Урок окружающего мира " Екатерина Великая" 4 класс.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Сформировать представления учащихся о жизни в Росси во времена правления Екатерины II; развивать устную речь, воображение учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konspekt.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Екатерина Великая
Цели урока:
сформировать представления учащихся о жизни в Росси во времена правления Екатерины II; развивать устную речь, воображение учащихся;
воспитывать любовь к живописи и интерес к истории;
развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать.
Оборудование:
карточки для индивидуальной работы учащихся; кроссворд (представленный в презентационном виде), презентация к уроку, викторина (представленная в презентационном виде), тесты.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Начинаем мы опять
По истории шагать.
Чтобы всё понятно стало
Потрудились мы немало.
II. Проверка домашнего задания.
1.Индивидуальная работа по карточкам (Приложение 1).
Карточки для индивидуальной работы
Карточка 1. Какие качества характера позволили М.В.Ломоносову пройти с честью все испытания, вставшие на его жизненном пути? Карточка 2. В чём были трудности учёбы во времена М.В.Ломоносова? Карточка 3. Каковы заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры? Карточка 4. Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом»? |
Графический диктант. Если высказывание верное, то учащиеся ставят «+». Если неверное, то «–».(слайд 3)
1. М. В. Ломоносов родился в 1711 году в Москве.
2. Отец М. Ломоносова был рыбаком.
3. В 11–12 лет он стал учить грамоту.
4. Его первым учителем был дьячок местной церкви.
5. М. Ломоносов в 15 лет решил отправиться в Москву.
6. В это время английский язык был международным языком науки.
7. За отличную учебу Ломоносов был отправлен в Петербург, а потом в Англию.
8. По возвращении на родину М. Ломоносов начал работать в Петербургской академии наук.
О т в е т ы: – + + + – – – + . (слайд 4)
-Кто явился продолжателем дел Петра Великого, мы узнаем сегодня на уроке. А поможет нам в этом кроссворд (Презентация 1).
- Какое слово в кроссворде получилось выделенным? (Екатерина)
-Правильно! Сегодня на уроке речь пойдёт о Екатерине Великой, которая стала продолжательницей дел Петра Великого.
-Что уже о ней знаете?
-Что хотели бы узнать?
III. Работа над новой темой.
1.Слово учителя (сопровождается Презентацией 2).
Полное имя императрицы Екатерины II до ее приезда в Россию и принятия православия было София-Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская. Она была немецкой принцессой и происходила из старинных, но небогатых германских родов — герцогского по отцу и княжеского по матери. Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм.
Не удивительно, что еще в детстве, если, конечно, верить фольклору, маленькая принцесса услышала от какого-то странствующего монаха предсказание о том, что, в конце концов, она «наденет на голову корону великой империи, которой в настоящее время правит женщина». Похоже, что и в самом деле речь в этом предсказании шла о России, которой в то время правила императрица Елизавета Петровна.
Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы Елизаветы Петровны. В 1744 Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745г.
Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала, изучала сочинения замечательных французских просветителей и получила массу разнообразных сведений в юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Едва ли в целой России была женщина образованнее неё. Екатерина стала последовательной сторонницей идей Просвещения.
В то же время Екатерина усвоила обычаи и дух русского народа, а русский язык выучила так, что знала все поговорки, писала сочинения, выводила цитаты. Приведу лишь некоторые из них, касающиеся образования:
Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна.
Кто привык к трудам, тому труд облегчен.
Разумный человек всегда может найти упражнение.
Разумный человек в стыд не вменяет учиться и в совершенных летах,
чему не доучился в младости.
Учение в счастье человека украшает, в несчастье же служит прибежищем.
После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина сделалась императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя « Как бы поступил в таком случае Пётр? ».
Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях.
За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление о екатерининском царствовании как "золотом веке" русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям.
Екатерина царствовала 34 года. Всё это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история и дала ей имя Великой, в её честь в Петербурге поставлен памятник. В России Екатерину II не без оснований считали самой русской императрицей и с любовью называли «немецкая мать русского Отечества».
- Прочитайте текст на стр. 105-107. Какие изменения произошли при Екатерине II? ( На главной площади возник Медный всадник, Нева оделась в каменные набережные, строились каменные и чугунные мосты, был возведён Зимний дворец.)
Сообщение о Зимнем дворце.
Набережная, на которой стоит Зимний дворец, называется Дворцовой. Это огромное нарядное здание построено архитектором Франческо Бартоломео Растрелли для дочери Петра - императрицы Елизаветы Петровны. Правда, пожить в нём она так и не успела.
При Елизавете Петровне Россия стала могучей державой. В Петербурге жили посланники многих иностранных правителей.
Главная парадная лестница дворца называется Посольской, а парадный подъезд – Иорданским. Посольская – потому, что по этой лестнице входили послы иностранных государств. А Иорданский подъезд назван так, потому что Рождество напротив него во льду вырубалось Иорданская Купель, в день Рождества её освещали, а потом в неё окунались все желающие.
- А что в наши дни находится в Зимнем дворце? (Музей Эрмитаж)
Это один из крупнейших в мире музеев. В нём хранится огромное число экспонатов: от глубокой древности до наших дней. Но только небольшая часть экспонируется в четырёх зданиях: Зимнем дворце, Малом, Старом и Новом Эрмитаже. А ещё там есть пятое здание – Эрмитажный театр, где при Екатерине давали спектакли для двора, а теперь бывают лекции и концерты.
Эрмитаж
Воскресное утро. Осенний пейзаж.
А небо – прозрачно и чисто.
Сегодня мы с другом идем в Эрмитаж!
Ложатся нам под ноги листья.
Мы слышали столько про этот музей
От наших знакомых, родных и друзей!
И стало неловко нам даже,
Что не были мы в Эрмитаже.
И вот мы в музей знаменитый спешим,
Опавшей листвою мы дружно шуршим,
И вот мы под аркой проходим,
И вот мы на площадь выходим.
А вот перед нами и Зимний дворец!
Огромный зеленый фигурный ларец!
Учитель. Это один из крупнейших в мире музеев. В нем хранится огромное количество экспонатов: от глубокой древности до наших дней. Но только небольшая часть экспонируется в четырех зданиях: Зимнем дворце, Малом, Старом и Новом Эрмитажах. А еще там есть пятое здание – Эрмитажный театр, где при Екатерине давали спектакли для двора, а теперь слушают лекции и концерты.
Несколько залов в Эрмитаже посвящены древнему миру: Древней Греции, Древнему Египту, Древнему Риму.
Учитель. В 1785 году Екатерина II издает «Жалованную грамоту дворянству», согласно которой:
1) дворяне освобождались от телесных наказаний, налога, обязательной службы;
2) подтверждалось право собственности на землю и крепостных крестьян. (слайд 15)
Привилегии дворян были расширены, а жизнь крепостных крестьян стал невыносимой.
– Прочитайте статью на с. 107–108 учебника « Дворяне и крепостные крестьяне».
Учитель. Еще в начале своего правления Екатерина II попыталась поставить перед обществом вопрос об отмене крепостного права, но встретила оппозицию со стороны дворянства. Идти же наперекор дворянству было для царицы рискованно. Это означало неизбежную потерю трона.
– Как вели себя крепостные крестьяне?
Ученики. Одни крестьяне бежали от своих хозяев. Другие собирались в разбойные шайки, грабили на дорогах, нападали на помещичьи усадьбы, убивали их хозяев, жен и детей.
Пугачёв родился около 1742г. на Дону. После смерти отца с 14-летнего возраста он стал кормильцем семьи. Пугачёв прошёл трудный жизненный путь. «Где холоден и голоден, в тюрьмах сколько сидел – уж только одному богу вестимо», - говорил он о себе.
Беглый казак Е. Пугачёв объявил себя царём Петром III. Он создал повстанческую армию, использовал артиллерию, призывал присоединиться к восстанию. Война охватила огромную территорию Поволжья и Урала. Военными действиями армии правительства против войска казаков, крестьян, работных людей руководил А.В. Суворов. После ряда поражений Пугачёв был выдан богатыми казаками правительственным войскам и казнён в Москве.
IV. Физкультминутка.
V. Продолжение новой темы.
- А сейчас настало время поговорить о помощниках Екатерины Великой (см. Презентация 3).
Поэт Гаврила Романович Державин. Екатерина сама писала пьесы и издавала журнал «Всякая всячина», а для своих внуков в воспитательных целях она написала большой труд «Записки касательно российской истории». Державин, писавший, в том числе. Похвальные оды императрице, считается одним из лучших поэтов в России.
Григорий Александрович Потёмкин и Пётр Александрович Румянцев – известные военачальники.
Иван Иванович Бецкой был попечителем Московского и Петербургского воспитательных домов, президентом академии художеств.
Алексей Григорьевич Орлов, одержавший победы на морях.
Адмирал Василий Яковлевич Чичагов командовал балтийским флотом.
Александр Васильевич Суворов. В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем.
Отец не верил, что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы - уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет прослужил он простым солдатом, а в 1754 году был произведён в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. С именем Суворова связаны многие победы русской армии.
Прямой и честный характер Суворова не позволял ему склонять голову даже перед императорами. В 1799 году Суворов стал генералиссимус – это наивысшее воинское звание в русской армии. Умер Суворов в 1800 году, похоронили его в Александро-Невской лавре. А после него, кроме памяти о трудных походах и замечательных победах, осталась книга «Наука побеждать» .
Фёдор Фёдорович Ушаков, флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 года его командующий. Разработал и применил манёвренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно провёл Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции.
- Прочитайте текст на стр. 108-110 учебника. Назовите личные качества этих военачальников
( Мужество, решимость, бесстрашие, преданность родине).
VI. Закрепление изученного.
1. Викторина (Презентация 4).
2.Тестирование (Приложение 2).
Домашнее задание
Стр. 105 – 110.
Ответить на вопросы на стр. 110 – 111; подготовить дополнительный материал о Суворове, Ушакове и взятии крепости Измаил.
Автор: Кукушкина Светлана Степановна
Место работы: МБОУ СОШ № 16 г. Ногинск
Должность: учитель начальных классов
Дополнительные сведения: конспект урока окружающего мира
по теме «Екатерина Великая» для 4 класса
(УМК «Школа России»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Екатерина Великая" к уроку окружающего мира в 4 классе
Презентация для урока окружающего мира по теме:"Выдающиеся люди разных эпох. Екатерина Великая"...
Урок окружающего мира в 4 классе "Екатерина Великая"
Тема «Екатерина Великая».Цель: показ личности Екатерины II в истории России и Краснодарского края...
конспект урока окружающего мира в 4 классе "Екатерина Великая"
Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Екатерина Великая"...
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема. Екатерина Великая.
Конспект урока окружающего мира в 4 классе.Тема. Екатерина Великая. УМК Школа России...
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Страницы истории Отечества. Екатерина Великая".
Представлен современный урок в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются разные виды групповой работы....
Конспект урока окружающего мира "Екатерина Великая" 4 класс
Конспект урока окружающего мира "Екатерина Великая" 4 класс...
Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "История России. Екатерина Великая"
План конспект урока окружающего мира для учащихся 4 класса. Может быть использовано в любом УМК. Урок построен на работе в мини-группах с использованием технологии развития критического мышления...