Урок окружающего мира
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)
Будь природе другом. Красная книга Бурятии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация Будь природе другом. Красная книга Бурятии | 2.95 МБ |
Будь природе другом. Красная книга Бурятии | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1948г. – Создан Международный союз охраны природы. 1966г. –Создана книга о животных и растениях и названа «Красная книга»
На чёрных страницах находятся исчезнувшие виды, которых мы больше не увидим. На красных страницах записаны исчезающие растения и животные, которых мало, но ещё можно встретить. На жёлтых страницах занесены животные и растения, число которых быстро уменьшается. На белых страницах помещены вообще редкие виды на Земле, численность которых всегда была невелика. На серых страницах занесены животные и растения, до сих пор мало изученные. На зелёных страницах записаны восстановленные виды животных и растений, которых удалось спасти от вымирания.
Красная книга Бурятии
Растение высотой 40 – 80 см. Цветки очень крупные, красные, пятнистые. Место обитания – лесные луга и поляны.
Растение высотой до 1 метра. Цветки лилово – красные с темно – фиолетовыми крапинками. Обнаружена на ст. Выдрино.
Находится под угрозой вымирания. Растение высотой 25 – 40 см. Цветок напоминает башмачок. Произрастает на равнинах и поднимается в горы до высоты 1900 м.
Водное растение. Цветки крупные, до 12 сантиметров в диаметре. Произрастает в окрестностях ст. Выдрино и ст. Посольская.
Самый мелкий представитель земноводных в Бурятии. Длина тела 35 – 50 мм. Окраска спины ярко – зеленого цвета. Обитает среди прибрежной кустарниковой растительности.
Размеры мелкие: длина тела 46 – 48 см, вес до 5 – 6 кг. Имеет песочно – серую окраску. Использует для обитания каменистые россыпи и нагромождения скал, а также норы монгольского сурка.
Млекопитающее из семейства кошачьих. Основная окраска шерсти — светло-серая, с чёрными пятнами. Такая окраска прекрасно маскирует зверя— среди тёмных скал, камней, белого снега и льда. Всего 30 особей в Бурятии. На первом месте в Красной книге
Манул (лесной кот) - это редкий и сокращающийся вид. Его основная пища – полевые мыши. Очень таинственный и скрытный зверёк. Шерсть манула одна из самых густых.
К редким животным Бурятии относится этот зверь. Сочетает в себе облик лисицы, волка и шакала. Ярко рыжая окраска, длинный хвост, густая шерсть. Мордочка более укороченная и заострённая. Большие уши на голове высоко посажены.
Предварительный просмотр:
Тыхенова Б.Н.
2 класс
Окружающий мир
«Будь природе другом». Красная книга Бурятии
2023г
Тема урока: «Будь природе другом». Красная книга Бурятии
Тип урока: урок первичного предъявлений новых знаний
Цели урока: расширить представление детей о влиянии деятельности человека на природу; уточнить знания об охране природных богатств; формировать экологическое сознание школьников через содержание заданий, вызывающих позитивный эмоциональный отклик.
Задачи:
1. Познакомить с Красной книгой, её сведениями.
2. Обсудить важнейшие правила поведения детей в природе.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
4. Формировать умение анализировать, делать выводы.
Адаптационные:
Развивать умение находиться в коллективе.
Планируемый результат:
Предметные: узнать виды растений и животных, занесённых в Красную книгу Бурятии.
узнавать и объяснять экологические знаки; формулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение.
Метапредметные: получат возможность научиться извлекать информацию из различных источников; формулировать выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Оборудование: презентация, контурная карта Бурятии, картинки с животными, красный картон, карточки с экологическими знаками, кружки красного и зеленого цвета, карточки со словами. Для групповой работы: картинки с животными и растениями из Красной книги Бурятии, карточки с описаниями животных и растений. Учащимся: клей- карандаш.
Технологическая карта урока
Технология проведения (этапы урока) | Деят-ть учителя | Деят-ть учащихся | УУД | Примечание (рекомендации, интересные находки, обучающие и развивающие задания) |
1. Орг. момент Цель: Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Б.Н. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. (Слайд 1) Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. | Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. | Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: повторить и подготовить учащихся к дальнейшему восприятию учебного материала Работа в паре. | - Прослушайте стихотворение и скажите о чем оно. Мы природе не враги. - Так, о чем это стихотворение? - Вы согласны с тем, что природу нужно беречь? -Кто считает себя другом природы? - Чтобы быть настоящим другом природы, нужно знать правила. А какие, вы расскажете расшифровав экологические знаки. (Слайд 2) Работа в паре. Раздаются экологические знаки. -Предлагаю поработать в паре с соседом и расшифровать экологические знаки. Проверка. - Молодцы! Вы хорошо знаете правила друзей природы! - Как вы думаете, что произойдет, если не соблюдать эти правила? - А мы можем обойтись без растений и животных? - Конечно, все в природе взаимосвязано, если эти связи оборвутся, то и человек погибнет. - Значит, важно нам сохранить нашу природу? | - О том, что нужно беречь животных, растения (природу). Отвечают на вопрос Работа в паре. Обсуждают знаки. Выходят к доске и рассказывают об эколог. знаке. - Погибнет все живое -Нет -Да | Познавательные: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |
3. Постановка учебной задачи Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Посмотрите на картинку. Кто может назвать этих животных? (Поочередно вывешиваются картинки стеллерова корова, квагга, тур). Стеллерова корова, или, как её ещё называют, морская корова, обитала в прибрежных районах северной части Тихого океана на мелководье, где питалась камышом. Последний представитель данного вида млекопитающих был убит в 1768 году. Люди начали истреблять морских коров из-за мяса, жира и кожи. Квагга - вымерший подвид саванной зебры, обитавший в Южной Африке до XIX века. Своё название животное получило из-за издаваемого звука. Звучал он примерно как "ква-га-га". Выше представлена единственная известная фотография этого вида. Туры были дикими быками, прародителями современного крупного рогатого скота. В историческое время эти животные встречались по всей Европе, а также в Северной Африке, Малой Азии, Индии и на Кавказе. Последняя особь погибла в 1627 году от болезни. Если бы не усиленная охота и хозяйственная деятельность человека, туры, возможно, дожили бы до наших дней. - Действительно, трудно узнать животных, которых не существует уже на планете. - Как вы думаете, почему они исчезли? - Правильно, деятельность людей, бессмысленная охота привели к полному уничтожению этих животных. - Что нужно делать, чтобы подобное не повторялось? - Правильно. - Наше государство тоже решило, что природу нужно сохранить, для нас и наших потомков. -Посмотрите, что у меня в руке? -Какого она цвета? - Она так и называется Красная книга. - Где мы встречаем красный цвет? - Так что означает красный цвет? - Красный цвет — он сигнализирует — защити. Красный цвет книги — сигнал опасности. - Кого нужно защитить? Кто в опасности? -Об этом вы узнаете из этой книги. - Так о чем мы будем говорить на уроке? - Молодцы! - На уроке мы познакомимся с Красной книгой, узнаем какие животные и растения занесены в список этой нужной книги и есть ли Красная книга Бурятии. Повторим правила друзей природы, поиграем в игру, создадим свою Красную книгу. | Предполагают Деятельность людей, охота Сохранять природу. Беречь ее. - Книга - Красная - Светофор, огонь и т.д - Опасность - О Красной книге. | ||
4. Работа по теме урока Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новой информации. | На нашей планете существовало много разных видов животных и растений. И людям казалось, что они всегда будут жить и расти. Они использовали растения для своих нужд, безжалостно уничтожали животных. И пришло время, когда ученые забили тревогу: некоторые виды растений и животных исчезли бесследно. Учёные мира создали Международный союз охраны природы. (Слайд 3) По заданию этого союза ученые стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составленные списки издали в виде книги. - Итак, для чего создали Красную книгу? -Первая Красная книга - Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё — красная, а страницы разноцветные. (Слайд 4) - Как вы думаете, почему страницы у Красной книги разноцветные? -А сделано это было для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение. Просмотрим презентацию Красной книги России, которая была издана около 50 лет назад. - Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер. (Слайд 5, 6) - На красных листах книги помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения. (Слайд 7, 8) - На желтых - уязвимые виды, которые очень быстро исчезают, и поэтому им грозит «переселение» на страницы красного цвета. (Слайд 9, 10) - На белых — сведения о редких видах. (Слайд 11, 12) - На серых — сведения о малоизученных и редких видах. (Слайд 13, 14) - На зеленых — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности (зубр), который подвергался большому истреблению. (Слайд 15, 16) - Что нам нужно делать, чтобы сохранить природу? | - Красная книга создана для защиты и сохранения исчезающих видов растений и животных Предположения детей - Соблюдать правила, беречь природу. | Познавательные: осознанно Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют | |
- Молодцы! Теперь можно и на природу. Вывешивается карта Бурятии. -Чем богата природа нашей Бурятии? - Какие животные обитают в наших лесах? Дети прикрепляют животных на карте (Медведи, зайцы, белки, волки, снежный барс, красный волк). Проблемный вопрос - Каких животных мало? (Если не могут назвать, то подходят и показывают на картинке) -Почему в нашей Республике Бурятии исчезают животные и растения? - Как вы думаете, этим животным требуется помощь? - Нужна Красная книга Бурятии? -Каких животных определим в Красную книгу Бурятии? Слайды (18 - 26) | - Животными, растениями - Медведи, зайцы, лисы, волки, белки т.д. - Люди убивают и вытесняют их из мест обитания, пожары и т.д. - Да, нужна -Да, нужна - Снежный барс, красный волк. | Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; формулирование познавательной цели. Коммуникативные: умеет вступать в диалог, слушать и слышать. | ||
5. Первичное закрепление Цель: умение отбирать нужную информацию, подготовить сообщение (работа в группе), используя полученные знания (Красная книга) | Создание Красной книги - Сейчас вы создадите свою Красную книгу, работаем в группе. В конвертах у вас лежат картинки животных или растение, вам нужно выбрать сообщение соответствующее вашей картинке, наклеить на страницу. Так у нас получится своя Красная книга (Башмачок настоящий, снежный барс, красный волк, манул) -Так как страницы нашей книги не имеют цветов, мы можем нарисовать кружочки и показать на каком уровне находятся наши животные и растения. | Выступают с сообщением Красный кружок -башмачок настоящий (Венерин башмачок), снежный барс, красный волк, мануд. | Познавательные: осуществляют логические действия; Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. | |
6. Игра «Можно-нельзя» Цель: используя полученные знания | - Достаточно ли просто знать списки животных и растений, внесенных в Красную книгу? - Что нужно соблюдать на природе? - Поиграем игру «Можно-нельзя» (Слайд 30) Если «Можно» поднимаем зеленый кружок, если нельзя «Красный». 🞆Ломать ветки деревьев; 🞆Убивать животных и птиц; 🞆Дышать свежим воздухом; 🞆Любоваться природой; 🞆Разорять птичьи гнезда; 🞆Разбрасывать мусор; 🞆Трогать жилища животных и их детёнышей; 🞆Засорять родники и речки; 🞆Соблюдать тишину; 🞆Рвать цветы. -Поднимите руки те, кто соблюдает эти правила в жизни. | - Нет - Правила | Познавательные: осуществляют логические действия; Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. | |
7. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности. | - Скажите с какой особенной книгой мы сегодня познакомились? - Красная книга, какая? - Что делает Красная книга? - Для чего создана это книга? -Что она нам дает? | - С Красной книгой. - Важная, нужная, (полезная, разноцветная, большая). - Защищает, охраняет, бережет - Защищает редкие и исчезающие виды растений и животных. - Защита (польза) | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Синквейн |
8. Д/з | - Дома посмотреть какие еще животные и растения внесены в Красную книгу Бурятии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира
Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...