РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 2 КЛАССА
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Щербакова Галина Александровна

Программа рассчитана на 68 часов, 2 урока в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_2.docx45.08 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования  по окружающему миру для 2  класса

Количество часов по учебному плану: 68ч.

Количество часов по программе: 68 ч.

Учебно-методический комплекс:

1.Программа: «Школа России» - учебно-методический комплект для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного данный комплект работает с 2001 года. 

2. Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ А.А.Плешаков.- 11 изд. –М: Просвещение, 2019

Планируемые результаты освоения предмета

Метапредметные результаты:
Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Предметные :

Ученик научится.

  • распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
  • правилам поведения в природе;
  • называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
  • называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
  •  распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
  •  называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
  • называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия«холм»,        «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.

Ученики получат возможность научиться:

  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой  и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе; различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
  •  выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  •  использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
  •  определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

Содержание тем учебного курса.    (68 ч)

Где мы живем (4 ч)

Родная страна. Имя родной страны - Россия, или Российская федерация. Государственные символы РФ: герб, флаг, гимн. Россия – многонациональная страна. Государственный язык.

Город и село. Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Проект «Родной город (село)». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Природа и рукотворный мир. Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру

Проверим и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем». Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Обучающиеся научатся:

- различать государственные  символы России от символов других стран, различать национальные языки;

- объяснять характерные особенности городских и сельских поселений;

-собирать информацию для проекта;

-описывать предметы на основе предложенного плана;

-оценивать собственное отношение к окружающему миру;

-различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

- оценивать свои достижения.

Обучающие получать возможность научиться:

- извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона,о родном селе;

-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.

Экскурсия: «Природа и рукотворный мир»

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Заглянем в кладовые земли. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и водыот загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Обучающиеся научатся:

- различать объекты живой и неживой природы;

-узнавать изученные объекты живой и неживой природы;

-измерять температуру воздуха, тела человека;

- наблюдать и описывать состояние погоды, записывать температуру воздуха, выбирать одежду по погоде;

-рассказывать о характерных признаках осени в неживой и живой  природе, показывать связь между ними;

- различать изученные созвездия, узнают несколько новых созвездий;

- различать составные части гранита, а также горные породы и минералы;

- рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды;

- делить растения по группам, выделять и сравнивать признаки этих групп;

-делить животных по группам, выделять и сравнивать признаки этих групп, находить новую информацию в рассказах о животных;

- сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;

- различать диких и домашних животных, рассказывать о значении домашних животных для человека;

- выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных.

Обучающие получать возможность научиться:

-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;

- обнаруживать связи между живой и неживой природой;

- составлять план рассказа и рассказывать по плану;

- осознавать ценность природы;

- моделировать созвездия;

- составлять собственную коллекцию;

- осознавать роль растений в жизни человека;

- находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения.

Жизнь города и села (10 ч)

Что такое экономика. Промышленность,  сельское  хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Обучающиеся научатся:

- объяснять, что такое экономика, и называть её составные части;

- классифицировать предметы по характеру материала;

-бережно относиться к вещам;

- классифицировать транспортные средства;

- различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры;

- определять названия профессий по характеру деятельности, узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи;

- наблюдать за зимними природными явлениями.

Обучающиеся   получат возможность научиться:

- осознавать сопричастность членов семьи к областям экономики страны;

- изображать производственные цепочки с помощью моделей;

- осознавать необходимость посещения культурных учреждений, извлекать из текста нужную информацию;

- проводить исследования.

Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Обучающиеся научатся:

- называть и показывать внешние части тела человека, осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни;

- осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня;

- узнавать дорожные знаки и объяснять, что они обозначают, осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения;

- соблюдать изученные правила безопасности, осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения;

-избегать опасности на воде и в лесу;

-запомнят правила поведения во время купания;

- предвидеть опасность;

-запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- извлекать из текста нужную информации;

- формулировать правила личной гигиены;

- применять изученные правила дорожного движения.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Обучающиеся научатся:

- объяснять, что  такое культура общения;

- составлять родословное древо своей  семьи;

- обсуждать вопрос о культуре общения в школе;

-осознают себя членами классного коллектива;

- использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми;

- формулировать правила этикета.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осознавать ценность традиций своей семьи;

- собирать информацию;

- оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе;

- применять правила вежливости на практике;

- осознавать необходимость культурного поведения в гостях, за столом.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

Обучающиеся научатся:

- различать стороны горизонта и обозначать их на схеме;

- ориентироваться на местности с помощью компаса, по местным признакам;

- различать формы земной поверхности;

- называть части реки;

- наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы;

- оценивать воздействие пробуждения природы на человека;

- называть основные достопримечательности столицы;

- находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

-осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- работать с текстом;

- использовать полученные знания в жизни;

- работать со схемой;

- замечать и ценить красоту природы;

- рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края;

-сравнивать изображение нашей страны на глобусе и на карте.

Содержание

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Где мы живем?

4

2.

Природа.

20

3.

Жизнь города и села.

10

4.

Здоровье и безопасность.

9

5.

Общение.

7

6.

Путешествия.

18

Итого

68

Календарно-тематическое планирование

ТЕМА

кол-во часов

ДАТА

Где мы живем? (4 часа)

1.

Родная страна

1

2.

Город  и село. Проект «Родной город» (село)

1

3.

Природа и рукотворный мир

1

4.

проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем»

1

Природа (20 часов)

5.

Неживая и живая природа.

1

6.

Явления природы. Практическая работа № 1 «Измерение температуры».

1

7.

Что такое погода?

1

8.

В гости к осени. (экскурсия)

1

9

В гости к осени.

1

10.

Звёздное небо.

1

11.

Заглянем в кладовые земли. Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами».

1

12.

Про воздух.

1

13.

Про воду.

1

14

Какие бывают растения?

Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав».

1

15.

Какие бывают животные? Проверочная работа.

1

16.

Невидимые нити.

1

17.

Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений».

1

18.

Дикие и домашние животные.

1

19.

Комнатные растения.

Практическая работа №5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями».

1

20.

Животные живого уголка. Практическая работа №6

«Отработка приёмов ухода за животными живого уголка».

1

21.

Про кошек и собак.

1

22.

Красная книга.

1

23.

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту».

1

24.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

1

Жизнь города и села 10 (часов)

25.

Что такое экономика

1

26.

Из чего что сделано

1

27.

Как построить дом.

1

28.

Какой бывает транспорт.

1

29.

Культура и образование.

1

30.

Все профессии важны. Проект «Профессии»

1

31.

В гости к зиме. (экскурсия)

1

32.

В гости к зиме.

1

33.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

1

34.

Презентация проектов «Родной город», «Красная книга» или«Возьмем под защиту»,  «Профессии».

1

Здоровье и безопасность 9 (часов)

35.

Строение тела человека.

1

36.

Если хочешь быть здоров.

1

37.

Берегись автомобиля!

1

38.

Школа пешехода. Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц».

1

39

Домашние опасности.

1

40

Пожар.

1

41

На воде и в лесу.

1

42

Опасные незнакомцы.

1

43

Проверим себя  и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

1

Общение 7 (часов)

44.

Наша дружная семья.

1

45.

Проект «Родословная»

1

46.

В школе.

1

47.

Правила вежливости. Практическая работа № 8 «Отработка основных правил этикета».

1

48.

Ты и твои друзья.

1

49.

Мы зрители и пассажиры.

1

50.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

1

Путешествия 18 (часов)

51

Посмотри вокруг.

1

52-53

Ориентирование на местности

Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта по компасу».

2

54

Формы земной поверхности.

1

55

Водные богатства.

1

56

В гости к весне. (экскурсия)

1

57

В гости к весне.

1

58

Россия на карте. Практическая работа № 10 «Освоение основных приёмов чтения карты».

1

59

Проект «Города России»

1

60

Путешествие по Москве.

1

61

Московский Кремль.

1

62

Город на Неве.

1

63

Путешествие по планете.

1

64

Путешествие по материкам.

1

65

Страны мира. Проект «Страны мира»

1

66

Впереди лето.

1

67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

1

68

Презентация проектов «Родословная», Города России», «Страны мира».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру 4 класс по учебнику Н.Я.Дмитриевой , А.Н.Казакова

рабочая программа по окружающему миру 4 класс учебник ДмитриевойН.Я.,Казакова А.Н....

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100" 1 класс

Программа с тематическим планированием...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

Рабочая программа окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...