Урок по окружающему миру 4 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Из книжной сокровищницы Древней Руси
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Класс: 4
УМК: "Школа России"
Цель урока: создание условий для формирования представлений о возникновении славянской азбуки, о первых книгах на Руси.
Задачи:
- формировать учебно-познавательные компетенции: дать представление о летописях как исторических документах, проверка умений самостоятельно конструировать свои знания;
- формировать информационные компетенции: учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать;
- развивать коммуникативные способности учащихся: сотрудничество, обмен мнениями, работа в парах, группах, речь учащихся.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать и понимать значение знания истории своего народа, иметь представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков;
- уметь применять полученные знания в практической деятельности.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Метапредметные
- понимать учебную задачу, выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения, формулировать ответы на вопросы. Оборудование: УМК «Школа России», учебник Окружающий мир; рабочая тетрадь, учебная презентация.
СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Чтобы получить знания на уроке нам нужно( внимательно слушать и активно работать) - Сегодня, у меня для вас на доске спрятан секрет. Вы хотите его узнать? Хорошо, если вы будете очень внимательными и старательными, я буду на каждом этапе урока открывать одно слово. Согласны? | Приветствуют учителя. Наводят порядок. Настраиваются на урок. | Личностные: Умение сохранять дисциплину и организовывать своё рабочее место. |
2. Актуализация знаний Подведение к теме урока | - Прежде, чем начать наше путешествие в прошлое, я предлагаю вам проверить уже имеющиеся знания. У вас на столах у каждого лежат тесты, в них 7 вопросов. На выполнение теста у вас 4 минут. Начинаем работать. - А теперь проверим, как вы усвоили прошлую тему. Обменяйтесь тестами с соседом по парте. Слайд 1 Критерии отметки: 7 – «5» 6 - 5 – «4» 4 - 3 – «3» Итоги этапа актуализации знаний - А чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока отгадайте загадку: Я всё знаю, всех учу, А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, Нужно грамоте учиться. - Так о чём мы будем говорить? - А какой раздел вы сейчас изучаете? - Так о каких книгах мы с вами будем говорить? Правильно! А тема нашего урока будет звучать так: «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (слайд2) - На прошлом уроке вы узнали, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Люди умели писать и читать. Каковы цели этого урока, вы определите, восстановив предложения: А) письменность Кто Руси славянскую на создал? Б) на чем Руси На писали и чём? (слайд 3 | Работают индивидуально Взаимопроверка (У каждого критерии оценивания) Книга О книгах Страницы истории России О русских книгах А) Кто создал на Руси славянскую письменность? Б) На чём и чем писали на Руси? | Познавательные: Умение правильно отвечать на вопросы учителя. Регулятивные: Умение сохранять дисциплину при выполнении заданий. Личностные: Умение ставить перед собой цели и придерживаться их на протяжении всего урока. Регулятивные: Целеполагание. |
3.Работа по теме урока. Решение учебной задачи. | 1. Кто создал на Руси славянскую письменность? (поиск ответа на вопрос) - Ребята, а знаете ли вы, что книги появились очень давно. Первые книги стоили очень дорого и обращались с ними как с произведением искусств. Впрочем, давайте начнем по порядку. Ответ на первый вопрос вы найдете, прочитав текст, который лежит у вас на столах (Приложение 1) Однажды Византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему: «Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка» - Чем отличаются буквы и звуки? Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий. Назвали ее в честь Кирилла - Кириллицей. -Кто и с какой просьбой обратился к Византийскому императору? -Кто создал первую славянскую азбуку? -Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? - Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. - Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них. Рассмотрите иллюстрацию. Первые две буквы этой азбуки назывались… Давайте попробуем составить слово «баба», используя старославянские буквы. (в парах) (Проверка по образцу) -Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой? Эта азбука называлась глаголица. Известно, что слово глагол переводится как «слово», «речь». С помощью глаголицы можно было записать устную речь. В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей. Она была создана Кириллом в 863 году. Он перевел на славянский язык Евангелие, Апостол. В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти. - Какой цели мы сейчас достигли? Открывается слово (С книгой) 2. На чём и чем писали в Древней Руси? - Рассказ: В Древней Руси создавались летописи. - Что такое летопись? Летопись-описание событий по годам. (Славянское слово «лето» -переводится год) Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина». В конце 11 в. - начале 12 в. в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись– «Повесть временных лет». О содержании своего труда сам Нестор писал так: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть» (перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство». Летопись писали от руки, гусиным пером или писалами (Новое слово на доске) ((показ картинки) их изготавливали из кости, металла или другого твёрдого материала), тщательно выписывались буквы, заставки. Специальный художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы, орнамент. Труд был очень кропотливый и долгий. - Писались летописи и книги на пергаменте. (Новое слово на доске) Пергамент — телячья кожа, выделанная особым способом. Книги из пергамента были очень дорогими, они ценились и относились к ним с большим почетом. - Так же русичи использовали березы. Именно кору березы, иначе бересту (Новое слово на доске), наши предки использовали для повседневных нужд. - Интересно то, что этот материал был не только для книг, но и для личных писем. Раскопки показали, что купцы, воины, ремесленники и прочие сословия, часто использовали бересты для личной переписки. Они прекрасно показывают жизнь людей того времени, описывая ее в малейших деталях и проливая свет на, порой неизвестные, страницы в истории. Выводы сделанные учеными были поразительными, ведь благодаря таким текстам удалось восстановить уникальные недостающие моменты быта и культуры жителей Древней Руси. | (поиск ответа на вопрос) (ответы детей) (работают с текстом) Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим -К императору обратились славяне с просьбой прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа. -Кирилл создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. -Старший брат Мефодий. (Работают в парах) - Аз - Буки -По названию первых букв алфавита. -Узнали, кто создал на Руси славянскую письменность. -запись событий по годам на бумаге. Демонстрация изображения | Познавательные: Иметь желание узнавать новое, расширять свой словарный запас. Регулятивные: Сохранять дисциплину. Личностные: Уметь воспринимать новую информацию. |
4. Работа по теме урока | - Работа с учебником. (стр. 56-57). Вопросы после текста: 1.Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? 2.Какие чернила использовали для письма? 3.Что такое киноварь? Охра? 4. Какими были книги в Древней Руси? | (Чтение статьи по цепочке) Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики Черные или коричневые Краска оранже-красного цвета Краска желтого цвета (Описание книги учащимися) | Познавательные: Иметь желание узнавать новое, расширять свой словарный запас. Регулятивные: Сохранять дисциплину. Личностные: Уметь воспринимать новую информацию. |
5. | Блиц – опрос (соревнование между рядами). -Кто создал славянскую письменность? -Как называлась 1 азбука? -Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих? -Что такое летопись? -Где и кем велись летописи? -Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»? -На чем писали в Древней Руси? -Что такое пергамент? -Почему его ценили? -Что такое береста? -Чем писали? -Каким способом написания на бересте пользовались? -Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? -Какие чернила использовали для письма? -Что такое киноварь? - Охра? -Когда в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры? Краткий видео обзор о славянской письменности для сравнения как рождается книга в наши дни( это дополнительное задание на выбор | Кирилл и Мефодий Глаголица Кириллица Летопись - писание событий по годам Монахами в монастырях Нестор На бересте и пергаменте Писчий материал из телячьей кожи Стоил очень дорого. Ненужные записи соскабливали и снова писали на очищенном месте Кора березы Перьями и писалами Выдавливали и выцарапывали буквы Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики Черные или коричневые Краска оранжево-красного цвета Краска желтого цвета В 1992 году | Регулятивные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции. |
6. Подведение итогов. Рефлексия. | Ребята, вспомните, какая тема урока у нас сегодня была? Вспомните, какие цели вы сегодня ставили себе на урок. Добились ли вы их, как вы считаете? - Прочитайте предложения, вставляя пропущенные слова, на основе знаний, полученных на уроке. Славянскую письменность создали ____ и _____ . На Руси писали на _______ и _____, используя для этого _____ и _____ Словесная оценка детей | -Тема нашего урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (делятся мнениями) Славянскую письменность создали Кирилл и Мефодий На Руси писали на бересте и пергаменте, используя для этого писало и перья. |
Использованная литература:
1. А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир. 4 класс, 2 часть, М.: Просвещение, 2014, с. 55-58.
2. Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”. 4 класс, М.: Вако, 2014, с.284-291.
3. Окружающий мир. Общество. 1-4 классы. М.: Дрофа, ДиК, 2010.
4. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс, 2 часть, М.: Просвещение, 2014, с.19.
5. Энциклопедия для детей и взрослых. История России. Соловьёв В.М. – М.: - «Белый город», 2007.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., дополненное. – М.: «Азбуковник», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)
Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена года (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"
Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...
технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"
« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока - изучен...