Сценарий занятия "Мастера маскировки на суше и в воде"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Коренная Альбина Валерьевна

Занятие ДОП "Мастера живых исследований"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_zanyatiya.docx303.61 КБ

Предварительный просмотр:

 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП ХVI ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»

(направление естественно-научное)

Тема занятия: Мастера маскировки на суше и в воде

Автор:

Коренная Альбина Валерьевна,

учитель начальных классов

БОУ г. Омска «Средняя

общеобразовательная школа № 24»

Сценарий занятия

Этапы занятия

Методы, формы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приёмы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

1. Мотивирование к учебной деятельности

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствие обучающихся.

- Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтоб чему-то научиться.

Друг на друга посмотрели,

На меня, за парту сели.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность

Проявление эмоциональной отзывчивости

Наблюдение

2.Актуализация знаний

Фронтальный. Словесный. Опрос. Объяснение. Организационный. Работа в группе.

- Вспомним тему предыдущего занятия.

- Какое творческое задание было вам предложено?

- Участник от каждой группы выходит и представляет свой знак. Остальные группы оценивают, для этого у вас на партах есть самоклеящиеся значки в виде восклицательного знака (!), если вы считаете представленную работу успешной и в виде вопросительного знака (?), если вам кажется, что знак не достаточно понятен. Одна группа может оценить одним значком, поэтому стоит принять общее решение.

- Проверим какой из представленных знаков набрал больше всего (!), выясним, почему появились (?)

- Птицы –объект охотничьего промысла.

- Разделиться на группы и разработать знаки, которые можно установить в местах обитания птиц.

Представление работ.

Оценивание работ между группами.

Анализ деятельности участников занятия

Участие в опросе

Публичное выступление. Оценивание деятельности одноклассников. Принятие общего решение в группе

Обоснование выбора оценки

Взаимоконтроль

3.Погружение в проблему

Фронтальный. Словесный. Мини-лекция.

- Приходилось и вам слышать такое слово как «маскировка»?

- Люди каких профессий используют ее?

- Для чего военным маскировочная форма?

Демонстрация презентации

- Оказывается, в недалеком прошлом, примерно 100 лет назад, форма военных была яркой. Пышные белые/желтые аксельбанты, блестящие пуговицы, алые и белые штаны, артиллеристы ХVIII века в русской армии носили красные мундиры, а генералы высокие шапки с медными налобниками. Ни о какой маскировке тогда речи не шло. Противники не просто издалека видели военных, но и легко определяли чин/звание врага.

- Обратимся к таблице «Проблема».

Проблема

Что не так?

Как должно быть?

Почему так стало?

Что можно сделать?

- Как вы думаете, кто подсказал военным, что в бою нужно быть незаметным?

- Верно, именно животные.

- Военные лишь в начале ХХ стали замечать как как незаметны в природе бывают животные. Цвет оперенья птиц сливается со стволами деревьев, зайцы дважды в год меняют окрас шерсти. Уже в 20-х годах руководство Красной армии сделало правильные выводы, и была создана Высшая школа военной маскировки.

- Но в науке всё имеет свое название. Подражательная особенность живого существа, необходимая для защиты, добычи питания или продолжения рода в зоологии тоже как-то называется. Не приходилось ли слышать раньше? Ваши предположения? Если нет, давайте его расшифруем. Внизу дан ключ к расшифровке. (мимикрия)

- Теперь при ответах вы можете использовать это понятие. Попробуем составить предложения с новым словом.

Участие в выявлении проблемы. Просмотр наглядных слайдов презентации.

Работа с «дежурной» таблицей по определению проблемы.

Высказывают предположения

Высказывают предположения

Расшифровывают закодированное понятие

 

Формулирование предложений с новым понятием

Восприятие и анализ полученной информации.

Умение размещать информацию в таблице и делать выводы

Логическое рассуждение

Умение работать со знаково-символическими средствами

Применение терминологии

Тематический

Фронтальный

Корректирующий, внешний

Текущий

4. Целеполагание

- Какой вывод сделаем?

- Давайте определим цель и задачи занятия.

Если не удается сформулировать цель и задачи занятия, приводятся наводящие вопросы и демонстрируется слайд

Цель – определение особенностей маскировки животных.

Задачи: изучить способы маскировки

 живых  существ; выяснить для чего нужна

 маскировка живым существам; изучить новое понятие.

-А кого вы считаете самым ярким представителем маскировки среди животных?

Если не удается назвать детям животное, демонстрируется слайд.

- Да, всем известен Хамелеон – ящерица, изменяющая свою окраску в зависимости от цвета окружающей среды. В слоях кожи животного находятся красители, позволяющие хамелеону изменить окраску кожи в течение 15 минут.

Демонстрация живого объекта (черепаха). Инструктаж контакта с живыми объектами.

- Посмотрите, кто присутствует сегодня у нас на занятии. Рассмотрите внимательно черепаху и предположите, в каких условиях в природе обитает этот вид.

Предположения детей

Формулирование цели и пошагового пути достижения (задачи)

Рассматривание внешних признаков черепахи.

Предположение детей.

Постановка цели и определение задач

Умение использовать ранее изученные знания.

Обращение с живым объектов. Определение наглядных признаков.

Соотношение с эталоном

Следование инструкции

5. Решение задач

Фронтальный. Словесный. Демонстрация интерактивного элемента. Введение нового понятия.

Игра.

Демонстрация слайдов – животные в природе

- Давайте посмотрим фото других животных в своих привычных условиях. Определите для чего природа подарила им именно такой окрас.

Если детям не удается определить, включается озвучивание слайдов.

  • осьминоги и кальмары способны изменить окраску тела за несколько секунд.
  • Камбала имитирует окраску морского дна. Если такую рыбу положить, например, на шахматную доску, то её тело покроется черно-белыми квадратиками.
  • Маскироваться приходится не только мелким животным, но и таким гигантам, как жирафы, которые живут в саванне, где у них много врагов.
  • Пятнистая окраска даёт жирафам шанс на спасение.
  • Кто станет спорить, что Белый медведь – настоящий царь Севера. Кроме того он ещё и маскировщик прекрасный. Его белая шуба буквально сливается со снежным покровом Северного полюса. 

- Предлагаю поиграть в прятки. Только мы будем не прятаться, а искать на фото мимикрирующих  животных.

Предположение детей.

Изучение слайдов.

Предположение детей.

Информационно-познавательная игра на внимание

Логическое мышление

Применение новых знаний

Наглядно-тематическое соотношение с эталоном

Следование правилам игры

6. Систематизация знаний

Словесный. Фронтальная беседа. Работа с таблицей

- А только ли для того, чтобы прятаться животным нужная такая маскировка?

- Верно, сливаются с природой еще и хищники во время охоты. Ягуару природный камуфляж тоже помогает незаметно подкрадываться и караулить жертву, добывая себе пропитание. Крокодилы – одни их самых грозных хищников на планете, тоже пользуются своей маскировкой не для защиты, а для охоты, замерев, подолгу поджидая свою добычу.

Работа с рабочими листами в паре

- На карточке задание. Слева записаны названия живых существ, способных маскироваться, а справа названия групп, в которые их нужно отнести – хищник или жертва.

- Проверка по цепочке, с комментарием

Предположение детей.

Работа в паре. Представление результатов письменной работы. Комментирование выбора ответа.

Классифицирование на основе выявленных признаков

Оценивание своей деятельности

Самоконтроль

7. Рефлексия. Домашнее задание

Словсно-действенный. Игра.

Обобщение.

Изучение

алгоритма работы с онлайн-приложениями

-Мы сегодня столько животных с вами вспомнили, определили их способы маскировки. Я предлагаю подвести итоги и сыграть в еще одну игру, которая называется «Шаг за шагом». Вам необходимо дойти от фишки, которая стоит в конце класса до доски привычным шагом, но на каждый шаг называть природного-маскировщика, можно называть птиц, насекомых, рыб, млекопитающих. Выберем секунданта, который будет вести подсчет ответов.

Определение лучших знатоков маскировщиков в природе

- Какое новое понятие сегодня узнали?

-Для чего животных природа подарила умение маскироваться?

- Вашим домашним заданием будет – изготовить настольную игру «Пазлы». Найти фото с любым природным «маскировщиком» в любом информационном источнике, в онлайн  приложении «Конструктор пазлов» или «Генератор пазлов» разделить её на части от 6 до 12 фрагментов.

Демонстрация генерирования пазлов онлайн

- В заключении предлагаю вам поучаствовать в добром деле и помочь волонтерам изготовить маскировочную сетку на пластиковой основе.

- Посмотрите на материал, который нам передали для работы. Какого цвета ленты, сетка? В какое время года будет использоваться такая сетка военными.

- Уже в марте эта посылка будет отправлена туда, где сейчас идут военные действия.

Демонстрация алгоритма закрепления камуфляжных лент на сетке.

Игра-соревнование.

Обобщающие ответы

Изучение работы с онлайн-приложениями

Предположение детей. Работа с материалом для изготовления маскировочной сетки.

Умение обобщать изученную информацию.  Формулировать выводы, используя изученную на занятии терминологию

Работа с ЦОР

Следование правилам игры

Понимание алгоритма работы с ЦОР

Приложение 1

Паспорт занятия

Тема

Мастера маскировки на суше и в воде

Учитель

Коренная Альбина Валерьевна

Образовательная цель

Формирование представления о мимикрии среди животных и способах её проявления

Планируемые результаты

Предметные:

- выделение существенных внешних признаков защиты животных;

- объяснение роли мимикрии в жизни животных;

- сравнение представителей разных групп животных относительно использования мимикрии.

Метапредметные:

- умение анализировать и оценивать информацию;

- способность определять целевые и смысловые установки своих действий;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместное действие.

Личностные:

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение

живой природы;

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

- активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении предложенных заданий.

Программа

ДОП «Мастера живых исследований»

Возраст обучающихся

10-11 лет

Основные понятия

Маскировка, мимикрия, хищник, жертва

Тип занятия

Комбинированный

План урока

  1. Мотивация на занятие
  2. Актуализация знаний
  3. Погружение в проблему
  4. Целеполагание
  5. Решение задач
  6. Систематизация знаний
  7. Рефлексия. Домашнее задание.

Ресурсы занятия

Проектор, компьютер, карточки с заданием для групп, живой объект для демонстрации (черепаха), основа для маскировочной сетки, камуфляжные ленты, тематические пазлы.

Приложение 2

Алгоритм работы с генератором пазлов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "Лишь в Усть-Цильме водят Горку".

Праздник предназначен для учащихся 1 класса. К данному сценарию необходимо использовать презентацию.  Методы: беседа, рассказ, игра, викторина, проблемное обучение.Оборудование: компьютер, мульти...

Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши

Урок окружающего мира по теме "Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши", с применением обучающих структур  сингапурского метода, 4 класс, УМК "Планета знаний"...

Сценарий урока окружающего мира 2 класс "На воде и в лесу"

Цель урока: формирование ответственного отношения к окружающему миру с целью сохранения здоровья....

Методическая разработка занятия для детей начальных классов "Планета Земля. Суша и вода"

На занятии дается представление о том, что большую часть поверхности Земли занимает вода, а суша представлена материками; где находятся полюса и что такое экватор. В конце занятия дети приходят к пони...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "На суше и в воде" (1 класс)

Урок включает этап повторения основных признаков рыб. Изучение основных признаков земноводных и пресмыкающихся и их отличий....

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс. Тема :"Между сушей и водой : Экосистема болот"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс. Тема :"Между сушей и водой : Экосистема болот"...