Рабочая программа по предмету Окружающий социальный мир, 3 класс (РАС)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» является основной частью предметной области «Окружающий мир»; является содержательной частью системных знаний о людях, их профессиях, о межличностных взаимоотношениях в коллективе. Изучение предмета позволит расширить представления детей о дружбе, об отношениях на основе поддержки и взаимопомощи, об эмпатии и способах выстраивания и поддержки положительных способов взаимодействия в группе сверстников в процессе учебной, игровой и других доступных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_predmetu_okruzhayushchiy_sotsialnyy_mir_3_klass_ras.docx | 76.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель предмета – расширение представлений о социальных явлениях (о взаимосвязи между предметным миром и социальным миром, о труде людей), формирование и закрепление умений по взаимодействию со сверстниками в разных ситуациях.
Задачи предмета:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» является основной частью предметной области «Окружающий мир»; является содержательной частью системных знаний о людях, их профессиях, о межличностных взаимоотношениях в коллективе. Изучение предмета позволит расширить представления детей о дружбе, об отношениях на основе поддержки и взаимопомощи, об эмпатии и способах выстраивания и поддержки положительных способов взаимодействия в группе сверстников в процессе учебной, игровой и других доступных видах деятельности.
Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
В связи с особенностями психического развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития практическая направленность реализуется через наглядно – практический характер, т.е. представление об окружающем социальном мире усваиваются в результате наблюдения за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами, реализуется через решение соответствующих возрасту житейских задач.
Коррекционная направленность обеспечивается введением коррекционных, сюжетно – ролевых игр, упражнений. Социальное развитие ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития идёт в единстве с процессом развития, воспитания, овладения речью и развитием наглядных форм мышления. Содержание программы построена с учётом особых образовательных потребностей обучающихся, развитие их жизненной компетенции в разных социальных сферах, а также решение у обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах. Помещение должно быть оборудовано разными инструментами, материалами, предметами, стимулирующими индивидуальную деятельность.
Игры и упражнения, в которых дети действуют методом проб, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, формируют целостное восприятие. Для коррекции важно развитие тактильно-двигательного восприятия, которое также начинается с узнавания, а заканчивается формированием представлений. Не меньшее значение имеет и развитие слухового восприятия, которое помогает умственно отсталому ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.д.
Наиболее важны для ребенка ролевые игры. В них ребенок воссоздает в доступной для себя форме отношения, которые складываются в мире взрослых. Именно игра является тем механизмом, который переводит внешние требования социокультурной среды в собственные потребности ребенка.
Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей, что создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме и отработки необходимых умений.
В программе предусмотрены разнообразные формы и методы организации деятельности: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, практические работы, создание ситуации успеха, дидактические игры и упражнения.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Образовательная область: «Окружающий мир».
Предмет «Окружающий социальный мир» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана, рассчитан на 2 часа в неделю, общее количество часов за год - 68.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные:
- ориентированы на взрослого,
- выполняют трудовые задания доступным способом в разных ситуациях,
- проявляют активность в совместных делах со сверстником.
Предметные:
- имеют элементарное представление о некоторых знакомых профессиях: узнают и показывают на картинке, выделяют признаки (учитель, дворник, врач) (3-4 из 6).
- имеют элементарные представления о знакомых в опыте культурно-бытовых учреждениях, а также объектах, расположенных в них и рядом («Школа», «Школьный двор», «Больница»);
- выделяют на картинках признаки некоторых профессий, близких к жизненным ситуациям обучающегося (учитель, доктор, дворник);
- умеют соблюдать с ориентировкой на взрослого или сверстника элементарные правила «пешехода» и проезда в пассажирском транспорте;
- узнавание и выделение конкретных признаков и атрибутики знакомых праздников по сюжетной картинке (Новый год, 8 марта, Праздник победы 9 мая),
- участвуют в настольно-печатных, дидактических или в подвижных играх,
- знают правила поведения в процессе взаимодействия в группе одноклассников.
Базовые учебные действия.
- проявляют адекватное поведение в социальной ситуации ближнего окружения (умения приветствия, знакомства, предложение о помощи и др.),
- умение поддерживать положительные взаимоотношения со сверстниками (с знакомыми взрослыми), проявлять сочувствие, взаимопомощь,
- умение проявлять самостоятельность и взаимодействовать в группе в процессе разных видов детской деятельности.
Показателями усвоения программы учебного материала по предмету «Окружающий социальный мир» 3 класса является совершенствование и уточнение представлений о предметном и социальном мире, об их взаимосвязи; о профессиях и труде людей; об учреждениях культурно-бытового назначения ближайшего окружения; о культурных традициях и соответствующей атрибутики; о праздниках, о способах поддержки и налаживания межличностных взаимоотношений со сверстниками (со знакомыми взрослыми).
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по учебному предмету «Окружающий социальный мир» в 3 классе проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.
Описание процедуры промежуточной и итоговой аттестации
Процедура промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится учителем класса в режиме текущего занятия. В групповой форме работы – учитель контролирует самостоятельность обучающихся при выполнении каждого задания, при необходимости оказывает помощь, показывая способ действия, или совместными действиями.
В индивидуальном виде работы – учитель при необходимости помогает выполнять задание.
Промежуточная аттестация
Задание 1. «Азбука пешехода»
Цель: выявить умение «читать» дорожные знаки.
Оборудование: пиктограммы с обозначением: пешеходный переход, опасность, светофор, дорожные работы.
пешеходный переход | дорожные работы | светофор | опасность |
Инструкция для обучающихся 1 группы – 4 пиктограммы: учитель поочередно показывает пиктограммы, предлагает обучающихся поднять соответствующую картинку, назвать пиктограмму.
Инструкция для обучающихся 2 группы – 3 пиктограммы (пешеходный переход, светофор, опасность): учитель поочередно показывает пиктограммы, предлагает обучающихся поднять соответствующую картинку, назвать пиктограмму.
Инструкция для обучающихся 3 группы: учитель просит жестом показать пиктограмму (выбор из 2-х).
Критерии оценки выполнения задания:
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат задания 1_____баллы
Задание 2 «Что кому нужно?»
Цель: выявить умение определять и называть действия в соответствии с определенной профессией.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением: дворника, парикмахера, водителя, художника; наборы предметных картинок к изображению «Дворник» (метла, лопата, ведро, шланг), наборы картинок к изображению «Водитель» (трамвай, руль, микрофон); наборы картинок к изображению «Парикмахера» (фен, ножницы, расческа, шампунь); наборы картинок в изображение «Художника» (краски, кисточки, бумага, картина).
Инструкция для 1-2 группы: учитель показывает изображение человека определенной профессии и просит показать и назвать, что он делает соответствующим предметом (дворник: чистить снег, подметает двор, поливает растения; водитель: водит трамвай, крутит руль, объявляет остановки; парикмахер: причесывает, делает стрижку, укладывает волосы; художник: подбирает краски, рисует картины, организует выставляет свои картины в музеях.
Инструкция для 3 группы: предлагается картинки «Дворник», «Парикмахер» надо выбрать одну из названных профессий.
Критерии оценки выполнения задания:
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат задания 2_____баллы
Протокол оценки по 2 заданиям:
№ | Наименование | Оценка |
1 | Задание 1 «Азбука пешехода» | …. |
2 | Задание 2 «Что кому нужно?» | |
Итого за 2 задания | СУММА БАЛЛОВ |
Оценка промежуточных достижений, обучающихся:
2 балла – программный материал не усвоен
3-5 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне
6-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне
Итоговая аттестация
Задание 1. «Учреждения нашего города»
Цель: выявить умения узнавать на пиктограмме знакомые учреждения, элементарные представления об их назначении.
музей | аптека | парикмахерская | театр |
Инструкция для 1-2 группы: учитель называет учреждение, а обучающие показывают определенную пиктограмму, называя назначение учреждения.
Инструкция для 3 группы: учитель просит показать определенную пиктограмму (выбор из 2-х (аптека, парикмахерская).
Критерии оценки выполнения задания:
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат задания 1_____баллы
Задание 2. «Наши праздники»
Цель: выявить элементарные представления о знакомых праздниках.
Оборудование: открытки (по 2-3 у каждого обучающегося), отражающие сюжеты знакомых праздников: Новый год, Женский день, День победы; символы, изображающие эти праздники.
Инструкция для 1-2 групп: учитель предлагает рассмотреть символы знакомых праздников, выставляет их на наборное полотно. Обучающиеся по очереди выходят к наборному полотну и расставляют свои открытки в соответствии с символами праздников, объясняя свои действия.
Инструкция для 3 группы: соотнесение символов и открыток (выбор из 2-х: Новый год, День Победы).
Критерии оценки выполнения задания:
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат задания 2_____баллы
Протокол оценки по 2 заданиям:
№ | Наименование | Оценка |
1 | Задание 1 «Учреждения нашего города» | …. |
2 | Задание 2 «Наши праздники» | |
Итого за 2 задания | СУММА БАЛЛОВ |
Оценка промежуточных достижений, обучающихся:
2 балла – программный материал не усвоен
3-5 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне
6-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации АОП для обучающихся с РАС и умеренной, и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.
Временной режим образования обучающихся
Временной режим соответствует:
- Постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 26 от 10.07.2015 года;
- Постановлению главного санитарного врача Российской федерации № 16 от 30.06.2020 об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID 19)».
Технические средства обучения
- Компьютер
- ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В процессе обучения используются:
- предметные и сюжетные картинки по темам;
- опорные таблицы для составления предложений, рассказов по плану.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание учебного предмета «Окружающий социальный мир» включает
5 направлений:
- «Профессии и труд людей».
- «Учреждения культурно-бытового назначения» (аптека, парикмахерская, театр).
- «Азбука дорожного движения»
- «Праздники»
- «Совместные дела»
Обучение может проходить в разных формах: на уроках, экскурсиях и прогулках.
Направление | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся |
Профессии и труд людей. | 26 | Формировать взаимосвязь предметного и социального мира (ориентировка в помещении школы, кабинеты, их назначение и оборудование, кто в них трудится). Продолжить знакомить с видами транспорта, с трудом людей, работающих на видах транспорта (пассажирский, специальный - скорая помощь, пожарная машина), раскрыть отношение взрослых к труду водителя, его значимости для других людей, Уточнить и расширить представление о труде людей, познакомить с названиями профессий и значимостью их для других людей (уборщица, повар). Познакомить с трудовыми действиями и орудиями труда, с трудом людей, связанные с сезонными изменениями (что делают люди в сельском хозяйстве: весной, летом, осенью). Воспитывать уважение к труду человека. |
Учреждения культурно-бытового назначения. | 14 | Уточнить и расширять представления о знакомых культурно-бытовых учреждениях: «Школа», «Больница», "Театр". Познакомить с новыми культурно-бытовыми учреждениями: «Музей», «Парикмахерская», «Аптека»; учить узнавать их на сюжетных иллюстрациях. Познакомить с особенностями профессиональной деятельности людей, которые работают в культурно-бытовых учреждениях; Дать представление о моделях поведения в зависимости от социальной роли, о требованиях (пассажир; зритель, клиент). Продолжать воспитывать уважительное отношение к людям этих профессий. |
Представления о правилах дорожного движения. | 12 | Расширять представления о дорогах и дорожном транспорте, о поведении людей на дороге и в транспорте. Продолжать знакомить с некоторыми знаками для транспорта и для пешеходов. Продолжать формировать практическую ориентировку на дорогах (Игра «улица нашего города». |
Праздники. | 6 | Уточнить и расширить представление о праздниках: - создать условия для участия каждого обучающего в праздничных мероприятиях (День рождения, Новый год, Женский день, День Победы), - закрепить жизненный опыт обучающихся в праздничных мероприятиях: в беседах, рисунках, аппликациях, рассказах по сюжетным иллюстрациям. |
Совместные дела. | 10 | Формирование положительного взаимодействия между одноклассниками: организация совместных игр с правилами (настольно-печатных, дидактических игр, подвижных): - учить выполнять поручения взрослых совместно с одноклассниками; - продолжать учить фиксировать свой жизненный опыт положительного взаимодействия и общения со сверстниками в беседах, в рисунках. |
Итого: | 68 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | № урока | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Календарные сроки | |
План. | Факт. | ||||
1 четверть. | |||||
Профессии и труд людей. | 26 | ||||
1 2 | 1 2 | Чему учат в школе? | 2 | ||
3 4 | 3 4 | Узнавание учителей - предметников на фотографии, иллюстрации. | 2 | ||
5 6 7 | 5 6 7 | Работники школы. Наблюдения за трудом людей, работающих в школе. | 3 | ||
8 | 8 | Автобус. Предметно-игровые действия по теме. | 1 | ||
9 10 | 9 10 | "Вот мы в автобусе сидим" (игра) | 2 | ||
11 12 | 11 12 | «Паровозик из Ромашково» (урок- путешествие). | 2 | ||
13 14 15 | 13 14 15 | Почему они спешат? (спец. транспорт). | 3 | ||
16 17 | 16 17 | Все профессии важны. | 2 | ||
За четверть | 17 | ||||
2 четверть. | |||||
18 19 | 18 19 | Кому что пригодится? | 2 | ||
20 | 20 | Парикмахер. Выбор атрибутики (реальные предметы, предметы-заместители) по теме. | 1 | ||
21 | 21 | Водитель. Выбор атрибутики (реальные предметы, предметы-заместители) по теме. | 1 | ||
22 | 22 | Врач. Выбор атрибутики (реальные предметы, предметы-заместители) по теме. | 1 | ||
23 | 23 | Продавец. Выбор атрибутики (реальные предметы, предметы-заместители) по теме. | 1 | ||
24 25 | 24 25 | Труд в природе. | 2 | ||
26 | 26 | Трудовой десант. | 1 | ||
Представления об учреждениях культурно-бытового назначения. | 14 | ||||
27 28 29 | 1 2 3 | Магазин. Предметно-игровые действия по теме. | 3 | ||
30 | 4 | Музей. Предметно-игровые действия по теме. | 1 | ||
31 | 5 | Упражнение «Пиктограммы». | 1 | ||
32 | 6 | Упражнение «Знакомая профессия». | 1 | ||
За четверть | 15 | ||||
За 1 полугодие | 32 | ||||
3 четверть. | |||||
33 34 | 7 8 | Аптека. Предметно-игровые действия по теме. | 2 | ||
35 | 9 | Театр. Предметно-игровые действия по теме. | 1 | ||
36 | 10 | Кинотеатр. Предметно-игровые действия по теме. | 1 | ||
37 38 | 11 12 | Библиотека. Предметно-игровые действия по теме. | 2 | ||
39 40 | 13 14 | Больница. Предметно-игровые действия по теме | 2 | ||
Представления о правилах дорожного движения. | 12 | ||||
41 42 | 1 2 | Наземный транспорт. | 2 | ||
43 44 | 3 4 | Воздушный транспорт. | 2 | ||
45 46 | 5 6 | Водный транспорт. | 2 | ||
47 | 7 | Уличное движение. | 1 | ||
48 | 8 | Участники дорожного движения. | 1 | ||
49 50 | 9 10 | Я - пешеход. Светофор. | 2 | ||
51 52 | 11 12 | Дорожные знаки. | 2 | ||
53 | 1 | Новый год у ворот. | 1 | ||
За четверть | 21 | ||||
4 четверть. | |||||
Представления о праздниках. | 6 | ||||
54 | 2 | Мамин (женский) день. | 1 | ||
55 | 3 | Папин праздник. | 1 | ||
56 | 4 | Что такое День Победы? | 1 | ||
57 | 5 | День рождения. | 1 | ||
58 | 6 | Выбор подарков в соответствии с праздником. | 1 | ||
Совместные дела. | 11 | ||||
59 60 | 1 2 | Учимся дружить. | 2 | ||
61 62 | 3 4 | Совместные игры (сюжетные, подвижные игры). | 2 | ||
63 64 65 | 5 6 7 | Сказка «Колобок» (спектакль). | 3 | ||
66 | 8 | «Веселые старты». | 1 | ||
67 | 9 | Детская площадка. | 1 | ||
68 | 10 | Упражнение «Учреждения нашего города». | 1 | ||
За четверть | 15 | ||||
За 2 полугодие | 35 | ||||
За год | 68 |
По плану: 68 ч.
Проведено: 68
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по предмету "Окружающий социальный мир"
ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 2)...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир»
Цель предмета: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Задачи предмета: знакомство с явлениями социальной...
Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программы.Тип программы: программа по предмету ≪Окружающий социальный мир≫ для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптирова...
Программа Образовательная область «Окружающий мир» Учебный предмет "Окружающий социальный мир". 5-12 класс
Общая характеристика учебного предмета Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную ада...
Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Предметы мебели"
Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Предметы мебели" для обучающихся с ТМНР по АООП НОО (вариант 6.4)...