урок окружающего мира во 2 классе "Водные богатства"
материал по окружающему миру (2 класс)

Цели урока: создание условий для формирования первоначальных представлений детей о водоемах страны, края, частях реки.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; с разнообразием водоёмов  планеты: океанами, морями,  озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов  родного края.

Развивающая: развивать мышление, память, внимание, устную речь, способность сопоставлять, анализировать, делать выводы, привитие интереса к предмету.

 

Воспитывающая: воспитывать любовь к родному краю, чувство бережного отношения к его природным «богатствам».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_vo_2_kl.docx38.19 КБ
PDF icon prezentatsiya_k_uroku_1.pdf1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе

Тема: «Водные богатства»  

УМК: «Школа России»

Место урока в образовательном процессе: данный урок включён в раздел учебника «Путешествия»

Методы: - по виду источника информации:

словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке актуализации познавательной деятельности, на этапе изучения нового материала, на этапе рефлексии, при подведении итогов урока)

наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе – как сопровождение)

практические (работа в группах, в парах, работа с учебником)

- по виду учебной деятельности:

самостоятельная работа (работа в группах – кластер, работа в парах – тетради на печатной основе, раздаточным материалом)

проблемно-поисковый

Приёмы: технологии проектного обучения, технологии группового обучения 

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование:

1.Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас»,  2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2019 г.

2. А. А. Плешаков  Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2019 г. 3. Глобус  4. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Технологическая карта урока

Тема

Водные богатства

Тип урока по целеполаганию

Урок открытия нового знания

Цель урока

Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о водоемах страны, края, частях реки

Задачи урока

Образовательная: познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; с разнообразием водоёмов  планеты: океанами, морями,  озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов  родного края. 

Развивающая: развивать мышление, память, внимание, устную речь, способность сопоставлять, анализировать, делать выводы, привитие интереса к предмету.

Воспитывающая: воспитывать любовь к родному краю, чувство бережного отношения к его природным «богатствам».

Основные термины и понятия

исток, русло, устье, притоки

Личностные результаты

Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные результаты

Формировать понятие река и её части, учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.

Формировать понятия значимости водоемов в жизни.

Метапредметные  результаты

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные УУД:

Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.

Планировать свои действия.

Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД:

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные УУД:

Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.

Планировать свои действия.

Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД:

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

                                       

                                      СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

1.Самоопределе-ние к деятельности

 Организационный момент.

Чтоб природе другом стать            Тайны все её узнать

Все загадки разгадать                     Научитесь наблюдать

Пока живёшь, не ленись                 Путешествуй и учись

А вот чему бы ты не учился, ты учишься для себя».

-Как вы понимаете это высказывание?

-Как вы думаете какие качества помогут добиться успеха на уроке?

Называют качества ученика, которые помогут добиться успеха.? (внимание, наблюдательность, усидчивость, любопытство, терпение, аккуратность, трудолюбие…)

Личностные УУД: принятие роли ученика, развитие познавательного интереса, формирование познавательных потребностей и учебных мотивов, положительное отношение к школе и адекватное представление о ней,осознанность учения

Регулятивные УУД:

формировать волевую саморегуляцию, настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку

Коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей 

2.Актуализация знаний

Мы продолжаем  изучение большого раздела «Путешествие». Как вы понимаете пословицу «Кто путешествует, тот познаёт» Надо вспомнить, что вы узнали на прошлом уроке?

На протяжении всего урока уровень нашей деятельности будем отражать на  Листе самооценки.

Рассмотрите его.  В первом столбике этапы урока, во втором - критерии оценивания, а в третьем количество баллов.

Обратите внимание на предпоследнюю строчку. Активность на уроке. На протяжении всего урока будете активность фиксировать каждый правильный ответ одним баллом.

Проверка д.з. Поиграем в игру «Да нет» да это плюс, нет минус

1.Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами - холм?

2.Самая высокая часть холма или горы  - вершина?

3. Холм имеет высоту более 200 метров?

4. Равнины, имеющие на поверхности возвышенности называются холмистыми?

5. Подошва – место, где начинается гора или холм?

6. Склон у горы и холма бывает пологий и крутой?

7. В нашей местности  ровная поверхность?

8. Горы, расположенные рядами – это горные хребты?

Ответы: -, +, -, +, +, +, -, +

Отмечаем в листе самооценке баллы

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; принимать и сохранять учебную задачу; контроль своих действий

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, поиск и выделение необходимой информации, умение ориентироваться в системе знаний

Коммуникативные: Оценивать правильность ответов и корректировать свои ответы, умение слушать, строить собственное высказывание

Мотивация учебной деятель-сти. Определение   темы урока и постановка цели и задач урока.

Тему урока  узнаете, разгадав загадку

Я и туча, и туман, и река, и океан,  и летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. Это ….   Вода

Значит о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (О воде, водоёмах)

(Модель – глобус)  Для нас, землян, нет планеты прекрасней, чем наша родная Земля. Какого цвета больше?  Мы привыкли называть планету, на которой мы живём Землёй, земным шаром и не задумываемся: а не сделал ли ошибку тот, кто первым придумал это название? А задуматься-то, право стоит! Какой же это земной шар, если земли-то на её поверхности не более 30% , а всё остальное вода: Земной шар правильно было бы назвать водяным, а не земным . Вода на Земле встречается повсюду. Вода необходима всем живым организмам: растениям, животным и человеку. Без воды нет жизни. Сегодня мы отправляемся в путешествие по водным богатствам нашей планеты.

Целеполагание.

- Какая  тема урока? (водные богатства)

Давайте сформулируем цель урока

- Познакомиться с разнообразием водоёмов

- Научиться различать части реки

- Какие учебные задачи поставим?

Узнать: что составляет водные богатства

Научиться: определять части реки, замечать и ценить красоту родного края

Систематизируют свои представления о водных богатствах, о видах, частях реки, охране водных богатствах.

Посмотреть в учебнике, если не могут сами сказать

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, поиск и выделение необходимой информации,

Коммуникативные: Оценивать правильность ответов и корректировать свои ответы.

Практическое применение знаний.

Физминутка

Защита проекта

Закрепление пройденного

Попробуем ответить на все эти вопросы

В картах роста отметим на каком уровне вы усвоите эту тему???

1.Работа в группах. Распределить карточки. 

Из чего складываются водные богатства? Главный вопрос урока. Проблема.

1-ая (группа Илья)  - Кластер «Водные богатства» на доске. Продукт деятельности: кластер на доске в центре.

2-ая (группа Даша)      -   составляет схему  «Части реки», Продукт деятельности: схема

3- я  (группа Вани)     -  кластер «Естественные и искусственные водоёмы» Продукт деятельности: кластер- таблица

4-ая (группа Лера)  на  переносной доски «Река  Лена» Продукт деятельности: на ватмане рассказ

5-ая группа  Настя  кластер «Экология»

Продукт деятельности: таблица

Защита 1 кластера. Послушаем, как первая группа  понимает  «водные богатства», определения из энциклопедии – океан, море, озеро

Ответы группы: К водным богатствам планеты относятся моря, океаны, реки, озёра, пруды, каналы, водохранилища

 А пока  командир группы оценит работу товарищей. Первая группа оцените свою работу  в Листе самооценки по критериям и с учётом мнения командира группы.

Защита 2 группы

Все водоёмы делятся на естественные – их создала природа и искусственные – их создал человек, для своих хозяйственных нужд.  

Естествен – океан, море, река, озеро. Самый огромный из них – океан, расшифруйте названия океанов слайд  Их 4 – Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый. (показ на карте).

Кто из вас был на море? На каком? Какие моря вы ещё знаете? Берега России омывают 12 морей.

- Чем отличается озеро от реки?

Река – постоянный водоток, озеро – это водоём со стоячей водой.

Какие вы знаете озёра России? (Балхаш, Ладожское, Каспийское, Байкал)

Отправимся на экскурсию на это озеро. Проведёт эту экскурсию Илья Пахоруков рассказ про Байкал

В нашей стране есть уникальное озеро – Байкал, оно находится в Сибири. Его максимальная глубина – 1642 метра. Вода в озере пресная и  настолько прозрачна, что камни и предметы видны на глубине 40 метров. В озеро впадает 336 рек, а вытекает всего одна – Ангара. Существует легенда про Ангару. Интересный обитатель озера – байкальская нерпа. (Текст)

Искусствен – пруд, канал, водохранилище

Командир, оцени работу своих товарищей. А теперь вы сами, подвиньте Листы самооценки и с учётом критерий и мнения командира определите свои баллы.

Так как «Водоёмы» составлены верно, эта группа  в Листе самооценки отражает на этапе  «Оценка содержания кластера или таблицы»  5 баллов.

(Если будут ошибки - исправим, баллы снизим согласно критериям)

Части реки. Защита кластера  

3 группа- Жила-была Река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком – это начало реки – исток, место, куда река впадает  - устье. У реки два берега – левый и правый. Как определить левый и правый берег реки? (надо смотреть в сторону течения). Притоки – впадают в другие реки. Русло – углубление, по которому течёт

Почему текут реки? (поверхность Земли неровная и реки текут из более высокого места в низкое.)

Какое течение может быть у рек? (горные и равнинные)

Красавица Лена  4 группа  (защита) Деформированный текст  (на доске) Лена – красивое имя гордой русской реки

Река Лена — это одна из самых крупных рек  Сибири. Она течёт на север по территории Иркутской области, Якутии и впадает в море Лаптевых. Длина реки - 4 400 км. Реку питают талые снеговые воды и дождевая вода. «Лена» с женским именем ничего общего не имеет, перевод с эвенкийского «Елю-Эне» - «большая река». Исток Лены - это маленькое болото, находящееся в 12 километрах от озера Байкал в Предбайкалье. Большая сибирская река Лена в условиях плохих дорог -  это единственный  транспортный путь Якутии. Именно по ней и происходит главная часть «северного завоза». Навигационный период длится на протяжении 125 - 170 дней. Крупнейший речной порт «Осетрово» находится в Усть-Куте

Физкультминутка «Речка»

  • К речке быстрой мы спустились,(Ходьба на месте)
  • Наклонились и умылись.(Наклоны вперед)
  • Раз, два, три, четыре,
  • Вот как славно освежились.(Хлопки в ладоши)
  • А теперь поплыли дружно,
  • Делать так руками нужно:(Круговые движения руками)
  • Вместе – раз, это – брасс.
  • Одной, другой – это кроль.
  • Все как один –
  • Плывём как дельфин.
  • Вышли на берег крутой(Прыжки на месте)
  • И отправились домой.(Ходьба на месте

7) Работа в парах    Соедини  линиями  Муравей Вопросик раньше никогда не слышал слов исток, устье, русло. Он хочет знать, что это такое. Научи Муравья, соединив таблички линиями. Исток      Место, где река впадает в другую реку, озеро, море     Устье       Углубление, по которому течёт река  Русло       Начало реки.  Пров ерка  по образцу. Оценивание в Листах самооценки    Слайд – эталон . О какой роли водоёма была наша физкультминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит водоём –это место отдыха людей)                                    -А как вы думаете, почему  чаще всего люди предпочитают отдых у водоёмов?  -Кто из вас был на море?                   Защита проекта Вани Раздъяконова «Красоты моря»                             Видео-ролик:отдых на Адаманском море               Оценка

5 ГРУППА ЗАЩИТА КЛАСТЕРА экология охрана воды  рассказ 

- А всегда ли правильно ведут  себя люди находясь у водоёма?

-А такие пейзажи вам нравятся?

-Какое значение имеют водоёмы?

- Нужно ли охранять водоёмы?

-Как взрослые и дети должны охранять водоёмы?

-Какой вред водоёмам наносят заводы?

Бережное отношение к воде –гарантия продолжения жизни на земле.

Стихотворение

Стой, человек! Не губи ты природу.

Ты видишь, в опасности наша земля.

Беднеет тайга, загрязняются реки,

Без рыбы остались озёра, моря.

Людская беспечность, зло и жестокость

Большую приносят беду.

Должны мы все вместе сберечь планету.

Услышать животных мольбу.

Структурируют материал, работают в группах

Регулятивные:  самоконтролировать ответы учащихся и свои ответы.

 Познавательные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы, анализ, сравнение.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Личностные: понимание важности водных богатств

Регулятивные: умение действовать по инструкции учителя; удерживать учебную задачу;

Познавательные: работать с текстовой информацией ,с таблицей.

Коммуникативные: построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные: планировать и контролировать ход выполнения задания, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Познавательные: анализ и  синтез информации; построение логической цепи рассуждений; оформление кластера;

Коммуникативные: умение сотрудничать с другими учащимися, и с учителем в поиске необходимой информации, принимают чужую точку зрения, отстаивать свою точку зрения.

 Итог урока

Рефлексия

Подсчёт баллов в Листах самооценки

30-35 баллов – отметка «5»

24-29 баллов  -  отметка «4»

18-23 балла - отметка  «3»

В картах роста отмечаем на каком уровне вы усвоили новую тему   Волшебные линеечки

Ребята, справились вы с задачами, поставленными перед уроком, как вы считаете?

- Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Все вы очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

- Кто считает, что получил знания ставьте кораблики в море знаний, а те кто не уверен в этом, остаются в заливе правил

   

Соотносят изученный материал с личным опытом. Доказывают.

Представляют результаты работы

Оценивают свою работу в Листах самооценки. Остальные слушают. Осуществляют подсчёт

баллов в Листах самооценки, показывают на карточка

Соотносят предложения со своим самочувствием, настроением. Выбирают место для кораблика

Личностные: Формируем умение устанавливать значение результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Коммуникативные:

Формируем умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

Формируем умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще принадлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 Задание на дом:

 Диффренцированно по выбору:  кто хочет,

1.Из каких частей состоит река? Что составляет водные богатства?

2.Провести опрос «Как мы охраняем водоемы нашего города». Составить анкету из 5 вопросов. Оформить результаты в таблице. Сделать вывод из 3-5 предложений.

Определяют домашнее задание. Записывают задание в дневник


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира, тема "Богатства природы", 1 класс

Образовательная система "Школа 2100". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Разработка урока окружающий мир "Водные богатства моего края" 4 класс УМК "Школа России"

Данный урок проводился в рамках ежегодной школьной предметной недели. На нем присутствовали учителя начальных классов школы.Это урок  «открытия» новых знаний, очередной в разделе « Мой край».Цель...

Конспект к уроку окружающего мира «Природные богатства и труд людей-основа экономики»

Тема: «Природные богатства и труд людей-основа экономики».Цель: познакомить с факторами, составляющими основу экономики.  Планируемые результаты:личностные: 1. Формирование уважительног...

Урок окружающего мира «Водные богатства нашего края» в 4 классе

Урок окружающего мира «Водные богатства нашего края» в 4 классе...

Конспект урока окружающий мир "«Природные богатства». 3 кл школа россии

Конспект урока окружающий мир "«Природные богатства». 3 кл школа россии...