Этапы занятия | Методы, формы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приёмы контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Мотивирование к учебной деятельности | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие обучающихся. - Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтоб чему-то научиться. Друг на друга посмотрели, На меня, за парту сели.
| Приветствуют учителя. Проверяют готовность | Проявление эмоциональной отзывчивости | Наблюдение |
2.Актуализация знаний | Фронтальный. Словесный. Опрос. Объяснение. Организационный. Работа в группе. | - Вспомним тему предыдущего занятия.
- Какое творческое задание было вам предложено?
- Участник от каждой группы выходит и представляет свой знак. Остальные группы оценивают, для этого у вас на партах есть самоклеящиеся значки в виде восклицательного знака (!), если вы считаете представленную работу успешной и в виде вопросительного знака (?), если вам кажется, что знак не достаточно понятен. Одна группа может оценить одним значком, поэтому стоит принять общее решение. - Проверим какой из представленных знаков набрал больше всего (!), выясним, почему появились (?) | - Птицы –объект охотничьего промысла. - Разделиться на группы и разработать знаки, которые можно установить в местах обитания птиц. Представление работ.
Оценивание работ между группами. Анализ деятельности участников занятия | Участие в опросе
Публичное выступление. Оценивание деятельности одноклассников. Принятие общего решение в группе
Обоснование выбора оценки | Взаимоконтроль |
3.Погружение в проблему | Фронтальный. Словесный. Мини-лекция. | - Приходилось и вам слышать такое слово как «маскировка»? - Люди каких профессий используют ее? - Для чего военным маскировочная форма? Демонстрация презентации - Оказывается, в недалеком прошлом, примерно 100 лет назад, форма военных была яркой. Пышные белые/желтые аксельбанты, блестящие пуговицы, алые и белые штаны, артиллеристы ХVIII века в русской армии носили красные мундиры, а генералы высокие шапки с медными налобниками. Ни о какой маскировке тогда речи не шло. Противники не просто издалека видели военных, но и легко определяли чин/звание врага. - Обратимся к таблице «Проблема». Проблема | Что не так? |
| Как должно быть? |
| Почему так стало? |
| Что можно сделать? |
|
- Как вы думаете, кто подсказал военным, что в бою нужно быть незаметным? - Верно, именно животные. - Военные лишь в начале ХХ стали замечать как как незаметны в природе бывают животные. Цвет оперенья птиц сливается со стволами деревьев, зайцы дважды в год меняют окрас шерсти. Уже в 20-х годах руководство Красной армии сделало правильные выводы, и была создана Высшая школа военной маскировки. - Но в науке всё имеет свое название. Подражательная особенность живого существа, необходимая для защиты, добычи питания или продолжения рода в зоологии тоже как-то называется. Не приходилось ли слышать раньше? Ваши предположения? Если нет, давайте его расшифруем. Внизу дан ключ к расшифровке. (мимикрия) - Теперь при ответах вы можете использовать это понятие. Попробуем составить предложения с новым словом.
| Участие в выявлении проблемы. Просмотр наглядных слайдов презентации.
Работа с «дежурной» таблицей по определению проблемы.
Высказывают предположения
Высказывают предположения
Расшифровывают закодированное понятие Формулирование предложений с новым понятием | Восприятие и анализ полученной информации.
Умение размещать информацию в таблице и делать выводы
Логическое рассуждение
Умение работать со знаково-символическими средствами
Применение терминологии
| Тематический
Фронтальный
Корректирующий, внешний
Текущий |
4. Целеполагание |
| - Какой вывод сделаем? - Давайте определим цель и задачи занятия. Если не удается сформулировать цель и задачи занятия, приводятся наводящие вопросы и демонстрируется слайд Цель – определение особенностей маскировки животных. Задачи: изучить способы маскировки живых существ; выяснить для чего нужна маскировка живым существам; изучить новое понятие. -А кого вы считаете самым ярким представителем маскировки среди животных? Если не удается назвать детям животное, демонстрируется слайд. - Да, всем известен Хамелеон – ящерица, изменяющая свою окраску в зависимости от цвета окружающей среды. В слоях кожи животного находятся красители, позволяющие хамелеону изменить окраску кожи в течение 15 минут. Демонстрация живого объекта (черепаха). Инструктаж контакта с живыми объектами. - Посмотрите, кто присутствует сегодня у нас на занятии. Рассмотрите внимательно черепаху и предположите, в каких условиях в природе обитает этот вид. | Предположения детей
Формулирование цели и пошагового пути достижения (задачи)
Рассматривание внешних признаков черепахи.
Предположение детей. | Постановка цели и определение задач
Умение использовать ранее изученные знания.
Обращение с живым объектов. Определение наглядных признаков.
| Соотношение с эталоном
Следование инструкции
|
5. Решение задач | Фронтальный. Словесный. Демонстрация интерактивного элемента. Введение нового понятия. Игра. | Демонстрация слайдов – животные в природе - Давайте посмотрим фото других животных в своих привычных условиях. Определите для чего природа подарила им именно такой окрас. Если детям не удается определить, включается озвучивание слайдов. - осьминоги и кальмары способны изменить окраску тела за несколько секунд.
- Камбала имитирует окраску морского дна. Если такую рыбу положить, например, на шахматную доску, то её тело покроется черно-белыми квадратиками.
- Маскироваться приходится не только мелким животным, но и таким гигантам, как жирафы, которые живут в саванне, где у них много врагов.
- Пятнистая окраска даёт жирафам шанс на спасение.
- Кто станет спорить, что Белый медведь – настоящий царь Севера. Кроме того он ещё и маскировщик прекрасный. Его белая шуба буквально сливается со снежным покровом Северного полюса.
- Предлагаю поиграть в прятки. Только мы будем не прятаться, а искать на фото мимикрирующих животных. | Предположение детей. Изучение слайдов.
Предположение детей. Информационно-познавательная игра на внимание | Логическое мышление
Применение новых знаний | Наглядно-тематическое соотношение с эталоном
Следование правилам игры |
6. Систематизация знаний | Словесный. Фронтальная беседа. Работа с таблицей | - А только ли для того, чтобы прятаться животным нужная такая маскировка? - Верно, сливаются с природой еще и хищники во время охоты. Ягуару природный камуфляж тоже помогает незаметно подкрадываться и караулить жертву, добывая себе пропитание. Крокодилы – одни их самых грозных хищников на планете, тоже пользуются своей маскировкой не для защиты, а для охоты, замерев, подолгу поджидая свою добычу. Работа с рабочими листами в паре - На карточке задание. Слева записаны названия живых существ, способных маскироваться, а справа названия групп, в которые их нужно отнести – хищник или жертва. - Проверка по цепочке, с комментарием | Предположение детей.
Работа в паре. Представление результатов письменной работы. Комментирование выбора ответа. | Классифицирование на основе выявленных признаков
Оценивание своей деятельности |
Самоконтроль |
7. Рефлексия. Домашнее задание | Словсно-действенный. Игра.
Обобщение.
Изучение алгоритма работы с онлайн-приложениями | -Мы сегодня столько животных с вами вспомнили, определили их способы маскировки. Я предлагаю подвести итоги и сыграть в еще одну игру, которая называется «Шаг за шагом». Вам необходимо дойти от фишки, которая стоит в конце класса до доски привычным шагом, но на каждый шаг называть природного-маскировщика, можно называть птиц, насекомых, рыб, млекопитающих. Выберем секунданта, который будет вести подсчет ответов. Определение лучших знатоков маскировщиков в природе - Какое новое понятие сегодня узнали? -Для чего животных природа подарила умение маскироваться? - Вашим домашним заданием будет – изготовить настольную игру «Пазлы». Найти фото с любым природным «маскировщиком» в любом информационном источнике, в онлайн приложении «Конструктор пазлов» или «Генератор пазлов» разделить её на части от 6 до 12 фрагментов.
Демонстрация генерирования пазлов онлайн - В заключении предлагаю вам поучаствовать в добром деле и помочь волонтерам изготовить маскировочную сетку на пластиковой основе. - Посмотрите на материал, который нам передали для работы. Какого цвета ленты, сетка? В какое время года будет использоваться такая сетка военными. - Уже в марте эта посылка будет отправлена туда, где сейчас идут военные действия. Демонстрация алгоритма закрепления камуфляжных лент на сетке.
| Игра-соревнование.
Обобщающие ответы
Изучение работы с онлайн-приложениями
Предположение детей. Работа с материалом для изготовления маскировочной сетки. | Умение обобщать изученную информацию. Формулировать выводы, используя изученную на занятии терминологию
Работа с ЦОР | Следование правилам игры
Понимание алгоритма работы с ЦОР |