Разработка конспекта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Тундра"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Червова Александра Александровна

Разработка конспекта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Тундра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tundra_konspekt.docx652.38 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ФИО студента: Червова Александра Александровна

Тема урока: «Тундра»

Класс: 4

Цель урока: создание условия для ознакомления учащихся с природной зоной тундры.

Задачи урока:

Дидактические: формировать представления и понятия о такой природной зоне, как тундра; познакомить учащихся с растительным и животным миром тундры, ее географическим положением, природными условиями, жизнедеятельностью человека через организацию работы в группах.

Развивающие: развивать наблюдательность, любознательность, умение анализировать, обобщать.

Воспитательные: воспитывать экологическую культуру.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока Образовательная цель этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации уч.д.

(Ф-фронт., И-инд., П-парная, Г-груп.)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля:

взаимоконтроль и

самоконтроль

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р- регулятивные,

К - коммуникативные)

Личностные

#1052;отивации (самоопределение) к учебной деятельности

Цель:выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

(1 – 2 мин)

Словесный (беседа)

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Александровна. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

- Ребята, вы сегодня такие все веселые и красивые, словно маленькие солнышки! Солнышко проснулось и потянуло лучики. Покажите, как солнышко просыпается? Теплые лучики ласковое солнышко посылает к нам. Поднимем руки, они лучики – ласковые, добрые, нежные. Прикоснемся осторожно ручками-лучиками друг к другу, погладим и улыбнемся. От прикосновения солнечного лучика мы стали добрее, радостнее. Желаю вам сохранить это настроение в течение всего урока сегодня!

Приветствуют учителя, настраиваются на урок

Ф

Презентация

К

Осознают учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Осознают ответственное отношение к учебной деятельности

#1040;ктуализация и фиксирование индивидуального затруднения

Цель:подготовка мышления учащихся и организма для осознания ими внутренней потребности в построении учебных действий

(5 – 7 мин)

- Прежде чем перейти к изучению новой темы, нам необходимо повторить пройденный материал, который пригодится нам на уроке сегодня.

- Вспомним, как звучала тема нашего прошлого урока.

-На наш урок снова заглянули Крош и Ёжик. Друзья собираются совершить путешествие в зону Арктики. Но для этого ребятам нужно знать, какие их ожидают трудности.

- Вы уже объединились в группы. У каждой группы имеется лист. На листе записаны природные условия, животные и растения. Каждой группе необходимо будет выбрать только тех животных, растений или условия , которые характеризуют зону Арктики и поставить галочку в квадрате напротив.

- Что нам необходимо сделать прежде чем перейти к работе в группах?

- Конечно же распределить роли и вспомнить правила.

- Определите спикера вашей группы, т.е. того, кто выйдет к доске по окончанию работу и представит результат.

- Выберите человека, который будет фиксировать ваши результаты на бумаге.

- Определите человека, который будет следить за временем, контролировать сколько его осталось для работы и обозначать готовность группы к ответу с помощью зеленой карточки.

- Вспомним правила работы в группах:

  • Прислушиваемся к мнению каждого
  • Не перебиваем
  • Работаем дружно и активно
  • Будь вежлив
  • Не мешай остальным

-Группе 1 необходимо будет выбрать природные и погодные условия в зоне арктики и поставить галочку в квадрате напротив них.

- Группе 2 необходимо будет выбрать животных в зоне арктики и поставить галочку в квадрате напротив них.

- Группе 3 необходимо будет выбрать растения в зоне арктики и поставить галочку в квадрате напротив них.

- Группе 4 необходимо будет выбрать занятия человека в зоне арктики.

- На выполнение работы у вас есть 3 минут, а после один из представителей группы выйдет и расскажет, что у вас получилось.

- Молодцы! Теперь Крош и Ёжик знают, что взять с собой в поход и с какими трудностями они могут столкнуться.

Зона арктических пустынь

Выполняют работу в группах

Распределяют роли в группе

Вспоминают правила работы в группах

Г

Взаимокнтроль

П

Строят сообщения в устной форме, устанавливают причинно-следственные связи, находят ответы на вопросы

К

Слушают и вступают в диалог

К

Контролируют действия партнера

#1042;ыявление места и причины затруднений

Цель:анализ возникшей ситуации и на ее основе выявление места и причины затруднений

(2 мин)

Словесный

(беседа)

- Сегодня мы поговорим об еще одной природной зоне нашей Родины.

- Чтобы определить тему нашего урока сегодня, я предлагаю вам посмотреть фрагмент видеоролика. Посмотрите его внимательно, а после попробуйте предположить о чем пойдет речь сегодня на уроке.

-Как думаете, как будет звучать тема нашего урока сегодня?

Смотрят видеоролик и определяют тему урока

Ф

Видеоролик

Самоконтр.

Р

Преодоление препятствий

#1055;остроение проекта выхода из затруднения

Цель постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации

(2-3 мин)

Словесный (беседа)

-Что вы знаете по этой теме?

-Какие цели мы поставим перед собой?

Я узнаю …
Я буду учиться …

-Спланируем нашу деятельность. Для этого расставьте ступеньки лесенки в правильном порядке.

-Какая ступенька на нашей лестнице будет первая?

-Какая ступенька будет вторая?

-Какая ступень будет третья?

-Какая четвертая?

Ставят цели на урок

Припоминают план действий

Ф

Презентация

Самоконтр.

Р

Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия, используют необходимые средства, высказывают свои мысли, оценивают свои результаты

#1056;еализация построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задач, вызвавших затруднение, так и при решении задач такого типа

(10 мин)

- Наша первая ступень – изучаю. Что будем делать на этом этапе?

- Южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов северных морей, протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток – холодная , безлесная равнина…

- Найдем тундру на карте природных зон. Вдоль берегов каких морей она протянулась? Кто выйдет и покажет эти моря на карте?

- Кто сможет выйти и показать зону тундры на карте?

- Рассмотрим на слайде две фотографии.

- Какая зона изображена на первом фото? На втором?

- Посовещайтесь в парах, подумайте и скажите, чем отличается тундра от арктической пустыни?

- Кто попробует описать тундру по ее изображению?

- Помимо всего сказанного зона тундры таит все много загадок и интересностей. А вот, чтобы узнать каких, я предлагаю вам поработать самостоятельно.

- Сегодня наш урок пройдет в необычной форме – вам предстоит поработать с кейсами.

- Что же это такое? Кейс – это папка, которая находится у вас на столах, которая содержит в себе листок с заданием и источники информации, которые помогут вам дать ответы на вопросы заданий.

- Работать с кейсами мы будем по группам. Первая группа – группа экологов, вторая – группа географов, третья – группа зоологов и четвертая – группа ботаников

- Сейчас откройте кейс и ознакомьтесь с его содержимым. В кейсе должны находиться: лист с заданием, лист для записи ваших ответов, лист с источниками информации.

- На работу по теме у вас есть 10 минут, а после будем слушать ваши выступления. Если группа закончит раньше – человек, который следит за временем поднимет зеленую карточку.

- Приглашаю для ответа группу географов.

- Приглашаю для ответа группу зоологов.

- Приглашаю для ответа группу ботаников.

- Приглашаю для ответа группу экологов.

- Прежде чем перейти на новый этап работы, предлагаю немного отдохнуть.

Ставят цели на данный этап урока

Вдоль берегов Северного Ледовитого океана

Сравнивают зоны в парах

Описывают зону с опорой на фото

Знакомятся с содержимым кейса

Работают над проблемой кейса в группах

Выполняют физминутку

Ф

П

И

Презентация

Учебник

Видеоролик

Самоконтр.

Взаимокнтроль

П

добывают новые знания, находят ответ на вопросы, используя учебник, осуществляют поиск и классификацию необходимой информации, анализируют, обобщают, рассуждают, сравнивают, формулируют выводы

#1055;ервичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:освоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

(2 мин)

Практический

-На каком этапе мы с вами находились?

- На какой этап переходим?

-Что будем делать на этом этапе?

-Откройте рабочие тетради на странице 42. Найдите задание 2. Прочитайте его для себя.

-Кто прочитает вслух?

-Что вам необходимо сделать?

- Подготовьте картинки из приложения, которые вы вырезали дома.

-Можете приступать к работе.

- Проверим, что у вас получилось. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его работу.

- Чей сосед не допустил ни одной ошибки – поднимите руку.

-Молодцы.

Припоминают название этапа и его цель

Самостоятельно выполняют задание в РТ

Осуществля-

ют взаимопроверку

И

П

РТ

Взаимокнтроль

Знают о том, какие животные и растения обитают и произрастают в тундре

П

Находят ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке

Р

Контролируют, проводят самопроверку и самооценку

К

Высказывают свои предположения, проявляют активность во взаимодействии

#1057;амостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:исполнительская рефлексия, применение нового знания в типовых заданиях.(3 мин)

Практический

- На каком этапе мы с вами находились?

- На какой этап переходим?

- Что будем делать на этом этапе?

- Найдем на странице 42 рабочей тетради задание 1. Прочитайте его для себя.

- Кто прочитает вслух?

- Что вам необходимо сделать?

- Эту работу выполним самостоятельно, а после проверим.

- Проверим, что получилось. Кто хочет показать, как раскрасил природную зону на документ-камере?

- У кого так же – поднимите руку.

- Молодцы!

Припоминают название этапа и его цель

Самостоятельно выполняют задание в РТ

Осуществля-

ют самопроверку по эталону

И

РТ

Самоконтр.

Умеют решать самостоятельно типовые задания на новый способ действий

П:

Находят ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке

Р

Контролируют, проводят самопроверку и самооценку

К

Высказывают свои предположения

#1042;ключение в систему знаний и повторение

Цель:

повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов

(1-2 мин)

Словесный (беседа)

- Переходим к следующему заданию.

- У вас на партах находятся вот такие карточки с заданием. Прочитайте задание для себя.

-Кто прочитает вслух?

-Что вам необходимо сделать?

-Можете приступать к работе.

-Проверим, что получилось.

-У кого так же – поднимите руку.

- У кого другие варианты ответа?

-Молодцы!

Самостоятельно выполняют задание в РТ

Осуществля

ют самопроверку по эталону

И

Карточки

Самоконтр.

Знают о том, какие экологические проблемы существуют в зоне тундры

П

Находят ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке

Р

Контролируют, проводят самопроверку и самооценку

К

Проявляют активность во взаимодействии

#1056;ефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности; формирование умений отслеживать выполнение поставленной цели и задач; анализ успеха и трудностей в достижении цели; корректировка дальнейшей деятельности

-На каком этапе мы с вами находились?

- На какой этап переходим?

-Что будем оценивать?

- Вспомним, как звучала тема урока?

- Какие цели мы ставили перед собой?

-Достигли мы их?

- Пригодятся ли нам эти знания в жизни и почему?

-Оцените свою деятельность на уроке, дополнив одно из предложений:

  1. Сегодня я узнал …
  2. Теперь я могу …
  3. Было трудно …
  4. Мне удалось …
  5. Я научился …
  6. У меня получилось …

- Спасибо за урок. До свидания!

Припоминают название этапа и его цель

Припоминают тему урока и цели

Оценивают степень их достижения

Оценивают свою деятельность на уроке

Ф

Презентация

Самоконтр.

Р

Оценивают результаты деятельности,

излагают своё мнение;

дают эмоциональную оценку деятельности класса на уроке, корректируют и намечают дальнейшие цели деятельности

К

Выражают свои мысли, аргументируют свое мнение, учитывая мнения других

Оценивают достижения целей с личностных позиций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"

Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель  2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе ...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Разработка конспекта урока окружающего мира 1 класс по ФГОС

Конспект урока  по окружающему миру для 1 класс, разработан в соответсвии ФГОС НОО,...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...

Конспект урока окружающего мира. 2 класс. ПНШ. СОЛНЦЕ,ВОЗУХ,ВОДА И…РАСТЕНИЯ Урок 18 УСЛОВИЯ,НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ

На уроке дети учаться наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений, анализировать результаты опытов, формулировать выводы...