Урок окружающего мира "Поверхность нашего края"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Арутюнян Татьяна Артемовна

Цели: сформировать у учащихся представление о поверхности родного края;

Задачи: раскрыть основные понятия: овраг, балка, карьер, терриконы; расширять кругозор учащихся; воспитывать любовь к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira.docx374.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»

открытый урок по окружающему миру

E:\открытый урок 19.02.2021\фото\IMG-20210216-WA0005.jpg

Подготовила: учитель начальных классов

Арутюнян Т. А.

2021 г.

Цели: сформировать у учащихся представление о поверхности родного края;

Задачи: раскрыть основные понятия: овраг, балка, карьер, терриконы.

Формируемые УУД: познавательные — выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; коммуникативные — работать в парах и малых группах; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — проявлять интерес к культуре и истории своего края.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, фотографии (пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах, терриконы), карточки для индивидуальной работы, физическая карта России.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Индивидуальное задание на карточке

— Расскажите о нашем крае, используя карту.

E:\открытый урок 19.02.2021\фото\IMG-20210216-WA0012.jpg

План ответа

1) Географическое положение.

2) Соседи.

3) Столица, крупные города.

4) Растительный и животный мир.

2. Тест

1. Мой край расположен на материке:

а) Африка

б) Евразия

в) Северная Америка

2. Мой край находится в:

а) лесной зоне           б) тундре                   в) степи

3. Мой край находится в:

а) Восточном полушарии

б) Западном полушарии

в) на экваторе

4. В моем крае растут:

а) кактусы, кипарисы

б) ягель, клюква, карликовая ива

в) ель, береза, осина

5. У нас обитают:

а) лоси, зайцы, кабаны

б) косули, волки

в) олени, медведи

6. Мой край дает стране:

а) продукты сельского хозяйства

б) легковые автомобили

в) морепродукты

(Учитель может скорректировать тест, включив в него особенности своего региона.)

3. Сообщения учащихся

- Послушаем ребят, которые написали сочинение на тему «Родной край». (Желающие читают свои сочинения.)

-  Чье сочинение вам больше всего понравилось? Почему?

III. Самоопределение к деятельности

-  Как используется территория нашего края? (Строятся города, села, деревни; люди прокладывают дороги, обрабатывают земли.)

-  Рассмотрите внимательно фотографии (пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах, терриконы). Какие чувства вы испытываете, глядя на них? (Разочарование, обиду, грусть и т. д.)

-  Такие места на Земле - боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Нужно ли охранять поверхность земли? (Ответы детей.)

-  А что бы сделали вы, чтобы на Земле было меньше таких мест? (Ответы детей.)

-  Сегодня мы с вами попробуем выяснить, откуда они появляются на нашей планете. Прочитайте тему урока. («Поверхность нашего края».)

-  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

-  Что мы будем делать для достижения этой цели?

-  Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Работа в группах

-  Внимательно рассмотрите физическую карту России. Какой рельеф вы видите? (На территории России есть низменности, равнины, плоскогорья и горы.)

-  Где расположена территория нашего края? Какие здесь встречаются формы рельефа? (Ответы детей.)

-  Чем характеризуются холмы? (У холмов есть подошва, склон, вершина.)

-  А у горы тоже есть подошва, склон и вершина. В чем же разница? (Горы и холмы различаются по высоте.)

-  Вспомните, каким цветом на карте обозначены равнины, возвышенности, плоскогорья? (Равнины - зеленым, возвышенности - желтым, плоскогорья - светло-коричневым.)

Высота равнин-низменностей - 0-200 м, возвышенностей -200-500 м, плоскогорий - 500-800 м.

 А сейчас догадайтесь, о чем идет речь. (Об оврагах.)

Они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются, у них крутые, осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности.

—  Расскажите, что вы знаете об оврагах, где вы их видели. (Рассказы детей.)

2. Работа по учебнику

—  Узнаем что-то новое об оврагах, прочитав текст на с. 139—140 учебника.

(Ученики самостоятельно читают текст.)

—  Что нового узнали? (Овраг превращается в балку.)

—  Предлагаю вам сравнить овраги и балки — сходства и отличия отразите в таблице.

Сходства

Различия

Овраг

Балка

(Работа проводится в парах с последующей коллективной проверкой.)

—  Прочитайте в учебнике о борьбе с оврагами на с! 141 (второй абзац). О каких методах борьбы с оврагами вы узнали? (Ответы детей.)

—  А может, не стоит бороться с оврагами, как вы считаете? (Борьба с оврагами необходима, потому что они разрушают поверхность земли, уничтожают почву и т. д.)

V. Первичное закрепление

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

—  Выполним задание 2 на с. 67. (Записать определения оврага и балки.)

2. Работа в группах

—  Так надо ли охранять поверхность земли?

(Ученики обсуждают этот вопрос в группах. Выслушать мнения каждой группы.)

—  Проверим себя, прочитав текст на с. 140 учебника. (Ученики самостоятельно читают текст.)

—  Как теперь бы вы ответили на этот вопрос?

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Работа по учебнику С. 143-144

—  Мы с вами знаем, что еще одной формой поверхности являются горы. Предлагаю вам прочитать о необычных горах.

Чем же они необычны? (Эти горы необычны тем, что их создал человек.)

—  Как называются эти горы? (Терриконы.)

E:\открытый урок 19.02.2021\фото\IMG-20210216-WA0016.jpg

Они - незаживающая рана на поверхности Земли, это боль природы.

—  Как люди, живущие на равнине, оказались в горах? (Терриконы образовались из куч отходов, оставшихся после добычи полезных ископаемых.)

—  Чем опасны терриконы? (Они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду.)

—  Как люди борются с ними? (Привозят почву, высаживают растения.)

Еще одно неприятное зрелище - свалки. Места, занятые строительным мусором - битым кирпичом, осколками стекол, плитами и др., уродуют поверхность нашей земли. Со свалками также нужно бороться: проводить сортировку мусора и перерабатывать его на специальных заводах. Свалки разравнивают, засыпают землей, высаживают растения. Очень надеюсь, что когда вы вырастете, то постараетесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше и не было бы таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

—  Выполните задание 3 на с. 67. (Ученики работают в парах. Коллективная проверка.)

Игра «Узнай меня»

•   Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора.)

•   У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм.)

•   Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Террикон.)

•   Я — углубление на земной поверхности, у меня пологие склоны, покрытые травой и кустарником. (Балка.)

•   Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг.)

3. Работа с CD (Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

—  О чем мы узнали сегодня на уроке?

—  Какова поверхность нашего края?

—  Какой вред приносит овраг людям? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 142 учебника.)

—  На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

—  Какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока?

—  Удалось ли нам выполнить всю работу?

—  Какие трудности возникли в работе?

—  Что показалось наиболее интересным?

—  Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 139-144 учебника.

2. Выполнить рисунок или модель поверхности своего края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Животноводство в нашем крае"

Формирование представлений обучающихся об отрасли сельского хозяйства – животноводстве...

Урок-города "Люди нашего края"

Урок поможет детям закрепить знания о родном городе и познакомить с "Почетными гражданами города Кемерово"...

Презентация к уроку ОМ "Поверхность нашего края"

Для использования при подготовке к уроку...

Презентация к уроку "Растениеводство в нашем крае". Окружающий мир. Плешаков. 4 класс.Школа России

В данной презентации представлены отрасли растениеводства в Тульской области, основные предприятия в этих отраслях. Презентация сделана на основе исследовательских работ учеников по этой теме....

Конспект урока "Животноводство в нашем крае" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 4 класс разработан на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного поцесса, задачи фор...

конспект урока "Животноводство в нашем крае"

конспект урока "Животноводство в нашем крае"...

Тема урока: Водные богатства нашего края

Цели урока: познакомить учащихся с многообразием водоемов родного края,расширить и углубить природоведческие знания учащихсяЗадачи урока:Сформировать представления у учащихся о водоемах нашего края....