Внеклассное занятие по окружающему миру "Я с гордостью встаю в бессмертный полк"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)
Внеклассное занятие проведено в рамках реализации проекта по патриотическому воспитанию учащихся 1 класса и представлено в видеоклипе «Бессмертный полк. Личная память поколений», ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=YeF7E1ImqE8
Методическая разработка может быть полезна педагогам представленной технологией и формой проведения занятия – «педагогической мастерской». Актуальность технологии состоит в максимальном вовлечении всех обучающихся в образовательный процесс, в развитии высокой познавательной и творческой активности, в создании условий для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опыту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich_razrabotka_ya_s_gordostyu_vstayu_v_bessmertnyy_polk.docx | 36.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Горбунова Валентина Ильинична
учитель начальных классов МОУ ИРМО «Оёкская СОШ»,
Иркутский район, с. Оёк
УМК: Планета знаний
Класс: 1
Предмет: окружающий мир
Тема внеклассного занятия по окружающему миру: «Я с гордостью встаю в бессмертный полк»
Тип занятия: занятие-мастерская по решению практической проектной задачи – создание бессмертного полка из родственников детей класса.
Цель занятия | создание условий для формирования эмоционально-ценностного отношения к историческому прошлому нашей страны, своей малой родины, военной истории Отечества, личной памяти поколений |
Задачи занятия | - активизировать познавательный интерес и творческий потенциал личности ребенка в ходе подготовки к участию традиционного шествия «Бессмертный полк»; - формировать активную гражданскую позицию школьников; - воспитывать уважение к истории своей страны и участникам ВОВ, чувство гордости за героическое прошлое своего народа; - развивать коммуникативно-речевые умения. |
Универсальные учебные действия (УУД), формируемые на учебном занятии |
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к личной памяти о предках, осознания «Я» как члена семьи;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие. Познавательные УУД: - извлекать информацию из видеоматериала, из текста; - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Коммуникативные УУД: - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - слушать собеседника и понимать речь других; - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - сотрудничать, вступать в дискуссию. Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - принимать и сохранять учебную цель и задачи; - оценивать коллективную работу и свой вклад; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; |
Планируемые результаты | - понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека, акции «Бессмертный полк»; - познание учениками своих корней, истории своей семьи; - вовлечение родителей и старших ребят в педагогический процесс класса по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов; - сохранение интереса к историческим событиям, связанных с ВОВ своей страны и малой родины; - подготовка атрибутики к традиционному шествию «Бессметрный полк» в День Победы в родном селе; - владение диалогической формой коммуникации |
Основные понятия, используемые на занятии | Великая Отечественная война, бессмертный полк, личная память. |
Организация метапредметного пространства | Метапредметная мастерская |
Межпредметные связи | Окружающий мир, технология. |
Ресурсы | Компьютер, проектор, видеоматериал о шествии «Бессмертного полка» в родном селе, фотографии родственников-ветеранов и тружеников тыла ВОВ, элементы украшения, конверты с карточками –информацией об истории бессмертного полка. |
Формы организации познавательной деятельности учащихся | Индивидуальная работа, работа в парах, групповая форма организации познавательной деятельности, предварительная работа с семьями. |
Образовательные технологии, методы, приемы, формы обучения | Образовательная технология «Педагогическая мастерская», технология проектов. Форма занятия – мастерская. Методы: рассказ, беседа, просмотр видеоматериала, рефлексивный метод «Благодарю». |
Подготовительная работа заключается в получении и накоплении знаний первоклассниками о Великой Отечественной войне через разные формы деятельности:
- Беседа о блокаде Ленинграда (27января – день снятия блокады), просмотр видеоклипа «Мы помним» Блокада Ленинграда. Авторы: обучающиеся 2 класса гимназии № 441 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга.
- Посещение детской районной библиотеки. Устный журнал «О войне рассказывают книги».
- Оформление выставки в классе, посвящённой 75-летию Победы в ВОВ.
- Посещение краеведческого музея с. Оёк, экспозиции «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны».
- Участие в школьной акции «75 добрых дел».
- Подготовка детьми и их родителями портретов родственников, близких людей – участников, тружеников тыла ВОВ и кратких сведений о них.
- Подготовка старшеклассниками георгиевских ленточек, родителями - атрибутов военной одежды (плащпалатка, пилотка) к митингу, посвящённому Дню Победы в селе Оёк.
Планируется провести мероприятие в преддверии празднования Дня Победы.
Внеклассное занятие проведено в рамках реализации проекта по патриотическому воспитанию учащихся 1 класса и представлено в видеоклипе «Бессмертный полк. Личная память поколений», ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=YeF7E1ImqE8
Методическая разработка может быть полезна педагогам представленной технологией и формой проведения занятия – «педагогической мастерской». Актуальность технологии состоит в максимальном вовлечении всех обучающихся в образовательный процесс, в развитии высокой познавательной и творческой активности, в создании условий для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опыту.
Технологическая карта метапредметного занятия
Дидакти-ческая | Задача этапа | Деятель-ность | Деятель-ность | Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД |
Организа ционный момент | Познако-мить с правила-ми мастерс-кой | Объясняет правила мастерс-кой | Слушают учителя, принимают правила | Учитель: Ребята, в нашем классе сегодня открыта мастерская. Это мастерская слова и дела. Значит, будем что-то делать и говорить, рассказывать, общаться друг с другом, помогать друг другу, учиться друг у друга. Главное правило в мастерской – равенство всех участников, никто не критикуется, только себе можно дать оценку. Вместе с нами будут мои выпускники – ребята из 5 класса. | Личностные УУД: Самоопределение (личное, жизненное) Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности; |
Этап 1. Индукция | создание эмоцио-нального настроя | создаёт эмоциона-льный настрой, уточняет понимание учащими-ся важности исторического события - Дня Победы в ВОВ | Учащие-ся слушают учителя, пятиклас сников, участву-ют в минуте молчаниясмотрят видео-клип «Бессмертный полк в родном селе» | Учитель: Ребята, в этом году 9 мая наша страна отмечает 75-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Что вы знаете об этом? Вы уже знаете, какой ценой досталась победа. Перед памятью миллионов погибших защитников Отечества мы склоняем головы. Вечная им слава! Вечная память! Пятиклассница: Неугасима память поколений И память тех, кого мы свято чтим, Давайте встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим. Учитель: Почтим память героев минутой молчания. (минута молчания) Учитель: Сегодня мы начинаем подготовку к участию в акции «Бессмертный полк», которая проходит в День Победы во многих городах и посёлках, и в нашем селе тоже. Старшеклассница Я с гордостью выхожу на митинг Победы в нашем селе вместе с одноклассниками. Мы идём в большой колонне по главным улицам села. В руках несём портреты своих родственников – ветеранов Великой Отечественной войны. Они должны идти победным строем В любые дни, в любые времена: Предлагаю вашему вниманию мой видеоклип «Бессмертный полк» о праздновании Дня Победы в нашем селе в прошлом году (Просмотр видеоклипа «Бессмертный полк» | Личностные УУД: утверждение в сознании и чувствах учащихся социально – значимых патриотических ценностей Познавательные УУД: умение извлекать информацию, наблюдать, делать собственные выводы; |
Этап 2. Самоконструкция | Расши-рить сферу актуализации знаний, создание гипотезы и путей её решения | подводит к проблем-ной ситуации, созданию гипотезы, самостоя-тельной работе с портрета-ми | отвечают на вопросы учителя, задают свои вопросы, высказы-ваются, украша-ют портреты | Учитель: У вас на столах портреты ваших родственников, воевавших на войне или трудившихся в тылу. Можем ли мы составить часть Бессмертного полка в своём классе? Какие у вас возникают вопросы? Есть предложения? (Высказываются дети) На столах у вас лежат разные элементы для украшения портретов. Очень бережно и аккуратно украсьте портреты. (Творческая работа детей. Если кто-то не принёс портрет, может объединиться в группы для создания плаката «Мы за мир») | Личностные УУД: Развитие чувства гордости, глубокого уважения к защитникам Отечества. Регулятивные УУД: совершенствование умения контролировать и корректировать свои действия, адекватно оценивать успешность творческой работы |
Этап 3. Социоконструкция . | способствовать работе в парах, коммуникативному общению | организует работу в группах, контроли-рует ход работы | беседуют в парах, рассказывают о своем родственнике | Учитель: Обсудите в парах, покажите соседу, что у вас получилось. Расскажите о своём родственнике. | Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и слышать собеседника, вести дискуссию, эмоционально воспринимать информацию, сопереживать; |
Этап 4. Социализация | Способ-ствовать работе в группе, умению договариваться | способст-вует коммуникативному общению детей в группах, привлекает к помощи пятиклассников | готовятся к выступлению | Учитель: Всё, что вы сделали, должно быть обнародовано. Договоритесь в группе, как коллективно можно представить всю вашу работу. Кто выступит первый, кто следующий. О чём скажете. | Личностные УУД: Привитие школьникам чувства ответственности, патриотического долга перед героями. Регулятивные УУД: совершенствование умения контролировать и корректировать свои действия, умение договариваться об очерёдности выступления |
Этап 5. Афиширование | познакомить с работами участников мастерс-кой | предлага-ет детям предста-вить свои работы | дети называют ветеранов | Вывешивание работ учащихся, ознакомление. Учитель: Проведем перекличку солдат Бессмертного полка нашего класса. (Дети называют имена ветеранов) Учитель: Можно ли считать, что мы создали в классе часть Бессмертного полка? (Ответы детей) | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в группах; |
Этап 6. Разрыв | подвести к углубле-нию пробле-мы, к поиску ответов | предлага-ет работу с карточка-ми, контроли-рует работу групп, привлекает к помощи пятиклассников | читают, изучают новую информацию, с помощью старших готовятся к представлению рассказов по теме | Старшеклассница: - Ребята, а знаете, с чего началась история Бессмертного полка? - Когда акция получила название «Бессмертный полк»? Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю открыть конверты с важной информацией. Групповая работа учащихся с источниками информации. (2 группы) - Не унывали наши защитники, проявляя героизм и храбрость, поддерживали друг друга в дни тяжелых испытаний. Тогда и рождались русские пословицы на военную тему Групповая работа учащихся по разгадыванию пословиц. (2 группы) | Познавательные УУД: умение добывать новые знания Регулятивные УУД: совершенствование умения контролировать и корректировать свои действия, адекватно оценивать успешность усвоения новой информации. |
Этап 7. Рефлексия | активизировать рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях | привлека-ет учащихся к подведе-нию итогов занятия, при этом выбирает тех, кому досталось наимень-шее количест-во комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий | оценива-ют свою работу, благода-рят друг друга | Подведение итогов занятия. Метод «Благодарю». В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учитель: Я с гордостью встаю в Бессмертный полк, Для правнуков Победы – высший долг! Спасибо за работу! Звучит песня «Бессмерный полк». Автор песни и музыки Олег Газманов Старшеклассники раздают детям георгиевские ленточки. | Регулятивные УУД: Самооценка деятельности на уроке; Оценка выполнения учебной задачи
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение вести небольшой диалог по теме урока, коллективно анализировать свою деятельность на уроке |
Используемая литература:
- Бессмертный полк. Официальный сайт движения. [электронный ресурс], - Режим доступа: https://www.moypolk.ru/, свободный.- (дата обращения: 15.02.2020)
- Крылова О.Н. Технология мастерских как средство обновления образовательного процесса школы. / О. Н. Крылова, М. Н. Тимофеева, О. Ю. Сорокина. Обучение с целью уменьшения насилия. – СПб., 2002 г.
- Поклонимся великим тем годам. [электронный ресурс], - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/05/14/konspekt-vneklassnogo-meropriyatiya, свободный. – (дата обращения: 15.02.2020)
- Помним сердцем. [электронный ресурс], - Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/pomnim-serdtsem--7052, свободный. – (дата обращения 14.02.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное занятие по окружающему миру "Первые книги на Руси"
Это проблемный урок с использованием технологии деятельностного метода обучения....
внеклассное занятие по окружающему миру "Птицы"-1 класс
Внеклассное занятие по окружающему миру в 1-м классе "Птицы зимой"Цели занятия:обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами;расширить знания детей о зимующих птицах;воспитание ответ...
Внеклассное занятие по окружающему миру «Знаешь ли ты животных?»
Урок-игра "Квадрат знаний" по закреплению знаний о разнообразии мира животных. Класс разделен на две команды.Задания для команд в виде кроссвордов, загадок, ребусов, занимательных заданий....
Внеклассное занятие по окружающему миру: "Планета заболела"
Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе, развивать познавательную активность , речь учащихся, чувств...
Конспект внеклассного занятия по окружающему миру «Как животные исследуют мир».(декада по окружающему миру)
занятие к декаде по окружающему миру для 1-4 классов...
Презентация к внеклассному занятию по окружающему миру на тему: "Экологические проблемы мира".
Презентация к внеклассному занятию по окружающему миру на тему: "Экологические проблемы мира"....
"Я с гордостью встаю в бессмертный полк"
Внеклассное занятие в форме педагогической мастерской преследует цель: создание условий для формирования эмоционально-ценностного отношения к историческому прошлому нашей страны, своей малой родины, в...