внеклассное занятие по окружающему миру "Первые книги на Руси"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Теленкова Ирина Юрьевна

Это проблемный урок с использованием технологии деятельностного метода обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon knigopechatanie.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №7 город Кольчугино

учитель начальных классов

1ая квалификационная категория

Конспект внеклассного занятия с использованием технологии деятельностного подхода

Тема:  Азбука и первые книги на Руси.

Кирилл и Мефодий – учителя славян, составители славянской азбуки. Рукописная книга. Русские буквари.

        3 класс.

Данная разработка рассчитана на 2 занятия.

Азбука и первые книги на Руси.

Цели:

  1. Формировать представления о возникновении славянской азбуки, появления письменности и книгопечатании на Руси. Познакомить детей с выдающимися историческими личностями Кириллом и Мефодием, Иваном Фёдоровым.

  1. Развивать умения делать выводы, обобщать, отстаивать свою точку зрения, размышлять; развивать воображение и фантазию, устную речь. Закрепить умение работать в группах.

  1. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к истории, уважение к историческим личностям, прививать интерес к обучению, воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование:

  1. Листы с заданиями.
  2. Материал для самостоятельного изучения.
  3. Картинки.

  1. Сообщение темы.
  1. Сегодня мы будем работать группами. Нам предстоит узнать много нового и интересного из истории  появления книг, о первых учителях славян, о первых русских учебниках.  (дети разделены на три группы, в каждой из которых ученики разного уровня развития, каждая группа сидит за своим столом)

  1. Проблемный вопрос.
  1. Вначале мне хочется каждой группе задать 2 вопроса. Поразмышляйте над тем:  зачем славянскому народу нужна была своя письменность? Какую роль играют книги в нашей жизни?  (даётся время, дети в группах обсуждают вопросы, затем высказывают по очереди свои точки зрения)

Учитель делает вывод:

-Действительно, письменность славянам была необходима для развития культуры и просвещения на Руси. Князья, правившие в то время, а э то был конец 9, начало 10 веков, стремились к тому, чтобы русский народ овладевал грамотой, и не только богатые, но и бедные. Князья понимали, что русское государство сможет быть сильным , могучим и процветающим только тогда, когда в нём живут и правят умные люди, когда в нём существует своя культура, быт, свои традиции. Ну а книги в то время, да и сейчас, являлись источником информации. Именно из них люди могли узнать что-то новое, интересное, могли по ним учиться.

  1. Творческое задание.

-  Представьте, что вы древние люди, вы не знаете букв, не умеете читать и писать. Как бы вы стали общаться между собой и передавать друг другу нужную информацию?  (обсуждение в группах, затем каждая группа выдвигает свою версию)

  1. Удобно ли это было людям?
  2. Пока люди не изобрели письменность, они использовали разные способы, помогающие запомнить или представить какое-то сообщение. У индейцев таким помощником памяти было узелковое письмо – кипу. Это толстая верёвка, в которой в виде бахромы подвязывались разноцветные шнуры разной длины и толщины. Узлы на шнурках завязывались простые, двойные, тройные, и располагались они то на конце шнура, то почти у самой верёвки. Каждая деталь имела большое значение. Чем ближе к верёвке-основе находился узелок на шнурке, тем важнее сообщение, которое оно несёт. У каждого цветного узелка был свой смысл: красный узел обозначал войну, белый- мир, зелёный- хлеб, чёрный- смерть, неокрашенные узлы обозначали числа: простые узлы- десятки, двойные- сотни, тройные- тысячи. Это было очень неудобно. Вот и задумались все люди над тем, как упростить общение между собой. Давайте узнаем, как же всё начиналось?

4.  Самостоятельная работа в группах.

(Детям каждой группы даётся для изучения свой блок информации),

        1 группа изучает вопрос «Как люди научились писать.

        2 группа изучает вопрос «Как и на чём писали»

        3 группа изучает вопрос «Почему славянская азбука называется кириллицей?»

                 (материал находится в приложении)

        Ученики самостоятельно в группах прорабатывают материал за определённое время.

5.  Изложение материала.

Игра «Один начинает, другой продолжает».

(ученики в каждой группе по цепочке, друг за другом излагают материал,

рассказы сопровождаются показом картинок из приложения)

6.Проверка усвоения материала.

  1. А сейчас давайте проверим, как внимательно вы слушали своих товарищей и усвоили всю информацию.
  2. Проведём викторину. Каждой группе будут предложены вопросы по материалу другой группы. Если ребята одной группы не отвечают на поставленный вопрос, им могут помочь ученики другой группы. Победит та команда, которая даст наибольшее количество правильных ответов.

Вопросы для 3 группы:

1.Как в древности люди общались между собой?

2.Какой алфавит стал родоначальником других алфавитов?

3.Какой алфавит лёг в основу латинского?

4.При каком царе в России церковнославянский алфавит был упрощён и появился более лёгкий алфавит?

Вопросы для 1 группы:

1.Чем писали раньше?

2.Что такое папирус и как его использовали?

3.Что такое пергамент и как его использовали?

4.почему на пергаменте писали чётко и красиво?

Вопросы для 2 группы:

1.Кто такие Кирилл и Мефодий?

2.В чём заслуга этих святых?

3.Что такое летописи?

4.Кто был самым известным русским летописцем?

Учитель подводит итоги.

6.Обобщение. Игра «Домино»

  1. В заключении давайте выстроим логическую цепочку тех терминов, которые прозвучали сегодня на уроке.

(ученикам каждой группы предлагаются разрезные карточки домино)

  1. Побеждает та группа, которая быстрее всех соберёт верную цепочку.

(материал в приложении)

7.Итог.

  1. Сегодня мы говорили о таких знаменитых людях как Кирилл и Мефодий. Попробуйте своими утверждениями доказать, что их труд не напрасен и имеет большое значение в нашей жизни. У какой группы это получится лучше?
  2. Имена таких людей  надо знать и помнить. Ведь они жили  и творили на благо своих людей и своего государства. К этому должны стремиться и мы с вами. Надо прожить свою жизнь так, чтобы оставить в ней добрый памятный след, как это сделали Кирилл и Мефодий.

7. Поисковое домашнее задание: найти интересный материал из истории возникновения книг.

Урок 2.            (урок проводится так же групповым методом, накануне учитель выясняет какой дополнительный материал нашли ребята, учитель может сам дать некоторым детям дополнительный материал для заучивания)

1.Организационный момент. Сообщение темы урока.

  1. Что нового и интересного вы узнали на прошлом уроке?
  2. Но не менее великое событие в истории русской культуры было появление и развитие книгопечатания. Об этом мы и поговорим сегодня на уроке.
  3. Излагать материал  буду я, а ребята, которые приготовили интересный материал по этой теме будут мне помогать. В конце урока каждой группе будут даны задания. Чтобы их выполнить правильно, будьте очень внимательны и сосредоточены на уроке.

2.Работа над новой темой.

-До того как люди научились печатать, первые книги  на Руси писались от руки и назывались они рукописными. Обычно книги писались гусиными перьями, очень редко лебедиными, а в одной рукописи упоминается перо павье – павлинье. Для письма использовались чернила, изготовленные из чернильных орешков (галлов) – особых наростов на листьях дуба, повреждённых насекомыми-вредителями. Существовало много и других способов приготовления чернил. Давайте послушаем своего товарища.

 В рецепте «О черниле копчёном ко иконному и книжному письму» сначала надо получить сажу. Для этого следует поставить на кирпичи несколько горшков с пробитым дном «и заднюю сторону затвердить, чтоб копоть дымная вверх шла, а в переднюю сторону под горшки подкладывать бересту с огнём» При этом нужно было следить, чтобы сажа в горшках не загорелась, и своевременно снимать накопившейся слой. Потом сажу размешивали со слюной или вином, разбавляли водой, смешивали с вишнёвым клеем. В полученную смесь добавляли отвар из ольховой коры, квасного сусла, чернильных орешков или железа. Приготовленные чернила закупоривали в кувшине или в горшке и выдерживали некоторое время в тепле.

        (учитель)

  1. Сначала, книги, которые писались на пергаменте и бумаге, имели вид свитков. Листы, заполненные текстом с одной стороны, склеивались, а затем свёртывались в рулон. Позднее, всё большее распространение получила книга-кодекс. Она состояла из отдельных тетрадей, сшитых в единый блок и одетых в переплёт. Но были и есть другие разнообразные книги. (сообщение ученика)

Существовали книги, которые представляли собой гору глиняных табличек, уложенных в специальный ящик. При раскопках учёные нашли книгу, листы которой были сделаны из чистого золота. Семь листов этой драгоценной книги содержат запись древнеиндийской поэмы. В 1829 француз Луи Брайль разработал книгу для слепых. Такая книга печаталассь без краски на плотной увлажнённой бумаге. Буквенные знаки получались выпуклыми с высоким рельефом. Их легко было прочитать пальцами рук. Самая маленькая книга в мире выпущена в Японии. Это календарь с описанием драгоценных камней. В книжке-малышке 16 страниц размером 2 на 3 миллиметра. Были и книги гиганты. В 1832 году в Лондоне была отпечатана книга длиной 5м70см, шириной 3м65см.

Учитель.

-Заглавные буквы, которые назывались инициалами или буквицами, имели вид причудливых фигур, украшенных листьями, цветами. Иногда за основу такой же буквы бралось изображение животного, человека, сказочной птицы. Буквицы рисовались красками, золотом, серебром и придавали книге нарядный вид. После того как писец заканчивал свою работу, тетради складывались по порядку и пришивались к ремням, которые крепились к деревянным доскам. Доски снаружи обтягивались кожей или дорогой красивой тканью. Для сохранности книги к переплётам прикреплялись кожаные завязки или металлические застёжки, а иногда к застёжкам навешивались замки. Рукописные книги в старину представляли большую ценность, и в библиотеках их нередко приковывали цепью, чтобы их не могли украсть.

Книг требовалось всё больше и больше, но изготавливались они очень медленно. Для переписки одной книги в 500 страниц требовалось около года. Вот поэтому в 16 веке царь Иван Грозный повелел в городе Москве построить Печатный Двор.

(выступление ученика)

Неподалёку от Кремля появилось здание с башней и решетчатыми воротами – Печатный Двор. Его устройством в течение 10 лет занимались Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец Ээто были образованные люди, хорошо знавшие книжное дело. В 1563 году в Печатном Дворе приступили к изготовлению первой книги. Она называлась «Деяния апостольские» и вышла из типографии только через год, 1 марта 1564 года. Её создателями были русские первопечатники иван Фёдоров и Пётр Мстиславец. С этого момента книгопечатание распространилось на территории Белоруссии, Литвы и Украины.

3. Самостоятельная работа.

Учитель.

-Книжное дело было искусством, но это был ещё и тяжёлый физический труд.

  1. Прочитайте материал, который у вас на столах и попробуйте доказать мне это.

(дети работают в группах, затем выступают  несколько учеников от каждой группы)

        материал в приложении.

Учитель.

  1. В 1574 году в городе Львове Иван Фёдоров издал свою « Азбуку» - первую печатную книгу на Руси, открывшую путь к знаниям многим последующим поколениям россиян. Азбука Ивана Фёдорова учила малышей не только грамоте, из её рассказов извлекаются первые уроки нравственности; это было первое на Руси печатное пособие для обучения письму и чтению. Поэтому Ивана Фёдорова можно считать не только первопечатником, но и талантливым педагогом. 1574 год с полным основанием можно считать годом рождения российского печатного букваря.
  2. Единственный известный ныне подлинный экземпляр «Азбуки»16 века находится в библиотеке Гарвардского университета в США. За более чем 400лет со дня появления первой печатной азбуки в России вышли сотни различных букварей, созданных такими педагогами, как Ф.Студитский, К.Ушинский,В.Водовозов, Н.Бунаков, а также многими другими учителями и безвестными авторами. Каждый из них стремился создать более совершенное пособие, облегчающие подросткам овладение грамотой.
  3. Но мы всегда с благодарностью берём в руки первые русские учебники, как всегда, с любовью и признательностью вспоминаем мы своих первых учителей, которые призваны, по словам Ивана Фёдорова, «по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу».
  4. Я надеюсь, вы внимательно слушали меня и своих товарищей. А теперь давайте проверим, как вы всё усвоили и запомнили. Каждой группе даны 2 задания: 1) решить кроссворд, 2) дополнить текст недостающими фразами. Кто это сделает быстрее и правильнее.

(даётся время для работы в группах, затем ребята одной группы зачитывают ответы, а дети других двух групп соглашаются или опровергают их)

задания в приложении

4.Обобщение.

  1. Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?

(дети по цепочке дают краткие ответы)

  1. Мы должны гордиться, что такие великие люди, как Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец жили и творили именно в нашей стране. Может быть кто-то из вас тоже сумеет прославить Россию своими выдающимися заслугами.
  2. Но что для этого нужно?
  3. Да, для этого нужно быть очень грамотными, читать много книг, много трудиться, чтобы принести пользу своему народу и своей стране.

Приложение.

Как люди научились писать.  

 

(материал для 1ой группы)

В древности человек для того, чтобы написать какое-либо слово, наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление, показывая, например, воду в виде зигзагообразных или волнистых линий, а горы в виде двух гор, между которыми пролегала долина или ущелье. Такие упрощённые рисунки называются идеограммами.

    Из простейших рисунков и узоров возникли египетская, древнеиндийская, шумерийская, древнекитайская системы письма, где каждый знак обозначал целое слово.

    Историк Геродот писал, что древние греки научились письму от финикийцев. И действительно, даже сами названия греческих букв – это финикийские слова. Например, название буквы «альфа» происходит от финикийского слова «алеф», т.е. бык.  Название греческой буквы «бета» произошло от финикийского слова «бет», т.е. дом. Буквы в финикийском алфавите располагались в определённом порядке. Этот порядок был заимствован  и греками.

    Финикийский алфавит был родоначальником не только греческого, но и арабского, древнееврейского и других алфавитов, он удобнее любых иероглифов.

   Но греческий алфавит ещё совершеннее. В нём знаками были обозначены уже не слоги, а буквы. Он лёг в основу всех западноевропейских алфавитов.

    От греческого алфавита произошёл церковнославянский, составленный братьями Кириллом и Мефодием. При Петре 1 церковнославянский алфавит был упрощён, появился более лёгкий для чтения. С небольшими изменениями этим алфавитом пользуются в России и сейчас.

Приложение.

На чём и как писали.

(материал для 2ой группы)

Писали раньше палочкой на белой бересте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах.

   Есть такое растение – папирус. Вдвое выше человека и ствол в руку толщиной. Растёт оно в Африке, по берегам рек и болот. У него сладкий сок. Из коры его делали сандалии, из волокна – ткани. Из связанных стволов строили большие корабли. Но больше всего прославился папирус не сладким соком, не кораблями. Славен он тем, что на нём писали первые книги.

    Было это свыше 6 тысяч лет назад. Сердцевину тростника-папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. А потом листы папируса склеивали в длинный-предлинный свиток. Так появились книги-свитки.

    Там, где не было зарослей папируса, научились писать на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока не становилась жёлтой или белой.

   На пергаменте писали чётко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы, а иногда и несколько лет.

Приложение.

Почему славянская азбука называется кириллицей?

(материал для 3ей группы)

В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.

   Чем же Кирилл и Мефодий заслужили такую честь? Почему  второе тысячилетие помнят о них народы?

   Братья Кирилл и Мефодий были родом из македонского города Салуни. Кирилл (его ещё называют Константином) изучал богословие и преподавал философию. Его и прозвали Философом, по-русски Мудрецом. Он овладел несколькими языками.

   Мефодий был правителем одной из славянских областей Восточной Римской империи. Он поддерживал все добрые начинания своего брата Кирилла.

   После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи.

    Вот Кирилл и решил составить славянскую азбуку. В ней было 38 букв. Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были придуманы для передачи славянской речи.

   Так славянские нарды получили свою письменность-азбуку, которая называется кириллицей, в память о её создателе.

В Древней Руси создавались летописи – записи о важнейших событиях. Самым известным из русских летописцев был Нестор, монах Киевского Печерского монастыря. Главный труд Нестора «Повесть временных лет». В неё Нестор описывает историю Руси. Труд Нестора сотни раз переписывался историками более поздних времён.

Приложение.

Игра «Домино»

Растение, на котором писали древние книги.

папирус

Записи о важных событиях

летопись

Создатели славянской азбуки

Кирилл и Мефодий

Славянская азбука

Кириллица

Создатель летописи «Повесть временных лет»

Нестор

Рукописные книги древней Руси

Произведение искусства

Берёзовая кора

береста

Писчий материал из кожи

Пергамент

Приложение.

Книжное дело – тяжёлый физический труд.

(материал для самостоятельного изучения)

Книжное дело было искусством, но это был ещё тяжёлый физический труд. Наборщик вручную составлял из свинцовых литер (букв) строчки, из строчек – полосу страницы, затем полученный набор – форму зажимали в раму и переносили в печатный станок.

   Батырщик – помощник печатника – наносил на набор краску с помощью мацы – мешочка из бараньей кожи, набитого шерстью. Мацей хлопали по поверхности набора, и краска покрывала поверхность литер (букв) равномерным слоем.

  После этого на форму накладывалась специальная рамка-рашкет с вырезанными окошками для набора, на неё – лист бумаги и тискальщик нажимал рычаг, опуская верхнюю плиту пресса – давило. Отпечатанный лист осторожно отделяли от формы и весь процесс начинался сначала.

  Листы, покрытые ровными строчками текста, развешивали на верёвках для просушки, совсем как выстиранное бельё. А потом за работу принимались переплётчики: они складывали листы в тетради, подбирали их по порядку, сшивали в блоки, готовили переплётные крышки и одевали книгу.

Приложение.

Кроссворд.

По горизонтали:

  1. Кто был первопечатником в России?

3.Первое печатное пособие на Руси для обучения письму и чтению.

4. Какой царь повелел построить Печатный Двор в Москве?

По вертикали:

2. Первая печатная книга.

      5. Как называется город, в котором напечатана первая русская Азбука?

Дополни текст.

Первые книги писали____________пером. Первую букву каждого абзаца рисовали___________краской. Потом листы сшивали и «одевали» в__________________переплёты, обтянутые_____________________,украшенные_________________камнями. 1марта________________года была выпущена религиозная книга___________________________. __________год считается годом рождения первого российского букваря.

Теленкова Ирина Юрьевна

МОУ СОШ №7 город Кольчугино

учитель начальных классов

1ая квалификационная категория

Тема:  Азбука и первые книги на Руси.

Кирилл и Мефодий – учителя славян, составители славянской азбуки. Рукописная книга. Русские буквари.

        3 класс.

Данная разработка рассчитана на 2 занятия.

Азбука и первые книги на Руси.

Цели:

  1. Формировать представления о возникновении славянской азбуки, появления письменности и книгопечатании на Руси. Познакомить детей с выдающимися историческими личностями Кириллом и Мефодием, Иваном Фёдоровым.

  1. Развивать умения делать выводы, обобщать, отстаивать свою точку зрения, размышлять; развивать воображение и фантазию, устную речь. Закрепить умение работать в группах.

  1. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к истории, уважение к историческим личностям, прививать интерес к обучению, воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование:

  1. Листы с заданиями.
  2. Материал для самостоятельного изучения.
  3. Картинки.

Приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное занятие по окружающему миру "Птицы"-1 класс

Внеклассное занятие по окружающему миру  в 1-м классе "Птицы зимой"Цели занятия:обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами;расширить знания детей о зимующих птицах;воспитание ответ...

Внеклассное занятие по окружающему миру «Знаешь ли ты животных?»

Урок-игра "Квадрат знаний" по закреплению знаний о разнообразии мира животных. Класс разделен на две команды.Задания для команд в виде кроссвордов, загадок, ребусов, занимательных заданий....

Внеклассное занятие по экологии "Красная книга Ставрополья"

Внеклассное занятие по экологии в форме игры "Поле чудес", задания на знание растений и животных из Красной книги....

Внеклассное занятие по экологии "Красная книга Ставрополья"

Внеклассное занятие по экологии в форме игры "Поле чудес", задания на знание растений и животных из Красной книги....

Внеклассное занятие "По страницам любимых книг"

Данный материал содержит конспект и презентацию внеклассного занятия  по литературному чтению в начальных классах....

Внеклассное занятие по чтению "Спасибо, книге БУКВАРЮ!

Конспект занятия может быть использован учителями начальных классов....