Технологическая карта урока окружающего мира "Времена года" 2 класс, УМК - "Перспектива"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Цель деятельности учителя:

формирование представления о причине смены времен года.

Задачи урока:

Дидактические:

1) учить с помощью схемы объяснять причины смены времен года;

2) формировать представления об условности начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге;

3) учить называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года.

Развивающие:

1) формировать навыки культуры общения в классе и в школе;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Воспитательные:

1) Воспитание культуры речи сотрудничества, взаимоуважения, интереса к окружающему миру.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся:

1) объяснять причину смены времен года с помощью схемы;

2) перечислять времена года в правильной последовательности;

3) называть месяцы каждого сезона;

Личностные:

1) понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца;

2) готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

3) формировать способность к оценке своих действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 03.11.2023

Школа: МАОУ СОШ №104

Класс: 2 «М»

Урок: 2

Время:8:55-9:35          Кабинет: 203

Студент: Лобанова Екатерина Дмитриевна

Группа: 41

Учитель: Артемьева Ирина Эдуардовна

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока: «Времена года»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления о причине смены времен года.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) учить с помощью схемы объяснять причины смены времен года;

2) формировать представления об условности начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге;

3) учить называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года.

Предметные: обучающиеся научатся:

1) объяснять причину смены времен года с помощью схемы;

2) перечислять времена года в правильной последовательности;

3) называть месяцы каждого сезона;

Развивающие:

1) формировать навыки культуры общения в классе и в школе;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Личностные:

1) понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца;

2) готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

3) формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) Воспитание культуры речи сотрудничества, взаимоуважения, интереса к окружающему миру.

УМК: УМК «Перспектива», учебник окружающего мира 2 класс: Учебник в 2ч./ Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. – М.: Просвещение, 2022. - Ч.1; презентация, видеофрагмент, конспект урока, раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира (слайд №1).

2. Создаёт эмоциональный настрой на урок

- Сядьте, пожалуйста, те, у кого хорошее настроение. Сядьте, пожалуйста, те, кто сегодня выспался. Сядьте, пожалуйста, те, кто готов к работе.

- Отлично, давайте начнём наш урок!

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Презентация

Актуализация знаний и  мотивация

(5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа

словесных методов: беседа

Внешний контроль

1. Организует повторение изученного материала.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, какой теме был посвящен прошлый урок?

- Что такое месяц?

- Что такое год?

- Сколько в году суток? А в високосном?

- Назовите фазы Луны.

- Как называются четыре группы месяцев?

Актуализируют знания.

- «Месяц и год»

- Месяц – единица измерения времени.

- Год – время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца.

- 365 дней, 366 дней

- Новолуние, полнолуние

- Лето, осень, зима, весна.

УУКД:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и
точностью.

Постановка учебной задачи (7-10 мин)

Определение содержательных рамок урока; знакомствос новым разделом.

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог.

Внешний контроль

1. Организует формулирование темы и целей.

- Вы большие молодцы! Давайте отгадаем с вами загадки:

1) Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла... (слайд №2)

2) В небе - радуга-дуга.

На грядке - ягода-нуга,

Солнцем озеро согрето:

Всех зовёт купаться ... (слайд №3)

3) Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила все листья. (слайд №4)

4) Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?  (слайд №5)

- Верно, давайте сформулируем тему нашего урока (слайд №6).

- Какую цель мы поставим на сегодняшнее занятие (слайд №7)?

- Давайте посмотрим на план работы сегодняшнего урока и прочитаем его. (слайд №8)

- Зима

- Лето

- Осень

- Весна

Тема: «Времена года»

Цель:

1)Узнать причину смены времен года.

План:

1) Узнаем причину смены времен года;

2) Будем называть месяцы каждого сезона.

3) Выполним самостоятельную работу;

4) Сделаем выводы.

УУПД:

планирование; структурирование знаний.

УУРД:

выстраивать последовательность выбранных действий

УУКД:

формулирование и аргументация своего мнения и
позиции в коммуникации

Презентация

Презентация

«Открытие детьми нового знания»

(10 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

1. Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

- Рассмотрим рисунок в учебнике. Наш годовой круг стал разноцветным! Почему художник подобрал для каждого времени года именно такие цвета? Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы.

- Как вы думаете, отчего сменяются времена года?

- Посмотрим на видео как же эта смена происходит, а после просмотра вы мне расскажете, как происходит этот процесс (слайд №9).

- Теперь ответьте – почему же происходит смена времен года? 

Из-за наклона земной оси наша планета, двигаясь по орбите, как бы подставляет Солнцу то северную часть, то южную. Поэтому и происходит смена времен года. Когда северная часть Земли получает от Солнца больше света и тепла, там лето, а в южной части в это время зима. И наоборот. Переход между летом и зимой постепенный, поэтому на годовом круге есть осень и весна.

- Итак, давайте обратимся к учебнику и рассмотрим схему смены дня и ночи на странице 29.

- Обратите внимание, что в зонах Северного и Южного полюсов в связи с наклоном земной оси лето – действительно длинный день без ночи, а зима – длинная ночь без дня. Поэтому лето и зиму на полюсах можно так и назвать - полярный день и полярная ночь.

Высказывают предположения.

Размышляют.

Отвечают.

Работают со схемой.

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения.

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи.

УУПД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Учебник

Видео

Учебник

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Внешний контроль

1. Организует работу с новыми понятиями.

- А теперь мы познакомимся с новым понятием – явления природы. Что означает слово «явление»?

- Все изменения, происходящие в природе называются явлениями природы. Вращение Земли, ее движение по орбите, смена дня и ночи, смена времен года – это примеры природных явлений.

- Времена года еще называют сезонами. Поэтому явления природы, связанные со сменой времен года, называются сезонными.

2. Организует работу в группах.

- Сейчас каждый ряд будет выполнять следующее задание: у вас есть карточка, на которой 4 колонки с названиями времен года. Внизу – список слов (явления природы). Ваша задача распределить эти слова по соответствующим колонкам. Будьте внимательны, есть и такие явления, которые встречаются в разное время года.

- Теперь давайте проверим, каждый ряд читает время года и соответствующие ему явления. Остальные проверяют.

- Если 1-2 ошибки, то вся команда получает 5.

- Если 3-5 ошибок, то 4.

Знакомятся с понятием.

- когда что-то показывается, появляется, видно.

2. Работают в группах.

Выполняют задание.

Проверяют друг друга.

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;

УУРД: оценка действий.

Раздаточный материал

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. Повторяйте движения из видео.

- Хорошо, присаживайтесь на свои места.

1.Выполняют динамическую паузу.

Повторяют движения

Видео

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия.

Фронтальная

Индивидуальная

Практический: выполнение задания.

Внешний контроль

1. Организует самостоятельную работу.

 Вариант 1

№1 Определи, в какой строке времена года перечислены в правильной последовательности (начиная с осени)

1) Осень, весна, зима, лето

2) Осень, зима, лето, весна

3) Осень, лето, весна, зима

4) Осень, зима, весна, лето

№2 Установи соответствие между временами года и их месяцами (соедини линиями)

Январь

Июнь

Апрель

Ноябрь

Осень

Весна

Лето

Зима

№3 Закончи предложение.

Все изменения, происходящие в природе, называются

№4 Подчеркни осенние явления природы.

Ледоход, листопад, метель, похолодание, цветение растений, дождь, отлет птиц.

Вариант 2

№1 Определи, в какой строке времена года перечислены в правильной последовательности (начиная с осени)

1) Осень, весна, зима, лето

2) Осень, зима, лето, весна

3) Осень, лето, весна, зима

4) Осень, зима, весна, лето

№2 Установи соответствие между временами года и их месяцами (соедини линиями)

Декабрь

Август

Май

Октябрь

Осень

Весна

Лето

Зима

№3 Закончи предложение.

Все изменения, происходящие в природе, называются

№4 Подчеркни зимние явления природы.

Ледоход, листопад, метель, похолодание, мороз, цветение растений, дождь, отлет птиц.

- Теперь поменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте по эталону.

- Оцените работу по следующим критериям:

Оценка 5 – нет ошибок

Оценка 4 – 1 ошибка

Оценка 3 – 2 ошибки

Неудовлетворительно – 3-4 ошибки

Работают самостоятельно.

Вариант 1 Ответы

№1  4

№2 январь-зима

Июнь-лето

Апрель-весна

Ноябрь-осень

№3 явлениями

№4 листопад, похолодание, дождь, отлет птиц

Вариант 2 Ответы

№1  4

№2 декабрь-зима

август-лето

май-весна

октябрь-осень

№3 явлениями

№4 метель, мороз.

Взаимопроверка

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

1. Организует работу в парах.

- В учебнике на стр. 21 в рубрике «Проверим себя» есть 4 вопроса. Сейчас в парах вы задаёте друг другу по 2 вопроса и отвечаете. Я прохожу и слушаю ваши ответы. После две пары ответят на них вслух, а остальные проверят и себя и отвечающих.

2. Организует обсуждение выводов.

- Теперь давайте прочитаем вывод на стр. 31

Работают в парах.

Читает 1 учащийся.

УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Учебник

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на
уроке, осознание метода построения нового знания.

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации.

1.Организует анализ работы по критериям.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

- Какую цель на урок мы ставили? (слайд №12)

- А все ли пункты плана мы с вами выполнили? Давайте ещё раз посмотрим на него. (слайд №13)

2. Организует рефлексию деятельности обучающихся.

- Теперь оцените свою работу на уроке по следующим критериям:

1. Поднимите зеленый предмет, если вам было всё понятно и вы успели сделать все задания.

2. Поднимите жёлтый предмет, если вы столкнулись с трудностями.

3. Поднимите красный предмет, если вы ничего не поняли, и вам было трудно.

- Почему кто-то из вас поднял желтый и красный предмет?

1.Анализируют свою работу на уроке.

Тема: «Времена года»

Цель:

1)Узнать причину смены времен года.

- Да, мы выполнили все пункты плана.

Выполняют самооценку.

Аргументируют свой выбор.

УУРД:

оценивать свою работу.

УУПД:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Презентация

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Окружающий мир. 3 класс. УМК "Перспектива". Тема урока: "Кладовые земли"

Класс: 3                                          УМК «Перспектива» Авторы учебника: А.А.Плешак...

Технологическая карта урока "Окружающий мир" 3 класс УМК "Перспектива"

Технологическая карта урока "Окружающий мир"  по теме "Семейный бюджет", 3 класс.  УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Перспектива" по теме: "Календарь - хранитель времени, страж памяти"

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Перспектива" по теме: "Календарь - хранитель времени, страж памяти" с использованием цифровых образовательных ресурсов...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Перспектива" по теме : "Как разные животные готовятся к зиме"

В  уроке по данной теме подробно с описанием формируемых УУД дана технологическая карта. Все виды работы учащихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс УМК "Перспектива" "Семейный бюджет".

Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс по теме: "Семейный бюджет".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний учащихся о семейном бюджете.Дида...

Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс УМК "Перспектива" "Путешествие к А.С. Пушкину".

Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс УМК "Перспектива" "Путешествие к А.С. Пушкину".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия ...

Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс УМК "Перспектива" "Всемирное наследие".

Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс УМК "Перспектива" "Всемирное наследие".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство учащихся с определе...