Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная
Группа словесных методов: слово учителя
| 1. Приветствует учащихся - Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира (слайд №1). 2. Создаёт эмоциональный настрой на урок - Сядьте, пожалуйста, те, у кого хорошее настроение. Сядьте, пожалуйста, те, кто сегодня выспался. Сядьте, пожалуйста, те, кто готов к работе. - Отлично, давайте начнём наш урок! | 1.Приветсвуют учителя.
2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.
| УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению |
Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная
Группа словесных методов: беседа
Внешний контроль | 1. Организует повторение изученного материала. - Ребята, скажите мне, пожалуйста, какой теме был посвящен прошлый урок? - Что такое месяц?
- Что такое год?
- Сколько в году суток? А в високосном? - Назовите фазы Луны. - Как называются четыре группы месяцев? | Актуализируют знания.
- «Месяц и год»
- Месяц – единица измерения времени. - Год – время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. - 365 дней, 366 дней - Новолуние, полнолуние - Лето, осень, зима, весна. |
УУКД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|
|
Постановка учебной задачи (7-10 мин) | Определение содержательных рамок урока; знакомствос новым разделом.
| Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог.
Внешний контроль
| 1. Организует формулирование темы и целей. - Вы большие молодцы! Давайте отгадаем с вами загадки: 1) Во дворе замерзли лужи, Целый день поземка кружит, Стали белыми дома. Это к нам пришла... (слайд №2) 2) В небе - радуга-дуга. На грядке - ягода-нуга, Солнцем озеро согрето: Всех зовёт купаться ... (слайд №3) 3) Пришла без красок И без кисти И перекрасила все листья. (слайд №4) 4) Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (слайд №5) - Верно, давайте сформулируем тему нашего урока (слайд №6). - Какую цель мы поставим на сегодняшнее занятие (слайд №7)?
- Давайте посмотрим на план работы сегодняшнего урока и прочитаем его. (слайд №8) |
- Зима
- Лето
- Осень
- Весна
Тема: «Времена года» Цель: 1)Узнать причину смены времен года. План: 1) Узнаем причину смены времен года; 2) Будем называть месяцы каждого сезона. 3) Выполним самостоятельную работу; 4) Сделаем выводы. |
УУПД: планирование; структурирование знаний.
УУРД: выстраивать последовательность выбранных действий
УУКД: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
|
Презентация
Презентация
|
«Открытие детьми нового знания» (10 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Парная
Группа словесных методов: учебный диалог
Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации Внешний контроль | 1. Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания. - Рассмотрим рисунок в учебнике. Наш годовой круг стал разноцветным! Почему художник подобрал для каждого времени года именно такие цвета? Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы. - Как вы думаете, отчего сменяются времена года? - Посмотрим на видео как же эта смена происходит, а после просмотра вы мне расскажете, как происходит этот процесс (слайд №9). - Теперь ответьте – почему же происходит смена времен года? Из-за наклона земной оси наша планета, двигаясь по орбите, как бы подставляет Солнцу то северную часть, то южную. Поэтому и происходит смена времен года. Когда северная часть Земли получает от Солнца больше света и тепла, там лето, а в южной части в это время зима. И наоборот. Переход между летом и зимой постепенный, поэтому на годовом круге есть осень и весна. - Итак, давайте обратимся к учебнику и рассмотрим схему смены дня и ночи на странице 29. - Обратите внимание, что в зонах Северного и Южного полюсов в связи с наклоном земной оси лето – действительно длинный день без ночи, а зима – длинная ночь без дня. Поэтому лето и зиму на полюсах можно так и назвать - полярный день и полярная ночь. |
Высказывают предположения.
Размышляют.
Отвечают.
Работают со схемой. |
УУКД: Воспринимать и формулировать суждения.
УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи.
УУПД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
|
Учебник
Видео
Учебник
|
Первичное закрепление (4-5 мин) |
Усвоение нового способа действий
| Фронтальная
Внешний контроль | 1. Организует работу с новыми понятиями. - А теперь мы познакомимся с новым понятием – явления природы. Что означает слово «явление»?
- Все изменения, происходящие в природе называются явлениями природы. Вращение Земли, ее движение по орбите, смена дня и ночи, смена времен года – это примеры природных явлений. - Времена года еще называют сезонами. Поэтому явления природы, связанные со сменой времен года, называются сезонными. 2. Организует работу в группах. - Сейчас каждый ряд будет выполнять следующее задание: у вас есть карточка, на которой 4 колонки с названиями времен года. Внизу – список слов (явления природы). Ваша задача распределить эти слова по соответствующим колонкам. Будьте внимательны, есть и такие явления, которые встречаются в разное время года. - Теперь давайте проверим, каждый ряд читает время года и соответствующие ему явления. Остальные проверяют. - Если 1-2 ошибки, то вся команда получает 5. - Если 3-5 ошибок, то 4. | Знакомятся с понятием. - когда что-то показывается, появляется, видно.
2. Работают в группах.
Выполняют задание.
Проверяют друг друга.
| УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;
УУРД: оценка действий.
|
Раздаточный материал |
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практический: выполнение динамической паузы | 1.Организует динамическую паузу. - Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. Повторяйте движения из видео. - Хорошо, присаживайтесь на свои места. | 1.Выполняют динамическую паузу.
Повторяют движения |
|
Видео
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия. | Фронтальная
Индивидуальная Практический: выполнение задания. Внешний контроль | 1. Организует самостоятельную работу. Вариант 1 №1 Определи, в какой строке времена года перечислены в правильной последовательности (начиная с осени) 1) Осень, весна, зима, лето 2) Осень, зима, лето, весна 3) Осень, лето, весна, зима 4) Осень, зима, весна, лето №2 Установи соответствие между временами года и их месяцами (соедини линиями) Январь Июнь Апрель Ноябрь | Осень Весна Лето Зима |
№3 Закончи предложение. Все изменения, происходящие в природе, называются №4 Подчеркни осенние явления природы. Ледоход, листопад, метель, похолодание, цветение растений, дождь, отлет птиц. Вариант 2 №1 Определи, в какой строке времена года перечислены в правильной последовательности (начиная с осени) 1) Осень, весна, зима, лето 2) Осень, зима, лето, весна 3) Осень, лето, весна, зима 4) Осень, зима, весна, лето №2 Установи соответствие между временами года и их месяцами (соедини линиями) Декабрь Август Май Октябрь | Осень Весна Лето Зима |
№3 Закончи предложение. Все изменения, происходящие в природе, называются
№4 Подчеркни зимние явления природы. Ледоход, листопад, метель, похолодание, мороз, цветение растений, дождь, отлет птиц. - Теперь поменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте по эталону. - Оцените работу по следующим критериям: Оценка 5 – нет ошибок Оценка 4 – 1 ошибка Оценка 3 – 2 ошибки Неудовлетворительно – 3-4 ошибки | Работают самостоятельно.
Вариант 1 Ответы
№1 4 №2 январь-зима Июнь-лето Апрель-весна Ноябрь-осень №3 явлениями №4 листопад, похолодание, дождь, отлет птиц
Вариант 2 Ответы
№1 4 №2 декабрь-зима август-лето май-весна октябрь-осень №3 явлениями №4 метель, мороз.
Взаимопроверка | УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников |
Раздаточный материал
|
Включение в систему знаний, повторение (2 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Группа словесных методов: беседа
| 1. Организует работу в парах. - В учебнике на стр. 21 в рубрике «Проверим себя» есть 4 вопроса. Сейчас в парах вы задаёте друг другу по 2 вопроса и отвечаете. Я прохожу и слушаю ваши ответы. После две пары ответят на них вслух, а остальные проверят и себя и отвечающих. 2. Организует обсуждение выводов. - Теперь давайте прочитаем вывод на стр. 31 |
Работают в парах.
Читает 1 учащийся. | УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
Учебник
|
Рефлексия деятельности (по продукту) ( 2-3 мин) | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации. | 1.Организует анализ работы по критериям. - Давайте вспомним, какая была тема нашего урока? - Какую цель на урок мы ставили? (слайд №12) - А все ли пункты плана мы с вами выполнили? Давайте ещё раз посмотрим на него. (слайд №13) 2. Организует рефлексию деятельности обучающихся. - Теперь оцените свою работу на уроке по следующим критериям: 1. Поднимите зеленый предмет, если вам было всё понятно и вы успели сделать все задания. 2. Поднимите жёлтый предмет, если вы столкнулись с трудностями. 3. Поднимите красный предмет, если вы ничего не поняли, и вам было трудно. - Почему кто-то из вас поднял желтый и красный предмет? | 1.Анализируют свою работу на уроке. Тема: «Времена года»
Цель: 1)Узнать причину смены времен года. - Да, мы выполнили все пункты плана.
Выполняют самооценку.
Аргументируют свой выбор. |
УУРД: оценивать свою работу.
УУПД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Презентация
Презентация |