Урок - экскурсия
классный час по окружающему миру (2 класс)

Конспект классного часа по использованию нестандартной формы

Урок – экскурсия во 2 классе


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nestandartnaya_forma_uroka_ekskursiya.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по использованию нестандартной формы

Учитель начальных классов

Манухина Анастасия Олеговна

Урок – экскурсия во 2 классе

Тема: Экскурсия  «Осенний парк»

Задачи экскурсии:

* закрепить знания детей о сезонных изменениях в живой и

неживой природе посредством мудрости русского народа,

выразившейся в поговорках;

  • развивать способность чувствовать красоту окружающего мира, развивать нравственное и экологическое мышление;
  • воспитывать потребность в добром поступке;
  • укреплять физическое и психологическое здоровье учеников

Предварительная подготовка:
проведение беседы, где сообщается цель экскурсии и план ее проведения;

  • разбивка детей на  группы;
  • определение задания для каждой группы с целью активизации наблюдательного процесса у детей;
  • разучивание поговорок, примет, пословиц и стихов об осени, выставка поделок из природного материала.

Время проведения экскурсии: наиболее благоприятное время – сентябрь, когда листья деревьев и кустарников приобретают характерную окраску, и начинается листопад. Погода предпочтительна солнечная, одежда детей утепленная, обувь удобная. 

План экскурсии:
Общее знакомство с местностью. Внешний вид парка в период

золотой осени.

  1. Самостоятельные групповые наблюдения признаков наступления осени в живой и неживой природе.
  2. Разнообразие осенних красок
  3. Физкультурная минутка: игры «Перелетные птицы», «Осенние листочки»
  4. Сбор листьев, веток, плодов лиственных деревьев и кустарников, шишек хвойных деревьев.
  5. Подведение итогов наблюдений.

Начало экскурсии: экскурсия начинается около центрального входа в парк.(на аллее)
Ход экскурсии
1.Общее знакомство с местностью. Внешний вид « парка» в период золотой осени 

- Доскажите словечко: 

Если лист сухой летит,
На земле ковром лежит.
Среди тучек неба просинь.
Знаем точно, это… (осень)

- Подумайте, кто нас сейчас будет встречать? (Деревья, кустарники, травянистые растения, и среди них самые поздние цветы, которые провожают лето) 

- Сегодня мы полюбуемся красками золотой осени, самого яркого, хотя и короткого периода – листопада. Давайте поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты.… Улыбнитесь им, почувствуйте, как они улыбаются вам в ответ.

(Дети встают в круг, держась за руки, улыбаются деревьям, голубому небу, солнцу, друг другу)
- Послушайте тишину парка. Как вам кажется, парк вам рад? Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение? 
- Раз вам хорошо, значит, и парк вам рад. Приходите сюда всегда, как к другу в гости, берегите его. А сейчас предлагаю порадовать парк стихами об осени.
(Заранее подготовленные дети читают стихи об осени)

- А теперь подарите друг другу улыбки, поблагодарите товарищей, давших остальным минуты наслаждения поэзией. В чем волшебная сила улыбки?
- Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то волшебная улыбка будет всегда к вам возвращаться. Ведь окружающий мир – большое волшебное зеркало. И заметнее всего это в парке или лесу. Будьте внимательны сегодня на экскурсии, и вы обязательно это поймете.

2. Самостоятельные групповые наблюдения признаков наступления осени в живой и неживой природе

- Самостоятельно понаблюдайте за осенними изменениями в природе. По результатам наблюдений составьте небольшой рассказ. Можете зарисовать некоторые фрагменты.
1 и 2 группы ведет наблюдение за неживой природой; 3 и 4 группы – наблюдает за живой природой
3.Беседа о разнообразии осенних красок - Давайте полюбуемся осенними красками парка. Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников? Обратите внимание, что листья разных деревьев отличаются по цвету. На березе и липе листья – желтые, на клене, рябине и осине – красные. А зелеными часто остаются листья на кустах сирени до самых заморозков. Вот мы с вами идем по мягкому цветному ковру. Приглядитесь, листьев, каких деревьев больше всего среди опавших? Оказывается, раньше всех теряют листья липа, береза и вяз, позже – сирень, вишня, осина.
- Ребята подготовили сообщения о некоторых деревьях. Давайте присядем на скамейки и послушаем их.
Береза. Березовая аллея светлая и радостная в любое время года, но особенно она красива осенью в сочетании белых стволов, золотой листвы и голубого неба. Листопад березы – самый продолжительный, длится почти два месяца. Многие художники и поэты воспевают осеннюю красоту русской березки.

  • Клен – светолюбивое широколиственное дерево. Листья клена по форме напоминают ладошки. Они очень красивы по окраске: желтые, оранжевые, красные. К осени созревают плоды – крылатки.

  • Осина. Внешний вид осины своеобразен и привлекателен. Осенью нарядны кроны осин: листья перед опаданием раскрашиваются в разные цвета – и розовый, и красный, и чернильный. У осины очень подвижные листья. Они «дрожат» даже от слабого ветерка.

Липа дает много тени. Она хорошо растет и в городских условиях. Осенью листья липы ложатся на землю пышным золотым ковром, который похож на легкую перину. Липа – лекарственное растение. Липовый чай, отвар, мед поддерживают здоровье людей.

Рябина – скромное, ветвистое деревце, почти всюду растущее в наших лесах и парках. Осенью рябина похожа на девицу, которая на плечи разноцветную шаль накинула. И сережки красные повесила. Действительно, рябина – значит рябая, пестрая.

- Деревья вырабатывают такое вещество, как фитонциды. Эти вещества губительно действуют на болезнетворные микробы. Предлагаю подышать чистым воздухом, поиграть и набраться сил и здоровья.

 4.Физкультурная минутка: подвижные игры «Перелетные птицы», «Осенние листочки» /5 мин/

«Осенние листочки

Слова

Движения

Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летали, мы летали –
Все листочки так устали!Перестал дуть ветерок –
Все уселися в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул, 
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.

Стоят кружком,
Держа в руках листочки.
Разбегаются в разные стороны.
Бегают, помахивая листочками.
Садятся на корточки, поднимая листочки над головой.
 Разбегаются, помахивая листочками.

Подкидывают листочки вверх.

«Перелетные птицы»

Учитель называет птиц. Если назвал перелетную птицу, то дети бегают, взмахивают руками. Если названа неперелетная (оседлая) птица, то дети приседают и замирают.
Ворона, ласточка, воробей, журавль, скворец, щегол, снегирь, сорока, грач, стриж, жаворонок, галка.
- Какая птица вызвала у вас затруднение? Почему? 
5.
 Сбор листьев, веток, плодов лиственных деревьев и кустарников, шишек хвойных деревьев Учащиеся собирают природный материал, осенние букеты. Еще раз любуются разнообразием осенних красок, ощущают себя частью окружающей природы.

7.Подведение итогов наблюдений
- Настало время подвести итоги наших наблюдений. Заслушаем информацию об осенних изменениях в неживой природе (Ответы учащихся 1,2 групп)
- Об изменениях в живой природе нам расскажут ребята 3 и 4 групп (Ответы учащихся).
- Какие приметы сложил народ, издавна наблюдая за природой во все времена года? Назовите осенние приметы (Ответы детей)
Чем суше и теплее сентябрь, тем лучше осень, тем позднее наступит зима.

7.Гром в сентябре предвещает теплую осень и снежную зиму. Осенний звездопад предвещает засушливый год. Гром в октябре к неснежной зиме.

- Вот и подошла к концу наша экскурсия. Сколько образов вы сегодня увидели, характеров, настроений, красок! Вы прекрасные фантазеры и настоящие любители природы! Если вам понравилась экскурсия – предлагаю дома рассказать о ней взрослым. Попробовать вместе со взрослыми выполнить любую творческую работу, чтобы передать свои чувства, впечатления. Это может быть поделка, аппликация, рисунок, сочинение. «Перелетные птицы»

Учитель называет птиц. Если назвал перелетную птицу, то дети бегают, взмахивают руками. Если названа неперелетная (оседлая) птица, то дети приседают и замирают.
Ворона, ласточка, воробей, журавль, скворец, щегол, снегирь, сорока, грач, стриж, жаворонок, галка.
Какая птица вызвала у вас затруднение? Почему? 
 Сбор листьев, веток, плодов лиственных деревьев и кустарников, шишек хвойных деревьев /7 мин/


Учащиеся собирают природный материал, осенние букеты. Еще раз любуются разнообразием осенних красок, ощущают себя частью окружающей природы.
6. Подведение итогов наблюдений /3 мин/

- Настало время подвести итоги наших наблюдений. Заслушаем информацию об осенних изменениях в неживой природе (Ответы учащихся 1,2 групп)
- Об изменениях в живой природе нам расскажут ребята 3 и 4 групп (Ответы учащихся).
- Какие приметы сложил народ, издавна наблюдая за природой во все времена года? Назовите осенние приметы (Ответы детей)
Чем суше и теплее сентябрь, тем лучше осень, тем позднее наступит зима.

  • Гром в сентябре предвещает теплую осень и снежную зиму.
  • Осенний звездопад предвещает засушливый год.
  • Гром в октябре к неснежной зиме.
  • - Вот и подошла к концу наша экскурсия. Сколько образов вы сегодня увидели, характеров, настроений, красок! Вы прекрасные фантазеры и настоящие любители природы! Если вам понравилась экскурсия – предлагаю дома рассказать о ней взрослым. Попробовать вместе со взрослыми выполнить любую творческую работу, чтобы передать свои чувства, впечатления. Это может быть поделка, аппликация, рисунок, сочинение.

Рыжая осень устроила бал.
Пышный нарядный цветной карнавал.
В желтом березы, в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины.
Ели и сосны в наряде зеленом,
Ивы серебряны, в золоте клены.

Осень ковер расстелила из мхов.
В нем разноцветные шляпки

грибов.
Чтобы в садах было ярко и

пышно,
Груши развесила, яблоки, вишни

Дождик на струнах вам песни

сыграет,
Осень на бал всех ребят

приглашает.

Вывод:- Вот и подошла к концу наша экскурсия. Сколько образов вы сегодня увидели, характеров, настроений, красок! Вы прекрасные фантазеры и настоящие любители природы! Если вам понравилась экскурсия – предлагаю дома рассказать о ней взрослым. Попробовать вместе со взрослыми выполнить любую творческую работу, чтобы передать свои чувства, впечатления. Это может быть поделка, аппликация, рисунок, сочинение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

Интегрированный урок-экскурсия окружающего мира с элементами краеведения и английского языка по теме «Экскурсия в зоопарк» во 2 классе (УМК М.З. Биболетовой, Enjoy English – 2; )

Тема: В зоопарке. Лексика по теме «Животные, обитающие в зоопарке». Монологическая речь по теме «He/She can(can’t)», «I have got».Цели:Образовательные: активизировать лексический материал по тем...

Урок математики.Числа 1-10.Урок-экскурс в Сочи 2014

Урок  математики  в  1  классе .Урок-экскурсия,посвященный  Олимпиаде  2014  в  г Сочи.  Закрепление  изученного  материала.Отрабатывает  сч...

Урок-экскурсия по окружающему миру во 2-м классе Тема урока: "Живая и неживая природа осенью"«В гости к осени"

Необходимо организовать  и направить деятельность учащихся на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жи...

План-конспект урока "Урок-экскурсия по окружающему миру" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Какие бывают растения"....