Рабочая программа по предмету Окружающий социальный мир, 3 класс (РАС)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» является основной частью предметной области «Окружающий мир»; является содержательной частью системных знаний о людях, их профессиях, о межличностных взаимоотношениях в коллективе. Изучение предмета позволит расширить представления детей о дружбе, об отношениях на основе поддержки и взаимопомощи, об эмпатии и способах выстраивания и поддержки положительных способов взаимодействия в группе сверстников в процессе учебной, игровой и других доступных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_predmetu_okruzhayushchiy_sotsialnyy_mir_3_klass_ras.docx | 76.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель предмета – расширение представлений о социальных явлениях (о взаимосвязи между предметным миром и социальным миром, о труде людей), формирование и закрепление умений по взаимодействию со сверстниками в разных ситуациях.
Задачи предмета:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» является основной частью предметной области «Окружающий мир»; является содержательной частью системных знаний о людях, их профессиях, о межличностных взаимоотношениях в коллективе. Изучение предмета позволит расширить представления детей о дружбе, об отношениях на основе поддержки и взаимопомощи, об эмпатии и способах выстраивания и поддержки положительных способов взаимодействия в группе сверстников в процессе учебной, игровой и других доступных видах деятельности.
Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
В связи с особенностями психического развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития практическая направленность реализуется через наглядно – практический характер, т.е. представление об окружающем социальном мире усваиваются в результате наблюдения за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами, реализуется через решение соответствующих возрасту житейских задач.
Коррекционная направленность обеспечивается введением коррекционных, сюжетно – ролевых игр, упражнений. Социальное развитие ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития идёт в единстве с процессом развития, воспитания, овладения речью и развитием наглядных форм мышления. Содержание программы построена с учётом особых образовательных потребностей обучающихся, развитие их жизненной компетенции в разных социальных сферах, а также решение у обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах. Помещение должно быть оборудовано разными инструментами, материалами, предметами, стимулирующими индивидуальную деятельность.
Игры и упражнения, в которых дети действуют методом проб, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, формируют целостное восприятие. Для коррекции важно развитие тактильно-двигательного восприятия, которое также начинается с узнавания, а заканчивается формированием представлений. Не меньшее значение имеет и развитие слухового восприятия, которое помогает умственно отсталому ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.д.
Наиболее важны для ребенка ролевые игры. В них ребенок воссоздает в доступной для себя форме отношения, которые складываются в мире взрослых. Именно игра является тем механизмом, который переводит внешние требования социокультурной среды в собственные потребности ребенка.
Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей, что создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме и отработки необходимых умений.
В программе предусмотрены разнообразные формы и методы организации деятельности: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, практические работы, создание ситуации успеха, дидактические игры и упражнения.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Образовательная область: «Окружающий мир».
Предмет «Окружающий социальный мир» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана, рассчитан на 2 часа в неделю, общее количество часов за год - 68.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные:
- ориентированы на взрослого,
- выполняют трудовые задания доступным способом в разных ситуациях,
- проявляют активность в совместных делах со сверстником.
Предметные:
- имеют элементарное представление о некоторых знакомых профессиях: узнают и показывают на картинке, выделяют признаки (учитель, дворник, врач) (3-4 из 6).
- имеют элементарные представления о знакомых в опыте культурно-бытовых учреждениях, а также объектах, расположенных в них и рядом («Школа», «Школьный двор», «Больница»);
- выделяют на картинках признаки некоторых профессий, близких к жизненным ситуациям обучающегося (учитель, доктор, дворник);
- умеют соблюдать с ориентировкой на взрослого или сверстника элементарные правила «пешехода» и проезда в пассажирском транспорте;
- узнавание и выделение конкретных признаков и атрибутики знакомых праздников по сюжетной картинке (Новый год, 8 марта, Праздник победы 9 мая),
- участвуют в настольно-печатных, дидактических или в подвижных играх,
- знают правила поведения в процессе взаимодействия в группе одноклассников.
Базовые учебные действия.
- проявляют адекватное поведение в социальной ситуации ближнего окружения (умения приветствия, знакомства, предложение о помощи и др.),
- умение поддерживать положительные взаимоотношения со сверстниками (с знакомыми взрослыми), проявлять сочувствие, взаимопомощь,
- умение проявлять самостоятельность и взаимодействовать в группе в процессе разных видов детской деятельности.
Показателями усвоения программы учебного материала по предмету «Окружающий социальный мир» 3 класса является совершенствование и уточнение представлений о предметном и социальном мире, об их взаимосвязи; о профессиях и труде людей; об учреждениях культурно-бытового назначения ближайшего окружения; о культурных традициях и соответствующей атрибутики; о праздниках, о способах поддержки и налаживания межличностных взаимоотношений со сверстниками (со знакомыми взрослыми).
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по учебному предмету «Окружающий социальный мир» в 3 классе проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.
Описание процедуры промежуточной и итоговой аттестации
Процедура промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится учителем класса в режиме текущего занятия. В групповой форме работы – учитель контролирует самостоятельность обучающихся при выполнении каждого задания, при необходимости оказывает помощь, показывая способ действия, или совместными действиями.
В индивидуальном виде работы – учитель при необходимости помогает выполнять задание.
Промежуточная аттестация
Задание 1. «Азбука пешехода»
Цель: выявить умение «читать» дорожные знаки.
Оборудование: пиктограммы с обозначением: пешеходный переход, опасность, светофор, дорожные работы.
пешеходный переход | дорожные работы | светофор | опасность |
Инструкция для обучающихся 1 группы – 4 пиктограммы: учитель поочередно показывает пиктограммы, предлагает обучающихся поднять соответствующую картинку, назвать пиктограмму.
Инструкция для обучающихся 2 группы – 3 пиктограммы (пешеходный переход, светофор, опасность): учитель поочередно показывает пиктограммы, предлагает обучающихся поднять соответствующую картинку, назвать пиктограмму.
Инструкция для обучающихся 3 группы: учитель просит жестом показать пиктограмму (выбор из 2-х).
Критерии оценки выполнения задания:
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат задания 1_____баллы
Задание 2 «Что кому нужно?»
Цель: выявить умение определять и называть действия в соответствии с определенной профессией.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением: дворника, парикмахера, водителя, художника; наборы предметных картинок к изображению «Дворник» (метла, лопата, ведро, шланг), наборы картинок к изображению «Водитель» (трамвай, руль, микрофон); наборы картинок к изображению «Парикмахера» (фен, ножницы, расческа, шампунь); наборы картинок в изображение «Художника» (краски, кисточки, бумага, картина).
Инструкция для 1-2 группы: учитель показывает изображение человека определенной профессии и просит показать и назвать, что он делает соответствующим предметом (дворник: чистить снег, подметает двор, поливает растения; водитель: водит трамвай, крутит руль, объявляет остановки; парикмахер: причесывает, делает стрижку, укладывает волосы; художник: подбирает краски, рисует картины, организует выставляет свои картины в музеях.
Инструкция для 3 группы: предлагается картинки «Дворник», «Парикмахер» надо выбрать одну из названных профессий.
Критерии оценки выполнения задания:
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат задания 2_____баллы
Протокол оценки по 2 заданиям:
№ | Наименование | Оценка |
1 | Задание 1 «Азбука пешехода» | …. |
2 | Задание 2 «Что кому нужно?» | |
Итого за 2 задания | СУММА БАЛЛОВ |
Оценка промежуточных достижений, обучающихся:
2 балла – программный материал не усвоен
3-5 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне
6-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне
Итоговая аттестация
Задание 1. «Учреждения нашего города»
Цель: выявить умения узнавать на пиктограмме знакомые учреждения, элементарные представления об их назначении.
музей | аптека | парикмахерская | театр |
Инструкция для 1-2 группы: учитель называет учреждение, а обучающие показывают определенную пиктограмму, называя назначение учреждения.
Инструкция для 3 группы: учитель просит показать определенную пиктограмму (выбор из 2-х (аптека, парикмахерская).
Критерии оценки выполнения задания:
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат задания 1_____баллы
Задание 2. «Наши праздники»
Цель: выявить элементарные представления о знакомых праздниках.
Оборудование: открытки (по 2-3 у каждого обучающегося), отражающие сюжеты знакомых праздников: Новый год, Женский день, День победы; символы, изображающие эти праздники.
Инструкция для 1-2 групп: учитель предлагает рассмотреть символы знакомых праздников, выставляет их на наборное полотно. Обучающиеся по очереди выходят к наборному полотну и расставляют свои открытки в соответствии с символами праздников, объясняя свои действия.
Инструкция для 3 группы: соотнесение символов и открыток (выбор из 2-х: Новый год, День Победы).
Критерии оценки выполнения задания:
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат задания 2_____баллы
Протокол оценки по 2 заданиям:
№ | Наименование | Оценка |
1 | Задание 1 «Учреждения нашего города» | …. |
2 | Задание 2 «Наши праздники» | |
Итого за 2 задания | СУММА БАЛЛОВ |
Оценка промежуточных достижений, обучающихся:
2 балла – программный материал не усвоен
3-5 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне
6-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации АОП для обучающихся с РАС и умеренной, и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.
Временной режим образования обучающихся
Временной режим соответствует:
- Постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 26 от 10.07.2015 года;
- Постановлению главного санитарного врача Российской федерации № 16 от 30.06.2020 об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID 19)».
Технические средства обучения
- Компьютер
- ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В процессе обучения используются:
- предметные и сюжетные картинки по темам;
- опорные таблицы для составления предложений, рассказов по плану.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание учебного предмета «Окружающий социальный мир» включает
5 направлений:
- «Профессии и труд людей».
- «Учреждения культурно-бытового назначения» (аптека, парикмахерская, театр).
- «Азбука дорожного движения»
- «Праздники»
- «Совместные дела»
Обучение может проходить в разных формах: на уроках, экскурсиях и прогулках.
Направление | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся |
Профессии и труд людей. | 26 | Формировать взаимосвязь предметного и социального мира (ориентировка в помещении школы, кабинеты, их назначение и оборудование, кто в них трудится). Продолжить знакомить с видами транспорта, с трудом людей, работающих на видах транспорта (пассажирский, специальный - скорая помощь, пожарная машина), раскрыть отношение взрослых к труду водителя, его значимости для других людей, Уточнить и расширить представление о труде людей, познакомить с названиями профессий и значимостью их для других людей (уборщица, повар). Познакомить с трудовыми действиями и орудиями труда, с трудом людей, связанные с сезонными изменениями (что делают люди в сельском хозяйстве: весной, летом, осенью). Воспитывать уважение к труду человека. |
Учреждения культурно-бытового назначения. | 14 | Уточнить и расширять представления о знакомых культурно-бытовых учреждениях: «Школа», «Больница», "Театр". Познакомить с новыми культурно-бытовыми учреждениями: «Музей», «Парикмахерская», «Аптека»; учить узнавать их на сюжетных иллюстрациях. Познакомить с особенностями профессиональной деятельности людей, которые работают в культурно-бытовых учреждениях; Дать представление о моделях поведения в зависимости от социальной роли, о требованиях (пассажир; зритель, клиент). Продолжать воспитывать уважительное отношение к людям этих профессий. |
Представления о правилах дорожного движения. | 12 | Расширять представления о дорогах и дорожном транспорте, о поведении людей на дороге и в транспорте. Продолжать знакомить с некоторыми знаками для транспорта и для пешеходов. Продолжать формировать практическую ориентировку на дорогах (Игра «улица нашего города». |
Праздники. | 6 | Уточнить и расширить представление о праздниках: - создать условия для участия каждого обучающего в праздничных мероприятиях (День рождения, Новый год, Женский день, День Победы), - закрепить жизненный опыт обучающихся в праздничных мероприятиях: в беседах, рисунках, аппликациях, рассказах по сюжетным иллюстрациям. |
Совместные дела. | 10 | Формирование положительного взаимодействия между одноклассниками: организация совместных игр с правилами (настольно-печатных, дидактических игр, подвижных): - учить выполнять поручения взрослых совместно с одноклассниками; - продолжать учить фиксировать свой жизненный опыт положительного взаимодействия и общения со сверстниками в беседах, в рисунках. |
Итого: | 68 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | № урока | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Календарные сроки | |
План. | Факт. | ||||
1 четверть. | |||||
Профессии и труд людей. | 26 | ||||
1 2 | 1 2 | Чему учат в школе? | 2 | ||
3 4 | 3 4 | Узнавание учителей - предметников на фотографии, иллюстрации. | 2 | ||
5 6 7 | 5 6 7 | Работники школы. Наблюдения за трудом людей, работающих в школе. | 3 | ||
8 | 8 | Автобус. Предметно-игровые действия по теме. | 1 | ||
9 10 | 9 10 | "Вот мы в автобусе сидим" (игра) | 2 | ||
11 12 | 11 12 | «Паровозик из Ромашково» (урок- путешествие). | 2 | ||
13 14 15 | 13 14 15 | Почему они спешат? (спец. транспорт). | 3 | ||
16 17 | 16 17 | Все профессии важны. | 2 | ||
За четверть | 17 | ||||
2 четверть. | |||||
18 19 | 18 19 | Кому что пригодится? | 2 | ||
20 | 20 | Парикмахер. Выбор атрибутики (реальные предметы, предметы-заместители) по теме. | 1 | ||
21 | 21 | Водитель. Выбор атрибутики (реальные предметы, предметы-заместители) по теме. | 1 | ||
22 | 22 | Врач. Выбор атрибутики (реальные предметы, предметы-заместители) по теме. | 1 | ||
23 | 23 | Продавец. Выбор атрибутики (реальные предметы, предметы-заместители) по теме. | 1 | ||
24 25 | 24 25 | Труд в природе. | 2 | ||
26 | 26 | Трудовой десант. | 1 | ||
Представления об учреждениях культурно-бытового назначения. | 14 | ||||
27 28 29 | 1 2 3 | Магазин. Предметно-игровые действия по теме. | 3 | ||
30 | 4 | Музей. Предметно-игровые действия по теме. | 1 | ||
31 | 5 | Упражнение «Пиктограммы». | 1 | ||
32 | 6 | Упражнение «Знакомая профессия». | 1 | ||
За четверть | 15 | ||||
За 1 полугодие | 32 | ||||
3 четверть. | |||||
33 34 | 7 8 | Аптека. Предметно-игровые действия по теме. | 2 | ||
35 | 9 | Театр. Предметно-игровые действия по теме. | 1 | ||
36 | 10 | Кинотеатр. Предметно-игровые действия по теме. | 1 | ||
37 38 | 11 12 | Библиотека. Предметно-игровые действия по теме. | 2 | ||
39 40 | 13 14 | Больница. Предметно-игровые действия по теме | 2 | ||
Представления о правилах дорожного движения. | 12 | ||||
41 42 | 1 2 | Наземный транспорт. | 2 | ||
43 44 | 3 4 | Воздушный транспорт. | 2 | ||
45 46 | 5 6 | Водный транспорт. | 2 | ||
47 | 7 | Уличное движение. | 1 | ||
48 | 8 | Участники дорожного движения. | 1 | ||
49 50 | 9 10 | Я - пешеход. Светофор. | 2 | ||
51 52 | 11 12 | Дорожные знаки. | 2 | ||
53 | 1 | Новый год у ворот. | 1 | ||
За четверть | 21 | ||||
4 четверть. | |||||
Представления о праздниках. | 6 | ||||
54 | 2 | Мамин (женский) день. | 1 | ||
55 | 3 | Папин праздник. | 1 | ||
56 | 4 | Что такое День Победы? | 1 | ||
57 | 5 | День рождения. | 1 | ||
58 | 6 | Выбор подарков в соответствии с праздником. | 1 | ||
Совместные дела. | 11 | ||||
59 60 | 1 2 | Учимся дружить. | 2 | ||
61 62 | 3 4 | Совместные игры (сюжетные, подвижные игры). | 2 | ||
63 64 65 | 5 6 7 | Сказка «Колобок» (спектакль). | 3 | ||
66 | 8 | «Веселые старты». | 1 | ||
67 | 9 | Детская площадка. | 1 | ||
68 | 10 | Упражнение «Учреждения нашего города». | 1 | ||
За четверть | 15 | ||||
За 2 полугодие | 35 | ||||
За год | 68 |
По плану: 68 ч.
Проведено: 68
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по предмету "Окружающий социальный мир"
ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 2)...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир»
Цель предмета: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Задачи предмета: знакомство с явлениями социальной...
Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...
Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 1 класс
Программа предназначена для обучающихся 1 (дополнительного) класса со сложной структурой дефекта...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программы.Тип программы: программа по предмету ≪Окружающий социальный мир≫ для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптирова...
Программа Образовательная область «Окружающий мир» Учебный предмет "Окружающий социальный мир". 5-12 класс
Общая характеристика учебного предмета Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную ада...