Внеклассное занятие по окружающему миру "Я с гордостью встаю в бессмертный полк"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

  Внеклассное занятие проведено в рамках реализации проекта по патриотическому воспитанию учащихся 1 класса и представлено в видеоклипе «Бессмертный полк. Личная память поколений», ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=YeF7E1ImqE8

             Методическая разработка может быть полезна педагогам представленной технологией и формой проведения занятия  – «педагогической мастерской». Актуальность технологии состоит в максимальном вовлечении всех обучающихся в образовательный процесс, в развитии высокой познавательной и творческой активности, в создании условий для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опыту.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горбунова Валентина Ильинична

учитель начальных классов МОУ ИРМО «Оёкская СОШ»,

Иркутский район, с. Оёк

УМК: Планета знаний

Класс: 1  

Предмет: окружающий мир

Тема внеклассного занятия по окружающему миру: «Я с гордостью встаю в бессмертный полк»

Тип занятия: занятие-мастерская по решению практической проектной задачи – создание бессмертного полка из родственников детей класса.

Цель занятия

создание условий для формирования эмоционально-ценностного отношения к историческому прошлому нашей страны, своей малой родины, военной истории Отечества, личной памяти поколений

Задачи занятия

- активизировать познавательный интерес и творческий потенциал личности ребенка в ходе подготовки к участию традиционного шествия «Бессмертный полк»;

- формировать активную гражданскую позицию школьников;

- воспитывать уважение к истории своей страны и участникам ВОВ, чувство гордости за героическое прошлое своего народа;

- развивать коммуникативно-речевые умения.

Универсальные учебные действия (УУД), формируемые на учебном занятии

  • Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к личной памяти о предках, осознания «Я» как члена семьи;

  • - понимание традиционного народного движения «Бессмертный полк»;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие.

Познавательные УУД:

- извлекать информацию из видеоматериала, из текста;

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Коммуникативные УУД:

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- слушать собеседника и понимать речь других;

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- сотрудничать, вступать в дискуссию.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

- принимать и сохранять учебную цель и задачи;  - оценивать коллективную работу и свой вклад;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

Планируемые результаты

- понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека, акции «Бессмертный полк»;

- познание учениками своих корней, истории своей семьи;

- вовлечение родителей и старших ребят в педагогический процесс класса по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов;

- сохранение интереса к историческим событиям, связанных с ВОВ своей страны и малой родины;

- подготовка атрибутики к традиционному шествию «Бессметрный полк» в День Победы в родном селе;

- владение диалогической формой коммуникации

Основные понятия, используемые на занятии

Великая Отечественная война, бессмертный полк, личная память.

Организация метапредметного пространства

Метапредметная мастерская

Межпредметные связи

Окружающий мир, технология.

Ресурсы

Компьютер, проектор, видеоматериал о шествии «Бессмертного полка» в родном селе, фотографии родственников-ветеранов и тружеников тыла ВОВ, элементы украшения, конверты с карточками –информацией об истории бессмертного полка.

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Индивидуальная работа, работа в парах, групповая форма организации познавательной деятельности, предварительная работа с семьями.

Образовательные технологии, методы, приемы, формы обучения

Образовательная технология «Педагогическая мастерская», технология проектов.

Форма занятия – мастерская. Методы: рассказ,  беседа, просмотр видеоматериала, рефлексивный метод «Благодарю».

Подготовительная работа заключается в получении и накоплении знаний первоклассниками о Великой Отечественной войне через разные формы деятельности:

  1. Беседа о блокаде Ленинграда (27января – день снятия блокады), просмотр видеоклипа «Мы помним» Блокада Ленинграда. Авторы: обучающиеся 2 класса гимназии № 441 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга.
  2. Посещение детской районной библиотеки. Устный журнал «О войне рассказывают книги».
  3. Оформление выставки в классе, посвящённой 75-летию Победы в ВОВ.
  4. Посещение краеведческого музея с. Оёк, экспозиции «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны».
  5. Участие в школьной акции «75 добрых дел».
  6. Подготовка детьми и их родителями  портретов родственников, близких людей – участников, тружеников тыла ВОВ и кратких сведений о них.
  7. Подготовка старшеклассниками георгиевских ленточек, родителями -  атрибутов военной одежды (плащпалатка, пилотка) к митингу, посвящённому Дню Победы в селе Оёк.

Планируется провести мероприятие в преддверии празднования Дня Победы.

  Внеклассное занятие проведено в рамках реализации проекта по патриотическому воспитанию учащихся 1 класса и представлено в видеоклипе «Бессмертный полк. Личная память поколений», ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=YeF7E1ImqE8

        Методическая разработка может быть полезна педагогам представленной технологией и формой проведения занятия  – «педагогической мастерской». Актуальность технологии состоит в максимальном вовлечении всех обучающихся в образовательный процесс, в развитии высокой познавательной и творческой активности, в создании условий для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опыту.

Технологическая карта метапредметного занятия

Дидакти-ческая
структура
занятия

Задача этапа

Деятель-ность
учителя

Деятель-ность
учеников

Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД

Организа ционный момент

Познако-мить с правила-ми мастерс-кой

Объясняет правила мастерс-кой

Слушают учителя, принимают правила

Учитель: Ребята, в нашем классе сегодня открыта мастерская. Это мастерская слова и дела. Значит, будем что-то делать и говорить, рассказывать, общаться друг с другом, помогать друг другу, учиться друг у друга. Главное правило в мастерской – равенство всех участников, никто не критикуется, только себе можно дать оценку.

           Вместе с нами будут мои выпускники – ребята из 5 класса.

Личностные УУД: Самоопределение (личное, жизненное)

Регулятивные УУД:

развитие мотивов учебной деятельности;

Этап 1.  Индукция

создание эмоцио-нального настроя

создаёт эмоциона-льный настрой, уточняет понимание учащими-ся важности исторического события  - Дня Победы в ВОВ

Учащие-ся слушают учителя, пятиклас сников, участву-ют в минуте молчаниясмотрят видео-клип «Бессмертный полк в родном селе»

Учитель: Ребята, в этом году 9 мая наша страна отмечает 75-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Что вы знаете об этом?

Вы уже знаете,  какой ценой досталась победа. Перед памятью миллионов погибших защитников Отечества мы склоняем головы. Вечная им слава! Вечная память! Пятиклассница:

Неугасима память поколений

И память тех, кого мы свято чтим,

Давайте встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Учитель: Почтим память героев минутой молчания. (минута молчания)

Учитель: Сегодня мы начинаем подготовку к участию в акции «Бессмертный полк», которая проходит в День Победы во многих городах и посёлках, и в нашем селе тоже.

Старшеклассница

Я с гордостью выхожу на митинг Победы в нашем селе вместе с одноклассниками. Мы идём в большой колонне по главным улицам села. В руках несём портреты своих родственников  – ветеранов Великой Отечественной войны.

 Они должны идти победным строем

В любые дни, в любые времена:
Мы чествуем своих солдат – героев -
Их мужеством гордится вся страна!

Предлагаю вашему вниманию мой видеоклип «Бессмертный полк» о праздновании Дня Победы в нашем селе в прошлом году (Просмотр видеоклипа «Бессмертный полк»        

Личностные УУД:

утверждение в сознании и чувствах учащихся социально – значимых патриотических ценностей

Познавательные УУД:

умение извлекать информацию, наблюдать, делать собственные выводы;

Этап 2. Самоконструкция

Расши-рить сферу актуализации знаний, создание  гипотезы и путей её решения

подводит к проблем-ной ситуации, созданию гипотезы, самостоя-тельной работе с портрета-ми

отвечают на вопросы учителя, задают свои вопросы, высказы-ваются, украша-ют портреты

Учитель:

У вас на столах портреты ваших родственников, воевавших на войне или трудившихся в тылу. Можем ли мы составить часть Бессмертного полка в своём классе? Какие у вас возникают вопросы? Есть предложения? (Высказываются дети)

На столах у вас лежат разные элементы для украшения портретов. Очень бережно и аккуратно украсьте портреты. (Творческая работа детей. Если кто-то не принёс портрет, может объединиться в группы для создания плаката «Мы за мир»)

Личностные УУД:

Развитие чувства гордости, глубокого уважения к защитникам Отечества.

Регулятивные УУД:

совершенствование умения контролировать и корректировать свои действия, адекватно оценивать успешность творческой работы

Этап 3. Социоконструкция

.

способствовать работе в парах, коммуникативному общению

организует работу в группах, контроли-рует ход работы

беседуют в парах, рассказывают о своем родственнике

Учитель: Обсудите в парах, покажите соседу, что у вас получилось. Расскажите о своём родственнике.

Коммуникативные УУД:

развитие умения слушать и слышать собеседника, вести дискуссию, эмоционально воспринимать информацию, сопереживать;

Этап 4. Социализация

Способ-ствовать работе в группе, умению договариваться

способст-вует коммуникативному общению детей в группах, привлекает к помощи пятиклассников

готовятся к выступлению

Учитель: Всё, что вы сделали, должно быть обнародовано. Договоритесь в группе, как коллективно можно представить всю вашу работу. Кто выступит первый, кто следующий. О чём скажете.

Личностные УУД:

Привитие школьникам чувства ответственности, патриотического долга перед героями.

Регулятивные УУД:

совершенствование умения контролировать и корректировать свои действия, умение договариваться об очерёдности выступления

Этап 5. Афиширование

познакомить с работами участников мастерс-кой

предлага-ет детям предста-вить свои работы

дети называют ветеранов

Вывешивание работ учащихся, ознакомление.

Учитель: Проведем перекличку солдат Бессмертного полка нашего класса. (Дети называют имена ветеранов)

Учитель: Можно ли считать, что мы создали в классе часть Бессмертного полка? (Ответы детей)

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в группах;

Этап 6. Разрыв

подвести  к углубле-нию пробле-мы, к поиску ответов

предлага-ет работу с карточка-ми, контроли-рует работу групп, привлекает к помощи пятиклассников

читают, изучают новую информацию, с помощью старших готовятся к представлению рассказов по теме

Старшеклассница:

- Ребята, а знаете, с чего началась история Бессмертного полка?

- Когда акция получила название «Бессмертный полк»?

Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю открыть конверты с важной информацией. Групповая работа учащихся с источниками информации. (2 группы)

- Не унывали наши защитники, проявляя героизм и храбрость, поддерживали друг друга в дни тяжелых испытаний. Тогда и рождались русские пословицы на военную тему

 Групповая работа учащихся по разгадыванию пословиц. (2 группы)                

Познавательные УУД:

умение добывать новые знания

Регулятивные УУД:

совершенствование умения контролировать и корректировать свои действия, адекватно оценивать успешность усвоения новой информации.

Этап 7. Рефлексия

активизировать рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях

привлека-ет учащихся к подведе-нию итогов занятия, при этом выбирает тех, кому досталось наимень-шее количест-во комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий

оценива-ют свою работу, благода-рят друг друга

Подведение итогов занятия.

Метод «Благодарю». В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. 

Учитель:

Я с гордостью встаю в Бессмертный полк, 
Ведь память о тебе для сердца свята, 
И помнить подвиг каждого солдата

Для правнуков Победы – высший долг! 

                Спасибо за работу!

Звучит песня «Бессмерный полк». Автор песни и музыки Олег Газманов

Старшеклассники раздают детям георгиевские ленточки.

Регулятивные УУД:

Самооценка деятельности на уроке;

Оценка выполнения учебной задачи

        

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

умение вести небольшой диалог по теме урока, коллективно анализировать свою деятельность на уроке

Используемая литература:

  1. Бессмертный полк. Официальный сайт движения. [электронный ресурс], - Режим доступа: https://www.moypolk.ru/, свободный.- (дата обращения: 15.02.2020)
  2. Крылова О.Н. Технология мастерских как средство обновления образовательного процесса школы. / О. Н. Крылова, М. Н. Тимофеева, О. Ю. Сорокина. Обучение с целью уменьшения насилия. – СПб., 2002 г.
  3. Поклонимся великим тем годам. [электронный ресурс], - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/05/14/konspekt-vneklassnogo-meropriyatiya, свободный. – (дата обращения: 15.02.2020)
  4. Помним сердцем. [электронный ресурс], - Режим доступа:  https://rosuchebnik.ru/material/pomnim-serdtsem--7052, свободный. – (дата обращения 14.02.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное занятие по окружающему миру "Первые книги на Руси"

Это проблемный урок с использованием технологии деятельностного метода обучения....

внеклассное занятие по окружающему миру "Птицы"-1 класс

Внеклассное занятие по окружающему миру  в 1-м классе "Птицы зимой"Цели занятия:обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами;расширить знания детей о зимующих птицах;воспитание ответ...

Внеклассное занятие по окружающему миру «Знаешь ли ты животных?»

Урок-игра "Квадрат знаний" по закреплению знаний о разнообразии мира животных. Класс разделен на две команды.Задания для команд в виде кроссвордов, загадок, ребусов, занимательных заданий....

Внеклассное занятие по окружающему миру: "Планета заболела"

Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе, развивать познавательную активность , речь учащихся, чувств...

Презентация к внеклассному занятию по окружающему миру на тему: "Экологические проблемы мира".

Презентация к внеклассному занятию по окружающему миру на тему: "Экологические проблемы мира"....

"Я с гордостью встаю в бессмертный полк"

Внеклассное занятие в форме педагогической мастерской преследует цель: создание условий для формирования эмоционально-ценностного отношения к историческому прошлому нашей страны, своей малой родины, в...