Конспект урока по окружающему миру в 3-в классе. на тему: « Создание Московского государства. Грозный царь».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Цели:
- формировать представление о создании государства Московское государство;
- дать представление о личности князя Ивана III;
- познакомить с важными событиями правления Ивана III;
- дать представление о личности царя Ивана Грозного;
- познакомить с преобразованиями в государстве во время правления Ивана Грозного;
- совершенствовать умения работать в парах;
- развивать память, мышление;
- воспитывать уважение, чувство гордости за свою Родину.
Урок с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 3-в классе.
на тему: « Создание Московского государства. Грозный царь».
Цели:
- формировать представление о создании государства Московское государство;
- дать представление о личности князя Ивана III;
- познакомить с важными событиями правления Ивана III;
- дать представление о личности царя Ивана Грозного;
- познакомить с преобразованиями в государстве во время правления Ивана Грозного;
- совершенствовать умения работать в парах;
- развивать память, мышление;
- воспитывать уважение, чувство гордости за свою Родину. ( слайд 3)
Планируемые результаты: ( слайд 4)
Личностные: осознание учащимися сопричастности к стране, в которой они живут, умение соотнести поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, положительное отношение к учебной деятельности.
Предметные:
- знать что такое государство, основные причины и значение образования Московского государства, кто был первым русским царем.
- уметь проводить информационно-смысловой анализ текста, формулировать выводы, работать с исторической картой.
Метапредметные: учащиеся научатся выделять из темы урока известные знания и умения, находить нужную информацию из различных источников, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять рефлексию своей деятельности на уроке, включаться в диалог с учителем и сверстниками.
Основные понятия: Московская Русь, столица, государство, царь, венчание
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ход урока:
1.Организационный момент. ( слайд 5)
Прозвенел звонок.
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
2.Актуализация знаний. ( слайд 6)
1.Повторение изученного материала,
- Какое значение имела победа русского народа на Куликовском поле?
-Через сколько лет после Куликовской битвы Русь смогла полностью освободиться от ордынской зависимости?
- Что помогло Руси окончательно избавиться от монгольского ига?
- Кого собрал под свои знамена князь Дмитрий Донской?
Физминутка (СУС- схема условных символов)
3.Постановка цели и задач урока. ( слайд 7)
После Куликовской битвы Москва и московские князья упрочили за собой роль объединителей русских земель. Как вы думаете, для чего объединялись русские князья? Вот сегодня мы и узнаем, что же произошло вокруг Москвы при князьях Иване III и Василии III.
- Какова задача нашего урока?
4.Изучение нового материала. ( слайд 8)
1. Рассказ учителя.
При князьях Иване III и его сыне Василии III произошло объединение Руси вокруг Москвы. Они присоединили к Москве Рязань, Новгород, Тверь, Псков, Смоленск с их землями, создав Московское государство русского народа и тех народов, которые издавна жили на этой земле.
2. Рассмотреть карту Московского государства в начале 16 в. на презентации и в учебнике стр. 69 – перечислить города. (слайд 9)
3.Укрепление государства. ( слайды10,11)
При Иване III в Москву съехались знатные князья, которые вошли в состав Боярской думы – совет при великом князе. Появился новый придворный церемониал. Иван III принял византийский герб- двуглавого орла, усвоил придворный шаг, стал именовать себя не Иван , а Иоанн и требовал к себе больших почитаний.
- Как видите, у городов, как и у людей, бывает детство, потом они взрослеют, становятся больше и мощнее. Вот и наша огромная и прекрасная столица была когда-то маленькой и никому неизвестной.
Как случилось, что именно Москва, маленький городок Владимиро-Суздальской земли, стала столицей огромной Российской державы? Какие условия тому способствовали? Выскажите свои предположения.
Работа в парах. «Собери пословицу»
- У вас на партах лежат конверты. Достаньте листочки и составьте пословицу. Работаем в парах. Кто составил, поднимите руку. Зачитайте. (Москва – всем русским городам мать.)
- Как вы понимаете значение этой пословицы? (Москва столица нашей родины.)
- Согласны ли Вы с выводом: «Образование Московского государства – важнейшее событие в истории нашей страны?» Объясните свой ответ.
- Москва в это время расширялась, перестраивалась. Князь Иван III приказал белокаменные стены заменить на красный обожженный кирпич. С этого времени Московский Кремль начинает приобретать более знакомое нам обличье. (Слайд 12)
Физминутка ( слайд 13)
Итак, продолжаем шагать по истории нашей страны и сейчас мы с вами перенесемся в далекий 1530 год. В летнюю ночь 1530 года над Москвой разразилась страшная буря. Сверкала молния, гремел гром, от сильного ветра раскачивались колокола церквей, издавая леденящие душу звуки. Переглядывались, перешептывались люди: «Наступает недоброе время, быть беде!» В ту страшную ночь родился будущий первый русский царь – Иван IV Грозный.
- Что за человек был первый русский царь? Чем он заслужил такое прозвище в народе?
- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать в парах с фрагментами исторических документов и осуществить поиск информации об этом правителе.
- Давайте поделимся своими открытиями. Сначала учащиеся первого ряда, затем второго и третьего.
- Рассмотрите картину С.М .Васнецова «Иван Грозный». (Слайд 14)
Какие чувства вызывает у вас этот портрет?
- На картине И.Репина (Слайд 15) изображен легендарный эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева нанес смертельный удар железным наконечником скипетра своему сыну. Память о злодействах
Ивана Грозного хранит самый красивый храм России- храм Василия Блаженного . ( слайд 16)
- Сохранилось народное предание. Увидел Иван Грозный воздвигнутый храм и ахнул от небывалой красоты. Спросил он мастеров, могут ли они построить собор ещё лучше этого. Зодчие ответили: “Прикажи, государь, и построим!”. И тогда повелел грозный царь ослепить мастеров, чтобы никто и никогда не смог создать подобного чуда.
- И вместе с тем, Иван Грозный, правивший без малого 50 лет, внес немалый вклад в укрепление и процветание нашей страны. Что вы узнали о времени правления Ивана Грозного?
- Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси, был высокообразованным и просвещенным человеком, сочинял музыку, собрал уникальную, лучшую в мире библиотеку оставил в Москве и истории свой неизгладимый след. Вот такой человек на 17 году жизни заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство. Что это значит, нам расскажут учащиеся 3 ряда. (Слайды 18)
- Итак, венчание Ивана IV на царство произошло в 16 веке. С этого момента Русь стали называть Московским царством, а Москву считать главным городом русского государства, т.е. столицей. Чего же добился венчанием Иван Грозный? ( слайд 19)
Подведение итогов. Рефлексия . (слайд 20,21)
1.При ком произошло объединение Руси вокруг Москвы?
Какие города присоединились к Москве?
Кто входил в Боярскую думу ?
Какой герб принял князь Иван третий и как стал себя именовать ?
Как вы оцените личность Ивана Грозного ?
2.- Наш у рок подходит к концу. Давайте подведем итоги и оценим свою работу на уроке. ( Выбрать и показать своего смайлика- настроение)
Домашнее задание- По учебнику стр. 68-71 пересказ, по желанию подготовить дополнительную информацию о времени правления Ивана IV Грозного
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса по теме : Петр I- царь и человек.
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС, учитывая возрастные особенности учащихся. Урок представлен по ходу изучения раздела «Преобразования в России». На уроке используется ИКТ, как с...
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Какие бывают животные?» (с использованием УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»)
конспект урока по окружающему миру во 2 классе по учебнику Плешакова А.А. УМК "Школа России" по теме: "Какие бывают животные?". Урок разработан с использованием электронного образовательного ресурса У...
Презентация к уроку по теме: « Создание Московского государства. Грозный царь».
Презентация к уроку...
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК Перспектива Тема:Московский Кремль
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Московский кремль»Цели деятельности учителя: формирование знаний о Московском Кремле Планируемые результатыПредметные: Знать что такое д...