Урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Урок на тему "Про кошек и собак"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.

Тема урока: Про кошек и собак.

Форма урока: групповая

Тип урока: комбинированный

Цель урока: расширить представление детей о домашних животных.

Задачи:

  • образовательные: систематизировать знания о домашних животных, познакомить с некоторыми породами кошек и собак, их особенностями;
  • развивающие: развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, способствовать развитию устной (монологической) речи и обогащению словарного запаса, совершенствовать общеучебные умения;
  • воспитательные: воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Прозвенел звонок,

Начался урок.

На столе в порядке

Книжки и тетрадки.

II. Повторение изученного материала.

Но прежде вспомним то, что проходили на предыдущем уроке.

Дети, которым я выдала карточки, будут работать самостоятельно, остальные работают со мной. [Приложение I]

  • Посмотрите на картинки и назовите животных. (Морские свинки, волнистые попугаи, аквариумные рыбки, черепаха)
  • Что их объединяет? (Животные живого уголка)
  • Для чего содержат этих животных? (Животные живого уголка радуют глаз, создают хорошее настроение, украшают жильё.)

У меня есть аквариум, вспомните, какие рыбки живут в аквариумах?

На доске записаны названия рыб:

гуппи, окунь, меченосец, лещ, гурами, макропод, сомик, меченосец.

Вам нужно вспомнить и выбрать название рыбки, которую я буду показывать.

Теперь посмотрите внимательно и скажите, кто здесь лишний?

(Кот.)

  • К какой группе животных он относится?
  • Каких домашних животных вы знаете ещё?

III. Введение в тему урока

Тему урока определите сами, посмотрев фотографии. (Слайд1)

Кто догадался, какой будет тема нашего урока?

2 слайд. Тема нашего урока: Про кошек и собак.

Похлопайте в ладоши те, у кого эти животные есть дома?

А вот эти замечательные животные нарисованы вами. Многие изобразили своих кошек и собак. (Учитель обращает внимание на выставку детских рисунков.)

IV. Работа по теме урока

Стадия Вызов. Общаясь каждый день со своими питомцами, вы, наверно, много знаете о них. (Составление списка «известной информации»; верные и неверные утверждения)

Подумайте и обсудите то, что вам известно.

1) Работа в группах. Помните, что работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы.

1 группа

2 группа

3 группа

Составить рассказ по плану:

  1. Где живёт?
  2. Чем питается?
  3. Для чего держат?
  4. Какие породы известны?

Отметить верные и неверные утверждения.

  1. Пород кошек существует больше, чем собак.
  2. У кошек есть свой язык.
  3. Породы собак можно разделить на три группы.
  4. Человек приручил собак и кошек, чтобы они ему помогали.

О собаках

О кошках

Проверка.

Расскажите, что вам уже известно об этих домашних животных. Какие породы знаете ещё?

3 группа прочитает вопросы и свои утверждения.

3 слайд (Утверждения верные и неверные)

2) Постановка цели.

Вспомните тему урока, посмотрите на утверждения и скажите, что бы вы хотели узнать сегодня на уроке. (Учитель записывает вопросы на доске)

Чтобы ответить на интересующие вопросы, придётся потрудиться.

Предлагаю работать под девизом:

4 слайд (Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!)

Стадия Осмысление содержания

3) Поговорим о кошках.

5 слайд (Фотографии кошек различных пород)

Посмотрите, какие из этих пород вам знакомы?

6слайд

4) Рассказ ученика о своей сиамской кошке, подготовленный заранее.

5) Откройте учебники. Найдите второй абзац, прочитает вслух…остальные следят по своим учебникам.

6) Рассказ учителя.

В разные времена в разных странах по-разному относились к кошкам.

В Древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей всяческие почести. Случайное убийство каралось большим штрафом. Если кошка умирала сама, то её оплакивали, осыпали высушенными мышами.

А вот в Европе к кошкам было противоположное обращение, её преследовали, особенно не везло чёрным котам: полагали, что они приносят в дом несчастье.

На Древней Руси хозяйственные качества кошки впервые оценили церковнослужители. И поставили под защиту церковного закона.

К кошкам относились по-разному, кто-то любил, кто-то боялся и прогонял. Конечно же кошка не богиня, но и не ведьма, а обыкновенный зверь, но с необыкновенными качествами.

7 слайд (Фотографии кошек)

Все кошки хорошие охотники. Они одинаково хорошо видят днём и ночью. У домашней кошки долгая и славная история. Когда люди начали заниматься земледелием, зерно свозили в хранилища, тут-то и набросились на добро мыши и крысы. Чтобы избавиться от них человек приручил кошку. У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох, который производят мыши, и тотчас настораживается. Кошка очень чистоплотна и часто умывается. А знаете, почему? Кошки вылизывают не столько грязь, сколько… собственный запах. Иначе добыча по запаху может почувствовать опасность и скрыться. Кошка - свободолюбивое животное. Её не стоит принуждать делать то, чего она не хочет.

Рассказ учителя

У кошки есть свой «язык», состоящий более чем из 15 слов и множества интонаций. Есть звуки, выражающие жалобу, просьбу, зов, удовольствие, вопрос.

Кошке важно как можно больше двигаться и играть.

Есть обычай, когда переезжают в новый дом, то первой пускают кошку.

(Стихотворение рассказывает ученик)

Кошка первой входит в дом

И живёт подолгу в нём,

То мяукает, то играет,

То куда-то исчезает.

Исчезает далеко,

А когда придёт обратно,

То из блюдца аккуратно пьёт сырое молоко.

-А чем ещё кормят кошек?

8 слайд . (Пища кошки.)

Основная пища для кошки – мясо, рыба, кисломолочные продукты, каши. Кошкам надо давать яблоки, цветную капусту и другие овощи и фрукты. Кормить кошку надо в одно и то же время, из одной и той же посуды.

V.Физкультминутка

Гимнастика для глаз.

Кошки – хорошие охотники на мышей. Сейчас вам предстоит попробовать себя в роли кошек. Нужно проследить за мышкой одними глазами, не поворачивая головы.

(Учитель водит указкой, на кончике которой находится мышка)

Глазки отдохнули, теперь отдохнём сами.

Наш Барбос встаёт на зорьке

И к реке сбегает с горки.

Он весёлую зарядку

Любит делать по порядку.

Для начала: бег на месте,

Лапы врозь и лапы вместе.

Тренировка для хвоста,

А потом бегом с моста.

VIП. Продолжение темы

7) Поговорим о собаках

9 слайд (400 пород собак, различные породы собак)

10 слайд

Собака – наш верный друг, прирученный человеком ещё в каменном веке. Считается, что предок домашней собаки – волк. Он был первым животным, которого человек принял в свой дом около 20 тысяч лет назад. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху. Собака же слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи. Постепенно человек приручил собак пасти и охранять стада овец и коров, помогать охотникам выслеживать и отстреливать дичь, стеречь государственную границу, водить по улицам людей, потерявших зрение, служить биологам, спасателям и космонавтам, играть с детьми – всего не перечислишь. Все породы собак можно разделить на 3 группы.)

11 слайд (Служебные, охотничьи, декоративные)

8) Групповая работа. «Виды собак». (Во время работы тихо звучит песня «Пропала собака»)

Сейчас каждая группа будет работать с определённым видом.

Вам нужно каждому прочитать стихотворение на карточке про себя. По атласу – определителю найти эту породу сначала самому, потом, посовещавшись с группой приклеить название породы под соответствующий рисунок. Далее необходимо обобщить результаты и подготовить выступление.

Выступления детей

Выходят с мини-плакатами и делают обобщение.

Выступление первой группы.

Сообщение, подготовленное ребёнком о таксе.

Все охотничьи собаки выведены для охоты на зверей. Среди охотничьих собак есть крупные, а есть и совсем маленькие, такие как таксы. Коротенькие лапы и длинное туловище помогает им залезать в норы и выгонять лис.

12 слайд (Охотничьи собаки)

Выступление второй группы

Сообщение, подготовленное ребёнком о колли.

Колли – это красивая, умна, добрая собака. Её называют шотландской овчаркой, т. к. она была выведена в Шотландии. Там она помогала пасти и охранять местных овец. Эта собака очень ласкова и любит детей.

Служебных собак специально обучают в «собачьих» школах специалисты кинологи. (Вывешивается табличка на доску)

13 слайд (Служебные собаки)

Выступление третьей группы

Сообщение, подготовленное ребёнком о пуделях.

Я хочу рассказать о пуделях. Это красивые собачки с необычайными стрижками «под льва». Название пудель происходит от немецкого слова, которое означает «промокший до нитки». Дело в том, что несколько веков назад с пуделями охотились на водоплавающую дичь. Это очень сообразительные собачки. Они часто встречаются в цирке, т.к. хорошо поддаются тренировке.

Собаки разные бывают,

Но все они нам помогают.

И преданнее друга ты

Не встретишь никогда, учти!

VII. Закрепление.

1) Игра «Помоги разобрать личные вещи четвероногих друзей»

(Каждый достаёт одну вещь из пакета и кладёт перед игрушкой собаки либо котёнка)

Хотите узнать, о чём мечтают ваши четвероногие друзья?

2) Инсценирование

Хочу, чтоб ты со мной был мил,

Меня поил,

Меня кормил,

Дал уголок уютный мне,

И раза три в течение дня

На воздух выводил меня…

За всё я щедро отплачу:

Тебя быть добрым научу.

3) Правила ухода за кошками и собаками.

(Парная работа).

Четвероногие друзья живут вместе с нами и нуждаются в нашей заботе, ласке, внимании. Если вы заводите домашнее животное, то вы должны знать правила содержания и ухода за животными. Вспомним их.

14 слайд (Правила содержания и ухода за кошками и собаками)

Необходимо помнить всегда

15слайд. (Мы в ответе за тех, кого приручили. А. С. Экзюпери.)

- Как вы понимаете это высказывание?

Плата за предательство – это брошенные, голодные кошки, одичавшие и опасные своры собак, которые опасны в стае, так же могут быть переносчиками опасных болезней.

4) Отгадайте кроссворд. По фотографии определить породу собак.

16 слайд

17 слайд (по клику клетки кроссворда заполняются буквами)

Прочитайте выделенное слово (друг)

- Как оно относится к теме нашего урока?

VIII. Итог урока

Стадия. Рефлексия.

Давайте вернёмся к утверждениям и ещё раз проверим, изменилось ли ваше мнение или нет.

Удалось ли вам получить ответы на интересующие вас вопросы?

Оцените свою работу на уроке.

18 слайд. (Экран рефлексии. У меня всё получилось. Были ошибки, но я всё исправил сам. Ничего у меня не получилось. Прикрепляют магниты, соответственно: красные, жёлтые и синие)

Выставление отметок. Похвала. В память о нашем уроке, я дарю вам буклеты, где вас ждёт не только домашнее задание, но и полезная информация.

Благодарность за усердие, старание, прилежание.

IX. Домашнее задание по выбору.

Вы подготовили красивые рисунки кошек и собак. Но очень хочется больше узнать о ваших питомцах.

1) Найти в дополнительной литературе интересные факты о жизни кошек и собак.

2) Написать сочинение-повествование.

План

  1. Порода.
  2. Кличка
  3. Внешний вид.
  4. Особенности характера.
  5. Твоё отношение к животным.

3) Написать сочинение – рассуждение «Почему собака бывает кусачей?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...