Окружающий мир 2-й класс. УМК: «Школа России». Тема: "Живая и неживая природа"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Аракелян Гоар Васильевна

 

Пояснительная записка по  уроку.

Учебный предмет: Окружающий мир 2-й класс.

УМК: «Школа России».

Учебник: Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2ч./ А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.

Изучаемый  раздел:  Учебник «Окружающий мир» 2 класс, часть 1, раздел «Природа» стр. 23-27.

Место темы в учебном плане: 3-ий урок.

Количество часов учебного предмета:  в неделю 1 час,   всего за учебный год - 34 часа.

Тема урока:  «Живая и неживая природа».

Тип урока:  Урок открытия нового знания.

Формы организации урока: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах.

  1.        Методы обучения: Наглядный, словесный, поисковый.
  2.        Урок  построен на основе  системно - деятельностного подхода.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Живая и неживая природа»,  карточки с заданиями для учащихся, цветные фишки, картинки с изображением предметов живой и неживой природы.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов Аракелян Гоар Васильевна 2013-2014 уч.год

Технологическая  карта к  уроку  по предмету окружающий мир 2 класс.

Тема: «Живая и неживая природа».

Структура урока

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

1.Организационный момент.

Личностные: Вызвать интерес у учащихся к учебной деятельности.

Внимание!

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

Ученики проверяют: все ли готово к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

Познавательные: формирование умения выделять сущность, особенности объекта;

умения анализировать объект делать вывод;

умения устанавливать аналогии; умения обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формирование умения определять цель и успешность выполнения своего задания.

Коммуникативные: формирование умения строить взаимодействие и сотрудничество с партнером.

- На прошлом уроке мы с вами познакомились, с какой темой?  

- Что изучали?

- Что такое рукотворный мир?

-  В учебнике на с.20-21, прочитайте и  выполните задание 5 - 7.

-  Приведите примеры того, что создано руками человека.

-   Что создано природой?

-  Какое отношение к природе можно назвать плохим? Приведите примеры.

Дети отвечают на вопросы. Объясняют, почему так распределили ответы (фронтальная работа).

Ученики  отвечают на вопросы в задание  5- 7  в  учебнике 1 ч. с.20  - 21.

3.Актуализация знаний.

Познавательные: формирование умения выделять сущность, особенности объекта; умения анализировать объект делать вывод;

умения устанавливать аналогии; умения обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формирование умения высказывать свои предположения в диалоге с учителем.

 

- Сегодня на уроке мы  познакомимся и начнем  работу по новому разделу.

- Прочитайте его название на странице 23.

- Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел?

Ученики читают название нового раздела.

  Дети комментируют цели и задачи раздела.

Чтение раздела в учебнике

 на с. 23.

4.Мотивация к учебной деятельности.

Познавательные: формировать умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; выявлять сущность. особенности объекта; обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог.

Личностные: 

вызвать интерес у учащихся к учебной деятельности.

- Отгадайте загадки.  

По небу ходит маляр без кистей.

Краской коричневой красит людей.  (Солнце)

Носит бабка снежную шапку,

Каменные бока закутаны в облака. (Гора)

Я не будильник, но бужу,

Я с бородой и в шпорах.

С большою важностью хожу

И вспыльчив словно порох. (Петух)

Длинное ухо, комочек пуха.

Прыгает ловко, грызёт морковку. (Кролик)

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке.

Только жёлтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух)

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина. (Град)

После того как загадка отгадана, учитель прикрепляет на доску рисунок предмета, названного детьми.

- Посмотрите на доску.

- Какие  рисунки вы видите?

- Каким, словом можно объединить все эти отгадки?

- Предметы природы.

 - Откройте  учебник на с.24.

-  Прочитайте, чему  вы будете учиться сегодня на уроке.

Ученики отгадывают загадки.

Ответы детей.

Дети читают название заголовка  и цели урока на с.24.

После чего   ученики  комментирует прочитанное.

Рассмотреть  рисунки, вывешенные  на доске  и назвать  изображенные    предметы.

5.Открытие нового знания

Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объекта; обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; планировать учебное сотрудничество.

Личностные: формирование межличностных отношений.

- С давних пор люди стремятся узнать как можно о мире, в котором живут. Солнце и звёзды, горы растения и животные - всё интересует человека.

- В результате долгих наблюдений за природой человек разделил все  объекты природы  на две большие группы: живую и неживую природу.  Слайд 2

- Солнце, воздух, вода,  звезды, луна, полезные ископаемые - это неживая природа. Слайд 3

Человек, животные  -  живая природа.

Слайд 4

- На уроках в первом классе мы с  вами выделяли признаки живых существ. Давайте вспомним их.

 - Сравнение живой и неживой природы.

-  Чем отличается  живое от неживого?

 - Вывод: Значит, живая природа отличается от неживой природы чем?

В ходе беседы   на доске появляется схема

Живая природа. Слайд5

Проблемный вопрос

- Как вы считаете, деревья,  растения  к чему относятся к живой или не живой природе?  Слайд 6

Самостоятельная работа.

-А теперь, мы выполним задание  в рабочей  тетради  на с.17  задание 1  самостоятельно

- У кого возникло затруднение при выполнении задания?

- В каком месте возникло затруднение?

- Почему возникло затруднение?

- У кого задания не вызвали затруднений?

Контроль: ученики сверяют выполненное задание с образцом. Слайд 7

Работа  в паре.

-  Зная эти признаки, выполним следующее задание. Предлагаю вам совместно с соседом по парте поиграть в игру «Живое - не живое».

  - На   каждой парте перед  вами  лежит лист с изображением  живой и неживой природы, а также фишки зелёного и синего цветов.

 - Синие фишки положите на изображения предметов, относящихся к неживой природе, а зеленые на предметы живой природы.

- Объясните свой выбор.

Дети сравнивают  предмет живой  природы с предметом  неживой природы.

Дети  отвечают на заданные вопросы. Ученики делают вывод  с помощью учителя.

Дети отвечают на поставленный вопрос и доказывают свое мнение.

Выполнение задания №1 на с.17 рабочей тетради.

 Объяснение учащимися своего   выбора.

 

Выполнение задания учащимися в паре, помогая  друг другу.

Объяснение выполненного задания.

Пронаблюдать, сравнить объекты живой и неживой природы.

Сделать вывод.

6. Физ.минутка

Регулятивные:  умение контролировать действия.

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть - за стол тихонько сесть.

Дети  выполняют движения за учителем.

7. Связь между живой и неживой природой.

Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объекта; обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; планировать учебное сотрудничество.

Личностные: формирование межличностных отношений.

-  Мы с вами определили, что все объекты природы можно разделить на две группы.

- Связаны ли между собой эти группы?

- В природе всё связано друг с другом.

- Вспомните что необходимо растениям, животным и  человеку  для жизни?

-  К какой природе относятся эти компоненты?
-  На что оказывает влияние солнце, воздух и вода?
В процессе беседы  появляется  еще одна схема, но ее части пока не соединены.

Слайд 8

- Как бы вы расставили стрелки, чтобы показать связь и влияние живой и живой природы? Слайд 9

- Рассмотрите на с.27 схему. 

- Прочитайте вывод под схемой.
Вывод: Все живое и неживое связано между собой, и влияет друг на друга. Живые существа, также влияют друг на друга.

Слайд 10

Ученики  отвечают на поставленные вопросы.

Отвечают на вопросы.
Вместе с учителем устанавливают на схеме связь живой и неживой природы,  ставят стрелки.
Делают вывод.

Рассмотреть  внимательно на с.27 схему. 

8. Закрепление и введение изученного материла  в систему знаний.

Познавательная: использование полученных знаний для решения поставленной задачи.

Регулятивные: формирование умения прогнозировать; соотносить, получившийся результат, с правильным ответом, с целью обнаружения  и исправления ошибок.

Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; планировать учебное сотрудничество.

Личностные: формирование межличностных отношений

Работа в группах.

- А теперь делимся на  три группы. Каждая группа получает карточки с  заданиями. На обсуждение и выполнение задания вам даётся 5 мин.  Затем мы проверим ваши работы коллективно.

Перед выполнением задания повторяем с учениками правила работы в группе.

Слайд 11

 Контроль  сверка с образцом.  Слайды 12, 13,14.

Каждая группа выполняет свое задание.

Класс делится на  три группы.
Один из учеников   в группе назначается   ответственным.

Ученики  в каждой группе читают   по очереди задания и  дети  из каждой группы  по очереди отвечают.

9. Рефлексия

Регулятивные: формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать свои  учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Раздаточный материал

-  Вам сейчас будут выданы карточки. Вы

должны прочитать и выбрать те предложения, которые считаете нужным.  Предложения отмечать   любым знаком ручкой. См. приложение № 1

Дети читают  раздаточный материал  и выбирают  то высказывание, которое считают нужным.

Дети читают  раздаточный материал  и выбирают  то высказывание, которое считают нужным, отмечают любым знаком ручкой.

10.Домашнее задание

Регулятивные: соотнесение того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.

Выполнить в рабочей тетради задание № 4, №5 на с.8 Слайд 15

11. Итог урока

Регулятивные: формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- С какой темой мы с вами познакомились?

-Что нового узнали?

-Какое задание было  затруднительным?

- Какое задание было интересным?

- Чему  вы научились  на этом уроке?

-  Как вы работали на уроке?

-   Оцените свою работу.

 Комментарии детей

 

Дети поднимают  смайлики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор: Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Живые организмы и неживая природа"

Данный урок проводится в 1 классе  при изучении раздела  «Живые обитатели планеты» и направлен на изучение нового материала. На уроке используется презентация, которая открывает боль...

Тест по природоведению 3 класс УМК "Школа России" по разделу "Эта удивительная природа"

Тест по природоведению, состоящий из 14вопросов. Охватывает основные вопросы по темам "Воздух и вода", "Растения", "Животные", "Грибы"...

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе(УМК "Школы России"). Тема: Зимние изменения в неживой природе. Заочная экскурсия.

Презентация иллюстрирует зимние изменения в неживой природе. Её можно показывать и в том случае, если реальная экскурсия невозможна по каким-либо причинам. Использован текст учебника, который проиллюс...

Конспект урока «Золотое кольцо России» по предмету Окружающий мир в 3 классе. Программа "Школа России"

Цели урока: развивать познавательный интерес, творческую активность;познакомить детей с городами Золотого Кольца России, в частности,  Ростовом Великим и Ярославлем с их достопримечательностями;У...

1 класс Окружающий мир( Школа России) тема "Живое и неживое"

конспект урока по ФГОС "Живое и неживое" 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...

Что мы знаем о народах России? Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе. УМК «Школа России»

Технологическая карта урока с использованием заданий образовательной платформы Учи.ру...