Технологическая карта урока окружающего мира "На свет появился — с людьми породнился" (УМК "Перспектива", 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Алексеева Дарья Игоревна

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о названиях людей по родству.

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить с традиционными терминами родства;

2) научить определять степень родства для себя и членов своей семьи.

Предметные:

Обучающиеся научатся

  1. владеть      рядом      общих      приемов решения задач;
  2. использовать терминологию родства в применении к членам семьи.

Развивающие:

1) развивать интерес к предмету;

2) развивать мышление, память и познавательный интерес у обучающихся.

Личностные:

  1. уважать старших;
  2. осознать свою роль в семье.

Воспитательные:

1) воспитывать отношение к окружающему миру как к части общечеловеческой культуры;

2)  совершенствовать навыки сотрудничества.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Дата: 10.02.2022

Школа: МАОУ Академический лицей №95 

Класс: 3-3

Урок: 1

Время: 8:00 – 8:40   Кабинет: 111

Студент: Алексеева Дарья Игоревна

Группа: 33

Учитель: Удачина И. В.

Методист: Лебедева Е. Ю.

Тема урока «На свет появился — с людьми породнился»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о названиях людей по родству.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить с традиционными терминами родства;

2) научить определять степень родства для себя и членов своей семьи.

Предметные:

Обучающиеся научатся

  1. владеть      рядом      общих      приемов решения задач;
  2. использовать терминологию родства в применении к членам семьи.

Развивающие:

1) развивать интерес к предмету;

2) развивать мышление, память и познавательный интерес у обучающихся.

Личностные:

  1. уважать старших;
  2. осознать свою роль в семье.

Воспитательные:

1) воспитывать отношение к окружающему миру как к части общечеловеческой культуры;

2)  совершенствовать навыки сотрудничества.

УМК: «Перспектива»

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Формы работы: фронтальная

Методы: словесные (указания детям)

Формы контроля: внешний

Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Меня зовут Дарья Игоревна, если у вас будут возникать какие-то сложности, вы знаете, как ко мне обратиться.

- Посмотрите на экран. Что вы видите?

- Сейчас повернитесь к своему соседу и пожелайте ему сегодня быть, например, активным. Можете выбрать качества с экрана, либо придумать свои.

Приветствуют учителя и слушают его.

Встают

Слушают учителя, садятся

Отвечают

- Мы видим положительные качества личности

УУПД:  применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

УУКД:  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (указания, пояснения)

Формы контроля: внешний, самопроверка

- Кто нам напомнит, что вы проходили на прошлом уроке? Отвечаем только по руке

- Так, отлично

- А кто может сказать, как называются жилища  народов нашего края? 

- Вы хорошо запомнили эти названия, молодцы. Но давайте проверим, как вы запомнили их вид.

- Посмотрите на слайд и соотнесите название жилища с цифрой.

- Давайте проверим.

- Ну хорошо, вы меня точно убедили в своих знаниях.

- От чего зависят особые черты традиционного жилища разных народов?

- Хорошо.

- Сейчас вы будете анализировать жилища народов нашего края по плану, посмотрите на слайд.

- Прочитай нам план

- Работаем по вариантам, считаем от окна: 1, 2, 3, 4, 1, 2

- 1 вариант пишет про Юрту, 2 вариант про Ярангу, 3 вариант про Иглу, 4 про Мазанку. Заполняем на листочках, у вас 2 минуты на это.

- Время вышло

Вызывает 4 выступающих по вариантам

- Именно в таких домах жили раньше люди, хотя некоторые живут в подобных и сейчас. И несмотря на небольшой размер домов/хижин, в них жили: мама, папа, дети, возможно, даже и бабушки с дедушками.

- Скажите, а как все эти родственники называются?

Называют тему прошлого урока, про то, где живут разные народы

Отвечают на вопросы

- Юрта, Яранга, Иглу, Мазанка

Выполняют задание

Юрта – 4, Яранга – 1, Иглу – 2, Мазанка – 3

Отвечают на вопрос

- От особенностей природы, своеобразия хозяйственной жизни и от различий в религиозных представлениях

Читает план

  1. Название
  2. Из какого материала?
  3. Кто жил в таком жилище?
  4. Особенности

Работают на листочках

Выходят и рассказывают про жилище

- Семья

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУРП:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Презентация

Раздаточный материал

Постановка учебной задачи
(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям)

Формы контроля: внешний

-  В нашей стране очень много различных народов. Их культура, обычаи, традиции передаются из поколения в поколения.

- Я уверена, что и у ваших семей есть подобные традиции, которые перешли вам ещё от дальних родственников.

- Но знаете ли вы, как правильно называть этих самых родственников?

- Хорошо. А если у вашего папы есть брат или сестра, то, как ваша мама должна их называть?

- Ладно, мы с вами к этому ещё вернёмся.

- Тогда скажите, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

- Да, и тема урока звучит так: «На свет появился – с людьми породнился»

- Как вы её понимаете?

- Какую цель поставим на сегодня?

- Верно

- О чем бы вы хотели сегодня узнать?

- Из этого у нас получился с вами план, что мы сегодня узнаем:

1. Как разделяются родственные связи? (по родству, по свойству)

2. Как называть родственников?

3. Какие родственники есть и будут у нас?

Слушают учителя

Отвечают

- Да, мама папа бабушка дед и тд

- Не знаем

- О родственниках, семье

- Высказывают предположения

- Познакомиться с родственными связями и связями по свойству.

- Как называть родственников и др.

УУПД: устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы работы: фронтальная

Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям)

Формы контроля: внешний

- Вы живете в семье, в кругу людей, связанных родственными узами. Кем вы приходитесь им? Для братьев и сестер? Для бабушек и дедушек? Для дяди и тети?

- А кто такие дядя и тетя?

- Да, верно. А если у дяди и тети есть дети, то кто они для вас?

- Да. Как же много названий по родству!

- Итак, открываем учебники на странице 22.

- Прочитай нам название текста.

- Хорошо. Кто-то один сейчас начнёт читать текст, а все внимательно следят, потому что я могу остановить и спросить любого.

- Начинай

- О чем мы с вами сейчас прочитали?

- Да, всё верно. Когда в семье появляется новый человек, то все остальные будут называться по-новому, потому что это возникла новая семейная связь. Всё, о чем мы с вами прочитали – это кровные родственники – мы с ними связаны по крови.  

- Прочитай нам название следующего текста

- Хорошо. Работаем так же, кто-то один читает, остальные внимательно следят.

- Начинай.

 - О чем мы с вами сейчас прочитали?

- Да, всё верно. Мы прочитали про родство по свойству.

- Сейчас работаем по рядам. Я раздам вам текст, но там пропущены некоторые слова из текста, а вам нужно будет их правильно написать.

- Можете начинать, у вас 2 минуты на это, затем проверим.

- Время вышло, проверяем. Посмотрите на экран. Встаньте те, у кого всё правильно. Садитесь

- Поднимите руку те, у кого 1 ошибка.

Уточняет, где возникли ошибки и разбирает

- Когда двое людей влюбляются друг в друга, они становятся кем?

- Да, но пара – это тоже ещё не родственники. Продолжим. Теперь они решили, что надо быть посерьезнее и поженились. Теперь они кто? И теперь они друг для друга стали семьей. А что же такое семья? Что для вас семья?

- Это всё и правда семья. Давайте посмотрим, какое определение семьи является официальным для нашей страны. Кто нам прочитает?

- Отлично!

- И когда двое людей вступают в брак, их родственники, чужие для каждого из них до свадьбы, станут своими после. Вот так женятся двое, а меняется жизнь у многих. У мужа и жены появляются вторые родители – их называют богоданными родителями. Это называется родство по свойству, оно не кровное, но тоже очень важное.

- Сейчас открываем рабочие тетради на стр 14, №1

- Прочитали все вполголоса задание.

- Скажи, как ты понял это задание, своими словами скажи, что нужно сделать.

- Можете приступать к заданию, у вас 1 минута. Спрашивает 3 учеников

- Прочитай нам №2 задание

- У вас так же 1 минута на выполнение.  Спрашивает 3 учеников

Отвечают на вопросы

- Дочь, сын, внучка, внук и тд

- Сестра и брат мамы и папы

- Двоюродные сестра/брат

Открывают учебники на стр 22

Читает текст

- О том, как называют в семье мальчика и девочку

Читает текст

- О том, как называют родственников муж и жена

Работают по тексту

- Парой

- Муж и жена

- Это люди, которые любят друг друга, папа мама и тд

Читает определение семьи

Семья – это основанная на браке или кровном родстве группа людей, которые связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью

Открывают РТ

- нужно написать какие у меня есть родственники по родству сейчас

Выполняют задание

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;  понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

УУКД:  ответственно выполнять свою часть работы;

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Презентация

Учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям), практические (упражнения)

Формы контроля: внешний, взаимоконтроль

- Сейчас мы с вами проверим ваши знания. На слайде будут появляться вопросы, и вы за 10 секунд должны ответить по руке.

- Молодцы! Отлично справились.

Теперь открываем учебник на 24 страницу. Я предлагаю вам ознакомиться с данными фотографиями.

- На первой и второй фотографиях, как вы могли понять из надписи ниже, представлены два поколения семьи российского императора Николая второго.

- А вы знаете, что значит слово «император»?

- Император - глава империи, а империя — в свою очередь-это могущественная военная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство.

- Посмотрите на фотографии. Так император проводил время со своей семьей. Несмотря на то, что он был очень занятой человек, всё-таки император, он всегда находил время на свою семью. Они жили богато, но Николай 2 и его жена считали, что детей не нужно баловать, поэтому они воспитывали их строго. Когда к ним приходили в гости, то удивлялись, насколько у них уютно и спокойно дома и какие же у них дети послушные.

- На третьей и четвёртой фотографиях вы можете увидеть целых три поколения российского полковника. А с пятой по восьмую фотографию нам представлены обычные современные семьи.

- А сейчас, объединитесь в группы. Напомните мне правила работы в группе.

- Отлично. Ваша задача – рассмотреть фотографии на странице 25 и предположить, в каких отношениях состоят герои фотографий. У вас на это 3 минуты, начинайте.

- Время вышло. Давайте разберем первые две фотографии, какая группа нам расскажет о них?

- Хорошо, давайте сравним ваши ответы с ответами на «Дополнительных страничках»

Проверяет так каждую группу по двум фото.

Отвечают на вопросы

Сестра мужа для его жены. (Золовка)

Жена сына для его матери. (Невестка)

Мама мужа для его жены. (Свекровь)

Мама родителей для ребенка. (Бабушка)

Отец жены для ее мужа. (Тесть)

Так друг друга называют родители мужа и жены. (Сваты)

Мальчик для родной сестры. (Брат)

Так муж зовет брата своей жены. (Шурин)

- не знаем

Слушают учителя

Напоминают правила работы в группе

Работают в группе

Выходят к доске, говорят предположения

УУПД:  применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

УУКД:  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Раздаточный материал

Учебник

Презентация

Физкультминутка (1 мин)

проводится на 20-ой минуте урока, но не прерывая выполнение учебного задания!

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы работы: индивидуальная

Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям), практические (упражнения)

Формы контроля: внешний, самоконтроль

- Сейчас отложите учебники. Берём только ручку и листок. В правом верхнем углу пишем имя и фамилию.

- Ваша задача соотнести название родственников с их описанием, используйте учебник для помощи.

- У вас 4 минуты, начинайте.

- Итак, время вышло. Листочки с последней парты на первую передаем.

Записывают ФИ на листочках

Выполняют с/р

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;  понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

УУКД:  ответственно выполнять свою часть работы;

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Учебник

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям), практические (упражнения)

Формы контроля: внешний, взаимоконтроль, самоконтроль

- Сейчас в группах мы с вами поиграем.

Ситуация такая: в одной большой семье канун нового года, все готовятся к празднику, убираются в доме, готовят салаты на вечер. И вдруг резко выключили свет. Представьте, еда не приготовлена, елка не украшена, что же делать. Все члены семьи в панике. Покажите, как правильно должны вести себя родственники в такой ситуации, как им всем избежать паники? Это работа будет на оценку для всей группы. Будет очень здорово, если вы выберете роли не только мамы/папы, бабушек/дедушек, но ещё и дяди/тети и остальных родственников.

Работаем в полголоса. У вас на это 3 минуты.

- Время вышло. Сейчас случайным образом посмотрим, какая группа будет показывать нам сценку.

- А другая группа, которую мы сейчас так же выберем, должна угадать, кто кем был?

Оценивает выступление

- А кто нам напомнит, как звучит тема нашего урока?

- Кто как её понимает теперь?

- Сейчас открываем дневники и записываем домашнее задание

- Рабочая тетрадь, стр 15 №3. Вам нужно будет приклеить фотографию ваших родственников и написать, кем они являются для вас. Если у вас нет фотографии или вы хотите проявить свои творческие способности, то вместо фото – можете нарисовать родственников, но обязательно укажите, кем они вам являются.

Работают в группах

Показывают сценку

Угадывают роли

- На свет появился - с людьми породнился

Говорят, как понимают её

Записывают дз

УУПД: устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Учебник

Рабочая тетрадь

Дневник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям), практические (упражнения)

Формы контроля: самоконтроль

- А давайте представим ситуацию: если бы ваш друг попросил вас рассказать о сегодняшнем уроке, что бы вы ему рассказали?

- Сразу видно, что вы всё-всё запомнили, такие молодцы!

- Какая была у нас цель урока?

- Мы её достигли?

- Посмотрите на экран и продолжите фразы:

Раньше я думал(а)… Теперь я знаю…

Мне было интересно…

- Спасибо за урок!

- Ответы детей

- Узнать какие бывают род связи

- Да!

УУПД: представлять информацию в разных формах;

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;  корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

УУРД:  осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Презентация



Предварительный просмотр:

  1. Название

  1. Из какого материала сделано?

  1. Кто жил в таком жилище?

  1. Особенности

  1. Название

  1. Из какого материала сделано?

  1. Кто жил в таком жилище?

  1. Особенности

  1. Название

  1. Из какого материала сделано?

  1. Кто жил в таком жилище?

  1. Особенности

  1. Название

  1. Из какого материала сделано?

  1. Кто жил в таком жилище?

  1. Особенности

1 ряд

Человек в семье, как колос в поле, живет среди многих родных людей. И каждый друг для друга зовётся по-своему. Как кого кому называть, зависит от степени ______________. Давайте-ка разберёмся.

Мальчик для мамы и папы - _______, а для брата или сестры своих мамы и папы он _______________, а те ему - __________ или _________. Для бабушки и дедушки мальчик - _________, для родных сестёр и братьев - ___________. А для детей своих дяди и тети он ___________________________.

2 ряд

Девочка для мамы и папы - _________. Для брата или сестры своих мамы и папы она ________________, а те ей - ________ или _______. Для бабушки и дедушки девочка - ____________, для родных сестёр и братьев - ___________. А для детей своих дяди и тёти она ____________________________.

Вот столько сразу у одного мальчика и у одной девочки названий по __________!

3 ряд

Вырастут в разных семьях мальчик и девочка. Станут юношей и девушкой, полюбят друг друга и поженятся. Тогда назовут их __________ и __________. Родственники, чужие для каждого из них до свадьбы, после свадьбы станут своими.

Мать и отец жены станут для мужа ________ и ________, а он для них - ____________. _______ назовёт его и сестра жены, а он её - _____________. Если у жены есть брат, то муж будет звать его ____________.

Имя, фамилия:

Сестра мужа

Дядя

Брат мамы

Тесть

Отец жены

Двоюродная сестра

Брат жены

Племянник

Дочь тёти

Шурин

Мальчик для брата мамы

Золовка

Имя, фамилия:

Сестра мужа

Дядя

Брат мамы

Тесть

Отец жены

Двоюродная сестра

Брат жены

Племянник

Дочь тёти

Шурин

Мальчик для брата мамы

Золовка

Имя, фамилия:

Сестра мужа

Дядя

Брат мамы

Тесть

Отец жены

Двоюродная сестра

Брат жены

Племянник

Дочь тёти

Шурин

Мальчик для брата мамы

Золовка

Имя, фамилия:

Сестра мужа

Дядя

Брат мамы

Тесть

Отец жены

Двоюродная сестра

Брат жены

Племянник

Дочь тёти

Шурин

Мальчик для брата мамы

Золовка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира "Город, в котором я живу" 1 класс

технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Город, в котром я живу" 1 класс  по программе Занкова...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Как возникла письменность" 4 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

Публикация содержит подробный конспект урока + приложения (презентация, сообщения)...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит подробное описание групповой р...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит групповую практическую р...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Невидимое богатство» в 3 классе

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Невидимое богатство» в 3 классе...

Технологическая карта урока окружающего мира "Моря, озера и реки России" (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о морях, озерах и реках России, знакомство с их местонахождением; формирование умения работать по картеПланируемые результатыПредметные...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Что такое Бенилюкс" 2 класс

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Что такое Бенилюкс" 2 класс...