Конспект урока по окружающему миру в 3-в классе. на тему: « Создание Московского государства. Грозный царь».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Цели:

- формировать представление о создании государства Московское государство;

- дать представление о личности князя Ивана III;

- познакомить с важными событиями правления Ивана III;

- дать представление о личности царя Ивана Грозного;

- познакомить с преобразованиями в государстве во время правления Ивана Грозного;

- совершенствовать умения работать в парах;

- развивать память, мышление;

- воспитывать уважение, чувство гордости за свою Родину.  

Урок с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 3-в  классе.

на тему: « Создание Московского государства. Грозный царь».

Цели:

- формировать представление о создании государства Московское государство;

- дать представление о личности князя Ивана III;

- познакомить с важными событиями правления Ивана III;

- дать представление о личности царя Ивана Грозного;

- познакомить с преобразованиями в государстве во время правления Ивана Грозного;

- совершенствовать умения работать в парах;

- развивать память, мышление;

- воспитывать уважение, чувство гордости за свою Родину.  ( слайд 3)

 Планируемые результаты: ( слайд 4)

Личностные: осознание учащимися сопричастности к стране, в которой они живут, умение соотнести поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, положительное отношение к учебной деятельности.

Предметные:

- знать что такое государство, основные причины и значение образования Московского государства, кто был первым русским царем.

- уметь проводить информационно-смысловой анализ текста, формулировать выводы, работать с исторической картой.

Метапредметные: учащиеся научатся выделять из темы урока известные знания и умения, находить нужную информацию из различных источников, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять рефлексию своей деятельности на уроке, включаться в диалог с учителем и сверстниками.          

Основные понятия: Московская Русь, столица, государство, царь, венчание

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.

Ход  урока:

1.Организационный момент.  ( слайд 5)

Прозвенел звонок.

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

2.Актуализация знаний.  ( слайд 6)

1.Повторение  изученного  материала,

- Какое значение имела победа русского народа  на Куликовском  поле?

-Через сколько лет  после Куликовской битвы Русь смогла полностью освободиться от ордынской зависимости?

 - Что помогло Руси окончательно избавиться от монгольского ига?

-  Кого собрал под свои знамена князь Дмитрий Донской?

Физминутка (СУС- схема условных символов)

3.Постановка цели и задач урока.  ( слайд 7)

После Куликовской битвы Москва и московские князья упрочили за собой роль объединителей русских земель. Как вы думаете,  для чего объединялись русские князья? Вот сегодня мы и узнаем, что же произошло вокруг Москвы  при князьях Иване III и Василии III.

- Какова задача нашего урока?

4.Изучение нового материала. ( слайд 8)

1. Рассказ учителя.

      При  князьях Иване III  и  его сыне Василии III произошло   объединение Руси вокруг Москвы. Они присоединили к Москве Рязань, Новгород, Тверь, Псков, Смоленск с их землями, создав Московское государство русского народа и тех народов, которые издавна жили на этой земле.

2. Рассмотреть  карту Московского государства в  начале 16 в. на презентации и в учебнике  стр. 69 – перечислить города. (слайд 9)

3.Укрепление государства. ( слайды10,11)

При Иване III в Москву съехались знатные князья, которые вошли в состав Боярской думы – совет при великом князе. Появился  новый придворный церемониал. Иван III принял византийский герб- двуглавого орла, усвоил придворный шаг, стал именовать себя не Иван , а Иоанн и требовал к себе больших почитаний.

- Как видите, у городов, как и у людей, бывает детство, потом они взрослеют, становятся больше и мощнее. Вот и наша огромная и прекрасная столица была когда-то маленькой и никому неизвестной.

Как случилось, что именно Москва, маленький городок Владимиро-Суздальской земли, стала столицей огромной Российской державы? Какие условия тому способствовали? Выскажите свои предположения.

Работа в парах. «Собери пословицу»

- У вас на партах лежат конверты. Достаньте листочки и составьте пословицу. Работаем в парах. Кто составил, поднимите руку.  Зачитайте.  (Москва – всем русским городам мать.)

 - Как вы понимаете значение этой пословицы?  (Москва столица нашей родины.)

- Согласны ли Вы с выводом: «Образование Московского государства – важнейшее событие в истории нашей страны?» Объясните свой ответ.

- Москва в это время расширялась, перестраивалась. Князь Иван III приказал белокаменные стены заменить  на красный обожженный кирпич. С этого времени Московский Кремль начинает приобретать более знакомое нам обличье. (Слайд 12)

Физминутка  ( слайд 13)

Итак, продолжаем шагать по истории нашей страны и сейчас мы с вами перенесемся в далекий 1530 год. В летнюю ночь 1530 года над Москвой разразилась страшная буря. Сверкала молния, гремел гром, от сильного ветра раскачивались колокола церквей, издавая леденящие душу звуки. Переглядывались, перешептывались люди: «Наступает недоброе время, быть беде!» В ту страшную ночь родился будущий первый русский царь – Иван IV Грозный.

- Что за человек был первый русский царь? Чем он заслужил такое прозвище в народе?  

- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать в парах с фрагментами исторических документов и осуществить поиск информации об этом правителе.  

- Давайте поделимся своими открытиями. Сначала учащиеся первого ряда, затем второго и третьего.

- Рассмотрите картину С.М .Васнецова «Иван Грозный». (Слайд 14)

 Какие чувства вызывает у вас этот портрет?

- На картине И.Репина  (Слайд 15) изображен легендарный эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева нанес смертельный удар железным наконечником скипетра своему сыну.  Память о злодействах

 Ивана  Грозного хранит самый красивый храм России- храм Василия Блаженного . ( слайд 16)

- Сохранилось народное предание. Увидел Иван Грозный воздвигнутый храм и ахнул от небывалой красоты. Спросил он мастеров, могут ли они построить собор ещё лучше этого. Зодчие ответили: “Прикажи, государь, и построим!”. И тогда повелел грозный царь ослепить мастеров, чтобы никто и никогда не смог создать подобного чуда.

- И вместе с тем, Иван Грозный, правивший без малого 50 лет, внес немалый вклад в укрепление и процветание нашей страны. Что вы узнали о времени правления Ивана Грозного?

- Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси, был высокообразованным и просвещенным человеком, сочинял музыку, собрал уникальную, лучшую в мире библиотеку оставил в Москве и истории свой неизгладимый след. Вот такой человек на 17 году жизни заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство. Что это значит, нам расскажут учащиеся 3 ряда. (Слайды 18) 

- Итак, венчание Ивана IV на царство произошло в 16 веке. С этого момента Русь стали называть Московским царством, а Москву считать главным городом русского государства, т.е. столицей. Чего же добился венчанием Иван Грозный?  ( слайд 19)

 Подведение итогов. Рефлексия . (слайд 20,21)

1.При ком произошло объединение Руси вокруг Москвы?

Какие города присоединились к Москве?

Кто входил в Боярскую думу ?

Какой герб принял князь Иван третий и как стал себя именовать ?

Как вы оцените личность Ивана Грозного ?

2.-  Наш у рок подходит к концу. Давайте подведем итоги и оценим свою работу на уроке. ( Выбрать и показать своего смайлика- настроение)

Домашнее задание- По учебнику стр. 68-71 пересказ, по желанию подготовить дополнительную информацию о времени правления Ивана IV Грозного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса по теме : Петр I- царь и человек.

Данный урок разработан в соответствии  с ФГОС, учитывая возрастные особенности учащихся. Урок представлен по ходу изучения раздела «Преобразования в России». На уроке используется ИКТ, как с...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Какие бывают животные?» (с использованием УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»)

конспект урока по окружающему миру во 2 классе по учебнику Плешакова А.А. УМК "Школа России" по теме: "Какие бывают животные?". Урок разработан с использованием электронного образовательного ресурса У...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК Перспектива Тема:Московский Кремль

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Московский кремль»Цели деятельности учителя: формирование знаний о Московском Кремле Планируемые результатыПредметные: Знать  что такое д...