Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Герои войны.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Тема урока: « Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.
Герои войны».
Цели урока:
1.Сформировать представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении, о героях Отечественной войны 1812 года;
2.Развивать познавательный интерес, умение делать обобщения и выводы;
3.Воспитывать чувство гордости за героев, любовь к Родине.
Оборудование:
1.Мультимедийный проектор (слайд№1-13);
2.Презентация Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения;
3.Дмитриева Н.А., Казакова А.Н. – Окружающий мир: Учебник для 4 класса, часть 1;
4.Контрольные тесты для учащихся;
5.Кроссворд « Бородинское сражение» ;
6.Выстовка книг об Отечественной войне 1812 г.;
7.Выстовка рисунков учащихся.
Ход урока:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Урока по окружающему миру
Подготовила и проверила
Учитель 4 «а» класса
Смирнова Людмила Николаевна
Тема урока: « Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.
Герои войны».
Цели урока:
1.Сформировать представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении, о героях Отечественной войны 1812 года;
2.Развивать познавательный интерес, умение делать обобщения и выводы;
3.Воспитывать чувство гордости за героев, любовь к Родине.
Оборудование:
1.Мультимедийный проектор (слайд№1-13);
2.Презентация Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения;
3.Дмитриева Н.А., Казакова А.Н. – Окружающий мир: Учебник для 4 класса, часть 1;
4.Контрольные тесты для учащихся;
5.Кроссворд « Бородинское сражение» ;
6.Выстовка книг об Отечественной войне 1812 г.;
7.Выстовка рисунков учащихся.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1.Проверка готовности к уроку;
2.Приветствие гостей.
II. Сообщение темы урока.
- Прочитайте те крылатую фразу ( на доске):
« Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет».
-Кому принадлежат эти слова? ( Александру невскому).
- Как вы их понимаете? ( Русь никогда не отдаст без боя ни пяди своей земли).
- Сегодня мы продолжим говорить об Отечественной войне 1812 года, о Бородинском сражении и о героях этой войны.
III. Объяснение нового материала.
1. Кто такой Наполеон? (слайд №1).
( слушаю ответы детей)
2.Вы готовили доклады, выступления об этом человеке.
(Расскажет о Наполеоне ----------------)
Рассказ о Наполеоне.
- Наполеон Бонапарт- человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769г. На небольшом острове Корсика, принадлежащем Франции. Сын бедного дворянина Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором.
Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, Наполеон стал властелином Европы. Но ему захотелось завоевать весь мир. «Через три года я буду властелином мира. Остаётся Россия, но я раздавлю и её»- заявил Наполеон перед вторжением в Россию.
3.Работа с картой (слайд №2)
- Давайте посмотрим на карту. На ней изображена территория, которую контролировал Наполеон к 1812 году. Назовите страны, которые уже захватил Наполеон к этому времени. (Показывает ученик у доски------)
Учитель:-12 июня 600 000 армия Наполеона вторглась в Россию. Прочитаем об этом в учебнике. Откройте учебник на стр.120.Прочитаем 1-й абзац ( словами о Кутузове). А расскажет нам о Кутузове----------.(слайд №3).
4.Рассказ о Кутузове М.И.
Главнокомандующим русской армии в самый ответственный момент для России был назначен Михаил Илларионович Кутузов. «Прибыл Кутузов бить французов»- говорили солдаты. Его давно знали и любили в войсках. Полное его имя Голенищев-Кутузов, а с декабря 1812 года он ещё и князь Смоленский. Этот титул ему пожаловал император Александр в благодарность за спасение Отечества.
Родился Михаил Илларионович Кутузов 5 сентября 1745 года в Петербурге. В возрасте 14 лет он с отличием окончил Дворянскую артиллерийскую школу. С 16 лет – прапорщик, командир роты Астраханского пехотного полка. Участвовал в многочисленных войнах, которые вела в то время Россия. Не раз жизнь Кутузова находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя. «Видно бог бережёт голову Кутузова на что- нибудь необыкновенное, если он остался жить после двух таких опасных ран», - говорил доктор, который его лечил.
5.Учитель:
- Ребята, Кутузов понимал, что с каждым шагом вглубь России силы французов будут слабеть, а силы русских войск возрастать . Поэтому Кутузов продолжал отступление, пока недалеко от Можайска не была найдена удобная позиция для сражения.
6.Продолжаем работу с учебником, прочитаем 2-й абзац на стр.120 (слайд №4).
- Учитель: Ожесточённость острота и напряжённость этой битвы прекрасно переданы в известном стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».
7. Чтение отрывка из стихотворения «Бородино» (читает ------).
8. Обобщения и выводы о Бородинском сражении.
Учитель:- Какое же знание для России имело Бородинское сражения? ( Наполеон при Бородино впервые не выиграл битву).
Учитель:- Русские войска отступили к Москве. Кутузов собирает военный совет, который должен был решить вопрос- продолжать бой или отступать, оставив Москву. И.Кутузов приказал отступать и оставить Москву без боя. Кутузов считал, что с потерей Москвы ещё не потеряна Россия. Если удастся сохранить армию, останется надежда успешно завершить войну. Но если армия будет уничтожена, можно лишиться не только Москвы , но и всей России.
9.Продолжение работы с учебником.
- Найдите на стр.121,2-й абзац (чтение до слов : Но никто ему ключи от Москвы не принёс). Вот как об этом событии говорил А.Пушкин в 7-й главе поэмы «Евгений Онегин» (читает отрывок-------).
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленоприкланённой
С ключами старого Кремля.
Нет , не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе в дум у погружён,
Глядел на грозный пламень он.
Учитель: ( слайд№5)- А на следующий день Москва запылала. Падение и пожар Москву потрясли русский народ. По всей стране стало собираться народное ополчение. На захваченных землях разгоралось партизанское движение. Партизаны громили французские обозы, нападали на отряды врага. Особенно отличалась в этом движении бесстрашная простая русская женщина- староста партизан Василиса Кожина. (О ней нам расскажет ------------).
10. Заключительный рассказ учителя.
За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 30 000 своих солдат. Запасы продовольствия иссякли. Французы голодали. «Голодный француз и вороне рад»,- сложилась тошда народная пословица.
Армия великая и непобедимая превращалась в шайку грабителей и разбойников. Наполеон понимал, что армия разлагается и не дождавшись предложения о заключении мира, он покинул Москву.
Кутузов, расположившись под Москвой, перекрыл путь французской армии к отступлению (слайд№6). От огромной армии Наполеона осталось всего 30 000 солдат, которые еле унесли ноги из России. Наполеон бросил свою армию на произвол судьбы, пересел в карету и с небольшим отрядом кавалерии помчался во Францию, его спросили про армию, Наполеон сказал: «Армия больше нет».14 декабря 1812 года последние остатки французских войск были изгнаны за пределы России.
IV. Герои Отечественной войны 1812 гда.
- Кто же они – герои Отечественной войны?
Это талантливый военачальники :
1.Пётр Иванович Багратион;
2.Мтхаил Богданович Барклай-де-Толли;
3.Алексей Петрович Ермолов;
4.Николай Николаевич Раевский;
5.Пётр Петрович Коновницын;
6.Дмитрий Петрович Неверовский;
7.Иван Семёнович Дорохов;
8.Иван Матвеевич Платов и другие.
И на равнее с именами бесстрашных наших полководцев в 1812 года мы помним блистательные имена Дениса Давыдова, Александра Фигнера, Сеславина, Николая Кудашева, Ефремова, Чернозубова, Кожиной и многие других.
Но прежде всего главный герой-это простой русский солдат и русский народ.
В память об Отечественной войне 1812 года народ увековечил имена героев. В Москве есть Кутузовский проспект, памятника М.И.Кутузову, Барклаю-де-Толли. А в нашем городе Новочеркасске тоже есть памятники герою войны М.И. Платову.
- Ребята! Где находиться памятники Платову в г. Новочеркасске? ( ответы детей).
- Какие достопримечательности нашего города Новочеркасска, связанные с победой в Отечественной войне с французами, вы знаете? (Две Триумфальные арки-(слайд№7).
В 1814-1817 годах по распоряжению героя Отеч. Войны, основателя нашего города граф М.И.Платова(слайд№8_), в г. Новочеркасске на въезде и выезде были сооружены две одинаковые триумфальные арки в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года и участия в ней донских казаков.
( по времени- рассказ о Платове------)
V. Познавательный материал. (слайд№9)
a) В честь выдающегося русского полководца М.И.Кутузова в 1942 году во время Великой Отечественной войны с Германией (1941-1945г.г.) был учреждён Орден Кутузова. Им награждались командующие фронтами, армиями, командиры, дивизий, командиры полков.
б) Из рубрики «Это интересно!»
- Ребята! Существует легенда о всем вам известном бородинском хлебе:
( Читает учитель).
На бородинском поле шло сраженье,
Картечи визг, как по стеклу ножом,
И вот французов лёгкою мишенью
Стал наш обоз с мукой и фуражкой.
То ли ядро шальное из французской пушки,
То ли заряд в фургон с мукой попал,
А следом шёл фургон с корицей, тмином,
И взрыв муку и тмин перемешал.
Ну а солдат кормить-то чем-то надо?
Негоже продовольствие бросать!
Ведь с тмином та мука, поди, не с ядом…
Так стали бородинский выпекать.
И говорят, что даже сам Кутузов,
А может быть и сам Багратион,
Нахваливали «меткость» тех французов,
Что так удачно стрельнули в фургон.
Вот так из века, ставшего былинным,
Пришёл к нам хлеб, который всем знаком.
Как хорошо, что был фургон тот с тмином,
А не с фасолью или чесноком!
VI. Закрепление изученного материала.
Учитель:
а) – А теперь, ребята, я предлагаю вам блиц- вопросы:
1. Почему война 1812 года называется Отечественной?
2. Как закончилось Бородинское сражение?
3.Почему М.И.Кутузов принял решение оставить Москву?
4.Почему Наполеон, войдя в Москву, не чувствовал себя победителем
5.В чём появился талант великого полководца М.И.Кутузова?
б) Работа в парах.
- Ребята! Сейчас вы будете работать парами, разгадывать кроссворд (слайд№10,11)
- Найдите у себя на партах кроссворд «Бородинское сражение».
- Приготовьтесь, внимательно прочитайте задания по горизонтали и по вертикали.
-Заполните кроссворд.
- Кто готов, поднимите руку!
( Проверка у 1-2пар учащихся). Общая проверка.
VII. Рассматривание выставки книг, детских рисунков, посвящённых Отечественной войне 1812 года.
VIII. Работа с контрольным текстом.
( у каждого уч-ся лежит на парте тест-задание)
-Подпишите текст (укажите фамилию, имя).
-Выберите правильный ответ и обведите его.
IX. Итог урока.
-Какие чувства вы испытали на уроке?
-Почему?
X. Домашнее задание.
Подготовить стихотворение (или отрывок), посвящённый Отечественной войне 1812 года.
- Ребята, спасибо за работу! Молодцы!
8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Герои войны 1812 года
Прекрасная презентация !...
Урок окружающего мира в 4 классе "Война 1812 года.Бородинская битва""
Цель урока- сфомировать представление учащихся о войне1812 года, о Бородинском сражении, о героях войны.Урок способствует развитию познавательных интересов, творческой активности, умению сравнив...

Герои войны 1812 года
Презентация. Можно использовать как на уроках истории, окружаущего мира, так и во внеурочной детельности....
Мультимедийная презентация "Отечественная война 1812 года. Бородинская битва""
Мультимедийная презентация об основных этапах войны 1812 года знакомит учащихся начальных классов с Отечественной войной, ее героями.Цель:создание условий для патриотического воспитания обучающи...
Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение
2012 год назван Годом истории.Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узна...
презентация Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение
Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение, фотографии, что необходимо для урока....