«Сохраним природу родного края»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Богачева Алла Юрьевна

открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_17.11.23.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Предмет: Окружающий мир;

Класс: 4 «в»

Продолжительность: 45 мин;

Раздел: Формы поверхности Земли;

Тема учебного занятия: «Сохраним природу родного края»;

Планируемые личностные результаты освоения:

У обучающихся будут сформированы:

-бережное, ответственное отношение к природе родного края; 

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

У обучающихся могут быть сформированы:

- положительная мотивация к самостоятельному познанию природы Новосибирской области;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки в природе.

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- составлять план и последовательность действий;

- предвосхищать результат;

- различать способ и результат действия;

-высказывать своё предложение (версию).

- контролировать и корректировать свои действия, по заданному эталону на примере изучения природы родного края.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- оценивать, что усвоено и что ещё нужно усвоить;

- ставить новые учебные задачи.  - соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Познавательные

Обучающиеся научатся: 

- постановке и формулированию проблемы;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, устанавливать закономерности;

-видеть взаимосвязи между элементами природы, сравнивать, выделять существенные признаки форм поверхности Земли и родного края. 

Обучающиеся получат возможность: 

-осознанно высказывать своё мнение;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

- анализировать; синтезировать; сравнивать явления.

-обобщить знания, формулировать проблемы и самостоятельно находить пути их решения.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- вести диалог;

- слушать и понимать речь других.

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Обучающиеся получат возможность научиться: 

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;                                      

 - осуществлять природоохранные мероприятия    своего края.

- осознанно высказывать своё мнение.

Планируемые предметные результаты освоения:

Обучающиеся научатся:

- различать формы поверхности по физической карте Новосибирской области;

- видеть экологические проблемы, связанные с исчезновением травянистых растений.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-осуществлять природоохранные мероприятия    своего края.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний (по Е.Л Мельниковой);

Ведущий метод: частично-поисковый (побуждающий диалог);

Форма организации: фронтальная и групповая;

Учебно-методическое обеспечение: карты НСО, инструкция по выполнению задания в группе;

Материально-техническое обеспечение: искусственные цветы, интерактивная доска;

 

Деятельность учителя и обучающихся

Элементы учебного занятия

по проблемно-диалогической технологии (Мельникова Е.Л.)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

 Приветствие.  Обращение к словам

«Я сорвал цветок -и он увял.  

Я поймал мотылька -    и он умер у меня на ладони.

 И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем».                   П.Гнездослав                    (слайд1)

Ребята, как вы понимаете эти высказывание.

 Сегодня на занятии мы с вами поучимся к красоте прикасаться сердцем.

Самоконтроль готовности к уроку.

Реакция на учителя, внимание.

Личностные: самоопределение;

2..

Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности

  • Что мы видим на этом слайде (слайд2)

Перед нами физическая карта Новосибирской области.

  • что является главным условным знаком на физической карте?
  •  какого цвета больше всего на физ. карте НСО?
  • О чём он нам рассказывает.
  • Какие формы поверхности преобладают на территории нашей области?
  • Показать и рассказать легенду равнин НСО.

А теперь обратите внимание на юго-восток. Что за форма поверхности расположена на юго-востоке НСО?

                                            (слайд3)

Работа по карте «Охраны природы НСО»

О чём нам рассказывает легенда этой карты?

Дальше наша речь пойдёт о травянистых растениях

ПОЛЮБУЙТЕСЬ…просторами нашего края (слайд программа « По просторам НСО»)

Работа учащихся по физической карте НСО.

Цвет карты

- чтение карты НСО;

- Описание форм поверхности НСО

Обобщения материала по физической карте НСО.

Работа по атласу НСО.

Описание форм поверхности НСО

Васюганская равнина

Барабинская низменность

На юго-западе возвышенность, представленная Салаирским кряжем

 Карта «Охраны природы НСО

Рассказывая легенду карты, учащиеся говорят об исчезающих растениях и животных НСО, занесённых в Красную книгу.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации.

3.

Постановка учебной проблемы

- Давайте вспомним травянистые растения, встречающиеся нам в природе на лугах, лесных полянах.

 Учитель включает детей в имитационную игру, предлагая им стать цветком

  Представьте, каждый из вас сейчас станет необыкновенным цветущим растением. Возьмите на парте лежащие растения, посмотрите, как удивительно красива наша поляна, наши растения потянулись к солнцу, а вот их коснулся ветерок, и они закачались. А теперь посмотрите, как мы становимся маленькой частичкой, окружающей нас природы.

«У природы живые краски, миллионы лучистых соцветий, для чего чудеса из сказки если в жизни их можно встретить    у природы живые ноты песня поля и музыка моря

Ручейками звенит природа

Соловьями встречает зори.»

   Одному из детей предлагается собрать букет для своей мамы.

На слайде появляется опустевшая Земля

Ребята, что случилось, почему не слышно птиц, не стрекочут кузнечики, исчезли травянистые растения?

Учитель предлагает объяснить причины исчезновений растений и животных.

- Ребята, что вас сейчас удивило?

Задание было одно

А сколько было высказано мнений?

-Так какая у нас возникла проблема?

Сформулируйте её.

Учащиеся обобщают знания о травянистых растениях называя их.

Учащиеся превращаются в цветущую поляну.

Девочка собирает все травянистые растения.

Учащиеся находят взаимосвязи между элементами природы.

Задание было одно, а

мнений было несколько.

Формулирование проблемы

Как сохранить природу родного края?

Познавательные: постановка и формулирование проблемы;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

 вести диалог.

4.

Формулирование темы, цели и задач занятия. Планирование.                                                                                                                                                                                              

Как вы думаете, проблема, которую вы сформулировали сейчас, может быть темой нашего занятия?

- Её можно немного изменить, переформулировать

Сформулируйте точнее тему урока?

(фиксируется на слайде).

  • И так у нас есть тема и проблема.

Как сохранить природу родного края?

«Сохраним природу родного края»

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; планировать.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

5.

Поиск решения учебной проблемы. Совместное «открытие» знаний

 Какие у нас есть версии решения   проблемы.

Что мы должны сделать, чтобы сохранить природу родного края?

Подсказка к гипотезам: Давайте подумаем, чтобы сохранить природу родного края, о чём мы должны помнить?

1.Всё в природё взаимосвязано – это закон природы.

2.Мы люди – маленькая частичка живой природы. И должны понимать, что окружающий мир — это единое целое, поэтому нам важно не только знать законы природы, но и научиться жить по ним.

Так в чём заключается наша главная задача, как разумной частицы природы?

Чтобы приступить к решению этой серьезной проблемы,

давайте это разберём на примере проблемной ситуации, возникшей в ходе нашего путешествия.

Нам важно маме подарить букет?

И важно не навредить природе?

 Как быть?

Сформулируйте проблему. возникшую в ходе нашего заочного путешествия.

Что мы должны сделать, чтобы исправить нашу ошибку?

Итак, приступим к решению проблемы.

Внимательно изучите инструкцию, выполните задание устно.

Работа в группах.

Инструкция. Слайд.

1.Выбрать и обосновать решение выбранной проблемы

2. Составить план действий решения проблемы

 

 Формулируют версии решения проблемы

Как сохранить природу родного края

Верные и неверные

Слушают учителя.

Делают вывод:

В сохранении природы родного края.

Как сохранить природу родного края?

Как подарить маме букет и не навредить природе?

Работа по инструкциям самостоятельно.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.

Коммуникативные: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

6.

Выражение решения и реализация «продукта»

Обобщение:

  Выдвижение путей решения экологической проблемы и планов её решения.

Одна группа обосновывает решение

Остальные оценивают

 С помощью сигналов.

И так все ли наши решения верны …?

Подведение к выводу

Чтобы решить главную проблему сегодняшнего урока: Как сохранить природу родного края надо начинать……. (продолжите меня) ……?

  • Сделайте вывод о своём поведении в природе
  • Как вы думаете, при бережном ответственном отношении к природе мы можем сохранить

Природу родного края? 

  • Как при этом может измениться карта охраны природы НСО. А может случиться такое, что не нужна будет Красная Книга.

Выдвижение путей и планов решения проблемы

Как подарить маме букет и не навредить природе?

Ответы обучающихся.

Как сохранить природу родного края

С себя.

С отношения каждого к природе.

Каждому из нас.

Демонстрация учащимися способности участвовать в решении экологических проблем НСО

 

Делают итоговый вывод.

Познавательные:

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; личностные: смыслообразование.

7.

Рефлексия

Как вы думаете, мы нашли решение проблемы?

Вспомните слова в начале урока к природе нужно прикасаться чем    …Сердцем и тогда мы многие проблемы сможем решить

 Помните приходя в природу на луга, на лесные поляны каждый из вас должен над цветами наклониться не для того чтоб рвать или срезать, а чтоб увидеть добрые их лица и

доброе лицо им показать!»

И пусть в благодарность вам распустятся удивительные цветы травянистых растений.

Формулируют ответы

Познавательные:

Рефлексия способов и условий действий

Регулятивные:

контроль и оценка способов своей деятельности.

Методическая цель: Рассмотреть эффективность применяемых способов формирования мотивации детей к изучению природы родного края, показать практическую значимость применения технологии проблемного диалога на уроках окружающего мира.

Методические рекомендации

1.На этапе актуализации знаний можно расширить знания и умения ребят по теме: «Формы поверхности земли» через включение краеведческого материала.

2.  На этапе постановки учебной проблемы установление причинно - следственных связей осуществлять через драматургию, что повысит мотивацию в решении учебной проблемы.

3.Использование электронных образовательных ресурсов поможет учебное занятие сделать увлекательным, ярким и повысить мотивацию детей к изучению природы родного края.

4.На этапе поиска решения учебной проблемы. Совместное «открытие» знаний ребятам можно предложить объединиться в группы по интересам.

5.С помощью технологии проблемного диалога на уроках ОМ можно повысить ответственность учащихся за свое поведение в природе и уровень экологической культуры среди младших школьников.

Урок по окружающему миру по теме: «Сохраним природу родного края»

Задание: при просмотре и анализе урока выделите формируемые на уроке результаты из предложенного списка (+). Определите способ формирования результата. Заполните таблицу.

Формируемые результаты

Формируемые на уроке результаты(+)

Способ формирования планируемых результатов

1. Планируемые личностные результаты освоения:

У учащихся будут сформированы:

-бережное, ответственное отношение  к природе родного края; 

- учебно-познавательный  интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

У учащихся могут быть  сформированы:

- положительная  мотивация к самостоятельному познанию природы Новосибирской области;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки в природе.

2.Планируемые метапредметные результаты освоения:

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- составлять план и последовательность действий;

- предвосхищать результат;

- различать способ и результат действия;

-высказывать своё предложение (версию).

- контролировать и корректировать свои действия, по заданному эталону на примере изучения природы родного края.

Учащиеся получат возможность научиться:

- оценивать, что усвоено и что ещё нужно усвоить;

- ставить новые учебные задачи.  - соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Познавательные

Учащиеся научатся: 

- постановке и формулированию проблемы;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, устанавливать закономерности;

-видеть взаимосвязи между  элементами природы, сравнивать, выделять существенные признаки форм поверхности Земли и родного края. 

Учащиеся получат возможность: 

-осознанно высказывать своё мнение;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

-анализировать; синтезировать; сравнивать явления.

-обобщить знания, формулировать проблемы  и самостоятельно находить пути их решения.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- вести диалог;

- слушать и понимать речь других.

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Учащиеся получат возможность научиться: 

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;                                      

 - осуществлять природоохранные  мероприятия    своего края.

- осознанно высказывать своё мнение.

3. Планируемые предметные результаты освоения:

. Учащиеся научатся:

- различать формы поверхности по физической карте Новосибирской области;

- видеть экологические проблемы, связанные с исчезновением травянистых растений.

Учащиеся получат возможность научиться:

-осуществлять  природоохранные  мероприятия    своего края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Сохраним природу родного края"

Воспитание экологической культуры у современных школьников - это не дань моде, а веление времени, продиктованная самой жизнью. Сегодня экологические знания включены в программу курса "Окружающий ...

Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края

1.  Познакомить  учащихся  с  Красной  книгой  края  и  животными, которые  в  нее  внесены, рассмотреть  экологические  правила,...

Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

Сохраним природу родного края!

Эта работа поможет в воспитании у детей бережного отношения к природе, хвойным деревьям. Поможет привлечь внимание детей и их родителей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и...

Сценарий экологического фестиваля «Сохраним природу родного края!»

Сценарий экологического фестиваля «Сохраним природу родного края!»Цель: формирование активной жизненной позиции по сохранению природных богатств родного края....

Технологическая карта урока по литературному чтению: "Сохраним историю родного края", 3 класс.

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: "Сохраним историю родного края". 3 класс. Проектная технология. Создание детского журнала Хакасии. Цели: формирование у детей ответ...

Межрегиональный конкурс методических и дидактических материалов "Сохраним природу родного края"

В работе представлены: технологическая карта урока "Откуда берется и куда девается мусор?", презентация к уроку, фотоотчет, раздаточный материал, ссылка на сатью сайта БРИОП о подведении ито...