где оно произошло?

3. Чем закончилось?

4. Какой момент боя был самым тяжёлым?

5. О чём можно рассказать, глядя на иллюстрацию на с. 114-115?

Задание для третьей группы.

Проблема: исследовать партизанское движение во время Отечественной войны 1812года и окончание войны.

- Прочитать текст на с. 116-117 учебника. Ответьте на вопросы:

1. Кто такие партизаны?

2. Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов?

3. Как была изгнана французская армия за пределы России?

- в словаре  

 

Л: выраженная познавательная мотивация; устойчивый интерес к новым способам познания.

К: слушать собеседника, соблюдать правила общения;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; участвовать в обсуждении, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Р: удерживать цель деятельности до получения результата;

анализировать  и оценивать свою работу.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

П: проявлять познавательную инициативу.

Проектор с презентацией

Учебник

Первичное закрепление (2 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная работа

Внешний контроль

  Парная работа

-С помощью текста и иллюстрации на странице 114 –115 расскажите с соседом по парте друг другу о  Бородинской битве и впишите недостающие слова в карточках.

В (… ) году армия французского императора (…….)перешла границу России. На защиту Отечества поднялся весь народ, поэтому война называется (…..). Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец (……). Главное сражение этой войны - (……) сражение, произошло (…….) 1812 года.

-Проверяем карточки с доски.

-Настало время нам немного отдохнуть и провести динамическую паузу, встаем физминутка

Мы вдохнули глубоко

Дышим мы легко-легко        

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали,

И локтями повращали.

Сделали по 5 прыжков.

И к работе класс готов!

Молодцы, присаживайтесь.

- Отлично. А сейчас проведем блиц-опрос я буду задавать вопросы, а вам нужно ответить по поднятой руке.

1. Кто был у власти во Франции в те годы?

2. О чем мечтал Наполеон?

3. Когда французская армия вторглась в Россию?

4. Почему русская армия начала отступление?

5. Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками?

6. Где произошло решающие сражение?

7. Почему Кутузов решил отступить?

8. Почему Наполеон оставил Москву?

9. Кто наносил значительный урон отступающим французам?

10. Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном?

-Выполняют задание

В (1812) году армия французского императора (Наполеона Бонапарта) перешла границу России. На защиту  Отечества поднялся весь народ, поэтому война называется (Отечественной). Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец (Михаил Кутузов). Главное сражение этой войны - (Бородинское) сражение, произошло (26 августа) 1812 года.

Отвечают на вопросы.

  1. Полководец Наполеон Бонапарт
  2. Покорить весь мир
  3. В 1812 году
  4. Французы были очень сильны
  5. Михаил Илларионович Кутузов
  6. У села Бородино, в 110 км от Москвы
  7. Чтобы сберечь войско
  8. Пожары, голод, болезни постигли французов в Москве
  9. Партизаны
  10.  Храм Христа Спасителя

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Самостоятельная работа с самопроверкой (20 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

Внешний контроль

- Проверим ваши знания выполняя тест, на работу вам дается 7 минут.

- Время вышло меняемся листочками и проверяем ответы по слайду.

1 вариант

1)2

2)2

3)3

4)3

5)2

6)1

7)3

8)1

2 вариант

1)2

2)1

3)2

4)2

5)2

6)1,2,3

7)3

8)1

П:структурирование знаний.

Проектор с презентацией

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, закрепление ранее изученного

Ф

Словесный: диалог

Форма контроля: взаимоконтроль, фронтальный \опрос

- Открываем рабочие тетради на странице 39 и выполняем задание номер 1 и 2.

Групповая форма работы Игра «Историческое домино»

-Поиграем в домино, но не простое, а историческое.

-Все знают правила игры в домино? У вас будут карточки с исторической информацией, вам нужно их расположить друг за другом так, чтобы последующая карточка была связана с предыдущей. Первая и последняя карточка тоже должны быть связаны.

-Вспомним правила групповой работы.

-Посмотрим, какая группа быстрее и правильно соберет.

В Москве

Наполеон

Император

Франции

26 августа

Бородинская

битва

Главнокомандующий

Кутузов

2 сентября

Пожар в

Москве

600

тысяч

солдат

Француз.

армия

Казанский

собор

В Санкт- Петербурге

200

тысяч

солдат

Русская армия

Храм

Христа

спасителя

Р: контроль.

П: анализ объекта с целью выделения признаков, синтез.

Проектор с презентацией

Рефлексия деятельности (5мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ, применение нового знания

Ф

Словесный: беседа

Форма контроля: устный опрос

-Какая тема урока была у нас сегодня?

-Какие цели мы ставили?

Как мы ответим на вопрос, почему войну 1812 года называют отечественной?

-Посмотрите на слайд и продолжите фразы:

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

Открываем дневники и записываем домашнее задание учебник с. 112-119; Рабочая тетрадь с 39-42, задания 1-5

-Посчитайте жетоны, у кого пять и более

жетонов?

-У кого         не набралось пять жетонов, не расстраивайтесь, у вас        будет возможность на

следующем уроке.

Всем спасибо, урок закончен.

- Отвечают на вопросы

Р: самооценка.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

П: анализ.

Проектор с презентацией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Отечественная война 1812 года"

Развернутый конспект урока по окружающеу миру на тему "Отечественная война 1812 года" (система Л.Занкова)...

Конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года" с ИКТ.

Аннотацияq         Урок окружающего мира по теме «Отечественная война 1812 года» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данный урок...

урок окружающего мира "Отечественная война 1812 года"

Знакомство с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, ее этапами, героями....

классный час "Отечественная война 1812 года"

Игра –путешествие по страницам истории 1812 года - В конце XVIIIвека в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции взял власть в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. З...

Презентация: "Отечественная война 1812 года"

Классный час о войне 1812 года....

Донские казаки в годы Отечественной войны 1812 года

Исследовательская работа учащихся 2 класса Обыденовой Софьи, Ткачёвой Валерии, Шакирова Тимура о роли донских казаков в годы войны с французами 1812 года....

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Герои войны.

Тема урока: « Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение....